Перспективный план коррекционно-развивающей работы с детьми с нарушением зрения
Автор: Антонова Ольга Валентиновна Должность: учитель-дефектолог Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад № 10" г. Сосногорска Населённый пункт: город Сосногорск, Республика Коми Наименование материала: Методическая разработка Тема: Перспективный план коррекционно-развивающей работы с детьми с нарушением зрения Раздел: дошкольное образование
Октябрь
Тема
Задачи, содержание
Развитие зрительного восприятия
Развитие пространственных
представлений
Развитие осязания и мел-
кой моторики
Насекомые
Познакомить с пчелой, мухой, бабочкой.
Развивать интереса к самостоятельному наблю-
дению. Упражнять в обследовании признаков с
использованием зрения и др. анализаторов.
Различать и называть существенные детали,
сравнивать их.
Развитие цветовосприятия. За-
креплять знания основных цве-
тов спектра, умение различать и
называть их.
Группировка предметов по одно-
му из признаков. Классификация
по основным признакам.
Представление о назначение
предметов,
Закреплять умение зрительно об-
следовать предметы.
Находить предметы в
большом пространстве по
словесной инструкции.
Ориентироваться с помо-
щью слуха, обоняния.
Учить различать и называть
правую и левую руку.
Словесно обозначать распо-
ложение предметов в про-
странстве с точкой отчета
от себя.
Учить различать предме-
ты.
Обследование руками,
определение формы.
Формирование осязатель-
ного восприятия, опреде-
ление свойств поверхно-
сти.
Обучение рисованию по
геометрическому трафаре-
ту.
Овощи
Учить различать и называть картофель, свекла,
помидор, огурец, капуста, морковь, лук, репа.
Расширять представления об овощах и их сен-
сорных признаках. Учить обследовать по опре-
деленному плану.
Тема
Задачи, содержание
Развитие зрительного восприятия
Развитие пространствен-
ных представлений
Развитие осязания и мел-
кой моторики
Цвет
Закрепить знание основных цветов спектра
(красный, желтый, зеленый, синий). Учить
выделять, различать их и находить в окру-
жающей обстановке. Развивать умение
сравнивать и группировать предметы по
цвету.
Развитие умения анализировать
основные признаки предметов;
(цвет); умения зрительного обследо-
вания предметов.
Группировать предметы по одному
признаку и классифицировать по
этому признаку.
Учить различать предметы в окру-
жающей обстановке.
Развивать представление о назначе-
ние предметов.
Умение находить игрушки
по словесной инструкции
педагога.
Нахождение предметов на
картине, бумаге.
Ориентировка в помещении
с использованием всех ана-
лизаторов.
Составление целого из ча-
стей.
Обследование руками, на-
хождение схожих на ощупь
предметов.
Формирование осязатель-
ного восприятия, определе-
ние свойств поверхности.
Обучение рисованию кру-
гов по геометрическому
трафарету.
Игрушки
Учить различать и называть правильно иг-
рушки: Пирамидка, матрешка, кукла, мяч,
кубики, зайка, мишка, машина. Понимать
обобщение слова игрушки. Учить обследо-
вать игрушки по предложенной схеме.
2
2
Отбирать и называть необходи-
мые для деятельности предметы.
Учить понимать смысл и отгады-
вать описательные загадки.
Побуждать к составлению описа-
тельных загадок с помощью
взрослого.
Учить обследовать по определен-
ному плану.
Упражнять в выделении призна-
ков и свойств предметов.
Учить ориентироваться в
процессе передвижения.
Нахождение предметов на
ограниченной поверхно-
сти..
Ориентировка в помещении
с использованием всех ана-
лизаторов.
Составление целого из ча-
стей.
Обучение различным дей-
ствиям руками и пальцами
при выполнении различ-
ных микродвижений.
Фрукты,
ягоды
Учить различать и называть яблоко, груша,
слива, вишня. Расширять представления о
фруктах и их сенсорных признаках. Учить об-
следовать по определенному плану,
Грибы
Формировать представления детей о дарах осе-
ни (боровик, лисичка, мухомор, ненастоящая
лисичка). Дать понятие о ядовитых грибах. По-
знакомить с отличительными признаками му-
хомора. Вделять характерные признаки, обсле-
довать форму с помощью зрительно-осязатель-
ных действий.
