Напоминание

Рекомендации для родителей неговорящих детей для совместных занятий дома.


Автор: Тинт Наталия Викторовна
Должность: логопед
Учебное заведение: ЦВЛ "Детская психиатрия" имени С.С. Мнухина
Населённый пункт: Санкт-Петербург
Наименование материала: методическая разработкка
Тема: Рекомендации для родителей неговорящих детей для совместных занятий дома.
Раздел: дошкольное образование





Назад




СПБ ГКУЗ ЦВЛ ««Детская психиатрия» имени С.С.

Мнухина

Психоневрологический детский дневной стационар

Игры и упражнения для занятий с неговорящими

детьми.

Составила логопед Тинт Наталия Викторовна

Рекомендации для родителей неговорящих детей для совместных

занятий дома.

Содержание.

1.

Значение речи в психологическом развитии ребёнка.

1.1.

Речь - основное средство общения.

1.2.

Три основных этапа овладением речью как средством общения.

1.3.

Показатели развития речи в норме.

2.

Речевые расстройства как следствие нарушения общения.

3.

Коррекционно-

воспитательная

деятельность.

Работа

с

родителями.

4.

Цели и задачи домашних занятий с неговорящими детьми.

5.

Игры и упражнения:

Блок заданий №1.

Блок заданий №2.

Блок заданий №3.

Блок заданий №4.

Блок заданий №5.

Блок заданий №6.

Блок заданий №7.

Блок заданий №8.

6.

Список литературы.

1.

ЗНАЧЕНИЕ РЕЧИ В ПСИХОЛОГИЧЕСКОМ РАЗВИТИИ

РЕБЕНКА.

1.1.

Речь - основное средство человеческого общения.

Речь - основное средство человеческого общения. Речь - средство

планирования деятельности и контроля над ней.

Важное значение в конце первого года жизни имеет реакция ребенка на

речевое общение.

Дети с нормальным психическим развитием к концу года адекватно

реагируют на речевое общение и интонацию, отвечают действиями на

некоторые словесные просьбы. Ребенок с отставанием в развитии слабо

реагирует на общение с взрослыми и на окружающие предметы, долго не

дифференцирует «своих» и «чужих».

1.2.

Три основных этапа овладением речью как средством

общения.

В основе всего вербального развития ребенка лежит коммуникативная

функция речи. Овладение речью как средством общения проходит три

основных этапа:

На довербальном этапе ребёнок не понимает речи взрослых, но

здесь

складываются

условия,

обеспечивающие

овладение

речью

в

последующем (ребёнок реагирует на голос, шум и пр.).

На втором этапе - этапе возникновения речи - ребенок начинает

понимать простейшие высказывания взрослого, произносить первые звуки,

слоги, слова.

На третьем этапе развития речевого общения осуществляется

овладение разными способами (диалог)

1.3.

Показатели нормального речевого развития.

Для 2-3 летнего ребёнка в норме характерно очень быстрое расширение

словарного запаса. Произнесение слов основано на звуковом и словесном

подражании.

В 2 года малыш узнаёт имена и название предметов. Говорит 50-70

слов, в основном существительные. В речи преобладают восклицания.

Начинает произносить двух-трёх сложные предложения.

В три года оперирует развёрнутыми фразами. Понимает обиходную

речь и содержание сказок, активно общается с окружающими с помощью

речи, комментирует свои действия, начинает задавать вопросы. Значительно

возрастает активный словарь. Интенсивное развитие речи на этом возрастном

этапе перестраивает все психические процессы, речь становиться ведущим

средством общения и развития мышления.

Темп развития в дошкольном возрасте является очень высоким (к

концу 3 лет -1000-1500 слов). Показателем нормального развития речи на

этом возрастном этапе является возможность ребенка к трем годам строить

предложения из 3 - 4 слов и более, употреблять знакомые слова в нескольких

грамматических категориях, формах.

Выявление не резко выраженных отставаний в развитии речи и

особенно понимание причин этого отставания, на этом возрастном этапе

представляет большую сложность. В период с 3 до 7 лет (дошкольный

возраст)

происходит

дальнейшее

развитие

речи.

