Автор: Анна Викторовна Петрова
Должность: учитель математики
Учебное заведение: МБОУ гимназия №5
Населённый пункт: Екатеринбург
Наименование материала: Статья
Тема: "Роль решения текстовых задач арифметическим способом в повышении уровня обученности"
Раздел: полное образование
Роль решения текстовых задач арифметическим способом в повышении уровня
обученности.
«Что значит владение математикой?
Это есть умение решать задачи, причём,
не только стандартные, но и требующие
известной независимости мышления,
здравого смысла, оригинальности,
изобретательности»
Д. Пойа
Роль текстовых задач в школьном курсе математики.
Можно кратко определить значение текстовых задач в школьном курсе математики.
Работа над задачей:
- развивает логическое мышление;
- помогает осмысливать и закреплять вычислительные навыки;
- имеет большое жизненно-практическое и воспитательное значение.
А. В. Шевкин так определяет роль текстовых задач в курсе математики:
1. Текстовые задачи являются важным средством обучения математике. С их помощью
учащиеся получают опыт работы с величинами, постигают взаимосвязи между ними,
получают опыт применения математики к решению практических задач.
2. Использование арифметических способов решения задач развивает смекалку и
сообразительность, умение ставить вопросы, отвечать на них, то есть развивает
естественный язык, готовит школьников к дальнейшему обучению.
3. Арифметические способы решения текстовых задач позволяют развивать умение
анализировать задачные ситуации, строить план решения с учётом взаимосвязей между
известными и неизвестными величинами (с учётом типа задачи), истолковывать результат
каждого действия в рамках условия задачи, проверять правильность решения с помощью
обратной задачи, то есть формулировать и развивать важные общеучебные умения.
4. Арифметические способы решения текстовых задач приучают детей к
первым абстракциям, позволяют воспитывать логическую культуру, могут способствовать
созданию благоприятного эмоционального фона обучения, развитию у школьников
эстетического чувства применительно к решению задачи (красивое решение!) и изучению
математики, вызывая интерес сначала к процессу поиска решения задачи, а потом к
изучаемому предмету.
5. Обучение и воспитание ребёнка во многом напоминает этапы развития человечества,
поэтому использование старинных задач и разнообразных арифметических способов их
решения позволяет вести обучение математике в историческом
контексте, что повышает
мотивацию учения, развивает творческий потенциал.
Пока мы будем учить детей на русском языке – не только великом и могучем, но и
достаточно трудном; пока мы хотим учить их сравнивать, выбирать наиболее простой
путь достижения поставленной цели; пока мы не отказались от воспитания гибкости и
критичности мышления; пока мы стараемся увязывать обучение математики с жизнью,
нам будет трудно обойтись без текстовых задач – традиционного для отечественной
методики средства обучения математике.