Напоминание

Система работы над темой итогового сочинения


Автор: Гаврилко Елена Викторовна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МКОУ СОШ №3
Населённый пункт: с. Дивное, Ставропольский край
Наименование материала: статья
Тема: Система работы над темой итогового сочинения
Раздел: среднее образование





Назад




Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №3» с. Дивное

Комплексная работа с литературным материалом в процессе

подготовки к итоговому сочинению (изложению)

Гаврилко Елены Викторовны,

учителя русского языка и литературы

МКОУСОШ №3 с. Дивное,

Апанасенковского района

Ставропольского края

2021г.

Система подготовки

Подготовиться к такому сложному испытанию, каким является итоговое

сочинение, за одну ночь не получится. Основную сложность представляет

собой один из важнейших критериев – умение подкрепить свои мысли

литературными примерами. Грамотная подготовка к сочинению может быть

реализована только в случае, если учащиеся постараются накопить как

можно более широкую базу литературных аргументов. Главная

рекомендация тут только одна – побольше пусть читают.

Конечно, каждый год тематика сочинений меняется, однако существует

множество авторов, в произведениях которых можно найти примеры на все

случаи жизни. Если не успели перечитать много книжек, то пусть действуют

с умом – понятно, что можно перечесть все тома «Войны и мира», а можно

уделить время рассказам Антона Павловича Чехова или Ивана Бунина,

Куприна. Эти авторы отлично умели демонстрировать все тонкости

человеческой натуры, а запомнить небольшой рассказ гораздо проще, чем

объемное произведение;

Допустим, с теоретической точки зрения, это все понятно, но возникает

правомерный и самый сложный вопрос: как на практике осуществить

подготовку.

По календарю до даты итогового сочинения у нас есть приблизительно 12-14

недель. Будем опираться на 1 занятие в неделю. У нас нет спецкурса,

поэтому 1 урок литературы в неделю посвящаю подготовке к написанию

итогового сочинения за счет часов повторения, развития речи. На первом

таком занятии (вводном) происходит знакомство со спецификой экзамена.

Напоминаю структуру сочинения-рассуждения. Знакомлю с темами и

требованиями.

Мы знаем, что у нас есть 5 тематических направлений, значит можно

тратить на проработку одного тематического направления 2 недели.

Оставшееся время – на закрепление, контроль.

У меня выработалась система, которой я могу поделиться. Итак,

программа подготовки. Вот пример работы над одним тематическим

направлением: Мечта и реальность

Первое ведем читательские дневники –это наша копилка аргументов.

Например, даю задание на дом : прочитать Куприна «Гранатовый браслет»

Автор.

Его

краткие

выходные

данные

Название

произведения

Краткое

содержание

текста

Главные герои и

их характеристика

После

заполнения

данной

таблицы

работать

над

критерием

№2

«Аргументация» становится проще.

На

занятии:

Представляем

тематическое

направление,

обсуждаем

понятия, которые оно затрагивает. Предлагаем конкретную формулировку

темы сочинения. Например, «Может ли верность принести разочарование?»;

В ходе беседы составляем план или его набросок. Формулируем тезис,

подбираем произведения для аргументов. В литературе немало героев, по-

разному относящихся к мечте: одни

воодушевлены благородными устремлениями и готовы их воплотить в

жизнь, Данко -Горького

другие оказались в плену прекраснодушных мечтаний Ассоль- Грин,

третьи лишены высокой мечты и подчинены низменным целям-Уж «Из

песни о Соколе»-Горького

Сочинение учащиеся пишут дома самостоятельно.

3. Следующим важным этапом при подготовке к ИС по литературе

становится заучивание

плана

сочинения-рассуждения

и

необходимых клише.

План:

А) Тезис (основная мысль, соответствующая теме);

. И на этом этапе работы над ИС мы находим ключевые слова в

выбранной теме. Даем определение выбранным ключевым словам.

Задаем наводящие вопросы. Даем ответы на заданные вопросы.

Б) Аргумент №1 (Доказательство №1);

Подчеркнутые слова в клише можно заменять соответственно

выбранной теме.

или

Приведу аргументы из художественной литературы, подтверждающие

мою позицию.

Во-первых, …

Во-вторых, …

Г) Вывод.

