Напоминание

Организация физкультурно-оздоровительной работы в дошкольном образовательном учреждении


Авторы: Виганд Маргарита Александровна, Поданева Татьяна Владимировна
Должность: студент, кандидат пед.наук, доцент
Учебное заведение: Алтайский государственный педагогический университет
Населённый пункт: г. Барнаул
Наименование материала: статья
Тема: Организация физкультурно-оздоровительной работы в дошкольном образовательном учреждении
Раздел: дошкольное образование





Назад




Организация физкультурно-оздоровительной работы в дошкольном

образовательном учреждении

Поданева Татьяна Владимировна, кандидат педагогических наук, доцент;

Виганд Маргарита Александровна, магистрант

Алтайский государственный педагогический университет (г. Барнаул)

Модернизация системы дошкольного образования ставит множество задач,

в том числе – сохранение здоровья подрастающего поколения, формирование у

ребенка необходимых привычек к ведению здорового образа жизни. Одной из

актуальных

задач

на

современном

этапе

является

забота

о

здоровье

подрастающего

поколения.

Главной

целью

образования

после

его

реформирования

является

создание

образовательной

среды,

которая

способствует физическому и нравственному оздоровлению дошкольников,

формирует здоровый образ жизни и мотивацию, воспитывает культуру

здоровья.

Задачи сохранения и укрепления здоровья человека нашли свое отражение

в нормативно-правовых документах, таких как закон «Об образовании в РФ»,

СанПиН 2.4.1.3049-13, Закон «О санитарно-эпидемиологическом благополучии

населения РФ», Указ президента Российской Федерации «О неотложных мерах

по обеспечению здоровья населения РФ», «Конвенция о правах ребенка»,

Федеральный

государственный

образовательный

стандарт

дошкольного

образования и т.д.

В последние годы наблюдается повышенный интерес к проблеме

индивидуального

здоровья

человека,

что

подтверждается

большим

количеством исследований ведущих учёных России и мира (И. А. Аршавский,

Н.П. Дубинин и др.) По мнению ученых, особое внимание необходимо уделить

детскому периоду жизни, так как именно в этом возрасте происходит развитие

потенциальных

возможностей

взрослого

человека.

В

детстве

человек

осуществляет более напряжённую, более сложную, чем взрослый, работу по

саморефлексии, самопостроению и самоконтролю.

И. И. Брехман утверждал, что обучение здоровью нужно начинать с

самого раннего возраста человека [6]. Н.А. Амосов подчеркивал важность

главного созидания – здоровья человека – «Народ здоров, если здорово

общество». Я согласна с данным утверждением, так как один человек – это

всего лишь маленькая частичка большого общества, а для того, чтобы было

здорово все общество и народ в целом, нужно чтобы каждая составляющая

общества была здорова.

В дошкольном возрасте закладывается фундамент здоровья ребёнка,

происходит его интенсивный рост и развитие, формируются основные

движения, осанка, а также необходимые навыки и привычки, приобретаются

базовые физические качества, вырабатываются черты характера, без которых

невозможен здоровый образ жизни. Поэтому в настоящее время в качестве

одного из приоритетных направлений педагогической деятельности выделяется

создание

физкультурно-оздоровительной

среды

в

условиях

ДОУ.

Физкультурно-оздоровительной

работе

в

ДОУ

уделяется

повышенное

внимание, потому что значительная часть детей имеет проблемы со здоровьем,

а очень многих малышей можно отнести к категории часто болеющих. Данный

вид

деятельности

в

условиях

ДОУ

можно

охарактеризовать

как

целенаправленную и четко спланированную на длительный промежуток

времени работу всего педагогического коллектива. Целью физкультурно-

оздоровительной работы является не только физическое, но и психологическое

развитие ребенка, а также приобщение его к здоровому образу жизни.

К основным задачам физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ можно

отнести следующие:

1)

создание необходимых условий для

сохранения и укрепления

здоровья дошкольников;

2)

формирование жизненно-необходимых двигательных навыков;

3)

создание условий для необходимой двигательной активности детей с

учетом их интересов, а также возрастных и индивидуальных особенностей;

4)

воспитание потребности в ведении здорового образа жизни.

Перечисленные задачи следует начинать решать уже с начального этапа

развития ребенка, то есть с его рождения. Внедрить в режим дня ребенка

небольшие физические упражнения, пусть даже примитивные, а также игры с

ребенком, которые способствуют формированию основных переместительных

движений, роста скелета ребенка и мышечной массы.

Как известно, дошкольное детство - это решающий этап в становлении

физического и психического здоровья. В свою очередь, утренняя зарядка несет

в себе огромную психологическую роль – формирование привычки начинать

день с физических упражнений.

Физкультурно-оздоровительная работа основывается на главенствующих

принципах педагогики – системность, последовательность, гуманизация,

комплексность, доступность, а также на взаимодействии и сотрудничестве ДОУ

с родителями воспитанников. Основными средствами, которыми пользуется

педагог, являются занятия с физическими упражнениями, например комплексы

утренней гимнастики. Занятия по физической культуре являются основной

формой

организованного

систематического

обучения

детей

физическим

упражнениям. Упражнения подбираются в зависимости от задач, возраста,

физического

развития,

состояния

здоровья

детей,

физкультурного

оборудования [4].Также необходимо использовать оздоровительные силы

природы с целью закаливания организма, соблюдать гигиенический режим дня

и труда, овладение знаниями личной и общественной гигиены.

