Напоминание

Перспективный план коррекционно-развивающей работы с детьми с нарушением зрения


Автор: Антонова Ольга Валентиновна
Должность: учитель-дефектолог
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад № 10" г. Сосногорска
Населённый пункт: город Сосногорск, Республика Коми
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Перспективный план коррекционно-развивающей работы с детьми с нарушением зрения
Раздел: дошкольное образование





Назад





Перспективный план

коррекционно – педагогической работы

в младшей группе Д/С № 10 для детей

с нарушением зрения

Составитель:
Учитель-дефектолог Антонова О.В. 1 1

Сентябрь

Октябрь
Тема Задачи, содержание Развитие зрительного восприятия Развитие пространственных представлений Развитие осязания и мел- кой моторики Насекомые Познакомить с пчелой, мухой, бабочкой. Развивать интереса к самостоятельному наблю- дению. Упражнять в обследовании признаков с использованием зрения и др. анализаторов. Различать и называть существенные детали, сравнивать их. Развитие цветовосприятия. За- креплять знания основных цве- тов спектра, умение различать и называть их. Группировка предметов по одно- му из признаков. Классификация по основным признакам. Представление о назначение предметов, Закреплять умение зрительно об- следовать предметы. Находить предметы в большом пространстве по словесной инструкции. Ориентироваться с помо- щью слуха, обоняния. Учить различать и называть правую и левую руку. Словесно обозначать распо- ложение предметов в про- странстве с точкой отчета от себя. Учить различать предме- ты. Обследование руками, определение формы. Формирование осязатель- ного восприятия, опреде- ление свойств поверхно- сти. Обучение рисованию по геометрическому трафаре- ту. Овощи Учить различать и называть картофель, свекла, помидор, огурец, капуста, морковь, лук, репа. Расширять представления об овощах и их сен- сорных признаках. Учить обследовать по опре- деленному плану. Тема Задачи, содержание Развитие зрительного восприятия Развитие пространствен- ных представлений Развитие осязания и мел- кой моторики Цвет Закрепить знание основных цветов спектра (красный, желтый, зеленый, синий). Учить выделять, различать их и находить в окру- жающей обстановке. Развивать умение сравнивать и группировать предметы по цвету. Развитие умения анализировать основные признаки предметов; (цвет); умения зрительного обследо- вания предметов. Группировать предметы по одному признаку и классифицировать по этому признаку. Учить различать предметы в окру- жающей обстановке. Развивать представление о назначе- ние предметов. Умение находить игрушки по словесной инструкции педагога. Нахождение предметов на картине, бумаге. Ориентировка в помещении с использованием всех ана- лизаторов. Составление целого из ча- стей. Обследование руками, на- хождение схожих на ощупь предметов. Формирование осязатель- ного восприятия, определе- ние свойств поверхности. Обучение рисованию кру- гов по геометрическому трафарету. Игрушки Учить различать и называть правильно иг- рушки: Пирамидка, матрешка, кукла, мяч, кубики, зайка, мишка, машина. Понимать обобщение слова игрушки. Учить обследо- вать игрушки по предложенной схеме. 2 2
Отбирать и называть необходи- мые для деятельности предметы. Учить понимать смысл и отгады- вать описательные загадки. Побуждать к составлению описа- тельных загадок с помощью взрослого. Учить обследовать по определен- ному плану. Упражнять в выделении призна- ков и свойств предметов. Учить ориентироваться в процессе передвижения. Нахождение предметов на ограниченной поверхно- сти.. Ориентировка в помещении с использованием всех ана- лизаторов. Составление целого из ча- стей. Обучение различным дей- ствиям руками и пальцами при выполнении различ- ных микродвижений. Фрукты, ягоды Учить различать и называть яблоко, груша, слива, вишня. Расширять представления о фруктах и их сенсорных признаках. Учить об- следовать по определенному плану, Грибы Формировать представления детей о дарах осе- ни (боровик, лисичка, мухомор, ненастоящая лисичка). Дать понятие о ядовитых грибах. По- знакомить с отличительными признаками му- хомора. Вделять характерные признаки, обсле- довать форму с помощью зрительно-осязатель- ных действий. *** Осень Учить наблюдать за сезонными изменениями в природе. Закрепить знания об осенней одежде. Упражнять в выделении признаков и свойств предметов: листья. Устанавливать различия между наблюдаемыми объектами по величине. 3 3