Он

характеризуется

относительно ограниченным запасом слов, неправильным произнесением

отдельных звуков. Участие в игровой деятельности способствует развитию

связной речи, пополнению словарного запаса.

Итак, развитие словаря ребенка тесно связано, с одной стороны, с

развитием

всех

компонентов

речи:

фонетико-фонематического

и

грамматического строя речи. С помощью слов ребенок обозначает лишь то

что доступно его пониманию. В связи с этим в словаре ребенка рано

появляются слова конкретного значения, а позднее слова обобщающего

характера. (на основании схемы нормального развития детской речи по

А.Н.Гвоздеву)

Известно, что способность к усвоению речи ограничена во времени.

Процессы опережающего обеспечения речевой функции, разворачивающиеся

еще на первом году жизни, в дальнейшем постепенно угасают при

отсутствии подкрепления. Если речевая функция не оформилась к 4 -5 годам,

дальнейшее речевое развитие ставится под большую угрозу.

2.

Речевые расстройства как следствие нарушения общения.

Ребёнок с задержкой психического развития, ребёнок с нарушением

общения - это проблема, которая интересует врачей, психологов, логопедов,

педагогов.

Речевые расстройства, как следствие нарушения общения, в свою

очередь ещё больше усугубляют затруднения в контакте с окружающими.

Внешняя речь практически отсутствует, а внутренняя может сохраняться.

Такой ребёнок не всегда выполняет речевые инструкции из-за моторных

трудностей,

недостаточной

целенаправленности

и

невозможности

сосредоточить внимание, но полученная ребёнком информация в той или

иной мере учитывается в деятельности, поведении. У ребёнка может богатый

пассивный словарь, соответствующий возрастной норме.

Свои проблемы ребёнок не может решить самостоятельно, а значит,

коррекционная работа по развитию речи должна начинаться в более раннем

возрасте и проводиться с учётом речевого развития ребёнка.

3. Работа с родителями.

Одним из важнейших направлений в коррекционно-воспитательной

деятельности логопеда является работа с родителями, активное участие

родителей

в

этом

коррекционном

процессе

ускоряет

и

облегчает

реабилитацию ребенка.

Для совместной деятельности родителей и детей с целью выполнения

домашних заданий составлено это пособие.

Игры и упражнения взяты из системы домашних занятий: «Учимся

говорить. 55 способов общения с неговорящим ребёнком», Дедюхина Г. В.,

Кириллова Е. В.

4. Цели системы домашних занятий с ребёнком:

а)

формировать

положительный

эмоциональный

настрой

на

совместную с взрослым работу;

б)

учить фиксировать взгляд на предмете, прослеживать взглядом

его движение;

в)

развитие

моторики

рук,

имитационные

движения

в

сопровождении стихотворного текста;

г)

формирование произвольного выдоха;

д)

учить соотносить игрушку со звукоподражанием, побуждать к

сопряженному или произвольному звукоподражанию:

е)

учить узнавать предметы по

их

цветному и

контурному

изображению, функциональному назначению, побуждать к произвольному

звукоподражанию, развивать память и внимание.

5.Игры и упражнения, элементы системы домашних занятий «55

способов общения с неговорящим ребёнком»:

Блок заданий № 1.

1.Ладушки.

Цель:

формировать

положительный

эмоциональный

настрой

на

совместную

со

взрослым

работу,

развивать

ощущения

собственных

движений.

Взрослый хлопает своей ладонью по ладони ребенка, сопровождая свои

действия

стихотворным

текстом,

и

побуждает

малыша

к

ответным

действиям:

Ладушки.ладушки.

Где были? У бабушки!

Ладушки - ладошечки,

Звонкие хлопошечки!

Хлоп-хлоп!

2.Гули-Гули

Цель: формировать положительный эмоциональный настрой на

совместную

со

взрослым

работу,

развивать

ощущения

собственных

движений.

Взрослый, действуя руками ребенка, произносит стихотворный текст:

Прилетели гули-гули голубочки, (машет руками)

На головку сели гули моей дочке. (кладет руки на голову малыша)

Ой! Шу, полетели! (разводит руки ребенка в стороны).

Блок заданий 2.

