Автор: Тинт Наталия Викторовна
Должность: логопед
Учебное заведение: ЦВЛ "Детская психиатрия" имени С.С. Мнухина
Населённый пункт: Санкт-Петербург
Наименование материала: методическая разработкка
Тема: Рекомендации для родителей неговорящих детей для совместных занятий дома.
Раздел: дошкольное образование
СПБ ГКУЗ ЦВЛ ««Детская психиатрия» имени С.С.
Мнухина
Психоневрологический детский дневной стационар
Игры и упражнения для занятий с неговорящими
детьми.
Составила логопед Тинт Наталия Викторовна
Рекомендации для родителей неговорящих детей для совместных
занятий дома.
Содержание.
1.
Значение речи в психологическом развитии ребёнка.
1.1.
Речь - основное средство общения.
1.2.
Три основных этапа овладением речью как средством общения.
1.3.
Показатели развития речи в норме.
2.
Речевые расстройства как следствие нарушения общения.
3.
Коррекционно-
воспитательная
деятельность.
Работа
с
родителями.
4.
Цели и задачи домашних занятий с неговорящими детьми.
5.
Игры и упражнения:
Блок заданий №1.
Блок заданий №2.
Блок заданий №3.
Блок заданий №4.
Блок заданий №5.
Блок заданий №6.
Блок заданий №7.
Блок заданий №8.
6.
Список литературы.
1.
ЗНАЧЕНИЕ РЕЧИ В ПСИХОЛОГИЧЕСКОМ РАЗВИТИИ
РЕБЕНКА.
1.1.
Речь - основное средство человеческого общения.
Речь - основное средство человеческого общения. Речь - средство
планирования деятельности и контроля над ней.
Важное значение в конце первого года жизни имеет реакция ребенка на
речевое общение.
Дети с нормальным психическим развитием к концу года адекватно
реагируют на речевое общение и интонацию, отвечают действиями на
некоторые словесные просьбы. Ребенок с отставанием в развитии слабо
реагирует на общение с взрослыми и на окружающие предметы, долго не
дифференцирует «своих» и «чужих».
1.2.
Три основных этапа овладением речью как средством
общения.
В основе всего вербального развития ребенка лежит коммуникативная
функция речи. Овладение речью как средством общения проходит три
основных этапа:
•
На довербальном этапе ребёнок не понимает речи взрослых, но
здесь
складываются
условия,
обеспечивающие
овладение
речью
в
последующем (ребёнок реагирует на голос, шум и пр.).
•
На втором этапе - этапе возникновения речи - ребенок начинает
понимать простейшие высказывания взрослого, произносить первые звуки,
слоги, слова.
•
На третьем этапе развития речевого общения осуществляется
овладение разными способами (диалог)
1.3.
Показатели нормального речевого развития.
Для 2-3 летнего ребёнка в норме характерно очень быстрое расширение
словарного запаса. Произнесение слов основано на звуковом и словесном
подражании.
В 2 года малыш узнаёт имена и название предметов. Говорит 50-70
слов, в основном существительные. В речи преобладают восклицания.
Начинает произносить двух-трёх сложные предложения.
В три года оперирует развёрнутыми фразами. Понимает обиходную
речь и содержание сказок, активно общается с окружающими с помощью
речи, комментирует свои действия, начинает задавать вопросы. Значительно
возрастает активный словарь. Интенсивное развитие речи на этом возрастном
этапе перестраивает все психические процессы, речь становиться ведущим
средством общения и развития мышления.
Темп развития в дошкольном возрасте является очень высоким (к
концу 3 лет -1000-1500 слов). Показателем нормального развития речи на
этом возрастном этапе является возможность ребенка к трем годам строить
предложения из 3 - 4 слов и более, употреблять знакомые слова в нескольких
грамматических категориях, формах.
Выявление не резко выраженных отставаний в развитии речи и
особенно понимание причин этого отставания, на этом возрастном этапе
представляет большую сложность. В период с 3 до 7 лет (дошкольный
возраст)
происходит
дальнейшее
развитие
речи.
Он
характеризуется
относительно ограниченным запасом слов, неправильным произнесением
отдельных звуков. Участие в игровой деятельности способствует развитию
связной речи, пополнению словарного запаса.
