РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности гражданско-патриотического направления "Я и мое Отечество"
Автор: Шашкова Вера Васильевна Должность: учитель начальных классов Учебное заведение: МОУ СОШ № 10 Населённый пункт: город Люберцы, Московская область Наименование материала: РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Тема: РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности гражданско-патриотического направления "Я и мое Отечество" Раздел: начальное образование
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 10
МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ЛЮБЕРЕЦКИЙ МУНИЦИПАЛЬНЫЙ РАЙОН
МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
_____________________________________________________________________________
УТВЕРЖДАЮ
Директор _____________
Н.А.Романова
Дата _________________
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
внеурочной деятельности
гражданско-патриотического направления
«Я и мое Отечество»
Срок реализации: 4 года
Возраст детей: 7 – 10 лет
Учитель начальных классов
Шашкова Вера Васильевна
2013-2017 учебные года
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Актуальность выбора патриотического направления в воспитательной работе
с
младшими
школьниками.
В
последнее
время
в
нашем
обществе
наблюдается
распространение таких явлений, как равнодушие, цинизм, неуважительное отношение к
старшим, к государственным символам. Во многом утрачено чувство ответственности и
долга перед родителями, семьёй, коллективом, обществом. Стала более заметной утрата
традиционного
российского
патриотического
сознания.
Поэтому
коллектив
учителей
нашей начальной школы выбрал одним из приоритетных направлений в воспитательной
работе с младшими школьниками – патриотическое воспитание.
Только
на
основе
возвышающихся
чувств
патриотизма
и
национальных
святынь
укрепляется
любовь
к
Родине,
появляется
чувство
ответственности
за
её
могущество, честь и независимость, сохранение материальных и духовных ценностей
общества, развивается достоинство личности.
Программа «Я и моё Отечество» составлена в соответствии с Государственной
программой «Патриотическое воспитание граждан РФ на 2006-2010 годы».
Цель программы :
Формирование
и
развитие
социально
активной
личности
гражданина
и
патриота,
обладающей
чувством
национальной
гордости,
гражданского
достоинства,
любви к Отечеству, своему народу и готовности к его защите.
Задачи:
знакомство обучающегося с культурно-историческими и этническими традициями
российской семьи;
формирование представления о семейных ценностях и уважения к ним, а также
отношения к семье как основе российского общества;
воспитание любви к
своему Отечеству, уважения к прошлому своих предков
желания сохранять культурное и историческое наследие;
обеспечение
духовно-нравственного
развития
и
воспитания
обучающихся
на
ступени
начального
общего
образования,
становления
их
гражданской
идентичности как основы развития гражданского общества;
создание условия для проявления и развития обучающимися своих интересов на
основе
свободного
выбора,
постижения
духовно-нравственных
ценностей
и
культурных традиций;
изменения объема знаний, расширение кругозора в области нравственности и этики;
приобретение универсальных учебных действий (познавательных, регулятивных,
коммуникативных);
формирование у школьника активной деятельностной позиции.
Основные направления:
Духовно-нравственное – осознание учащимися высших ценностей, идеалов и
ориентиров, социально значимых процессов и явлений реальной жизни,
способность руководствоваться ими в качестве определяющих принципов, позиций
в практической деятельности.