1.Ищу куклу

Цель: учить ребенка фиксировать взгляд на предмете, прослеживать

взглядом его движение. Взрослый побуждает ребенка найти игрушку в

пространстве комнаты (на диване, на стуле, на полке) и проследить взглядом

за ее перемещением (с дивана на ковер, с ковра на стул, со стула на стол и

т.п.) Активизировать внимание малыша можно с помощью стихотворных

текстов:

Где же кукла наша.

Найдем мы куклу Машу!

Вова к кукле подойдет.

Вова куколку найдет.

Если ребенок не фиксирует взгляд на игрушках, целесообразно

начинать эту работу с использования цветных повязок на голове матери,

ярких, блестящих предметов одновременно со звуковым раздражителем

(звучанием бубна, погремушки, молоточка).

Услоднение:

находить игрушку по ее характерным деталям в пространстве комнаты

(уши зайца выглядывают из коробки, мяч из-за ножки стола, голова

куклы из-под подушки и т.п.);

находить игрушки в пространстве комнаты с помощью «подзорной

трубы», охватывающей оба глаза (листа плотной бумаги, сверну того в

широкую трубочку).

2.Появление игрушки

Цель: учить фиксировать взгляд на предмете, прослеживать взглядом

его движение.

а.

Появление игрушки из-за ширмы в заданном месте (например,

справа), с предварительной фиксацией взгляда на нем. Предлагаемая

инструкция: «Это мишка! Он спрятался. Посмотри, где он спрятался?».

Прослеживание движения игрушки в заданном направлении над ширмой (для

этой игры можно использовать игрушки Би-ба-бо для кукольного театра).

б.

Появление игрушки из-за ширмы одновременно со звуковым

сигналом (ударом в бубен). Усложнение (вводится в случае, если ребенок

легко справляется с основным заданием):

3.Найди игрушку.

Цель: развивать зрительное восприятие ребенка: находить игрушку

(мячик, куклу, мишку) в заданном пространстве комнаты; учить соотносить

игрушку с ее изображением на предметной картинке, называть ее, используя

звукоподражание или лепетные слова.

Взрослый

побуждает

ребенка

находить

заданные

игрушки

в

пространстве комнаты, называть их.

Вариант №1: после предварительного показа и игры взрослый прячет

игрушку,

затем

просит

малыша

найти

ее,

назвать,

используя

звукоподражание, и предъявляет предметную картинку с ее изображением

(рассматривает ее и называет).

Вариант №2: взрослый дает инструкцию: «Найди мячик на диване (под

столом)»;

ребенок

находит

мячик

и

предметную

картинку

с

его

изображением, совершает игровые действия с игрушкой, называет, используя

звукоподражание («оп»).

Блок заданий 3.

1. Поглаживая и похлопывая по руке и ладони.

Цель: развивать ощущения собственных движений с помощью легких

массажных действий руками.

Взрослый выдавливает крем на левую руку ребенка. Поглаживая и

похлопывая ее от локтя до кончиков пальцев (а также в обратном

направлении), размазывает крем, действуя правой рукой малыша. Затем

меняет руки. Все движения сопровождаются словами:

С горки - бух! (движение от локтя к пальцам руки)

На горку - ух! (движение от кончиков пальцев до локтя)

По

мере

возможностей

необходимо

побуждать

ребенка

к

самостоятельным действиям.

2.Загибание и разгибание пальцев.

Цель: активизировать активные и пассивные движения пальцев рук,

формировать положительный настрой на занятия со взрослым.

Взрослый действует руками ребенка: загибает и разгибает пальчики

малыша попеременно на правой и левой руке, сопровождая движения

словами:

Этот пальчик - бабушка. Этот пальчик хочет спать,

Этот пальчик - дедушка. Этот пальчик - прыг в кровать!

Этот мальчик - папочка. Этот пальчик прикорнул.

Этот пальчик - мамочка. Этот пальчик уж заснул.

Этот пальчик - Вовочка. Встали пальчики. Ура!

В детский сад идти пора!

3.Отстукивание кулачками.

Цель: развивать моторику руки в сочетании со стихотворным текстом.