Итак, развитие словаря ребенка тесно связано, с одной стороны, с
развитием
всех
компонентов
речи:
фонетико-фонематического
и
грамматического строя речи. С помощью слов ребенок обозначает лишь то
что доступно его пониманию. В связи с этим в словаре ребенка рано
появляются слова конкретного значения, а позднее слова обобщающего
характера. (на основании схемы нормального развития детской речи по
А.Н.Гвоздеву)
Известно, что способность к усвоению речи ограничена во времени.
Процессы опережающего обеспечения речевой функции, разворачивающиеся
еще на первом году жизни, в дальнейшем постепенно угасают при
отсутствии подкрепления. Если речевая функция не оформилась к 4 -5 годам,
дальнейшее речевое развитие ставится под большую угрозу.
2.
Речевые расстройства как следствие нарушения общения.
Ребёнок с задержкой психического развития, ребёнок с нарушением
общения - это проблема, которая интересует врачей, психологов, логопедов,
педагогов.
Речевые расстройства, как следствие нарушения общения, в свою
очередь ещё больше усугубляют затруднения в контакте с окружающими.
Внешняя речь практически отсутствует, а внутренняя может сохраняться.
Такой ребёнок не всегда выполняет речевые инструкции из-за моторных
трудностей,
недостаточной
целенаправленности
и
невозможности
сосредоточить внимание, но полученная ребёнком информация в той или
иной мере учитывается в деятельности, поведении. У ребёнка может богатый
пассивный словарь, соответствующий возрастной норме.
Свои проблемы ребёнок не может решить самостоятельно, а значит,
коррекционная работа по развитию речи должна начинаться в более раннем
возрасте и проводиться с учётом речевого развития ребёнка.
3. Работа с родителями.
Одним из важнейших направлений в коррекционно-воспитательной
деятельности логопеда является работа с родителями, активное участие
родителей
в
этом
коррекционном
процессе
ускоряет
и
облегчает
реабилитацию ребенка.
Для совместной деятельности родителей и детей с целью выполнения
домашних заданий составлено это пособие.
Игры и упражнения взяты из системы домашних занятий: «Учимся
говорить. 55 способов общения с неговорящим ребёнком», Дедюхина Г. В.,
Кириллова Е. В.
4. Цели системы домашних занятий с ребёнком:
а)
формировать
положительный
эмоциональный
настрой
на
совместную с взрослым работу;
б)
учить фиксировать взгляд на предмете, прослеживать взглядом
его движение;
в)
развитие
моторики
рук,
имитационные
движения
в
сопровождении стихотворного текста;
г)
формирование произвольного выдоха;
д)
учить соотносить игрушку со звукоподражанием, побуждать к
сопряженному или произвольному звукоподражанию:
е)
учить узнавать предметы по
их
цветному и
контурному
изображению, функциональному назначению, побуждать к произвольному
звукоподражанию, развивать память и внимание.
5.Игры и упражнения, элементы системы домашних занятий «55
способов общения с неговорящим ребёнком»:
Блок заданий № 1.
1.Ладушки.
Цель:
формировать
положительный
эмоциональный
настрой
на
совместную
со
взрослым
работу,
развивать
ощущения
собственных
движений.
Взрослый хлопает своей ладонью по ладони ребенка, сопровождая свои
действия
стихотворным
текстом,
и
побуждает
малыша
к
ответным
действиям:
Ладушки.ладушки.
Где были? У бабушки!
Ладушки - ладошечки,
Звонкие хлопошечки!
Хлоп-хлоп!
2.Гули-Гули
Цель: формировать положительный эмоциональный настрой на
совместную
со
взрослым
работу,
развивать
ощущения
собственных
движений.
Взрослый, действуя руками ребенка, произносит стихотворный текст:
Прилетели гули-гули голубочки, (машет руками)
На головку сели гули моей дочке. (кладет руки на голову малыша)
Ой! Шу, полетели! (разводит руки ребенка в стороны).
Блок заданий 2.
