Напоминание

"Использование мультимедиа технологий на уроке"


Автор: Спирина Светлана Михайловна
Должность: преподаватель фортепиано
Учебное заведение: МБУ ДО ДМШ№1 им. М.К. Бутаковой
Населённый пункт: город Арзамас Нижегородская область
Наименование материала: доклад
Тема: "Использование мультимедиа технологий на уроке"
Раздел: дополнительное образование





Назад




Доклад на тему:

«Использование мультимедиа

технологий на уроке»

Мультимедиа

-

это

представление

объектов

и

процессов

не

традиционным текстовым описанием, а с помощью фото, видео, графики,

анимации, звука, то есть во всех известных сегодня формах. Здесь мы имеем

два основных преимущества – качественное и количественное.

Качественно новые возможности очевидны, если сравнить словесные

описания с непосредственным аудиовизуальным представлением.

Количественные преимущества выражаются в том, что мультимедиа

среда намного выше по информационной плотности. Действительно, одна

страница текста, как известно, содержит около 2 Кбайт информации.

Преподаватель произносит этот текст примерно в течении 1-2 минут. За ту

же минуту полноэкранное видео приносит порядка 1,2 Гбайт информации.

Вот почему «лучше один раз увидеть, чем миллион раз услышать».

Методика

использования

мультимедиа

технологий

предполагает:

совершенствование системы управления обучением на различных этапах

урока;

- усиление мотивации учения;

-улучшение

качества

обучения

и

воспитания,

что

повысит

информационную культуру учащихся;

-повышение уровня подготовки учащихся.

Мультимедийные уроки помогают решить следующие дидактические задачи:

усвоить

базовые

знания

при

разучивании

музыкального

произведения;

систематизировать усвоенные знания;

сформировать навыки самоконтроля;

сформировать мотивацию к учению в целом;

оказать

учебно-методическую

помощь

учащимся

в

самостоятельной работе.

Данную

технологию

можно

рассматривать

как

объяснительно-

иллюстративный метод обучения, основным назначением которого является

организация усвоения учащимися информации путем сообщения учебного

материала и обеспечения его успешного восприятия, которое усиливается

при подключении зрительной памяти. Известно , что большинство людей

запоминает

5%

услышанного

и

20%

увиденного.

Одновременное

использование аудио- и видеоинформации повышает запоминаемость до 40-

50%. Мультимедиа программы представляют информацию в различных

формах и тем самым делают процесс обучения более эффективным.

Экономия времени, необходимого для изучения конкретного материала, в

среднем составляет 30%, а приобретенные знания сохраняются в памяти

значительно дольше.

При использовании на уроке мультимедийных технологий структура

урока принципиально не изменяется. В нем по-прежнему сохраняются все

основные этапы, изменятся, возможно, только их временные характеристики.

Необходимо

отметить,

что

этап

мотивации

в

данном

случае

увеличивается и несет познавательную нагрузку. Это необходимое условие

успешности обучения, так как без интереса к пополнению недостающих

знаний, без воображения и эмоций немыслима творческая деятельность

ученика.

Структурная

компоновка

мультимедийной

презентации,

с

применением гипертекстовых ссылок развивает системное, аналитическое

мышление. Кроме того, с помощью презентации можно использовать

разнообразные

формы

организации

познавательной

деятельности:

групповую, индивидуальную.

Мультимедийная презентация, таким образом, наиболее оптимально и

эффективно соответствует триединой дидактической цели урока:

Образовательный

аспект

-

восприятие

учащимися

учебного

материала, осмысливание связей и отношений в объектах изучения.

Развивающий аспект - развитие познавательного интереса у учащихся,

умения обобщать, анализировать, сравнивать, активизация творческой

деятельности учащихся.

Воспитательный аспект - воспитание научного мировоззрения, умения

четко организовать самостоятельную работу.

Рассмотрим возможности использования мультимедийных технологий

на различных этапах урок.

I Этап работы

Организационный

Демонстрация темы и целей урока подготавливает учащихся к работе

на уроке, создаётся доброжелательный настрой учителя и учащихся, ученики

быстрее включаются в деловой ритм.

При Проверке домашнего задания

составляются вопросы для

проверки знаний, тестовый опрос по теории, это помогает

выявить уровень

знаний учащихся по заданному на дом заданию, всплывают причины

невыполнения домашнего задания.

Следующий этап работы.

Актуализация опорных знаний и способов действий

Составляются

вопросы и задания, подводящие к необходимости

изучения темы; или для обобщения пройденного материала, что помогает

восполнить недостающие у учащихся знания, вспомнить необходимые

опорные знания и способы действий.

Формирование дидактической цели вместе с учащимися;

это

использование различных приемов организации деятельности учащихся по

принятию цели, формирование новых понятий и способов действий -

основные понятия, схемы, таблицы, рисунки,

видеофрагменты

иллюстрирующие особенности нового материала.

В следующий этап (Применение знаний, формирование умений)

входят:

вопросы и задания, требующие мыслительной активности и

творческого осмысления материала, выполнение тренировочных заданий,

использование различных способов закрепления знаний.