Ноябрь
Тема Задачи, содержание Развитие зрительного восприятия Развитие пространствен- ных представлений Развитие осязания и мел- кой моторики Детский сад Дать представления о труде работников д/с. познакомить с помещениями д/с. Побуждать к общению с взрослыми и детьми группы. В наблюдениях выделять основные трудовые процессы и их порядок выполнения. Закре- пить названия предметов и орудий труда. Формировать предметные действия: навыки самообслуживания. Учить анализировать предметное изображение знакомых предме- тов. Учить анализировать сложную форму, предметное изображение знакомого предмета. Учить соотносить части наблю- даемого предмета с геометриче- скими формами. Умение зрительно анализировать и называть цвет и форму. Группировка предметов по одно- му из выбранных признаков. Учить описывать предметы и на- ходить их по описанию, состав- лять целое из частей. Формировать правильное вос- приятие картинок по заданному плану. Упражнять в сличении изображения с реальными пред- метами. Развивать мимические движения, соответствующие ситуации об- щения. Определять помещение по запаху. Учить определять про- странственное расположе- ние с точкой отсчета от себя. Передвигаться в про- странстве в заданном направлении. Учить правильно опреде- лять правую и левую сторо- ны своего тела. Обследование предметов, нахождение разницы с це- лью тарировки. Учить определять поверх- ность покрытья. Классифицировать предме- ты по общим и отличитель- ным осязательным призна- кам. Формировать представле- ния о форме и величине предметов, развивать чув- ствительность пальцев. Обучение различным дей- ствиям руками и пальцами при выполнении различных микродвижений. Деревья Формировать представления о деревьях: ель, дуб, береза, клен. Учить выделять и называть основные части растений: корень, ствол, вет- ви. Воспитывать бережное отношение к при- роде. Тренировать умение говорить полными предложениями. Домашние птицы Формировать представления о птицах как жи- вых существах. Познакомить с характерными отличительными особенностями домашних птиц (курица, петух, утка). Учить анализиро- вать сложную форму. Зимующ ие птицы Расширять представления о разнообразии птиц и их общих признаках. Учить различать и называть зимующих птиц: ворону, воробья, синицу, голубя. Упражнять в обследовании основных признаков и свойств с использова- ния зрения. 4 4