1.Ищу куклу
Цель: учить ребенка фиксировать взгляд на предмете, прослеживать
взглядом его движение. Взрослый побуждает ребенка найти игрушку в
пространстве комнаты (на диване, на стуле, на полке) и проследить взглядом
за ее перемещением (с дивана на ковер, с ковра на стул, со стула на стол и
т.п.) Активизировать внимание малыша можно с помощью стихотворных
текстов:
Где же кукла наша.
Найдем мы куклу Машу!
Вова к кукле подойдет.
Вова куколку найдет.
Если ребенок не фиксирует взгляд на игрушках, целесообразно
начинать эту работу с использования цветных повязок на голове матери,
ярких, блестящих предметов одновременно со звуковым раздражителем
(звучанием бубна, погремушки, молоточка).
Услоднение:
находить игрушку по ее характерным деталям в пространстве комнаты
(уши зайца выглядывают из коробки, мяч из-за ножки стола, голова
куклы из-под подушки и т.п.);
находить игрушки в пространстве комнаты с помощью «подзорной
трубы», охватывающей оба глаза (листа плотной бумаги, сверну того в
широкую трубочку).
2.Появление игрушки
Цель: учить фиксировать взгляд на предмете, прослеживать взглядом
его движение.
а.
Появление игрушки из-за ширмы в заданном месте (например,
справа), с предварительной фиксацией взгляда на нем. Предлагаемая
инструкция: «Это мишка! Он спрятался. Посмотри, где он спрятался?».
Прослеживание движения игрушки в заданном направлении над ширмой (для
этой игры можно использовать игрушки Би-ба-бо для кукольного театра).
б.
Появление игрушки из-за ширмы одновременно со звуковым
сигналом (ударом в бубен). Усложнение (вводится в случае, если ребенок
легко справляется с основным заданием):
3.Найди игрушку.
Цель: развивать зрительное восприятие ребенка: находить игрушку
(мячик, куклу, мишку) в заданном пространстве комнаты; учить соотносить
игрушку с ее изображением на предметной картинке, называть ее, используя
звукоподражание или лепетные слова.
Взрослый
побуждает
ребенка
находить
заданные
игрушки
в
пространстве комнаты, называть их.
Вариант №1: после предварительного показа и игры взрослый прячет
игрушку,
затем
просит
малыша
найти
ее,
назвать,
используя
звукоподражание, и предъявляет предметную картинку с ее изображением
(рассматривает ее и называет).
Вариант №2: взрослый дает инструкцию: «Найди мячик на диване (под
столом)»;
ребенок
находит
мячик
и
предметную
картинку
с
его
изображением, совершает игровые действия с игрушкой, называет, используя
звукоподражание («оп»).
Блок заданий 3.
1. Поглаживая и похлопывая по руке и ладони.
Цель: развивать ощущения собственных движений с помощью легких
массажных действий руками.
Взрослый выдавливает крем на левую руку ребенка. Поглаживая и
похлопывая ее от локтя до кончиков пальцев (а также в обратном
направлении), размазывает крем, действуя правой рукой малыша. Затем
меняет руки. Все движения сопровождаются словами:
С горки - бух! (движение от локтя к пальцам руки)
На горку - ух! (движение от кончиков пальцев до локтя)
По
мере
возможностей
необходимо
побуждать
ребенка
к
самостоятельным действиям.
2.Загибание и разгибание пальцев.
Цель: активизировать активные и пассивные движения пальцев рук,
формировать положительный настрой на занятия со взрослым.
Взрослый действует руками ребенка: загибает и разгибает пальчики
малыша попеременно на правой и левой руке, сопровождая движения
словами:
Этот пальчик - бабушка. Этот пальчик хочет спать,
Этот пальчик - дедушка. Этот пальчик - прыг в кровать!
Этот мальчик - папочка. Этот пальчик прикорнул.
Этот пальчик - мамочка. Этот пальчик уж заснул.
Этот пальчик - Вовочка. Встали пальчики. Ура!
В детский сад идти пора!
3.Отстукивание кулачками.
Цель: развивать моторику руки в сочетании со стихотворным текстом.