Историко-краеведческое – осознание неповторимости Отечества, его судьбы,
неразрывности с ней, формирование гордости за сопричастность к деяниям
предков и современников и исторической ответственности за происходящее в
обществе;
Гражданско-патриотическое воспитание – формирование правовой культуры и
законопослушности, навыков оценки политических и правовых событий и
процессов обществе и государстве, гражданской позиции, постоянной готовности к
служению своему народу и выполнению конституционного долга;
Социально-патриотическое – активизация духовно-нравственной и культурно-
исторической преемственности поколений, формирование активной жизненной
позиции, проявление чувств благородства и сострадания, проявление заботы о
людях пожилого возраста;
Военно-патриотическое – формирование высокого патриотического сознания,
идей служения Отечеству, способности к его вооружённой защите, изучение
русской военной истории, воинских традиций;
Героико-патриотическое – пропаганда героических профессий, знаменитых
героических и исторических дат нашей истории, воспитание чувства гордости к
героическим деяниям предков и их традиций;
Спортивно-патриотическое – развитие морально-волевых качеств, воспитание
ловкости, выносливости, стойкости, мужества, дисциплинированности в процессе
занятий физической культурой и спортом, формирование опыта служения
Отечеству и готовности к защите Родины.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Личностные
результаты
У обучающегося могутбыть сформированы:
положительное
отношение
к
приобретению
знаний
и
умений,
стремление
преодолевать возникающие затруднения;
готовность оценивать свой
труд, принимать оценки одноклассников, учителя,
родителей;
осознание
себя
как
индивидуальности
и
одновременно
как
члена
общества
с
ориентацией на проявление доброго отношения к людям, на участие в совместных
делах, на помощь людям, в том числе сверстникам;
понимание ценности семьи в жизни человека и важности заботливого отношения
между её членами;
осознание себя как гражданина своего Отечества, обретение чувства любви к
родной
стране,
к
её
природе,
культуре,
интереса
к
её
истории,
уважительное
отношение к другим странам, народам, их традициям;
умение выделять нравственный аспект поведения, соотносить поступки и события
с принятыми в обществе морально-этическими принципами;
стремление к саморазвитию, желание открывать новое знание, новые способы
действия, готовность преодолевать затруднения и адекватно оценивать свои успехи
и неудачи, умение сотрудничать.
Предметные
результаты
Обучающийся получит возможность научиться:
участвовать в проектной деятельности, проводя исследования с использованием
дополнительной
литературы,
включая
Интернет,
собственные
наблюдения;
презентовать результаты своей работы;
ориентироваться
в
социальных
ролях
и
межличностных
отношениях
с
одноклассниками, друзьями, взрослыми;
рассказывать о своей семье, о домашнем хозяйстве, о профессиях членов семьи, о
внимательном и заботливом отношении друг к другу, о традициях и реликвиях
семьи
на
основе
информации,
собранной
из
собственных
наблюдений,
по
рассказам старших членов семьи, из фотографических альбомов;
узнавать государственную символику РФ, отличать флаг и герб России;
понимать, что такое Родина, родной край, малая родина;
готовить небольшие сообщения о достопримечательностях города, демонстрируя
фотографии
(репродукции
картин,
открытки)
государственных
зданий,
исторических памятников, театров и других объектов культуры;
объяснять,
что
такое
Конституция,
приводить
примеры
прав
и
обязанностей
граждан России, называть права детей;
рассказывать
по
результатам
экскурсий
о
достопримечательностях,
памятных
местах,
исторических
памятниках,
известных
людях
родного
города
(села,
районного центра).
соблюдать морально-этические нормы поведения в семье, школе, учреждениях
культуры и других общественных местах;
составлять родословную своей семьи.
Метапредметные
результаты
Регулятивные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
организовывать
свою
деятельность,
готовить
рабочее
место
для
выполнения
разных видов работ;
принимать (ставить) и сохранять до конца познавательную задачу;
планировать
(в
сотрудничестве
с
учителем,
с
одноклассниками
или
самостоятельно) свои действия в соответствии с решаемыми задачами;
действовать согласно составленному плану, а также по инструкциям.
Обучающийся получит возможность научиться:
оценивать своё знание и незнание, умение и неумение, продвижение в овладении
тем или иным знанием и умением;
ставить познавательные задачи перед выполнением разных заданий;
проявлять инициативу в постановке новых задач, предлагать собственные способы
решения;
адекватно оценивать результаты
деятельности, осознавать причины неуспеха и
обдумывать план восполнения пробелов в знаниях и умениях.
Познавательные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
осуществлять поиск информации, необходимой для решения поставленных задач,
из различных источников, собственных наблюдений, личного опыта общения с
людьми;
наблюдать
и
сопоставлять,
выявлять
взаимосвязи
и
зависимости,
отражать
полученную при наблюдении информацию в виде рисунка, схемы, таблицы.