Декабрь
Тема Задачи, содержание Развитие зрительного восприятия Развитие про- странственных пред- ставлений Развитие осязания и мелкой моторики Домашние животные Конкретизация представлений о домашних животных (кошка, собака, коза, корова, свинья). Дать представления о значении животных в жизни человека. Познакомить с отличительными признаками козы и свиньи. Учить выде- лять простые формы из наблюдаемых предметов. Учить составлять небольшой описательный рассказ совместно со взрослым. Упражнять в выделении призна- ков и свойств предметов. Учить обследовать зрительным способом по определенному пла- ну. Учить составлять небольшие рассказы совместно со взрослым. Классифицировать предметы по одному признаку. Учить выделять простые формы из наблюдаемого предмета. Учить составлять знакомые пред- меты из геометрических форм. Учить узнавать знакомые пред- метные изображения. Развивать умение сличать контурные и реальные изображе- ния. Сравнение по величине, исполь- зование приемов наложения. Формировать способы зритель- ного восприятия предметов окру- жающего мира. Составление целого из частей. В процессе наблюдения активи- зировать сохранные анализаторы, стимулировать и упражнять зри- тельные функции. Анализировать форму предметов. Учить определять пра- вую и левую стороны. Развивать про- странственную ориен- тировку с привлечени- ем зрения и других анализаторов. Познакомить с поня- тиями «далеко – близ- ко». Показывать направле- ние ближайшего про- странства с точкой от- счета от себя: направо, налево, впереди, сза- ди. Выделение отдельных действий, их значи- мость и последова- тельность, результат. Ориентировка на соб- ственном теле: ноги, голова, руки. Учить узнавать зна- комые предметы на ощупь. Определять свой- ства поверхности предметов. Определение геомет- рической формы. Классифицировать предметы по общим и отличительным осязательным при- знакам. Формировать пред- ставления о форме и величине предметов, развивать чувстви- тельность пальцев. Обучение различным действиям руками и пальцами при выпол- нении различных ми- кродвижений. Учить различать ма- териалы, из которых выполнены елочные игрушки. Дикие животные Конкретизация представлений о диких животных. Дать представления о диких животных: медведь, лиса, волк, заяц, о приспособлении животных к жизни в лесу. Разви- вать умение устанавливать простейшие связи между цве- том шерсти и окружающей средой. Познакомить с класси- фикацией «домашние – дикие животные». Дать представ- ление о важности и ценности всего живого. Я сам Закрепить понятия «мальчик, девочка». Учить различать и называть части тела, лица. Учить ориентированию на себе. Учить наблюдать за своим отражением в зеркале. Дать представления о значении эмоций в общении. Зима Формировать представления о приметах зимы. Учить сравнивать признаки разных вреен года. Продолжать фор- мировать умение наблюдать за сезонными изменениями в природе. Знакомство со свойствами снега. ** Новый год (Украшения, подарки) Познакомить с традициями празднования Нового Года. Развивать полисенсорное вос- приятие предметов. Учить различать материалы, из кото- рых выполнены елочные игрушки. Учить составлять опи- сательный рассказ по сюжетной картине.
Январь
5 5
Тема Задачи, содержание Развитие зрительного восприятия Развитие пространственных представлений Развитие осязания и мелкой моторики *** Я сам Познакомить с возрастными различиями людей. Формировать представления об обличительных особенностях мужчин, женщин и детей. Учить различать людей по возрасту, полу. Уточнить вы- полняемые обязанности членов семьи, их значе- ния. Формировать представление о частях тела взрослого и ребенка и сравнивать их. Учить со- относить выполняемое дело и физические ха- рактеристики человека. Сравнение предметов по внешним признакам. Составление целого из частей. Анализировать форму предметов, Учить сравнивать величину пред- метов. Активизировать сохраненные ана- лизаторы, стимулировать предмет- ные действия. Учить называть местополо- жение предмета в окружаю- щей обстановке с использо- ванием предлогов с, на, в, за, под, перед. Учить определять направле- ние и передвигаться по сло- весной инструкции. Определять из какого материала изготовлен предмет. Обучать соблюдению последовательности при обследовании. Определять на ощупь предметы, называть их. 6 6