*** Осень
Учить наблюдать за сезонными изменениями в
природе. Закрепить знания об осенней одежде.
Упражнять в выделении признаков и свойств
предметов: листья. Устанавливать различия
между наблюдаемыми объектами по величине.
3
3
Ноябрь
Тема
Задачи, содержание
Развитие зрительного восприятия
Развитие пространствен-
ных представлений
Развитие осязания и мел-
кой моторики
Детский сад
Дать представления о труде работников д/с.
познакомить с помещениями д/с. Побуждать к
общению с взрослыми и детьми группы. В
наблюдениях выделять основные трудовые
процессы и их порядок выполнения. Закре-
пить названия предметов и орудий труда.
Формировать предметные действия: навыки
самообслуживания.
Учить анализировать предметное
изображение знакомых предме-
тов.
Учить анализировать сложную
форму, предметное изображение
знакомого предмета.
Учить соотносить части наблю-
даемого предмета с геометриче-
скими формами.
Умение зрительно анализировать
и называть цвет и форму.
Группировка предметов по одно-
му из выбранных признаков.
Учить описывать предметы и на-
ходить их по описанию, состав-
лять целое из частей.
Формировать правильное вос-
приятие картинок по заданному
плану. Упражнять в сличении
изображения с реальными пред-
метами.
Развивать мимические движения,
соответствующие ситуации об-
щения.
Определять помещение по
запаху.
Учить определять про-
странственное расположе-
ние с точкой отсчета от
себя.
Передвигаться в про-
странстве в заданном
направлении.
Учить правильно опреде-
лять правую и левую сторо-
ны своего тела.
Обследование предметов,
нахождение разницы с це-
лью тарировки.
Учить определять поверх-
ность покрытья.
Классифицировать предме-
ты по общим и отличитель-
ным осязательным призна-
кам.
Формировать представле-
ния о форме и величине
предметов, развивать чув-
ствительность пальцев.
Обучение различным дей-
ствиям руками и пальцами
при выполнении различных
микродвижений.
Деревья
Формировать представления о деревьях: ель,
дуб, береза, клен. Учить выделять и называть
основные части растений: корень, ствол, вет-
ви. Воспитывать бережное отношение к при-
роде. Тренировать умение говорить полными
предложениями.
Домашние
птицы
Формировать представления о птицах как жи-
вых существах. Познакомить с характерными
отличительными особенностями домашних
птиц (курица, петух, утка). Учить анализиро-
вать сложную форму.
Зимующ
ие птицы
Расширять представления о разнообразии
птиц и их общих признаках. Учить различать
и называть зимующих птиц: ворону, воробья,
синицу, голубя. Упражнять в обследовании
основных признаков и свойств с использова-
ния зрения.
4
4
Декабрь
Тема
Задачи, содержание
Развитие зрительного восприятия
Развитие про-
странственных пред-
ставлений
Развитие осязания и
мелкой моторики
Домашние животные
Конкретизация представлений о домашних животных
(кошка, собака, коза, корова, свинья). Дать представления
о значении животных в жизни человека. Познакомить с
отличительными признаками козы и свиньи. Учить выде-
лять простые формы из наблюдаемых предметов. Учить
составлять небольшой описательный рассказ совместно
со взрослым.
Упражнять в выделении призна-
ков и свойств предметов.
Учить обследовать зрительным
способом по определенному пла-
ну. Учить составлять небольшие
рассказы совместно со взрослым.
Классифицировать предметы по
одному признаку.
Учить выделять простые формы
из наблюдаемого предмета.
Учить составлять знакомые пред-
меты из геометрических форм.
Учить узнавать знакомые пред-
метные изображения.
Развивать умение сличать
контурные и реальные изображе-
ния.
Сравнение по величине, исполь-
зование приемов наложения.
Формировать способы зритель-
ного восприятия предметов окру-
жающего мира.
Составление целого из частей.
В процессе наблюдения активи-
зировать сохранные анализаторы,
стимулировать и упражнять зри-
тельные функции.
Анализировать форму предметов.
Учить определять пра-
вую и левую стороны.
Развивать про-
странственную ориен-
тировку с привлечени-
ем зрения и других
анализаторов.
