Авторы: Татарова Людмила Анатольевна, Скорнякова Ольга Михайловна
Должность: воспитатели подготовительной к школе группы № 3
Учебное заведение: МБОУ "Центр Образования" №15 "Луч"
Населённый пункт: Белгород Белгородская обл.
Наименование материала: статья
Тема: "Игра и моделирование- как основные методы развития и воспитания детей дошкольного возраста"
Раздел: дошкольное образование
«Игра и моделирование - как основные методы экологического развития
и воспитания детей дошкольного возраста»
В жизни детей дошкольного возраста игра является ведущей деятель-
ностью.
Игра - это эмоциональная деятельность, в которой играющий ребёнок
находится в хорошем расположении духа, активен и чаще всего доброжела-
телен. Это тот момент, когда у ребёнка развивается фантазия, мышление,
самостоятельность.
Эффективность ознакомления дошкольников с природой в большей сте-
пени зависит от их эмоционального отношения к воспитателю, который обу-
чает, даёт задания, учитывая интерес ребёнка, нацеливает на определенную
деятельность, организует наблюдения и практическое взаимодействие с рас-
тениями и животными. Поэтому первый момент, который объединяет два
аспекта педагогики (игру и ознакомление с природой), заключается в том,
чтобы «погрузить» дошкольников в любимую деятельность и создать благо-
приятный эмоциональный фон для восприятия «природного» содержания.
Второй значимый момент связан с выработкой отношения детей к природе,
которое в рамках экологического воспитания является конечным результа-
том.
Психологи рассматривают игровую деятельность, как проявление сложивше-
гося у дошкольника положительного отношения к тому содержанию, которое
она в себе несёт. Всё, что нравится детям, всё, что их впечатлило, преобразу-
ется в практику сюжетной или какой-либо другой игры. Поэтому, если до-
школьники организовали игру на природоведческий характер (зоопарк, фер-
ма, цирк животных и другие), это означает, что полученные представления
оказались яркими, впечатлительными, запоминающимися, вызвали эмоцио-
нальный отклик, преобразовались в отношение, которое её и спровоцирова-
ло.
Усвоение знаний о природе при помощи игры, вызывающей эмоциональные
переживания у детей, не может не оказать влияния на формирование у них
бережного отношения к объектам растительного и животного мира. Очень
актуально в наше время, когда наблюдается много случаев жестокого об-
ращения с бездомными животными, а так же и домашними животными, ор-
ганизовывать с дошколятами такую игру, как «Лечебница доктора Айболи-
та» (где дети знакомятся с профессией ветеринар), игра «Приют для живот-
ных» (учатся ухаживать за животными). Экологические знания, вызывающие
эмоциональную реакцию у детей, войдут и в их самостоятельную игру, ста-
нут её содержанием.
Большой отклик у детей вызывают прочитанные с обсуждением по наводя-
щим вопросам
воспитателя
рассказы
природоведческого характера
(рассказы Е. Чарушина «Кошка Маруська», «Воробей»; М.Пришвина «Ребята
и утята», Л. Толстого «Лев и собачка» и других писателей), результатом ко-
торых становятся организованные игры детей, где дети проявляют максимум
внимания ко всему окружающему их в природе.
Просмотр мультфильмов, поставленных по произведениям известных писа-
телей таких, как Д. Мамин - Сибиряк «Про храброго зайца», «Серая Шейка»;
Н.Некрасова «Дед Мазай и зайцы», всегда вызывают интерес у дошкольни-
ков в выполнение творческих работ в виде рисунков, аппликаций, лепки сю-
жетов, героев.
Игры экологического направления способствуют и к развитию у ребёнка со-
чинительства. Здесь важна целенаправленная работа педагога и родителей,
которые будут помогать, не только поддерживать его начинания, но целе-
направленно направлять деятельность в сочинительстве на выражение своих
чувств к природе.
Метод моделирования как нельзя лучше соответствует особенностям интел-
лектуального развития дошкольника, и прежде всего, наглядно-образному
характеру его мышления. Именно предметное моделирование, перспектив-
ный метод моделирования сказки или рассказа экологического содержания,
дают положительные результаты в практическом применении, активизируя
познавательную деятельность дошкольников.
Метод моделирования дает ощутимые положительные результаты: позволя-
ет раскрыть связи между явлениями и сделать их доступными пониманию
ребёнка, улучшает понимание ребенком структуры и взаимосвязи составных
частей объекта или явления, формирует цельное представление о экосисте-
мах и временах года, а так же положительно влияет на развитие речи до-
школьников, способствует обогащению речевого словаря.
Степень усвоения экологического материала будет определяться по критери-
ям связной речи ребёнка в игровой деятельности, учебной, понимание свя-
зей между объектами (количество названных ребёнком взаимосвязанных яв-
лений или предмета), понимание строения предмета или состава явления.
Систематичность проводимых занятий с дошкольниками, постепенное углуб-
ление содержание занятий положительно отражается на разнообразии дея-
тельности детей. В своих рисунках, рассказах они стараются правильно, точно
и полно передать характерные признаки животного, способ его передвиже-
ния. Среду обитания, реалистически объяснить увиденное, услышанное из
рассказов педагога.