Упражнять в действиях с предме- тами, раскрывать функциональные возможности организма. Упражнять в обследовании основ- ных признаков и свойств с исполь- зования зрения. Учить соотносить результаты на- блюдений. Учить составлять краткий описа- тельный рассказ с помощью взрос- лого. Учить соотносить реальное, контурное и силуэтное изображе- ние. Учить называть точным словом увиденные предметы и их распо- ложение. Учить узнавать целое по части предмета. Развивать зрительное внимание. Действовать в соответствии с сигналом. Ориентировка в большом пространстве относительно себя. Находить предметы по зри- тельным ориентирам. Формировать навыки ориен- тировки в большом про- странстве. Учить составлять небольшие описательные рассказы с по- мощью взрослого. Тренировать в правильном употреблении предлогов. Активизировать словарь про- странственной ориентировки слева, справа, спереди, сзади и т.д. Определение геометри- ческой формы. Классифицировать предметы по общим и отличительным осяза- тельным признакам. Формировать представ- ления о форме и ве- личине предметов, раз- вивать чувствитель- ность пальцев. Обучение различным действиям руками и пальцами при выполне- нии различных микро- движений. Посуда Расширение представлений о посуде (глубокая и мелкая тарелка, супница, чашка, блюдце, столовая и чайная ложка, вилка, кастрюля, сковородка, чайник). Упражнять в обследовании основных признаков с использованием зрения и др. анализаторов. Совершенствовать умение устанавливать между назначением предмета и его строением или материалом, из которого он сделан. 7 7
Мебель Учить различать и называть предметы мебели: стол, стул, кресло, табуретка, тумбочка шкаф. Понимать назначение предметов, названия мебе- ли, части, формы, цвета, материала. Понимание обобщенного слова – мебель. Учить различать, называть качества, свойства предметов. Магазин Дать представления о магазине, об их роли в жизни людей, о разнообразии магазинов. Учить называть точным словом увиденные предметы и их расположение. Развивать зрительное внима- ние. Воспитывать культуру поведения во время посещения магазинов. Февраль Тема Задачи, содержание Развитие зрительного восприятия Развитие пространственных представлений Развитие осязания и мел- кой моторики Одежда Учить различать и называть рубашку, штаны, юбку, платье, передничек, шубу, куртку, пальто. Выделять существенные детали предметов одежды. Формиро- вать понятия о зимней одежде. Учить соотносить из- менения в природе с изменениями в жизни человека. Влияние сезонных изменений на изменения в оде- жде. Дать понятие о структуре материала и назначе- нии предмета. Расширение представлений об окру- жающем мире. Упражнять в обследовании основ- ных признаков и свойств с использо- ванием зрения. Учить сравнивать по форме, цвету, материалу, размеру и назначению. Учить определять наличие или от- сутствие каких-либо особенностей у 2-х близких предметов. Учить группировать одежду по структуре материала. Составление целого из частей. Тренировать в использовании предлогов – с, на, в, за, под, перед. Развивать пространственную ориентировку с привлечени- ем зрения и других анализа- торов. Направление ближайшего и дальнего пространства с точ- кой отсчета от себя: направо, налево, впереди, сзади. Учить называть местополо- жение предмета в окружаю- Определять на ощупь предметы, называть их. Определение геометри- ческой формы. Классифицировать предметы по общим и отличительным осяза- тельным признакам. Формировать представ- ления о форме и ве- личине предметов, раз- вивать чувствитель- ность пальцев. Обувь Учить различать и называть предметы обуви: ботин- ки, сапожки, туфли, тапки. Выделять существенные детали предметов обуви. Формировать понятия о зимней одежде. Учить соотносить сезонные измене- ния на изменения в обуви. Дать понятие о структуре материала и назначении предмета. 8 8