Познакомить с поня-
тиями «далеко – близ-
ко».
Показывать направле-
ние ближайшего про-
странства с точкой от-
счета от себя: направо,
налево, впереди, сза-
ди.
Выделение отдельных
действий, их значи-
мость и последова-
тельность, результат.
Ориентировка на соб-
ственном теле: ноги,
голова, руки.
Учить узнавать зна-
комые предметы на
ощупь.
Определять свой-
ства поверхности
предметов.
Определение геомет-
рической формы.
Классифицировать
предметы по общим
и отличительным
осязательным при-
знакам.
Формировать пред-
ставления о форме и
величине предметов,
развивать чувстви-
тельность пальцев.
Обучение различным
действиям руками и
пальцами при выпол-
нении различных ми-
кродвижений.
Учить различать ма-
териалы, из которых
выполнены елочные
игрушки.
Дикие животные
Конкретизация представлений о диких животных. Дать
представления о диких животных: медведь, лиса, волк,
заяц, о приспособлении животных к жизни в лесу. Разви-
вать умение устанавливать простейшие связи между цве-
том шерсти и окружающей средой. Познакомить с класси-
фикацией «домашние – дикие животные». Дать представ-
ление о важности и ценности всего живого.
Я сам
Закрепить понятия «мальчик, девочка». Учить различать и
называть части тела, лица. Учить ориентированию на
себе. Учить наблюдать за своим отражением в зеркале.
Дать представления о значении эмоций в общении.
Зима
Формировать представления о приметах зимы. Учить
сравнивать признаки разных вреен года. Продолжать фор-
мировать умение наблюдать за сезонными изменениями в
природе. Знакомство со свойствами снега.
** Новый год
(Украшения, подарки) Познакомить с традициями
празднования Нового Года. Развивать полисенсорное вос-
приятие предметов. Учить различать материалы, из кото-
рых выполнены елочные игрушки. Учить составлять опи-
сательный рассказ по сюжетной картине.
Январь
5
5
Тема
Задачи, содержание
Развитие зрительного восприятия
Развитие пространственных
представлений
Развитие осязания и
мелкой моторики
*** Я сам
Познакомить с возрастными различиями людей.
Формировать представления об обличительных
особенностях мужчин, женщин и детей. Учить
различать людей по возрасту, полу. Уточнить вы-
полняемые обязанности членов семьи, их значе-
ния. Формировать представление о частях тела
взрослого и ребенка и сравнивать их. Учить со-
относить выполняемое дело и физические ха-
рактеристики человека.
Сравнение предметов по внешним
признакам.
Составление целого из частей.
Анализировать форму предметов,
Учить сравнивать величину пред-
метов.
Активизировать сохраненные ана-
лизаторы, стимулировать предмет-
ные действия.
Учить называть местополо-
жение предмета в окружаю-
щей обстановке с использо-
ванием предлогов с, на, в, за,
под, перед.
Учить определять направле-
ние и передвигаться по сло-
весной инструкции.
Определять из какого
материала изготовлен
предмет.
Обучать соблюдению
последовательности
при обследовании.
Определять на ощупь
предметы, называть их.
6
6
Упражнять в действиях с предме-
тами, раскрывать функциональные
возможности организма.
Упражнять в обследовании основ-
ных признаков и свойств с исполь-
зования зрения.
Учить соотносить результаты на-
блюдений.
Учить составлять краткий описа-
тельный рассказ с помощью взрос-
лого.
Учить соотносить реальное,
контурное и силуэтное изображе-
ние.
Учить называть точным словом
увиденные предметы и их распо-
ложение.
Учить узнавать целое по части
предмета.
Развивать зрительное внимание.
Действовать в соответствии с
сигналом.
Ориентировка в большом
пространстве относительно
себя.
Находить предметы по зри-
тельным ориентирам.
Формировать навыки ориен-
тировки в большом про-
странстве.
Учить составлять небольшие
описательные рассказы с по-
мощью взрослого.
Тренировать в правильном
употреблении предлогов.
Активизировать словарь про-
странственной ориентировки
слева, справа, спереди, сзади
и т.д.
Определение геометри-
ческой формы.
Классифицировать
предметы по общим и
отличительным осяза-
тельным признакам.