Обучающийся получит возможность научиться:
сопоставлять
информацию
из
разных
источников,
осуществлять
выбор
дополнительных
источников
информации
для
решения
поставленных
задач,
включая Интернет;
осуществлять
исследовательскую
деятельность,
участвовать
в
проектах,
выполняемых в рамках внеурочных занятиях.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной
форме;
аргументировано отвечать на вопросы, обосновывать свою точку зрения, строить
понятные для партнёра высказывания, задавать вопросы, адекватно использовать
речевые средства для решения задач общения;
вступать в учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками, осуществлять
совместную
деятельность
в
малых
и
больших
группах,
осваивая
различные
способы взаимной помощи партнёрам по общению ;
допускать возможность существования у людей различных точек зрения, проявлять
терпимость по отношению к высказываниям других, проявлять доброжелательное
отношение к партнёрам.
Обучающийся получит возможность научиться:
оперировать
в
речи,
правильно
(адекватно)
используя
естественнонаучные,
исторические, обществоведческие понятия, полно и точно излагать свои мысли,
строить монологическую речь, вести диалог;
планировать, сотрудничая с взрослыми (учитель, родитель) и сверстниками, общие
дела, распределять функции участников и определять способы их взаимодействия;
проявлять инициативу в поиске и сборе информации для выполнения коллективной
работы, желая помочь взрослым и сверстникам;
уважать
позицию
партнёра,
предотвращать
конфликтную
ситуацию
при
сотрудничестве, стараясь найти варианты её разрешения ради общего дела.
участвовать
в
проектной
деятельности,
создавать
творческие
работы на
заданную
тему
(рисунки,
аппликации,
модели,
небольшие
сообщения,
презентации).
Программа составлена на четыре года и имеет четыре этапа:
№
п/п
Этапы
программы
Задачи
1
Я и моя семья
- формировать уважение к членам семьи и её
традициям;
- развивать чувства привязанности к тем местам, где
человек родился и рос;
- воспитывать чувство ответственности за свои
поступки, самоуважение и уважение к другим людям.
2
Я и мой город
- формировать интерес к изучению историко-
культурных корней;
- развивать потребность в познании культурно-
исторических ценностей посёлка, общественную
активность учащихся;
- воспитывать чувство гордости за свой посёлок, его
историю, традиции, социальные и культурные
достижения.
3
Я и мой край
- формировать представление об историческом и
культурном прошлом родного края;
- развивать познавательную активность, гражданскую
позицию;
- воспитывать чувство национальной гордости и любви
к своей малой родине.
4
Я и моя
страна
- формировать основу правовой культуры и
законопослушности;
- развивать морально-волевые качества, гражданскую
ответственность;
- воспитывать политическую культуру, понимания
взаимосвязей между человеком, обществом, природой.
Формы работы с детьми:
мероприятия, посвящённые важным историческим датам;
праздники, творческие мастерские;
беседы, диспуты;
коллективные творческие дела;
соревнования;
экскурсии;
урок-путешествие;
урок-игра;
урок-соревнование;
встреча (с ветеранами, интересными людьми, родственниками);
вечер памяти;
акция;
составление летописи;
сочинение;
проект;
исследование;
конкурсы (рисунка, стихов);
викторина;
выставка;
КВН.
Перечень оборудования:
классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц, картинок;
настенная доска с набором приспособлений для крепления картинок;
мультимедийный
проектор;
интерактивная
доска;
компьютер;
сканер;
принтер
лазерный;
цифровой
фотоаппарат;
цифровые
носители
информации.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№
п/
п
Разделы/темы
Всего
часов
Теоретически
е часы
Практические
часы
I
«Я и моя семья»
33
1
«Семья и семейные ценности»
2
«Моя фамилия»
3
«Родословная моей семьи»
4
«Что значит быть хорошим
сыном и дочерью»
5
«Дом, в котором я живу или
хотел бы жить»
6
«Профессии моих родителей»
7
«Моя мама лучше всех»
8
«Бабушка рядышком с
дедушкой»
9
«Папа может всё что угодно»
II
«Я и мой город»
34
10
Экскурсия в городской музей.
11
«1001 в России». Просмотр
фильмов о городе Ипатово.
