Авторы: Виганд Маргарита Александровна, Поданева Татьяна Владимировна
Должность: студент, кандидат пед.наук, доцент
Учебное заведение: Алтайский государственный педагогический университет
Населённый пункт: г. Барнаул
Наименование материала: статья
Тема: Организация физкультурно-оздоровительной работы в дошкольном образовательном учреждении
Раздел: дошкольное образование
Организация физкультурно-оздоровительной работы в дошкольном
образовательном учреждении
Поданева Татьяна Владимировна, кандидат педагогических наук, доцент;
Виганд Маргарита Александровна, магистрант
Алтайский государственный педагогический университет (г. Барнаул)
Модернизация системы дошкольного образования ставит множество задач,
в том числе – сохранение здоровья подрастающего поколения, формирование у
ребенка необходимых привычек к ведению здорового образа жизни. Одной из
актуальных
задач
на
современном
этапе
является
забота
о
здоровье
подрастающего
поколения.
Главной
целью
образования
после
его
реформирования
является
создание
образовательной
среды,
которая
способствует физическому и нравственному оздоровлению дошкольников,
формирует здоровый образ жизни и мотивацию, воспитывает культуру
здоровья.
Задачи сохранения и укрепления здоровья человека нашли свое отражение
в нормативно-правовых документах, таких как закон «Об образовании в РФ»,
СанПиН 2.4.1.3049-13, Закон «О санитарно-эпидемиологическом благополучии
населения РФ», Указ президента Российской Федерации «О неотложных мерах
по обеспечению здоровья населения РФ», «Конвенция о правах ребенка»,
Федеральный
государственный
образовательный
стандарт
дошкольного
образования и т.д.
В последние годы наблюдается повышенный интерес к проблеме
индивидуального
здоровья
человека,
что
подтверждается
большим
количеством исследований ведущих учёных России и мира (И. А. Аршавский,
Н.П. Дубинин и др.) По мнению ученых, особое внимание необходимо уделить
детскому периоду жизни, так как именно в этом возрасте происходит развитие
потенциальных
возможностей
взрослого
человека.
В
детстве
человек
осуществляет более напряжённую, более сложную, чем взрослый, работу по
саморефлексии, самопостроению и самоконтролю.
И. И. Брехман утверждал, что обучение здоровью нужно начинать с
самого раннего возраста человека [6]. Н.А. Амосов подчеркивал важность
главного созидания – здоровья человека – «Народ здоров, если здорово
общество». Я согласна с данным утверждением, так как один человек – это
всего лишь маленькая частичка большого общества, а для того, чтобы было
здорово все общество и народ в целом, нужно чтобы каждая составляющая
общества была здорова.
В дошкольном возрасте закладывается фундамент здоровья ребёнка,
происходит его интенсивный рост и развитие, формируются основные
движения, осанка, а также необходимые навыки и привычки, приобретаются
базовые физические качества, вырабатываются черты характера, без которых
невозможен здоровый образ жизни. Поэтому в настоящее время в качестве
одного из приоритетных направлений педагогической деятельности выделяется
создание
физкультурно-оздоровительной
среды
в
условиях
ДОУ.
Физкультурно-оздоровительной
работе
в
ДОУ
уделяется
повышенное
внимание, потому что значительная часть детей имеет проблемы со здоровьем,
а очень многих малышей можно отнести к категории часто болеющих. Данный
вид
деятельности
в
условиях
ДОУ
можно
охарактеризовать
как
целенаправленную и четко спланированную на длительный промежуток
времени работу всего педагогического коллектива. Целью физкультурно-
оздоровительной работы является не только физическое, но и психологическое
развитие ребенка, а также приобщение его к здоровому образу жизни.
К основным задачам физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ можно
отнести следующие:
1)
создание необходимых условий для
сохранения и укрепления
здоровья дошкольников;
2)
формирование жизненно-необходимых двигательных навыков;
3)
создание условий для необходимой двигательной активности детей с
учетом их интересов, а также возрастных и индивидуальных особенностей;
4)
воспитание потребности в ведении здорового образа жизни.
Перечисленные задачи следует начинать решать уже с начального этапа
развития ребенка, то есть с его рождения. Внедрить в режим дня ребенка
небольшие физические упражнения, пусть даже примитивные, а также игры с
ребенком, которые способствуют формированию основных переместительных
движений, роста скелета ребенка и мышечной массы.
Как известно, дошкольное детство - это решающий этап в становлении
физического и психического здоровья. В свою очередь, утренняя зарядка несет
в себе огромную психологическую роль – формирование привычки начинать
день с физических упражнений.
Физкультурно-оздоровительная работа основывается на главенствующих
принципах педагогики – системность, последовательность, гуманизация,
комплексность, доступность, а также на взаимодействии и сотрудничестве ДОУ
с родителями воспитанников. Основными средствами, которыми пользуется
педагог, являются занятия с физическими упражнениями, например комплексы
утренней гимнастики. Занятия по физической культуре являются основной
формой
организованного
систематического
обучения
детей
физическим
упражнениям. Упражнения подбираются в зависимости от задач, возраста,
физического
развития,
состояния
здоровья
детей,
физкультурного
оборудования [4].Также необходимо использовать оздоровительные силы
природы с целью закаливания организма, соблюдать гигиенический режим дня
и труда, овладение знаниями личной и общественной гигиены.