Взрослый читает стихотворный текст: «Тук - тук, - я стучу, новый
столик сколочу», побуждает ребенка удерживать руку в кулаке, отстукивая
кулачком по поверхности стола каждое слово короткой потешки (помощь
взрослого в виде совмещенных действий).
4.Игра Колобок.
Цель: развивать моторику руки.
Ребенок выполняет движения, сопровождая их стихотворным текстом.
В случае двигательных затруднений взрослый действует руками ребенка.
Кулачок как колобок. Одна рука сжата в кулак - «колобок», другой
рукой
Мы сожмем его разок- ребенок поглаживает кулачок, несколько раз
сжимает его рукой, затем положение рук меняется.
5.Игра Пила
Целы развивать моторику руки, выполняя имитационные движения в
сопровождении стихотворного текста.
Пила, пила,
Пили живей.
Мы домик строим для зверей!
(скользящие движения ребром ладони по поверхности стола).
Блок заданий 4.
1.Игра Перышко.
Цель: формировать произвольный выдох.
Ребенок сдувает с ладони взрослого перышко, легкий ватный шарик.
2. Игра Занавесочка.
Цель: формировать произвольный выдох.
Ребенок дует на бахрому, выполненную из папиросной бумаги.
Предлагаемая инструкция: «Подуй на занавесочку, за ней сюрприз»
(маленькая игрушка).
3.Игра Ветерок
Цель: учить продолжительному ротовому выдоху.
Взрослый предлагает ребенку подуть па цветок одуванчика, веточку с
листочками или на листочки, вырезанные из папиросной бумаги, как ветерок,
сопровождая действия ребенка стихотворным текстом:
Очень жаркий день-денечек!
Дунь - по - дунь, наш ветерочек,
Ветерочек, ветерок,
Дунь - по - дунь, наш ветерок!
4.Игра Бабочка лети.
Цель: учить продолжительному ротовому выдоху.
Взрослый показывает ребенку бабочку, вырезанную из цветной бумаги,
закрепленную по центру ниткой, дует на нее. Бабочка «летает». Игра
сопровождается стихотворным текстом:
Бабочка летала.
Над Вовочкой порхала.
Вова не боится -
Бабочка садится.
Взрослый «сажает» бабочку на руку ребенка, побуждая малыша подуть
на нее.
5. Игра Чей паровоз громче гудит.
Цель: учить продолжительному и целенаправленному выдоху.
Для проведения игры необходимы несколько маленьких пузырьков с
узким горлышком из- под лекарств или духов. Взрослый подносит пузырек к
губам и дует в него, чтобы послышался свист, затем предлагает сделать то же
самое ребенку - подуть в каждый пузырек по очереди (не надувая при этом
щеки).
Усложнение: ребенку предлагается определить, какой из 2 - 3
предъявленных пузырьков гудел (свистел) громче.
Блок заданий №5.
1. Игра Малыш
Цель: учить соотносить игрушку со звукоподражанием, побуждать к
сопряженному, отраженному или произвольному звукоподражанию «уа».
Используя сюрпризный момент из-за ширмы, из «чудесного» мешочка,
из кукольного домика, одновременно со звуковым сигналом: звуком
колокольчика или барабана, взрослый показывает игрушку - пупсика,
называет ее: «Это малыш. Малыш плачет: «Уа- уа!», побуждает к
произнесению звукоподражания и игровым действиям с игрушкой (покачать,
покормить из соски). Если ребенок испытывает двигательные затруднения,
можно использовать совмещенные игровые движения (взрослый производит
действия руками ребенка).
2.Игры «Кто позвал?», «У нас в гостях»
Цель: развивать зрительное восприятие, учить соотносить игрушку со
звукоподражанием, побуждать ребенка к произвольному произнесению
звукоподражания.
С помощью сюрпризного момента из «чудесного» мешочка, коробочки,
из-за ширмы ребенку предъявляется знакомая или любимая игрушка
(например, мишка). Взрослый совершает игровые действия с мишкой,
сопровождая их словами: «В гости к нам пришел мишка. Он здоровается с
тобой: «У - у - у!» Поздоровайся с мишкой (взрослый побуждает ребенка к
произвольному или сопряженному произнесению звукоподражания).
