Автор: Гаврилко Елена Викторовна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МКОУ СОШ №3
Населённый пункт: с. Дивное, Ставропольский край
Наименование материала: статья
Тема: Система работы над темой итогового сочинения
Раздел: среднее образование
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №3» с. Дивное
Комплексная работа с литературным материалом в процессе
подготовки к итоговому сочинению (изложению)
Гаврилко Елены Викторовны,
учителя русского языка и литературы
МКОУСОШ №3 с. Дивное,
Апанасенковского района
Ставропольского края
2021г.
Система подготовки
Подготовиться к такому сложному испытанию, каким является итоговое
сочинение, за одну ночь не получится. Основную сложность представляет
собой один из важнейших критериев – умение подкрепить свои мысли
литературными примерами. Грамотная подготовка к сочинению может быть
реализована только в случае, если учащиеся постараются накопить как
можно более широкую базу литературных аргументов. Главная
рекомендация тут только одна – побольше пусть читают.
Конечно, каждый год тематика сочинений меняется, однако существует
множество авторов, в произведениях которых можно найти примеры на все
случаи жизни. Если не успели перечитать много книжек, то пусть действуют
с умом – понятно, что можно перечесть все тома «Войны и мира», а можно
уделить время рассказам Антона Павловича Чехова или Ивана Бунина,
Куприна. Эти авторы отлично умели демонстрировать все тонкости
человеческой натуры, а запомнить небольшой рассказ гораздо проще, чем
объемное произведение;
Допустим, с теоретической точки зрения, это все понятно, но возникает
правомерный и самый сложный вопрос: как на практике осуществить
подготовку.
По календарю до даты итогового сочинения у нас есть приблизительно 12-14
недель. Будем опираться на 1 занятие в неделю. У нас нет спецкурса,
поэтому 1 урок литературы в неделю посвящаю подготовке к написанию
итогового сочинения за счет часов повторения, развития речи. На первом
таком занятии (вводном) происходит знакомство со спецификой экзамена.
Напоминаю структуру сочинения-рассуждения. Знакомлю с темами и
требованиями.
Мы знаем, что у нас есть 5 тематических направлений, значит можно
тратить на проработку одного тематического направления 2 недели.
Оставшееся время – на закрепление, контроль.
У меня выработалась система, которой я могу поделиться. Итак,
программа подготовки. Вот пример работы над одним тематическим
направлением: Мечта и реальность
Первое ведем читательские дневники –это наша копилка аргументов.
Например, даю задание на дом : прочитать Куприна «Гранатовый браслет»
Автор.
Его
краткие
выходные
данные
Название
произведения
Краткое
содержание
текста
Главные герои и
их характеристика
После
заполнения
данной
таблицы
работать
над
критерием
№2
«Аргументация» становится проще.
На
занятии:
Представляем
тематическое
направление,
обсуждаем
понятия, которые оно затрагивает. Предлагаем конкретную формулировку
темы сочинения. Например, «Может ли верность принести разочарование?»;
В ходе беседы составляем план или его набросок. Формулируем тезис,
подбираем произведения для аргументов. В литературе немало героев, по-
разному относящихся к мечте: одни
воодушевлены благородными устремлениями и готовы их воплотить в
жизнь, Данко -Горького
другие оказались в плену прекраснодушных мечтаний Ассоль- Грин,
третьи лишены высокой мечты и подчинены низменным целям-Уж «Из
песни о Соколе»-Горького
Сочинение учащиеся пишут дома самостоятельно.
3. Следующим важным этапом при подготовке к ИС по литературе
становится заучивание
плана
сочинения-рассуждения
и
необходимых клише.
План:
А) Тезис (основная мысль, соответствующая теме);
. И на этом этапе работы над ИС мы находим ключевые слова в
выбранной теме. Даем определение выбранным ключевым словам.
Задаем наводящие вопросы. Даем ответы на заданные вопросы.
Б) Аргумент №1 (Доказательство №1);
Подчеркнутые слова в клише можно заменять соответственно
выбранной теме.
или
Приведу аргументы из художественной литературы, подтверждающие
мою позицию.
Во-первых, …
Во-вторых, …
Г) Вывод.