Формировать представ-
ления о форме и ве-
личине предметов, раз-
вивать чувствитель-
ность пальцев.
Обучение различным
действиям руками и
пальцами при выполне-
нии различных микро-
движений.
Посуда
Расширение представлений о посуде (глубокая и мелкая тарелка, супница, чашка, блюдце, столовая и чайная ложка, вилка, кастрюля, сковородка, чайник). Упражнять в обследовании основных признаков с использованием зрения и др. анализаторов. Совершенствовать умение устанавливать между назначением предмета и его строением или материалом, из которого он сделан.
7
7
Мебель
Учить различать и называть предметы мебели:
стол, стул, кресло, табуретка, тумбочка шкаф.
Понимать назначение предметов, названия мебе-
ли, части, формы, цвета, материала. Понимание
обобщенного слова – мебель. Учить различать,
называть качества, свойства предметов.
Магазин
Дать представления о магазине, об их роли в
жизни людей, о разнообразии магазинов. Учить
называть точным словом увиденные предметы и
их расположение. Развивать зрительное внима-
ние. Воспитывать культуру поведения во время
посещения магазинов.
Февраль
Тема Задачи, содержание
Развитие зрительного восприятия
Развитие пространственных
представлений
Развитие осязания и мел-
кой моторики
Одежда
Учить различать и называть рубашку, штаны, юбку,
платье, передничек, шубу, куртку, пальто. Выделять
существенные детали предметов одежды. Формиро-
вать понятия о зимней одежде. Учить соотносить из-
менения в природе с изменениями в жизни человека.
Влияние сезонных изменений на изменения в оде-
жде. Дать понятие о структуре материала и назначе-
нии предмета.
Расширение представлений об окру-
жающем мире.
Упражнять в обследовании основ-
ных признаков и свойств с использо-
ванием зрения.
Учить сравнивать по форме, цвету,
материалу, размеру и назначению.
Учить определять наличие или от-
сутствие каких-либо особенностей у
2-х близких предметов.
Учить группировать одежду по
структуре материала.
Составление целого из частей.
Тренировать в использовании
предлогов – с, на, в, за, под,
перед.
Развивать пространственную
ориентировку с привлечени-
ем зрения и других анализа-
торов.
Направление ближайшего и
дальнего пространства с точ-
кой отсчета от себя: направо,
налево, впереди, сзади.
Учить называть местополо-
жение предмета в окружаю-
Определять на ощупь
предметы, называть их.
Определение геометри-
ческой формы.
Классифицировать
предметы по общим и
отличительным осяза-
тельным признакам.
Формировать представ-
ления о форме и ве-
личине предметов, раз-
вивать чувствитель-
ность пальцев.
Обувь
Учить различать и называть предметы обуви: ботин-
ки, сапожки, туфли, тапки. Выделять существенные
детали предметов обуви. Формировать понятия о
зимней одежде. Учить соотносить сезонные измене-
ния на изменения в обуви. Дать понятие о структуре
материала и назначении предмета.
8
8
Учить подбирать и группировать
предметы по характерным призна-
кам.
Учить анализировать сложную фор-
му.
Учить соотносить наблюдаемые
объекты с геометрическими форма-
ми.
Соотнесения реального, силуэтного
и контурного изображения.
Учить рассматривать сюжетные
щей обстановке относитель-
но себя.
Учить определять направле-
ние движения. Понимать и
действовать в соответствии с
сигналом.
Определение и название ме-
сторасположения деталей
одежды.
Учить наблюдать за своим
отражением в зеркале.
Обучение различным
действиям руками и
пальцами при выполне-
нии различных микро-
движений.
Обучать соблюдению
последовательности
при обследовании.
Животные
Закрепить понятие домашние и дикие животные.
Учить различать и называть детенышей животных.
Учить подбирать и группировать предметы по харак-
терным признакам. Дать представления о назначе-
нии шубок для животных. Продолжать учить состав-
лять описательный рассказ с опорой на образец
взрослого.
Экзотичные животные
Познакомить с некоторыми видами экзотических
животный: слон, жираф, крокодил. Дать представле-
ния об отличительных признаках животных. Учить
выделять простые формы из наблюдаемых предме-
тов. Учить составлять небольшой описательный
рассказ с опорой на образец взрослого. Развивать
умение устанавливать простейшие связи между
строением животного и средой обитания. Конкрети-
зация представлений о диких животных. Дать пред-
ставление о важности и ценности всего живого.