Если малыш охотно включается в игру, можно предложить ее
усложнение. Игру «Кто позвал» вместе с мишкой в гости к малышу пришел
волк-волчок: «у-у-у!». Игрушки располагаются по правую и левую стороны
от ребенка и по очереди «зовут» малыша. Он поворачивается к той игрушке,
которая его «позвала».
Варианты: аналогичные игры проводятся с самолетиком «у-у-у!» и
паровозиком «у-у-у!».
Блок заданий №6:
1.Узнавание предметов и их звучание по изображению
Цель: учить узнавать предметы по их цветному и контурному
изображению, функциональному назначению, побуждать к произвольному
звукоподражанию, развивать внимание и память.
Ребенок узнает предметы, изображенные на цветных картинках:
самолет, кукла, паровозик, волк. Используя звукоподражание, называет их
(«у - у», «а - а», «уа - уа»). Затем последовательно (по одной) предъявляются
контурные изображения тех же предметов. Малыш соотносит цветное и
контурное изображения, накладывает парные картинки друг на друга.
Вопросы: «Кто плачет? Как?» (вызов звукоподражания).
2.Игра «Что пропало?»: взрослый убирает одну из картинок и просит
назвать ее. используя звукоподражание.
Вопросы:
•
Кто ушел? (кукла:«Уа - уа!»)
•
Что улетело? (самолет: «У - у - у!»)
•
Кто убежал? (волк: «У - у - у!»)
Блок заданий №7.
1. Игра Разноцветные домики
Цель:
учить
соотносить
предметы
по
признаку
цвета
(можно
использовать игрушки из задания №2).
Ребенку предлагается разложить мелкие игрушки (кубики) в домики (2-
4 коробочки, раскрашенные в основные цвета).
Предлагаемые инструкции:
-
Найди такой же домик.
-
В каком домике живет игрушка? Покажи.
-
Цель: учить соотносить предметы по признаку цвета.
2.Разноцветные
столики.
На
столе
перед
ребенком
2-4
листа
разноцветной бумаги и коробка, в которой находятся предметы аналогичных
цветов (колечки от пирамидок, пуговицы и др.). Ребенку предлагается
разложить эти предметы на соответствующий цвету лист бумаги.
3. Игра Разноцветные флажки.
Цель: учить выделять красный цвет предметов по слову.
Игра проводится с флажками, выполненными из цветной бумаги.
Малышу предлагается выбрать из коробочки с разноцветными флажками
только красные и поставить их в вазочку красного цвета.
4. Игра Посадим красные цветочки.
Цель: учить выделять красный цвет предметов, развивать мелкую
моторику руки.
Игра проводится с использованием мозаики. Взрослый выбирает
мозаику красного цвета и выкладывает ее на игровое поле («сажает цветок»),
побуждая ребенка к совместным действиям.
Предлагаемые инструкции:
-
Возьми такую же мозаику. Посади такой же цветочек.
-
Где красная мозаика? Покажи. Посади красный цветок.
Усложнение: выкладывать цветочки заданного цвета по схеме.
-
Цель:
учить
различать
основные
цвета
предметов,
учить
действовать по инструкции, выделяя заданный цвет и называя его.
5.Игры на классификацию:
А. «Сильный ветер» (ватер «сорвал» крыши с разноцветных домиков,
необходимо поставить их на место).
Б. «Повесим флажки на веревочки» (цвет флажка соотносить с цветом
веревочки).
В. «Цветные лепестки» (выложить цветочки, подбирая лепестки по
цвету серединки).
Г. «От какого шарика веревочка» (цвет шарика соотносить с цветом
веревочки).
Д. «Разноцветные скамейки» (посадить матрешку на скамейку того же
цвета).
Е. «Наведем порядок» (разложить игрушки в коробочки, подбирая их
по цвету).
Блок заданий 8.
1. Игра В гости пришла кукла.
Цель: учить соотносить игрушку со звукоподражанием, побуждать
ребенка к произвольному произнесению звукоподражания «а-а- а», развивать
слуховое внимание.
С помощью сюрпризного момента предъявляется знакомая кукла. Она
хочет спать нужно ее покачать, сопровождая действия звукоподражанием «а-
а - а». Взрослый показывает игровые действия, сопровождая их словами:
«Кукла Оля хочет спать, куклу надо покачать», и побуждает малыша сделать
то же самое.