Учить подбирать и группировать предметы по характерным призна- кам. Учить анализировать сложную фор- му. Учить соотносить наблюдаемые объекты с геометрическими форма- ми. Соотнесения реального, силуэтного и контурного изображения. Учить рассматривать сюжетные щей обстановке относитель- но себя. Учить определять направле- ние движения. Понимать и действовать в соответствии с сигналом. Определение и название ме- сторасположения деталей одежды. Учить наблюдать за своим отражением в зеркале. Обучение различным действиям руками и пальцами при выполне- нии различных микро- движений. Обучать соблюдению последовательности при обследовании. Животные Закрепить понятие домашние и дикие животные. Учить различать и называть детенышей животных. Учить подбирать и группировать предметы по харак- терным признакам. Дать представления о назначе- нии шубок для животных. Продолжать учить состав- лять описательный рассказ с опорой на образец взрослого. Экзотичные животные Познакомить с некоторыми видами экзотических животный: слон, жираф, крокодил. Дать представле- ния об отличительных признаках животных. Учить выделять простые формы из наблюдаемых предме- тов. Учить составлять небольшой описательный рассказ с опорой на образец взрослого. Развивать умение устанавливать простейшие связи между строением животного и средой обитания. Конкрети- зация представлений о диких животных. Дать пред- ставление о важности и ценности всего живого. Март Тема Задачи, содержание Развитие зрительного восприятия Развитие пространствен- ных представлений Развитие осязания и мел- кой моторики Рыбы Дать представления о рыбах: акула, морской окунь, сом, карась. Учить выделять характерные признаки внешнего вида, условия жизни. Дать представление о значении рыб в жизни человека. Учить соотносить части предмета с геометрическими фигурами. Учить обследовать движу- щиеся предметы, соотносить их с изображением. Учить анализировать сложную форму, выделяя основные состав- ные части предмета. Развивать умение имитировать за- данный образ. Составление предметов из частей. Формировать навыки ориентировки в большом пространстве. Учить правильно ис- пользовать предлоги – Различение поверхно- стей. Анализировать каче- ства листьев осязатель- ным способом. 9 9
Различать и называть форму гео- метрических фигур. Активизировать сохраненные ана- лизаторы, стимулировать зритель- ные функции. Выделение и соотношение со сло- весным обозначением. Развивать зрительную реакцию на окружающие предметы, формиро- вать действия с ними. Учить наблюдать за людьми, их поведением на улице. Рассматривание домов в окруже- нии детского сада, выделение ма- териала из которого построены дома. Сравнивать и группировать пред- меты по форме, материалу, величи- не. Учить отгадывать простые загадки и находить отгадки среди предме- тов. Работа над мимикой с использова- нием зеркала. в, на, под, перед, около, за. Уточнение представле- ний о понятиях «далеко – близко» Ориентировка с помо- щью обоняния, осяза- ния, слуха. Освоение понятий – да- леко, близко. Учить передвигаться в заданном направлении с точкой отсчета от предмета. Учить определять ме- стоположение предмета в пространстве с точкой отсчета от себя. Называть скоростные качества предмета. Классификация и обобщение на основе выделенных призна- ках. Формирование формо- образующих движений руки и мелкой мотори- ки. Определение геомет- рической формы и ве- личины. Классифицировать предметы по общим и отличительным осяза- тельным признакам Формировать компен- саторные способы ори- ентировки в про- странстве. Определе- ние частей лица рука- ми. Комнатные растения Формировать представления о комнатных растениях (фикус, примула, традесканция, бегония, лилия), о правилах ухода за ними. Учить выделять характерные основные свойства. Ана- лизировать качества листьев зрительным и осязательным способом. Название и различение комнатных растений по признакам внешнего вида. Учить составлять описательный рассказ по образцу взрослого. Обобщение представлений о растениях. Транспорт Ознакомление детей с транспортными средствами: легковая, грузовик, автобус, самолет, пароход. Учить различать легко- вые и грузовые машины, автобус. Выделение частей машины. Дать представления о грузовом транспорте, о грузах, которые он перевозит. Влияние сезонных изменений на транспорт (ве- лосипед – снегоуборочная машина). Город, правила движения Расширение представлений об окружающем мире. Закрепить понятия: дом, двор, улица, соседи. Познакомить с понятием «город». Расширить представления детей о родном городе, ввести в речь слова – город Сосногорск, улица. Различать и называть существенные части дома. Закрепление правил до- рожного движения. Дать понятия о тротуаре и проезжей ча- сти. Научить ориентироваться по сигналу светофора. *** Я сам Продолжать знакомить детей с собственным телом, называть части тела, знать их расположение, назначение. Название пальцев на руке. Определять свой внешний вид. Закрепить знания о предметах туалета и их назначении. Формировать представления о правилах, учить следовать им осознанно. Учить анализировать свои поступки.