Таким образом, наше рассуждение позволяет сформулировать

следующие выводы: …

Выделяем

вопрос,

содержащийся

в

выбранной

формулировке.

Например, в тезисе вы говорите, что может, а в качестве примеров

приводите случаи, когда это происходит, поэтому вашим вопросом

будет: Когда верность может разочаровать человека?;

Сформулируем ответ на поставленный вопрос. Например, преданность

приносит страдание, когда в отношениях нет взаимности.

К этому ответу и подбераем аргументы, чтобы закончить второй и

третий абзацы логически правильным микро выводом. Например,

герой «Гранатового браслета» Куприна страдал оттого, что не мог

изменить своему чувству к Вере, то есть семья, любовь и потомство

были для него несбыточной мечтой, поэтому он вынужден был уйти из

жизни.

Пишем сочинение на черновике, тщательно следите за тем, чтобы мысль

была понятна и не уходила в дебри словопрений. Не стремимся написать

много, главное, по делу.

2 Занятие: анализ сочинений, работа над вопросами и проблемами,

возникшими у выпускников. Выберите понятную тему, к которой вы

сможете подобрать литературные примеры.

Или такой вариант:

1 Занятие: знакомство с темой из одного тематического направления,

предлагается список произведений для повторения или прочтения. Домашнее

задание: сформулировать тезис, составить план.

2 Занятие: Обсуждение планов. Корректировка тезисов. Домашнее задание –

написать сочинение.

В ноябре предложу взаимопроверку по критериям, чтобы учились

видеть ошибки на чужом произведении.

Всегда

даю

возможность

переписать

неудачное

сочинение.

Кроме

контрольных.

Много комментариев пишу в тетради ученика, об этом договариваемся

сразу (мои комментарии корректны, касаются только изложения мысли).

Обязательно должна быть обратная связь. Не отказываю никому в

индивидуальных консультациях, это недолго, можно выделить несколько

минут на уроке. И вообще никогда не выговариваю за неудачное сочинение,

предметом порицания может быть только не написанное к сроку сочинение.

Стараюсь подбодрить выпускников, дать им уверенности в себе. Заметьте,

это тоже работает, так как дети идут с других уроков удрученными, везде им

делают внушение о слабом уровне подготовки, о близящихся экзаменах и т.п.

Все сочинения пишем в одну тетрадь. При написании сочинения прошу

пользоваться читательскими дневниками

Ну и главный вопрос: литература. Нас всех тревожит проблема, что

дети наши мало читают, а если и читают, то это мало может пригодиться к

сочинению. Здесь тоже помогает следующий совет:

Во-первых, составляется так называемая «полка» «золотых» книг. Это такие

книги, которые можно повторить за 1-2 занятия, которые могут стать

аргументами для нескольких проблем. К этим книгам я отношу следующие:

«Недоросль» Д.И.Фонвизин

«Судьба человека» М.А.Шолохов

«Капитанская

дочка»

А.С.Пушкин

«Дубровский»,

«Станционный

смотритель»

«А зори здесь тихие…» Б.Васильев

«Преступление и наказание» Ф.М.Достоевский

«Война и мир» Л.Н.Толстой и др. (Эти произведения изучались, стоит их

только повторить).

Во-вторых, на этой «полке» есть чудесные рассказы, которые стоит

перечитать

(«Юшка»

А.П.Платонов,

«Чудесный

доктор»

А.И.Куприн,

«Уроки

французского»В.

Распутина,

«Кукла»

Е.Носов

,

Андреев

«

Ангелочек»и др.)

В-третьих,

есть

сайты,

на

которых

приведены

небольшие

рассказы

современных писателей.

Но я очень прошу своих учеников не пользоваться банком аргументов

из интернета – сразу видно, что это «не свое», использованное тысячи раз,

отличающееся по стилю и прочее.

У нас за время подготовки собирается свой банк аргументов, в который

можно включить и высказывания. Но я это не практикую, так как

высказывание трудно запомнить дословно, передать точно пунктуацию.

Итак, при подготовке к итоговому сочинению я придерживаюсь

следующих принципов:

• Возможность переписать неудачное сочинение

• Комментарии учителя

• Обратная связь

• Индивидуальные консультации

• Доброжелательность и доверительность

Работаем с методическими рекомендациями



В раздел образования