Напоминание

"Игра и моделирование- как основные методы развития и воспитания детей дошкольного возраста"


Авторы: Татарова Людмила Анатольевна, Скорнякова Ольга Михайловна
Должность: воспитатели подготовительной к школе группы № 3
Учебное заведение: МБОУ "Центр Образования" №15 "Луч"
Населённый пункт: Белгород Белгородская обл.
Наименование материала: статья
Тема: "Игра и моделирование- как основные методы развития и воспитания детей дошкольного возраста"
Раздел: дошкольное образование





Назад




«Игра и моделирование - как основные методы экологического развития

и воспитания детей дошкольного возраста»

В жизни детей дошкольного возраста игра является ведущей деятель-

ностью.

Игра - это эмоциональная деятельность, в которой играющий ребёнок

находится в хорошем расположении духа, активен и чаще всего доброжела-

телен. Это тот момент, когда у ребёнка развивается фантазия, мышление,

самостоятельность.

Эффективность ознакомления дошкольников с природой в большей сте-

пени зависит от их эмоционального отношения к воспитателю, который обу-

чает, даёт задания, учитывая интерес ребёнка, нацеливает на определенную

деятельность, организует наблюдения и практическое взаимодействие с рас-

тениями и животными. Поэтому первый момент, который объединяет два

аспекта педагогики (игру и ознакомление с природой), заключается в том,

чтобы «погрузить» дошкольников в любимую деятельность и создать благо-

приятный эмоциональный фон для восприятия «природного» содержания.

Второй значимый момент связан с выработкой отношения детей к природе,

которое в рамках экологического воспитания является конечным результа-

том.

Психологи рассматривают игровую деятельность, как проявление сложивше-

гося у дошкольника положительного отношения к тому содержанию, которое

она в себе несёт. Всё, что нравится детям, всё, что их впечатлило, преобразу-

ется в практику сюжетной или какой-либо другой игры. Поэтому, если до-

школьники организовали игру на природоведческий характер (зоопарк, фер-

ма, цирк животных и другие), это означает, что полученные представления

оказались яркими, впечатлительными, запоминающимися, вызвали эмоцио-

нальный отклик, преобразовались в отношение, которое её и спровоцирова-

ло.

Усвоение знаний о природе при помощи игры, вызывающей эмоциональные

переживания у детей, не может не оказать влияния на формирование у них

бережного отношения к объектам растительного и животного мира. Очень

актуально в наше время, когда наблюдается много случаев жестокого об-

ращения с бездомными животными, а так же и домашними животными, ор-

ганизовывать с дошколятами такую игру, как «Лечебница доктора Айболи-

та» (где дети знакомятся с профессией ветеринар), игра «Приют для живот-

ных» (учатся ухаживать за животными). Экологические знания, вызывающие

эмоциональную реакцию у детей, войдут и в их самостоятельную игру, ста-

нут её содержанием.

Большой отклик у детей вызывают прочитанные с обсуждением по наводя-

щим вопросам

воспитателя

рассказы

природоведческого характера

(рассказы Е. Чарушина «Кошка Маруська», «Воробей»; М.Пришвина «Ребята

и утята», Л. Толстого «Лев и собачка» и других писателей), результатом ко-

торых становятся организованные игры детей, где дети проявляют максимум

внимания ко всему окружающему их в природе.

Просмотр мультфильмов, поставленных по произведениям известных писа-

телей таких, как Д. Мамин - Сибиряк «Про храброго зайца», «Серая Шейка»;

Н.Некрасова «Дед Мазай и зайцы», всегда вызывают интерес у дошкольни-

ков в выполнение творческих работ в виде рисунков, аппликаций, лепки сю-

жетов, героев.

Игры экологического направления способствуют и к развитию у ребёнка со-

чинительства. Здесь важна целенаправленная работа педагога и родителей,

которые будут помогать, не только поддерживать его начинания, но целе-

направленно направлять деятельность в сочинительстве на выражение своих

чувств к природе.

Метод моделирования как нельзя лучше соответствует особенностям интел-

лектуального развития дошкольника, и прежде всего, наглядно-образному

характеру его мышления. Именно предметное моделирование, перспектив-

ный метод моделирования сказки или рассказа экологического содержания,

дают положительные результаты в практическом применении, активизируя

познавательную деятельность дошкольников.

Метод моделирования дает ощутимые положительные результаты: позволя-

ет раскрыть связи между явлениями и сделать их доступными пониманию

ребёнка, улучшает понимание ребенком структуры и взаимосвязи составных

частей объекта или явления, формирует цельное представление о экосисте-

мах и временах года, а так же положительно влияет на развитие речи до-

школьников, способствует обогащению речевого словаря.

Степень усвоения экологического материала будет определяться по критери-

ям связной речи ребёнка в игровой деятельности, учебной, понимание свя-

зей между объектами (количество названных ребёнком взаимосвязанных яв-

лений или предмета), понимание строения предмета или состава явления.

Систематичность проводимых занятий с дошкольниками, постепенное углуб-

ление содержание занятий положительно отражается на разнообразии дея-

тельности детей. В своих рисунках, рассказах они стараются правильно, точно

и полно передать характерные признаки животного, способ его передвиже-

ния. Среду обитания, реалистически объяснить увиденное, услышанное из

рассказов педагога.