Ап
рель Тема Задачи, содержание Развитие зрительного восприятия Развитие пространствен- ных представлений Развитие осязания и мел- кой моторики 10 10
Весна, перелетные птицы Уточнение представлений о признаках весны. Учить сравнивать времена года, отмечать ха- рактерные признаки. Учить понимать зависи- мость между временем года и изменением в жизни ребенка. Расширить представления о птицах. Познакомить с сезонными изменени- ями в жизни птиц на примере перелетных (аист, кукушка, ласточка). Учить понимать смысл загадок и находить отгадку. Учить соотносить части наблюдае- мого предмета с геометрическими формами. Учить анализировать сложную форму. Учить выделять характерные при- знаки предмета и группировать предметы по этим признакам. Учить точным словом обозначать уведенные предметы и их располо- жение. Учить анализировать предметное изображение знакомых предметов. Развивать зрительное внимание. Учить составлять описательные рассказы по образцу взрослого. Закрепление цветового восприя- тия, восприятия формы, размера. Составление узора из геометриче- ских форм. Составление целого из частей. Учить понимать смысл загадки и находить отгадку. Формирование навыков передвижения в названном направлении с точкой от- счета от себя. Формирование компенса- торных навыков ориенти- ровки на улице. Представление о простей- ших схематических изобра- жений предметов, сличение с их изображением. Учить ориентироваться в большом пространстве. Учить точным словом определять расположение предмета. Упражнять в ориентировке на совеем теле. Развитие тактильного вос- приятия. Классифицировать предме- ты по общим и отличитель- ным осязательным призна- кам Формирование формообра- зующих движений руки и мелкой моторики. Составление классической последовательности. Семена/Кусты Уточнить представления о деревьях. Фор- мировать представления о кустарниках: мали- на, шиповник, акация. Учить выделять и на- зывать основные части растений. Дать пред- ставления о некоторых видах размножения растений. Познакомить с семенами фасоли, кукурузу, пшеницы. Весенние цветы Формировать представление о весенних цве- тах: подснежник, фиалка. Учить выделять ха- рактерные признаки наблюдаемого предмета: цвет, форма, величина. Учить группировать предметы по этим признакам. Воспитывать интерес к родной природе. Насекомые Формировать представления о насекомых. Дать представления о взаимосвязи жизни на- секомых и цветов. Дать понятия о пользе на- секомых. Развивать наблюдательность, осто- рожное обращение с насекомыми. Май 11 11
Тема Задачи, содержание Развитие зрительного восприятия Развитие пространствен- ных представлений Развитие осязания и мел- кой моторики Лето. Летние цветы Уточнение представлений о признаках лета. Учить сравнивать времена года, отмечать ха- рактерные признаки. Учить понимать зависи- мость между временем года и изменением в жизни ребенка. Формировать представление о летних цветах: ромашка, колокольчики, мак, роза. Учить выделять характерные признаки наблюдаемого предмета: цвет, форма, величи- на. Учить группировать предметы по этим признакам. Воспитывать интерес к родной природе. Учить понимать смысл загадок и находить отгадку. Учить соотносить части наблюдае- мого предмета с геометрическими формами. Учить анализировать сложную форму. Учить выделять характерные при- знаки предмета и группировать предметы по этим признакам. Развивать зрительное внимание. Закрепление цветового восприя- тия, восприятия формы, размера. Составление узора из геометриче- ских форм. Составление целого из частей. Формирование компенса- торных навыков ориенти- ровки на. Представление о простей- ших схематических изобра- жений предметов, сличение с их изображением. Учить ориентироваться в большом пространстве. Учить точным словом определять расположение предмета. Развитие тактильного вос- приятия. Классифицировать предме- ты по общим и отличитель- ным осязательным призна- кам Формирование формообра- зующих движений руки и мелкой моторики. Составление классической последовательности. Игрушки Уточнение представлений об игрушках. Учить определять материал, из которого они изготовлены и их назначение. Учить выделять характерные признаки: цвет, форма, величи- на. Учить группировать игрушки по выделен- ному признаку. 12 12


В раздел образования