2.Игра Айболит.
Цель: учить соотносить игрушку со звукоподражанием, побуждать
ребенка к сопряженному, отраженному или произвольному произнесению
звукоподражания «а- а- а», развивать слуховое внимание.
Взрослый создает игровую ситуацию - к Айболиту приходят знакомые
ребенку игрушки: зайка, неваляшка, крокодил.
-
У зайки болят зубы. Зайка плачет: «А-а-а!».
-
Как плачет Зайка?
-
У крокодила болят зубы. Крокодил плачет: «А-а-а!» и т.п.
Малыш произносит вместе со взрослым, повторяет за ним. потом
произносит самостоятельно звукоподражание «а-а - а!».
3. Игра У нас в гостях (Зоопарк)
Цель: учить соотносить игрушки с сопряженным, отраженным или
произвольным звукоподражанием и различать их.
Из-за ширмы последовательно появляются игрушки: мишка, кукла,
крокодил, волк, зайчик. Они «здороваются» с малышом «а-а - а», «у - у - у» и
прячутся за ширму.
Вопросы и инструкции:
-
Угадай, кто поздоровался? Покажи.
-
Позови
того,
кто
поздоровался
(вызов
звукоподражаний).
Усложнение: «Чудесный мешочек».
Доставая из него игрушки, ребенок воспроизводит звукоподражания.
Вопросы и инструкции: - Покажи, кто позвал? - Кто поздоровался так:
«Л - а - а»?
4.Игра Кто ушел?
На
столе
2-3
игрушки
(самолет,
волк,
крокодил).
Ребенок
воспроизводит звукоподражание к каждой игрушке. После этого одна из них
убирается (например, крокодил).
Вопрос: «Кто ушел ?» (побуждать к произнесению звукоподражания).
Взрослый обращает внимание на то, как ребенок фиксирует взгляд па
игрушке и прослеживает взглядом ее движение над ширмой.
5.Игра Покажи как?
Цель: учить воспроизводить движение, изображенное на сюжетной
картинке.
Ребенок рассматривает картинку, предлагаемую взрослым, отвечает на
его вопросы: «Кто это? Что делает? Покажи, как:
Сюжетная картинка движения ребенка
Бабочка летит - ребенок машет руками, имитируя махи крыльев;
Птичка клюет - движения туловищем вперед с наклонами головы:
Девочка кушает - пальцы сжаты в кулак, движения рукой от стола ко
рту;
Девочка идет -аналогичное движение совершается ребенком
Девочка прыгает с учетом его двигательных возможностей;
Кошка лакает молоко - имитирующее движение языком.
6.Игра Части тела
Цель: активизировать представления ребенка о схеме тела животных и
игрушек.
На листе бумаги нарисован контур животного - кошки, выполненный
из кругов. К нему прилагаются части тела, заранее вырезанные из картона.
Взрослый вместе с ребенком анализирует рисунок:
-
Кто это?
-
Где головка (туловище, хвостик, лапки)?
-
Покажи.
Затем малыш накладывает картонные заготовки на рисунок-образец.
Если задание не вызывает затруднений, можно предложить выполнить
работу рядом с образцом. Мелкие детали (усы, глаза, уши) дорисовываются
взрослым.
Список литературы:
1.
Бадалян Л.О. «Детская неврология». МЕДпресс-информ. 2016.
2.
Дедюхина Г.В., Кириллова Е.В.: Система домашних занятий:
«Учимся
говорить.
55
способов
общения
с
неговорящим
ребёнком», 1997.
3.
Елисеева М.Б. Развитие речи ребёнка: взгляд лингвиста.̸̸
.̸̸
Логопед-
2005.- №4.-с.18-28.
4.
Пятница Т.В., Кашинская Т.В. Система коррекционного воздействия
при моторной алалии. Ч. 1. — М.: ТЦ Сфера, 2010. — 64 с.
5.
Танцюра С. Игровые упражнения для развития речи у неговорящих
детей. Методические рекомендации. - СПб., изд-во Сфера.-2019.