Естественным следствием систематической повседневной работы по озна-

комлению дошкольников с природой и развитие на основе этого их мышле-

ния и речи становится понимание ими своеобразия живой и неживой приро-

ды, их связи и зависимости первой от второй, а также правильное употребле-

ние в речи соответствующей терминологии. (Когда ребенок говорит, что снег

падает, как живой, то он понимает, что снег неживой, но для большей выра-

зительности сравнивает его с чем-то живым, то есть применяет навык моде-

лирования, условной замены одного объекта другим, систематизируя свои

знания).

Дошкольники старшей группы легко пользуются понятиями живое - неживое

при решении различных умственных задач.

Интересно и увлекательно проходят опыты, в процессе которых дети уста-

навливают определенные связи: намоченные семена прорастают быстрее

или почки веточки дерева, поставленная в воду. Эти выводы дошкольники

сами сделают после отслеживания по появившимся росточкам в разных ста-

канчиках, смогут вести дневник наблюдений и даже в сравнение, если,

например, поставить в баночку с водой веточки разных деревьев.

Детям интересны и другие опыты, например, дающие им представления и

некоторых свойствах воды и воздуха, когда воспитатель на глазах детей сво-

рачивает пустой полиэтиленовый пакет, который надувается. Дети делают

вывод, что там воздух и пакет не сразу сворачивается, что его необходимо

разгладить ладонью руки.

Целенаправленные наблюдения, создание воспитателем условий, в которых

дети приучаются самостоятельно замечать происшедшие в природе измене-

ния, способствуют тому, что постепенно они начинают рассматривать пред-

мет или явление детально, видеть то, что раньше ускользало от их восприя-

тия, могут выделить самое существенное, даже если оно не сразу заметно.

Попытки объяснить причину явления, самостоятельно обобщить свои знания

и применить их в деятельности, свидетельствуют о развитии мыслительной

активности, логичности мышления детей дошкольного возраста.

Старшие дошкольники могут в доступной форме для их понимания объяс-

нить сущность явлений природы, что служит развитию таких качеств связной

речи, как достоверность, понятность, доказательность.

С детьми старшего возраста интересно проходят разные дидактические и

игры и упражнения с элементами предметного моделирования во время экс-

курсий и прогулок. (например, детям предлагаются разные задания: найти

пять листьев разных деревьев и правильно назвать; найти самый большой

лист; собрать самые красивые листья; найти дерево и кустарник по описа-

нию; узнай на ощупь, с какого дерева лист. Введение элементов соревнова-

ния: Кто больше? Кто быстрее? – повышает интерес детей к этим играм).

Понимание последовательности сезонных изменений растений вызывает не-

которое затруднение даже у детей старшей группы. Часто пропускают они

одно из звеньев процесса, указывают на первое и последнее звенья, выде-

ляя самое яркое, привлекающее их внимание.

Дидактические игры с картинками, например, разные варианты дидактиче-

ской игры: «Что сначала, что потом?» помогают детям узнавать последова-

тельность развития отдельного растения (земляника, одуванчик), а также по-

следовательность времен года (осень-зима-весна-лето).

Задание, данное воспитателем: «Разложи по порядку картинки, покажи, что

бывает раньше (сначала), расскажи, почему ты так разложил»,- требует от ре-

бенка не только предметного действия, но и его объяснения. Задание такого

характера получают одновременно двое детей, а все остальные проверяют,

насколько правильно и быстро они его понимают.

Для упражнения детей в классификации явлений природы по сезонам прово-

дятся игры с картинками, изображающими сезонные явления в неживой при-

роде, растительном и животном мире, труде и быте людей, например, игры:

«Устроим выставку картин на тему «Зима-лето», «Когда это бывает». Цель

игры: «Устроим выставку картин» - уточнение знаний детей об особенностях

этих сезонов, развитие умения обобщать. Классификация картинок, изобра-

жающих резко отличающиеся сезоны, обычно не вызывают затруднений, но

правильно распределяя картинки по сезонам, дети значительно труднее вос-

принимают природные изменения в переходные времена года. Они не сразу

понимают необратимость развития сезонной жизни природы, поэтому педа-

гог может провести ту же игру несколько раз, изменяя постепенно сюжетное

наполнение картинок.

В таких дидактических играх создаются коллективными усилиями детей

предметные модели времен года, где наглядно представляются причинно-

следственные и временные связи, восприятие которых вызывает у детей за-

труднение при применении традиционных методов обучения дошкольни-

ков.

В заключении хочется сказать словами Льва Николаевича Толстого:

«И воспитание, и образование неразделимы. Нельзя воспитывать, не пере-

давая знания, всякое же знание действует воспитательно». Лев Николаевич

много раз говорил о большой роли учителя в жизни человека. По его мне-

нию, любой, кто учит и воспитывает, должен глубоко знать жизнь. Не обяза-

тельно иметь много знаний, нужно чувствовать и разделять первостепенное

и второстепенное, более и менее нужные вещи. В этом и состоит жизненная

мудрость. По Толстому, дети — чисты, невинны и безгрешны от природы.

Взрослея, они познают мир, ориентируясь прежде всего на поведение роди-

телей и близких людей. Поэтому главный завет всей толстовской педагогики

— в первую очередь заботиться не о воспитании молодого поколения, а со-

вершенствовании самого себя.

Татарова Людмила Анатольевна - воспитатель подготовительной к школе

группы №3 детского сада-структурного подразделения МБОУ ЦО №15

«Луч» города Белгород.



В раздел образования