Физкультурно-оздоровительная работа в ДОУ включает в себя следующие
мероприятия:
-физкультурное занятие;
-утренняя гимнастика;
-гимнастика после дневного сна;
-динамические паузы;
-подвижные игры и упражнения на прогулке, закаливающие мероприятия.
При проведении данных мероприятий необходимо точно анализировать
степень трудности выполнения заданного упражнения, подмечать, что ребенку
нравится делать, а что нет, при этом побуждая его преодолевать трудности, с
которыми он сталкивается, обращать внимание на его победы над собой.
Для
реализации
перечисленных
мероприятий
в
ДОУ
создаются
определенные условия, которые способствуют укреплению здоровья в целом.
Вместе
с
этим,
также
используются
традиционные
формы
и
методы
оздоровительной
и
профилактической
работы
с
дошкольниками.
Для
организации
физкультурно-оздоровительной
работы
в
ДОУ представлен
физкультурный зал, оснащённый необходимым для занятий оборудованием,
спортивная площадка на улице, физкультурные уголки во всех возрастных
группах,
а
также
кабинет
психолога,
медицинский,
процедурный
и
логопедический
кабинеты
[1].
Следует
отметить
важность
соблюдения
безопасности
жизнедеятельности
воспитанников,
которая
предполагает
изучение правил дорожного движения и техники безопасности на занятиях и в
совместной деятельности.
Оздоровительная деятельность осуществляется в тесном взаимодействии с
родителями воспитанников. Если четко сформирован режим дня и должное
внимание уделяется здоровью ребенка и его состоянию в целом, то и в ДОУ
ребенок будет положительно настроен на мероприятия. Работа с родителями
предполагает проведение воспитателем анкетирования, опросов, консультаций
по различным вопросам, организации тематических собраний с родителями и
т.д. Мероприятия по оздоровлению детей в ДОУ включает работу психолога,
направленную на развитие коммуникативных навыков и коррекцию проблем
эмоционального состояния (страхи, тревожность, агрессивность и пр.) [5].
Главное – научить ребенка с малых лет ценить свое собственное здоровье,
укреплять его всеми возможными способами и беречь. Только так мы сможем
быть уверенными в том, что будущее поколение будет развито физически,
интеллектуально и духовно.
Важно отметить педагогические условия организации физкультурно-
оздоровительной работы в ДОУ:
повышение профессиональной компетентности педагогов в области
физического воспитания детей дошкольного возраста,
формирование интереса к физкультурно-оздоровительной работе в
условиях ДОУ у родителей,
реализация индивидуально-дифференцированного подхода в работе с
детьми [2].
Таким образом, физкультурно-оздоровительная работа в условиях ДОУ
направлена на сохранение физического и психического здоровья, а также
укрепление организма ребенка в целом. Выбор конкретных средств и методов
зависит от контингента детей и задач дошкольного учреждения.
Исходя из вышесказанного следует, что данное направление работы
является одним из наиболее важных и значимых в работе ДОУ. Федеральный
государственный общеобразовательный стандарт определяет в качестве одной
из важнейших задач охрану и укрепление здоровья воспитанников через
интеграцию
образовательных
областей,
создание
условий
безопасной
образовательной среды, осуществление комплекса психолого-педагогической,
профилактической и оздоровительной работы [3].
Охрана здоровья детей – приоритетное направление общества, поскольку
лишь здоровые дети в состоянии усваивать полученные знания и, в будущем,
способны заниматься общественно полезным трудом.
Литература:
1.
Мамонов А.К. Название источника: Словарь-справочник. М.: Моском,
2012. — 304 с.
2.
Антохин К.С., Некрасов П.П. Название источника: учебное пособие.
М.: Исторические науки, 1999. — 159 с.
1.
Алямовская, В.Г. Как воспитать здорового ребёнка [Текст]/ В.Г.
Алямовская. – Москва : « Линка-пресс»,1993. – 112 с.
2.
Глазырина, Л.Д. Физическая культура – дошкольникам[Текст] / Л. Д.
Глазырина. – Москва : Издательство ВЛАДОС, 1999. – 205 с.
3.
Маханева,
М.Д.
Воспитание
здорового
ребёнка.
Пособие
для
практических работников дошкольных образовательных учреждений [Текст] /
М. Д. Маханева. – Москва : Наука, 2000. – 103 с.
4.
Оверчук, Т. И. Здоровье и физическое развитие детей в дошкольных
образовательных учреждениях: проблемы и пути оптимизации [Текст] / Т. И.
Оверчук. –Москва : Издательство ГНОМ, 2006. – 231 с.
5.
Сивцова, А.М. Здоровьесберегающие педагогические технологии в
дошкольном образовательном учреждении: выбор, внедрение и рациональное
использование: Методические рекомендации [Текст] / А. М. Сивцова. – Санкт-
Петербург : СПбАППО, 2010. – 56 с.
6.
Шарагин, А.А. Значение физкультурно-оздоровительной работы в
дошкольном учреждении [Текст] / А. А. Шарагин. – Ульяновск : УГПУ, 2017. –
217 с.