И последний раздел (Контроль и учет знаний):

это

задания

разного уровня сложности,

использование различных способов контроля и

самоконтроля

знаний;

рецензирование

работ

учащихся

с

указанием

положительных моментов и недостатков в знаниях.

Мультимедийные технологии могут быть использованы:

Для анонсирования темы. Тема урока представлена на слайдах, в

которых кратко изложены ключевые моменты разбираемого вопроса;

Как

сопровождение

объяснения

учителя.

При

использовании

мультимедиа-презентаций в процессе объяснения новой темы достаточно

линейной последовательности кадров, в которой могут быть показаны самые

выигрышные моменты темы. На экране могут также появляться определения,

схемы,

(при

наличии

технических

возможностей

краткий

конспект

содержания презентации может быть распечатан для учащегося), тогда как

учитель, не тратя время на повторение, успевает рассказать больше.

Как информационно-обучающее пособие.

В обучении особенный

акцент ставится сегодня на собственную деятельность ребенка по поиску,

осознанию и переработке новых знаний. Учитель в этом случае выступает

как организатор процесса обучения, как руководитель самостоятельной

деятельности учащихся, оказывающий им нужную помощь и поддержку.

Мультимедийные технологии могут быть использованы

Для контроля знаний. Использование компьютерного тестирования

повышает эффективность учебного процесса, активизирует познавательную

деятельность школьников. Тесты могут представлять собой варианты

карточек с вопросами, ответы на которые ученик записывает в тетради, по

желанию учителя смена слайдов может быть настроена на автоматический

переход через определенный интервал времени.

Преимущества использования мультимедийных презентаций:

Учеников привлекает новизна проведения мультимедийных уроков. В

классе во время таких уроков создаётся обстановка реального общения, при

которой ученики стремятся выразить мысли “своими словами”, они с

желанием выполняют задания, проявляют интерес к изучаемому материалу.

У учеников появляется заинтересованность в получении более высокого

результата, готовность и желание выполнять дополнительные задания. При

выполнении практических действий проявляется самоконтроль.

Преподаватель

создающий,

или

использующий

информационные

технологии вынужден обращать огромное внимание на логику подачи

учебного материала, что положительным образом сказывается на уровне

знаний учащихся.

Изменяется, отношение к ПК. Ребята начинают воспринимать его в

качестве

универсального

инструмента

для

работы

в

любой

области

человеческой деятельности.

Рекомендации по разработке мультимедийных презентаций

Мультимедийные

программные

средства

обладают

большими

возможностями в отображении информации и оказывают непосредственное

влияние

на

мотивацию

обучаемых,

скорость

восприятия

материала,

утомляемость и, таким образом, на эффективность учебного процесса в

целом.

На

этапе

создания

мультимедийной

презентации

необходимо

учитывать следующие моменты:

Психологические особенности учащихся

Цели и результаты обучения

Структуру познавательного пространства

Выбор

наиболее

эффективных

элементов

компьютерных

технологий для решения конкретных задач конкретного урока.

Цветовую гамму оформления учебного материала.

При работе с мультимедийными презентациями на уроках необходимо

прежде всего учитывать психофизиологические закономерности восприятия

информации с экрана компьютера, телевизора, проекционного экрана. Работа

с визуальной информацией, подаваемой с экрана, имеет свои особенности, т.

к. при длительной работе вызывает утомление, снижение остроты зрения.

Особенно трудоемкой для человеческого зрения является работа с текстами.

При создании слайдов необходимо учесть ряд основных требований:

Слайд должен содержать минимально возможное количество слов.

Для надписей и заголовков следует употреблять четкий крупный

шрифт, ограничить использование просто текста. Лаконичность — одно из

исходных требований при разработке учебных программ.

Предпочтительнее выносить на слайд предложения, определения,

термины, которые учащиеся будут

прочитывать их вслух во время

демонстрации презентации.

Размер

букв,

цифр,

знаков,

их

контрастность

определяется

необходимостью их четкого рассмотрения.

Заливка

фона,

букв,

линий

предпочтительна

спокойного,

«неядовитого» цвета, не вызывающая раздражение и утомление глаз.

Рисунки, фотографии и другие иллюстрационные материалы должны

иметь максимально равномерно заполнять все экранное поле.

Нельзя перегружать слайды зрительной информацией.

Звуковое

сопровождение

слайдов

не

должно

носить

резкий,

отвлекающий, раздражающий характер.

Список использованной литературы

1.Титоренко Г.А. Современные информационные технологии. М.:

ЮНИТИ, 1999.

2.Олифер В., Олифер Н. Новые технологии в обучении. С.Пб.: БХВ-

Санкт-Петербург, 2000.

3.В. Дьяконов. Мультимедиа–ПК. // Домашний Компьютер, 1’99. С.

33-38.

4.В. Волков. Современные мультимедиа // Компьютер-ИНФО, 9’99.

С.121



В раздел образования