Март
Тема
Задачи, содержание
Развитие зрительного восприятия
Развитие пространствен-
ных представлений
Развитие осязания и мел-
кой моторики
Рыбы
Дать представления о рыбах: акула, морской окунь, сом,
карась. Учить выделять характерные признаки внешнего
вида, условия жизни. Дать представление о значении
рыб в жизни человека. Учить соотносить части предмета
с геометрическими фигурами. Учить обследовать движу-
щиеся предметы, соотносить их с изображением.
Учить анализировать сложную
форму, выделяя основные состав-
ные части предмета.
Развивать умение имитировать за-
данный образ.
Составление предметов из частей.
Формировать навыки
ориентировки в
большом пространстве.
Учить правильно ис-
пользовать предлоги –
Различение поверхно-
стей.
Анализировать каче-
ства листьев осязатель-
ным способом.
9
9
Различать и называть форму гео-
метрических фигур.
Активизировать сохраненные ана-
лизаторы, стимулировать зритель-
ные функции.
Выделение и соотношение со сло-
весным обозначением.
Развивать зрительную реакцию на
окружающие предметы, формиро-
вать действия с ними.
Учить наблюдать за людьми, их
поведением на улице.
Рассматривание домов в окруже-
нии детского сада, выделение ма-
териала из которого построены
дома.
Сравнивать и группировать пред-
меты по форме, материалу, величи-
не.
Учить отгадывать простые загадки
и находить отгадки среди предме-
тов.
Работа над мимикой с использова-
нием зеркала.
в, на, под, перед, около,
за.
Уточнение представле-
ний о понятиях «далеко
– близко»
Ориентировка с помо-
щью обоняния, осяза-
ния, слуха.
Освоение понятий – да-
леко, близко.
Учить передвигаться в
заданном направлении
с точкой отсчета от
предмета.
Учить определять ме-
стоположение предмета
в пространстве с точкой
отсчета от себя.
Называть скоростные
качества предмета.
Классификация и
обобщение на основе
выделенных призна-
ках.
Формирование формо-
образующих движений
руки и мелкой мотори-
ки.
Определение геомет-
рической формы и ве-
личины.
Классифицировать
предметы по общим и
отличительным осяза-
тельным признакам
Формировать компен-
саторные способы ори-
ентировки в про-
странстве. Определе-
ние частей лица рука-
ми.
Комнатные растения
Формировать представления о комнатных растениях (фикус,
примула, традесканция, бегония, лилия), о правилах ухода за
ними. Учить выделять характерные основные свойства. Ана-
лизировать качества листьев зрительным и осязательным
способом. Название и различение комнатных растений по
признакам внешнего вида. Учить составлять описательный
рассказ по образцу взрослого. Обобщение представлений о
растениях.
Транспорт
Ознакомление детей с транспортными средствами: легковая,
грузовик, автобус, самолет, пароход. Учить различать легко-
вые и грузовые машины, автобус. Выделение частей машины.
Дать представления о грузовом транспорте, о грузах, которые
он перевозит. Влияние сезонных изменений на транспорт (ве-
лосипед – снегоуборочная машина).
Город, правила движения
Расширение представлений об окружающем мире. Закрепить
понятия: дом, двор, улица, соседи. Познакомить с понятием
«город». Расширить представления детей о родном городе,
ввести в речь слова – город Сосногорск, улица. Различать и
называть существенные части дома. Закрепление правил до-
рожного движения. Дать понятия о тротуаре и проезжей ча-
сти. Научить ориентироваться по сигналу светофора.
*** Я сам
Продолжать знакомить детей с собственным телом, называть
части тела, знать их расположение, назначение. Название
пальцев на руке. Определять свой внешний вид. Закрепить
знания о предметах туалета и их назначении. Формировать
представления о правилах, учить следовать им осознанно.
Учить анализировать свои поступки.
Ап
рель
Тема
Задачи, содержание
Развитие зрительного восприятия
Развитие пространствен-
ных представлений
Развитие осязания и мел-
кой моторики
10
10
Весна,
перелетные
птицы
Уточнение представлений о признаках весны.