Взрослый читает стихотворный текст: «Тук - тук, - я стучу, новый

столик сколочу», побуждает ребенка удерживать руку в кулаке, отстукивая

кулачком по поверхности стола каждое слово короткой потешки (помощь

взрослого в виде совмещенных действий).

4.Игра Колобок.

Цель: развивать моторику руки.

Ребенок выполняет движения, сопровождая их стихотворным текстом.

В случае двигательных затруднений взрослый действует руками ребенка.

Кулачок как колобок. Одна рука сжата в кулак - «колобок», другой

рукой

Мы сожмем его разок- ребенок поглаживает кулачок, несколько раз

сжимает его рукой, затем положение рук меняется.

5.Игра Пила

Целы развивать моторику руки, выполняя имитационные движения в

сопровождении стихотворного текста.

Пила, пила,

Пили живей.

Мы домик строим для зверей!

(скользящие движения ребром ладони по поверхности стола).

Блок заданий 4.

1.Игра Перышко.

Цель: формировать произвольный выдох.

Ребенок сдувает с ладони взрослого перышко, легкий ватный шарик.

2. Игра Занавесочка.

Цель: формировать произвольный выдох.

Ребенок дует на бахрому, выполненную из папиросной бумаги.

Предлагаемая инструкция: «Подуй на занавесочку, за ней сюрприз»

(маленькая игрушка).

3.Игра Ветерок

Цель: учить продолжительному ротовому выдоху.

Взрослый предлагает ребенку подуть па цветок одуванчика, веточку с

листочками или на листочки, вырезанные из папиросной бумаги, как ветерок,

сопровождая действия ребенка стихотворным текстом:

Очень жаркий день-денечек!

Дунь - по - дунь, наш ветерочек,

Ветерочек, ветерок,

Дунь - по - дунь, наш ветерок!

4.Игра Бабочка лети.

Цель: учить продолжительному ротовому выдоху.

Взрослый показывает ребенку бабочку, вырезанную из цветной бумаги,

закрепленную по центру ниткой, дует на нее. Бабочка «летает». Игра

сопровождается стихотворным текстом:

Бабочка летала.

Над Вовочкой порхала.

Вова не боится -

Бабочка садится.

Взрослый «сажает» бабочку на руку ребенка, побуждая малыша подуть

на нее.

5. Игра Чей паровоз громче гудит.

Цель: учить продолжительному и целенаправленному выдоху.

Для проведения игры необходимы несколько маленьких пузырьков с

узким горлышком из- под лекарств или духов. Взрослый подносит пузырек к

губам и дует в него, чтобы послышался свист, затем предлагает сделать то же

самое ребенку - подуть в каждый пузырек по очереди (не надувая при этом

щеки).

Усложнение: ребенку предлагается определить, какой из 2 - 3

предъявленных пузырьков гудел (свистел) громче.

Блок заданий №5.

1. Игра Малыш

Цель: учить соотносить игрушку со звукоподражанием, побуждать к

сопряженному, отраженному или произвольному звукоподражанию «уа».

Используя сюрпризный момент из-за ширмы, из «чудесного» мешочка,

из кукольного домика, одновременно со звуковым сигналом: звуком

колокольчика или барабана, взрослый показывает игрушку - пупсика,

называет ее: «Это малыш. Малыш плачет: «Уа- уа!», побуждает к

произнесению звукоподражания и игровым действиям с игрушкой (покачать,

покормить из соски). Если ребенок испытывает двигательные затруднения,

можно использовать совмещенные игровые движения (взрослый производит

действия руками ребенка).

2.Игры «Кто позвал?», «У нас в гостях»

Цель: развивать зрительное восприятие, учить соотносить игрушку со

звукоподражанием, побуждать ребенка к произвольному произнесению

звукоподражания.

С помощью сюрпризного момента из «чудесного» мешочка, коробочки,

из-за ширмы ребенку предъявляется знакомая или любимая игрушка

(например, мишка). Взрослый совершает игровые действия с мишкой,

сопровождая их словами: «В гости к нам пришел мишка. Он здоровается с

тобой: «У - у - у!» Поздоровайся с мишкой (взрослый побуждает ребенка к

произвольному или сопряженному произнесению звукоподражания).