12
Конкурс рисунков. «Мой
любимый уголок»
13
Акция «Посылка солдату»
14
Памятные места города. Аллея
славы.
15
«Воинам – афганцам
посвящается»
16
«Чечня – наша память и боль»
17
«Мой город в годы ВОВ»
18
Конкурс знатоков «Знай и люби
свой город»
III
«Я и мой край»
34
19
«Край в котором я живу»
20
Символика края. Гимн. Герб.
Флаг.
21
Народы, населяющие наш край.
22
Экскурсия в г. Ставрополь.
23
Ставрополье в военные годы.
24
«Мой край задумчивый и
нежный»
25
Занимательное краеведение.
26
«Мой дом – моя семья»
IV
«Я и моя страна»
34
27
«Символы России»
28
«Мои права и обязанности»
29
«С чего начинается Родина»
30
«Москва – столица России»
31
« Во имя Победы!»
Ратный и трудовой подвиг
народа в годы ВОВ
32
«Этот день Победы!»
33
«Дети и война»
34
Конкурс рисунков «Широка
страна моя родная»
«Я И МОЯ СЕМЬЯ»
1 класс
№
Дат
а
Тема занятия
Форма проведения
Вид деятельности
1
5.09
Введение. Семья: прошлое,
настоящее, вечное.
Беседа
Составление пословиц и
поговорок о семье
2
12.09
Мои родители
Игра «Познакомь меня»
Рисунок
3
19.09
Мои бабушки и дедушки
Игра «Познакомь меня»
Рисунок
4
26.09
Мастерим вместе (конкурс
поделок из природного
материала)
Выставка изделий
5
3.10
Мои братья и сестры, кузины и
кузены
Игра «Познакомь меня»
Рисунок
6
10.10
Любимый семейный праздник
Беседа
Рисунок
7
17.10
Я и моя семья
Игра - путешествие
Рисунок семьи для буклета
8
24.10
Мы теперь не просто дети. Мы
теперь ученики.
Праздник посвящения в
первоклассники.
9
7.11
Моя фамилия и имена
Беседа
Узнать у родителей о
происхождении фамилии из
источников
10
14.11
Моя фамилия и имена
Беседа
Составление буклета
11
21.11
Профессии в моей семье
Беседа
Рисунок
12
28.11
Традиции моей семьи
Беседа
13
5.12
Реликвии семьи
Беседа
Рисунок
14
12.12
Гордость (достижения) моей
семьи
Беседа
15
19.12
Конкурс новогодней игрушки
Выставка изделий
16
26.12
Новый год – веселый праздник.
Новогоднее
представление
17
16.01
История моей семьи.
Составление генеалогического
дерева
Беседа
Спросить у родителей о
своих предках. Сделать
подборку фотография
18
23.01
История моей семьи.
Составление генеалогического
дерева
Подготовка к защите
проекта
Рисунок - проект
19
30.01
История моей семьи.
Составление генеалогического
дерева
Подготовка к защите
проекта
20
06.02
О чем рассказал мне семейный
альбом? Исследование
семейного альбома.
Сообщение и выставка
фотографий семейного
альбома
21
13.02
Праздник «Прощание с
Азбукой!»
Праздник
22
27.02
Есть такая профессия – родину
защищать
Рисунок
Составление буклета из
рисунков
23
6.03
Мамы всякие нужны, мамы
разные важны
Рисунок
Составление буклета из
рисунков
24
13.03
Любимый семейный праздник
Беседа
Рисунок
25
20.03
Папа, мама, я - спортивная
семья
Беседа об увлечениях
семьи
Рисунок
26
3.04
Весёлый праздник 1 Апреля
Праздник
27
10.04
Любимое блюдо моей семьи
Игра
Рисунок
28
17.04
Кому в моей семье нужна моя
помощь
Беседа
29
24.04
День рождения в моей семье
Беседа
30
8.05
Мои родные – защитники
Родины.
Фотовыставка.
31
15.05
Как мы отдыхаем
Беседа
32
22.05
Праздник «Я говорю до
свидания, тебе – 1 класс!».
Праздник