Физкультурно-оздоровительная работа в ДОУ включает в себя следующие

мероприятия:

-физкультурное занятие;

-утренняя гимнастика;

-гимнастика после дневного сна;

-динамические паузы;

-подвижные игры и упражнения на прогулке, закаливающие мероприятия.

При проведении данных мероприятий необходимо точно анализировать

степень трудности выполнения заданного упражнения, подмечать, что ребенку

нравится делать, а что нет, при этом побуждая его преодолевать трудности, с

которыми он сталкивается, обращать внимание на его победы над собой.

Для

реализации

перечисленных

мероприятий

в

ДОУ

создаются

определенные условия, которые способствуют укреплению здоровья в целом.

Вместе

с

этим,

также

используются

традиционные

формы

и

методы

оздоровительной

и

профилактической

работы

с

дошкольниками.

Для

организации

физкультурно-оздоровительной

работы

в

ДОУ представлен

физкультурный зал, оснащённый необходимым для занятий оборудованием,

спортивная площадка на улице, физкультурные уголки во всех возрастных

группах,

а

также

кабинет

психолога,

медицинский,

процедурный

и

логопедический

кабинеты

[1].

Следует

отметить

важность

соблюдения

безопасности

жизнедеятельности

воспитанников,

которая

предполагает

изучение правил дорожного движения и техники безопасности на занятиях и в

совместной деятельности.

Оздоровительная деятельность осуществляется в тесном взаимодействии с

родителями воспитанников. Если четко сформирован режим дня и должное

внимание уделяется здоровью ребенка и его состоянию в целом, то и в ДОУ

ребенок будет положительно настроен на мероприятия. Работа с родителями

предполагает проведение воспитателем анкетирования, опросов, консультаций

по различным вопросам, организации тематических собраний с родителями и

т.д. Мероприятия по оздоровлению детей в ДОУ включает работу психолога,

направленную на развитие коммуникативных навыков и коррекцию проблем

эмоционального состояния (страхи, тревожность, агрессивность и пр.) [5].

Главное – научить ребенка с малых лет ценить свое собственное здоровье,

укреплять его всеми возможными способами и беречь. Только так мы сможем

быть уверенными в том, что будущее поколение будет развито физически,

интеллектуально и духовно.

Важно отметить педагогические условия организации физкультурно-

оздоровительной работы в ДОУ:

повышение профессиональной компетентности педагогов в области

физического воспитания детей дошкольного возраста,

формирование интереса к физкультурно-оздоровительной работе в

условиях ДОУ у родителей,

реализация индивидуально-дифференцированного подхода в работе с

детьми [2].

Таким образом, физкультурно-оздоровительная работа в условиях ДОУ

направлена на сохранение физического и психического здоровья, а также

укрепление организма ребенка в целом. Выбор конкретных средств и методов

зависит от контингента детей и задач дошкольного учреждения.

Исходя из вышесказанного следует, что данное направление работы

является одним из наиболее важных и значимых в работе ДОУ. Федеральный

государственный общеобразовательный стандарт определяет в качестве одной

из важнейших задач охрану и укрепление здоровья воспитанников через

интеграцию

образовательных

областей,

создание

условий

безопасной

образовательной среды, осуществление комплекса психолого-педагогической,

профилактической и оздоровительной работы [3].

Охрана здоровья детей – приоритетное направление общества, поскольку

лишь здоровые дети в состоянии усваивать полученные знания и, в будущем,

способны заниматься общественно полезным трудом.

Литература:

1.

Мамонов А.К. Название источника: Словарь-справочник. М.: Моском,

2012. — 304 с.

2.

Антохин К.С., Некрасов П.П. Название источника: учебное пособие.

М.: Исторические науки, 1999. — 159 с.

1.

Алямовская, В.Г. Как воспитать здорового ребёнка [Текст]/ В.Г.

Алямовская. – Москва : « Линка-пресс»,1993. – 112 с.

2.

Глазырина, Л.Д. Физическая культура – дошкольникам[Текст] / Л. Д.

Глазырина. – Москва : Издательство ВЛАДОС, 1999. – 205 с.

3.

Маханева,

М.Д.

Воспитание

здорового

ребёнка.

Пособие

для

практических работников дошкольных образовательных учреждений [Текст] /

М. Д. Маханева. – Москва : Наука, 2000. – 103 с.

4.

Оверчук, Т. И. Здоровье и физическое развитие детей в дошкольных

образовательных учреждениях: проблемы и пути оптимизации [Текст] / Т. И.

Оверчук. –Москва : Издательство ГНОМ, 2006. – 231 с.

5.

Сивцова, А.М. Здоровьесберегающие педагогические технологии в

дошкольном образовательном учреждении: выбор, внедрение и рациональное

использование: Методические рекомендации [Текст] / А. М. Сивцова. – Санкт-

Петербург : СПбАППО, 2010. – 56 с.

6.

Шарагин, А.А. Значение физкультурно-оздоровительной работы в

дошкольном учреждении [Текст] / А. А. Шарагин. – Ульяновск : УГПУ, 2017. –

217 с.



В раздел образования