Естественным следствием систематической повседневной работы по озна-
комлению дошкольников с природой и развитие на основе этого их мышле-
ния и речи становится понимание ими своеобразия живой и неживой приро-
ды, их связи и зависимости первой от второй, а также правильное употребле-
ние в речи соответствующей терминологии. (Когда ребенок говорит, что снег
падает, как живой, то он понимает, что снег неживой, но для большей выра-
зительности сравнивает его с чем-то живым, то есть применяет навык моде-
лирования, условной замены одного объекта другим, систематизируя свои
знания).
Дошкольники старшей группы легко пользуются понятиями живое - неживое
при решении различных умственных задач.
Интересно и увлекательно проходят опыты, в процессе которых дети уста-
навливают определенные связи: намоченные семена прорастают быстрее
или почки веточки дерева, поставленная в воду. Эти выводы дошкольники
сами сделают после отслеживания по появившимся росточкам в разных ста-
канчиках, смогут вести дневник наблюдений и даже в сравнение, если,
например, поставить в баночку с водой веточки разных деревьев.
Детям интересны и другие опыты, например, дающие им представления и
некоторых свойствах воды и воздуха, когда воспитатель на глазах детей сво-
рачивает пустой полиэтиленовый пакет, который надувается. Дети делают
вывод, что там воздух и пакет не сразу сворачивается, что его необходимо
разгладить ладонью руки.
Целенаправленные наблюдения, создание воспитателем условий, в которых
дети приучаются самостоятельно замечать происшедшие в природе измене-
ния, способствуют тому, что постепенно они начинают рассматривать пред-
мет или явление детально, видеть то, что раньше ускользало от их восприя-
тия, могут выделить самое существенное, даже если оно не сразу заметно.
Попытки объяснить причину явления, самостоятельно обобщить свои знания
и применить их в деятельности, свидетельствуют о развитии мыслительной
активности, логичности мышления детей дошкольного возраста.
Старшие дошкольники могут в доступной форме для их понимания объяс-
нить сущность явлений природы, что служит развитию таких качеств связной
речи, как достоверность, понятность, доказательность.
С детьми старшего возраста интересно проходят разные дидактические и
игры и упражнения с элементами предметного моделирования во время экс-
курсий и прогулок. (например, детям предлагаются разные задания: найти
пять листьев разных деревьев и правильно назвать; найти самый большой
лист; собрать самые красивые листья; найти дерево и кустарник по описа-
нию; узнай на ощупь, с какого дерева лист. Введение элементов соревнова-
ния: Кто больше? Кто быстрее? – повышает интерес детей к этим играм).
Понимание последовательности сезонных изменений растений вызывает не-
которое затруднение даже у детей старшей группы. Часто пропускают они
одно из звеньев процесса, указывают на первое и последнее звенья, выде-
ляя самое яркое, привлекающее их внимание.
Дидактические игры с картинками, например, разные варианты дидактиче-
ской игры: «Что сначала, что потом?» помогают детям узнавать последова-
тельность развития отдельного растения (земляника, одуванчик), а также по-
следовательность времен года (осень-зима-весна-лето).
Задание, данное воспитателем: «Разложи по порядку картинки, покажи, что
бывает раньше (сначала), расскажи, почему ты так разложил»,- требует от ре-
бенка не только предметного действия, но и его объяснения. Задание такого
характера получают одновременно двое детей, а все остальные проверяют,
насколько правильно и быстро они его понимают.
Для упражнения детей в классификации явлений природы по сезонам прово-
дятся игры с картинками, изображающими сезонные явления в неживой при-
роде, растительном и животном мире, труде и быте людей, например, игры:
«Устроим выставку картин на тему «Зима-лето», «Когда это бывает». Цель
игры: «Устроим выставку картин» - уточнение знаний детей об особенностях
этих сезонов, развитие умения обобщать. Классификация картинок, изобра-
жающих резко отличающиеся сезоны, обычно не вызывают затруднений, но
правильно распределяя картинки по сезонам, дети значительно труднее вос-
принимают природные изменения в переходные времена года. Они не сразу
понимают необратимость развития сезонной жизни природы, поэтому педа-
гог может провести ту же игру несколько раз, изменяя постепенно сюжетное
наполнение картинок.
В таких дидактических играх создаются коллективными усилиями детей
предметные модели времен года, где наглядно представляются причинно-
следственные и временные связи, восприятие которых вызывает у детей за-
труднение при применении традиционных методов обучения дошкольни-
ков.
В заключении хочется сказать словами Льва Николаевича Толстого:
«И воспитание, и образование неразделимы. Нельзя воспитывать, не пере-
давая знания, всякое же знание действует воспитательно». Лев Николаевич
много раз говорил о большой роли учителя в жизни человека. По его мне-
нию, любой, кто учит и воспитывает, должен глубоко знать жизнь. Не обяза-
тельно иметь много знаний, нужно чувствовать и разделять первостепенное
и второстепенное, более и менее нужные вещи. В этом и состоит жизненная
мудрость. По Толстому, дети — чисты, невинны и безгрешны от природы.
Взрослея, они познают мир, ориентируясь прежде всего на поведение роди-
телей и близких людей. Поэтому главный завет всей толстовской педагогики
— в первую очередь заботиться не о воспитании молодого поколения, а со-
вершенствовании самого себя.
Татарова Людмила Анатольевна - воспитатель подготовительной к школе
группы №3 детского сада-структурного подразделения МБОУ ЦО №15
«Луч» города Белгород.