Если малыш охотно включается в игру, можно предложить ее

усложнение. Игру «Кто позвал» вместе с мишкой в гости к малышу пришел

волк-волчок: «у-у-у!». Игрушки располагаются по правую и левую стороны

от ребенка и по очереди «зовут» малыша. Он поворачивается к той игрушке,

которая его «позвала».

Варианты: аналогичные игры проводятся с самолетиком «у-у-у!» и

паровозиком «у-у-у!».

Блок заданий №6:

1.Узнавание предметов и их звучание по изображению

Цель: учить узнавать предметы по их цветному и контурному

изображению, функциональному назначению, побуждать к произвольному

звукоподражанию, развивать внимание и память.

Ребенок узнает предметы, изображенные на цветных картинках:

самолет, кукла, паровозик, волк. Используя звукоподражание, называет их

(«у - у», «а - а», «уа - уа»). Затем последовательно (по одной) предъявляются

контурные изображения тех же предметов. Малыш соотносит цветное и

контурное изображения, накладывает парные картинки друг на друга.

Вопросы: «Кто плачет? Как?» (вызов звукоподражания).

2.Игра «Что пропало?»: взрослый убирает одну из картинок и просит

назвать ее. используя звукоподражание.

Вопросы:

Кто ушел? (кукла:«Уа - уа!»)

Что улетело? (самолет: «У - у - у!»)

Кто убежал? (волк: «У - у - у!»)

Блок заданий №7.

1. Игра Разноцветные домики

Цель:

учить

соотносить

предметы

по

признаку

цвета

(можно

использовать игрушки из задания №2).

Ребенку предлагается разложить мелкие игрушки (кубики) в домики (2-

4 коробочки, раскрашенные в основные цвета).

Предлагаемые инструкции:

-

Найди такой же домик.

-

В каком домике живет игрушка? Покажи.

-

Цель: учить соотносить предметы по признаку цвета.

2.Разноцветные

столики.

На

столе

перед

ребенком

2-4

листа

разноцветной бумаги и коробка, в которой находятся предметы аналогичных

цветов (колечки от пирамидок, пуговицы и др.). Ребенку предлагается

разложить эти предметы на соответствующий цвету лист бумаги.

3. Игра Разноцветные флажки.

Цель: учить выделять красный цвет предметов по слову.

Игра проводится с флажками, выполненными из цветной бумаги.

Малышу предлагается выбрать из коробочки с разноцветными флажками

только красные и поставить их в вазочку красного цвета.

4. Игра Посадим красные цветочки.

Цель: учить выделять красный цвет предметов, развивать мелкую

моторику руки.

Игра проводится с использованием мозаики. Взрослый выбирает

мозаику красного цвета и выкладывает ее на игровое поле («сажает цветок»),

побуждая ребенка к совместным действиям.

Предлагаемые инструкции:

-

Возьми такую же мозаику. Посади такой же цветочек.

-

Где красная мозаика? Покажи. Посади красный цветок.

Усложнение: выкладывать цветочки заданного цвета по схеме.

-

Цель:

учить

различать

основные

цвета

предметов,

учить

действовать по инструкции, выделяя заданный цвет и называя его.

5.Игры на классификацию:

А. «Сильный ветер» (ватер «сорвал» крыши с разноцветных домиков,

необходимо поставить их на место).

Б. «Повесим флажки на веревочки» (цвет флажка соотносить с цветом

веревочки).

В. «Цветные лепестки» (выложить цветочки, подбирая лепестки по

цвету серединки).

Г. «От какого шарика веревочка» (цвет шарика соотносить с цветом

веревочки).

Д. «Разноцветные скамейки» (посадить матрешку на скамейку того же

цвета).

Е. «Наведем порядок» (разложить игрушки в коробочки, подбирая их

по цвету).

Блок заданий 8.

1. Игра В гости пришла кукла.

Цель: учить соотносить игрушку со звукоподражанием, побуждать

ребенка к произвольному произнесению звукоподражания «а-а- а», развивать

слуховое внимание.

С помощью сюрпризного момента предъявляется знакомая кукла. Она

хочет спать нужно ее покачать, сопровождая действия звукоподражанием «а-

а - а». Взрослый показывает игровые действия, сопровождая их словами:

«Кукла Оля хочет спать, куклу надо покачать», и побуждает малыша сделать

то же самое.

