Напоминание

Приёмы критического мышления на уроках в начальных классах


Автор: Сычёва Валентина Николаевна
Должность: учитель начальных классов мбоу сош №9 г.елабуга
Учебное заведение: МБОУ СОШ №9 г.Елабуга
Населённый пункт: г.Елабуга Республика Татарстан
Наименование материала: Статья
Тема: Приёмы критического мышления на уроках в начальных классах
Раздел: начальное образование





Назад




Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №9» с углублённым изучением

отдельных предметов» Елабужского муниципального района

Республики Татарстан

Мастер- класс

«Приёмы критического мышления на уроках в

начальных классах»

Сычёва Валентина Николаевна учитель 1 квалификационной категории

2021 год

Чем должен овладеть ученик, выходя из стен начальной школы? Прежде

всего - умением учиться. У него должны быть сформированы (УУД). Об этом

нам говорят новые образовательные стандарты. Чтобы их реализовать,

необходимо использовать в своей деятельности новые приёмы и

современные педагогические технологии. Одна из приоритетных

- технология развития критического мышления. Применять её можно на

всех учебных предметах. КРИТИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ – это естественный

способ взаимодействия с идеями и информацией. Необходимо умение не

только овладеть информацией, но и критически ее оценить, осмыслить и

применить. Её суть очень точно передана в китайской пословице: «Скажи

мне – я забуду, покажи мне – я запомню, вовлеки меня – я пойму». В основу

технологии положен базовый дидактический цикл, состоящий из трех

этапов:· Вызов (пробуждение имеющихся знаний интереса к получению

новой информации)· Осмысление содержания (получение новой

информации)· Рефлексия (осмысление, рождение нового знания)

Какие же приёмы можно использовать на уроке?

1.Синквейн. Урок литературного чтения во 2 классе по теме С. Есенин

«Белая береза»

Белая береза

Под моим окном

Принакрылась снегом,

Точно серебром.

На пушистых ветках

Снежною каймой

Распустились кисти

Белой бахромой.

И стоит береза

В сонной тишине,

И горят снежинки

В золотом огне.

А заря, лениво

Обходя кругом,

Обсыпает ветки

Новым серебром.

1913 г.

Работа в четвёрках. Составление «Синквейна» со словом зима

1. Тема: «Зима»

2. Какая?

3.Что делает?

4. Подбор поэтических строк (Поэтические строки о зиме разных

поэтов)

Пример

1.

Зима

2.

Холодная, суровая, нарядная, белоснежная, красивая.

3.

Наступает, поёт, аукает, баюкает, замораживает, холодит,

вдохновляет, удивляет.

4.

Ф. Тютчев

Чародейкою Зимою

Околдован, лес стоит

И под снежной бахромою,

Неподвижною, немою,

Чудной жизнью он блестит.

И. Суриков

Стали дни коротки,

Солнце светит мало,

Вот пришли морозцы,

И зима настала.

2.Кластер.

Кластер – это способ графической организации материала. Иногда такой

способ называют «наглядным мозговым штурмом» В центре находится

ключевое понятие. Последующие ассоциации ученики логически связывают

с ключевым понятием. В результате получается подобие опорного конспекта

по изучаемой теме. Например: имя существительное.

Существительное. Предмет. Кто? Что?

Число. Единственное, множественное.

Падеж. Именительный, родительный, дательный, винительный,

творительный, предложный.

Род. Мужской, женский, средний.

Склонение. 1,2,3.

В предложении. Подлежащее, дополнение.

3.Инсерт

– в дословном переводе означает интерактивную систему

записи для эффективного чтения и размышления.

Предлагается система маркировки текста

v «галочкой» помечается то, что уже известно ученикам;

- «минусом» помечется то, что противоречит их представлениям;

+ «плюсом» помечается то, что для них интересно и неожиданно;

? «вопросительный знак» ставится, если что-то неясно, возникло желание

узнать больше.

Рекомендации по использованию приема "Инсерт".

1.

Предварительно определять текст или его фрагмент для чтения с пометками.

2.

Четко обозначить время, отведенное на эту работу, и следить за

регламентом.

3.

Определить форму проверки и оценки проделанной работы.

4. «Таблица «толстых» и «тонких» вопросов».

В левой части находятся – простые, «тонкие» вопросы. В правой части

вопросы, требующие более сложного, развернутого ответа.

Окружающий мир, 4 класс «Планеты Солнечной системы»

Тонкие

Что представляет собой Земля? Что удерживает Землю около Солнца? Как

называются планеты? Верно ли, что планет 9? Почему Луна излучает свет?

Толстые

Почему Луна излучает свет? Почему день и ночь сменяются?

4.