Учить сравнивать времена года, отмечать ха-
рактерные признаки. Учить понимать зависи-
мость между временем года и изменением в
жизни ребенка. Расширить представления о
птицах. Познакомить с сезонными изменени-
ями в жизни птиц на примере перелетных
(аист, кукушка, ласточка).
Учить понимать смысл загадок и
находить отгадку.
Учить соотносить части наблюдае-
мого предмета с геометрическими
формами.
Учить анализировать сложную
форму.
Учить выделять характерные при-
знаки предмета и группировать
предметы по этим признакам.
Учить точным словом обозначать
уведенные предметы и их располо-
жение.
Учить анализировать предметное
изображение знакомых предметов.
Развивать зрительное внимание.
Учить составлять описательные
рассказы по образцу взрослого.
Закрепление цветового восприя-
тия, восприятия формы, размера.
Составление узора из геометриче-
ских форм.
Составление целого из частей.
Учить понимать смысл загадки и
находить отгадку.
Формирование навыков
передвижения в названном
направлении с точкой от-
счета от себя.
Формирование компенса-
торных навыков ориенти-
ровки на улице.
Представление о простей-
ших схематических изобра-
жений предметов, сличение
с их изображением.
Учить ориентироваться в
большом пространстве.
Учить точным словом
определять расположение
предмета.
Упражнять в ориентировке
на совеем теле.
Развитие тактильного вос-
приятия.
Классифицировать предме-
ты по общим и отличитель-
ным осязательным призна-
кам
Формирование формообра-
зующих движений руки и
мелкой моторики.
Составление классической
последовательности.
Семена/Кусты
Уточнить представления о деревьях. Фор-
мировать представления о кустарниках: мали-
на, шиповник, акация. Учить выделять и на-
зывать основные части растений. Дать пред-
ставления о некоторых видах размножения
растений. Познакомить с семенами фасоли,
кукурузу, пшеницы.
Весенние
цветы
Формировать представление о весенних цве-
тах: подснежник, фиалка. Учить выделять ха-
рактерные признаки наблюдаемого предмета:
цвет, форма, величина. Учить группировать
предметы по этим признакам. Воспитывать
интерес к родной природе.
Насекомые
Формировать представления о насекомых.
Дать представления о взаимосвязи жизни на-
секомых и цветов. Дать понятия о пользе на-
секомых. Развивать наблюдательность, осто-
рожное обращение с насекомыми.
Май
11
11
Тема
Задачи, содержание
Развитие зрительного восприятия
Развитие пространствен-
ных представлений
Развитие осязания и мел-
кой моторики
Лето. Летние
цветы
Уточнение представлений о признаках лета.
Учить сравнивать времена года, отмечать ха-
рактерные признаки. Учить понимать зависи-
мость между временем года и изменением в
жизни ребенка. Формировать представление о
летних цветах: ромашка, колокольчики, мак,
роза. Учить выделять характерные признаки
наблюдаемого предмета: цвет, форма, величи-
на. Учить группировать предметы по этим
признакам. Воспитывать интерес к родной
природе.
Учить понимать смысл загадок и
находить отгадку.
Учить соотносить части наблюдае-
мого предмета с геометрическими
формами.
Учить анализировать сложную
форму.
Учить выделять характерные при-
знаки предмета и группировать
предметы по этим признакам.
Развивать зрительное внимание.
Закрепление цветового восприя-
тия, восприятия формы, размера.
Составление узора из геометриче-
ских форм.
Составление целого из частей.
Формирование компенса-
торных навыков ориенти-
ровки на.
Представление о простей-
ших схематических изобра-
жений предметов, сличение
с их изображением.
Учить ориентироваться в
большом пространстве.
Учить точным словом
определять расположение
предмета.
Развитие тактильного вос-
приятия.
Классифицировать предме-
ты по общим и отличитель-
ным осязательным призна-
кам
Формирование формообра-
зующих движений руки и
мелкой моторики.
Составление классической
последовательности.
Игрушки
Уточнение представлений об игрушках.
Учить определять материал, из которого они
изготовлены и их назначение. Учить выделять
характерные признаки: цвет, форма, величи-
на. Учить группировать игрушки по выделен-
ному признаку.
12
12