Таким образом, наше рассуждение позволяет сформулировать
следующие выводы: …
Выделяем
вопрос,
содержащийся
в
выбранной
формулировке.
Например, в тезисе вы говорите, что может, а в качестве примеров
приводите случаи, когда это происходит, поэтому вашим вопросом
будет: Когда верность может разочаровать человека?;
Сформулируем ответ на поставленный вопрос. Например, преданность
приносит страдание, когда в отношениях нет взаимности.
К этому ответу и подбераем аргументы, чтобы закончить второй и
третий абзацы логически правильным микро выводом. Например,
герой «Гранатового браслета» Куприна страдал оттого, что не мог
изменить своему чувству к Вере, то есть семья, любовь и потомство
были для него несбыточной мечтой, поэтому он вынужден был уйти из
жизни.
Пишем сочинение на черновике, тщательно следите за тем, чтобы мысль
была понятна и не уходила в дебри словопрений. Не стремимся написать
много, главное, по делу.
2 Занятие: анализ сочинений, работа над вопросами и проблемами,
возникшими у выпускников. Выберите понятную тему, к которой вы
сможете подобрать литературные примеры.
Или такой вариант:
1 Занятие: знакомство с темой из одного тематического направления,
предлагается список произведений для повторения или прочтения. Домашнее
задание: сформулировать тезис, составить план.
2 Занятие: Обсуждение планов. Корректировка тезисов. Домашнее задание –
написать сочинение.
В ноябре предложу взаимопроверку по критериям, чтобы учились
видеть ошибки на чужом произведении.
Всегда
даю
возможность
переписать
неудачное
сочинение.
Кроме
контрольных.
Много комментариев пишу в тетради ученика, об этом договариваемся
сразу (мои комментарии корректны, касаются только изложения мысли).
Обязательно должна быть обратная связь. Не отказываю никому в
индивидуальных консультациях, это недолго, можно выделить несколько
минут на уроке. И вообще никогда не выговариваю за неудачное сочинение,
предметом порицания может быть только не написанное к сроку сочинение.
Стараюсь подбодрить выпускников, дать им уверенности в себе. Заметьте,
это тоже работает, так как дети идут с других уроков удрученными, везде им
делают внушение о слабом уровне подготовки, о близящихся экзаменах и т.п.
Все сочинения пишем в одну тетрадь. При написании сочинения прошу
пользоваться читательскими дневниками
Ну и главный вопрос: литература. Нас всех тревожит проблема, что
дети наши мало читают, а если и читают, то это мало может пригодиться к
сочинению. Здесь тоже помогает следующий совет:
Во-первых, составляется так называемая «полка» «золотых» книг. Это такие
книги, которые можно повторить за 1-2 занятия, которые могут стать
аргументами для нескольких проблем. К этим книгам я отношу следующие:
«Недоросль» Д.И.Фонвизин
«Судьба человека» М.А.Шолохов
«Капитанская
дочка»
А.С.Пушкин
«Дубровский»,
«Станционный
смотритель»
«А зори здесь тихие…» Б.Васильев
«Преступление и наказание» Ф.М.Достоевский
«Война и мир» Л.Н.Толстой и др. (Эти произведения изучались, стоит их
только повторить).
Во-вторых, на этой «полке» есть чудесные рассказы, которые стоит
перечитать
(«Юшка»
А.П.Платонов,
«Чудесный
доктор»
А.И.Куприн,
«Уроки
французского»В.
Распутина,
«Кукла»
Е.Носов
,
Андреев
«
Ангелочек»и др.)
В-третьих,
есть
сайты,
на
которых
приведены
небольшие
рассказы
современных писателей.
Но я очень прошу своих учеников не пользоваться банком аргументов
из интернета – сразу видно, что это «не свое», использованное тысячи раз,
отличающееся по стилю и прочее.
У нас за время подготовки собирается свой банк аргументов, в который
можно включить и высказывания. Но я это не практикую, так как
высказывание трудно запомнить дословно, передать точно пунктуацию.
Итак, при подготовке к итоговому сочинению я придерживаюсь
следующих принципов:
• Возможность переписать неудачное сочинение
• Комментарии учителя
• Обратная связь
• Индивидуальные консультации
• Доброжелательность и доверительность
Работаем с методическими рекомендациями