Верные – неверные утверждения «Да – нетка». Учитель зачитает

утверждения, связанные с темой урока, учащиеся записывают ответы в

виде: «да» или «нет». Например, вопросы по русской народной сказке

« У страха глаза велики» Сказка о волшебстве (нет). Сказка бытовая

(да). В произведении всего 3 героя (нет). У бабушки вёдра были

маленькие (нет). В сказке 4 сказочных героя (да). Курочка брала воду

из колодца (нет, из колоды)

Русский язык, 2класс « Предложение» Утверждения да, нет.

Предложение выражает законченную мысль.

Предложение состоит из любых слов.

Предложение состоит из слов, связанных по смыслу.

В конце предложения ставится точка, восклицательный,

вопросительный знак.

В конце предложения ставится запятая.

Начало предложения пишется с маленькой буквы

Начало предложения пишется с большой буквы

В предложении всегда есть второстепенные члены.

В предложении только одна грамматическая основа.

Предложение может иметь несколько грамматических основ

6. «Мозговой штурм». Ученики могут высказывать любое мнение, которое

поможет найти выход из ситуации. Выдвинутые предложения фиксируются,

без какой бы то ни было оценки, а далее сортируются по степени

выполнимости и эффективности. Ненужные отбрасываются, перспективные

берутся на вооружение.

7. « Дерево предсказаний». Где ствол дерева — тема, ветви —

предположения, которые ведутся по двум основным направлениям —

«возможно» и «вероятно» ( количество «ветвей» не ограничено), и, наконец,

«листья» — обоснование этих предположений, аргументы в пользу того или

иного мнения.

8. Приём «Верные – неверные утверждения» Детям предлагается

несколько утверждений по ещё не изученной теме. Дети выбирают «верные»

утверждения,

полагаясь на собственный опыт.

9. «Пятиминутное эссе» помогает учащимся подытожить свои знания по

изучаемой теме, учитель просит учащихся выполнить следующие задания:

1) написать, что нового узнали по данной теме;

2) задать вопрос, на который они не получили ответа.

Учитель собирает работы и использует их при планировании последующих

уроков. Очень интересна данная технология. Новый стандарт обязывает

каждого из нас работать именно так. Активные формы обучения позволяют

детям и педагогу развиваться, познавать себя, совершенствоваться. За такими

технологиями будущее.

10. Ромашка Блума

Прогнозирование

– Перед вами лежит текст рассказа. Прочитайте название рассказа. («Ребята и

утята»)

Можно ли по названию предположить, о ком или о чём пойдёт речь?

– Кто видел маленьких утят? Где?

– Утки бывают не только домашние, но и дикие. Об одной из диких уточек –

чирке-свистунке и написал свой рассказ М. Пришвин.

Составление вопросов по содержанию рассказа.

На доске магнитами прикреплены лепестки ромашки. По одному ученики

выходят к доске, снимают лепесток, читают слово на обороте. Нужно

придумать вопрос по содержанию прочитанного рассказа, начинающийся с

этого слова, и задать его классу. Дети отвечают на получившиеся вопросы.

Куда? (Куда утка повела своих утят?)

Зачем? (Зачем дети ловили утят?)

Что? (Что сказал ребятам взрослый?)

Как? (Как Пришвин простился с утятами?)

Объясни… (Объясни, почему автор называет ребят глупышами).

Что было бы, если… (Что было бы, если Пришвин не встретил ребят?)

11.

Приём «фишбоун»

( в переводе на русский язык – рыбья кость). В этом

приёме используется скелет рыбы. Голова рыбы – тема нравственности,

левая сторона скелета - добро, правая – зло. Возьмём рассказ М. Пришвина

«Ребята и утята»

Добро. 1.Утка ведёт на свободу своих утят. 2. Автор ругает детей за плохие

поступки. 3. Дети возвращают утят матери.

Зло.1.Ребята закидывают утят шапками. 2. Дети хотят поймать утку.

Критическое мышление – это не отдельный навык, а комплекс навыков и

умений, которые формируются постепенно. Дети являются не пассивными

слушателями, а постепенно ищут информацию, сравнивают, делают выводы,

умозаключения. Критическое мышление формируется, прежде всего в

дискуссии, письменных работах и активной работе с текстами.

Выводы: учащиеся легко справляются с различными видами информации,

увлечённо работают в группах, проявляют свои творческие способности,

вступают в диалог; умеют составлять выборочные, сжатые, от лица

литературного персонажа пересказы; уроки имеют позитивный характер; все

учащиеся имеют технику чтения выше нормы.

Ученик формирует собственное мнение, совершает обдуманный выбор

между различными мнениями, решает проблемы, аргументировано спорит,

ценит совместную работу, в которой возникает общее решение, умеет ценить

чужую точку зрения и осознаёт, что восприятие человека и его отношение к

любому вопросу формируется под влиянием многих факторов.

Но не стоит чрезмерно увлекаться и включать в свою работу много видов

критических приёмов. Всё должно быть в меру.



В раздел образования