2.Игра Айболит.

Цель: учить соотносить игрушку со звукоподражанием, побуждать

ребенка к сопряженному, отраженному или произвольному произнесению

звукоподражания «а- а- а», развивать слуховое внимание.

Взрослый создает игровую ситуацию - к Айболиту приходят знакомые

ребенку игрушки: зайка, неваляшка, крокодил.

-

У зайки болят зубы. Зайка плачет: «А-а-а!».

-

Как плачет Зайка?

-

У крокодила болят зубы. Крокодил плачет: «А-а-а!» и т.п.

Малыш произносит вместе со взрослым, повторяет за ним. потом

произносит самостоятельно звукоподражание «а-а - а!».

3. Игра У нас в гостях (Зоопарк)

Цель: учить соотносить игрушки с сопряженным, отраженным или

произвольным звукоподражанием и различать их.

Из-за ширмы последовательно появляются игрушки: мишка, кукла,

крокодил, волк, зайчик. Они «здороваются» с малышом «а-а - а», «у - у - у» и

прячутся за ширму.

Вопросы и инструкции:

-

Угадай, кто поздоровался? Покажи.

-

Позови

того,

кто

поздоровался

(вызов

звукоподражаний).

Усложнение: «Чудесный мешочек».

Доставая из него игрушки, ребенок воспроизводит звукоподражания.

Вопросы и инструкции: - Покажи, кто позвал? - Кто поздоровался так:

«Л - а - а»?

4.Игра Кто ушел?

На

столе

2-3

игрушки

(самолет,

волк,

крокодил).

Ребенок

воспроизводит звукоподражание к каждой игрушке. После этого одна из них

убирается (например, крокодил).

Вопрос: «Кто ушел ?» (побуждать к произнесению звукоподражания).

Взрослый обращает внимание на то, как ребенок фиксирует взгляд па

игрушке и прослеживает взглядом ее движение над ширмой.

5.Игра Покажи как?

Цель: учить воспроизводить движение, изображенное на сюжетной

картинке.

Ребенок рассматривает картинку, предлагаемую взрослым, отвечает на

его вопросы: «Кто это? Что делает? Покажи, как:

Сюжетная картинка движения ребенка

Бабочка летит - ребенок машет руками, имитируя махи крыльев;

Птичка клюет - движения туловищем вперед с наклонами головы:

Девочка кушает - пальцы сжаты в кулак, движения рукой от стола ко

рту;

Девочка идет -аналогичное движение совершается ребенком

Девочка прыгает с учетом его двигательных возможностей;

Кошка лакает молоко - имитирующее движение языком.

6.Игра Части тела

Цель: активизировать представления ребенка о схеме тела животных и

игрушек.

На листе бумаги нарисован контур животного - кошки, выполненный

из кругов. К нему прилагаются части тела, заранее вырезанные из картона.

Взрослый вместе с ребенком анализирует рисунок:

-

Кто это?

-

Где головка (туловище, хвостик, лапки)?

-

Покажи.

Затем малыш накладывает картонные заготовки на рисунок-образец.

Если задание не вызывает затруднений, можно предложить выполнить

работу рядом с образцом. Мелкие детали (усы, глаза, уши) дорисовываются

взрослым.

Список литературы:

1.

Бадалян Л.О. «Детская неврология». МЕДпресс-информ. 2016.

2.

Дедюхина Г.В., Кириллова Е.В.: Система домашних занятий:

«Учимся

говорить.

55

способов

общения

с

неговорящим

ребёнком», 1997.

3.

Елисеева М.Б. Развитие речи ребёнка: взгляд лингвиста.̸̸

.̸̸

Логопед-

2005.- №4.-с.18-28.

4.

Пятница Т.В., Кашинская Т.В. Система коррекционного воздействия

при моторной алалии. Ч. 1. — М.: ТЦ Сфера, 2010. — 64 с.

5.

Танцюра С. Игровые упражнения для развития речи у неговорящих

детей. Методические рекомендации. - СПб., изд-во Сфера.-2019.



В раздел образования