Напоминание

Формирование математических представлений дошкольников через участие в интеллектуальных состязаниях


Автор: Филимонова Надежда Петровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБОУ "Питишевская СОШ"
Населённый пункт: Аликовский район, д. Питишево
Наименование материала: Статья
Тема: Формирование математических представлений дошкольников через участие в интеллектуальных состязаниях
Раздел: дошкольное образование





Назад




Формирование математических

представлений дошкольников через

участие в интеллектуальных состязаниях

Формирование математических представлений является одним из средств

интеллектуального развития ребенка, его познавательных и творческих способностей.

Математическое развитие в свете современных требований стало ориентироваться на

развитие личности ребёнка. Отсюда следует, что процесс математического развития детей

дошкольного возраста в современных условиях должен: активизировать мыслительную

деятельность; позволять ребенку находить и осваивать способы познания окружающей

действительности; развивать творческие способности и уверенность в своих силах.

При этом главная задача педагога заключается в том, чтобы использовать современные

формы для закрепления пройденного материала, которые не только позволят

дошкольникам считать или сравнивать, но и предоставят возможность творить, мыслить,

затронут интеллектуальную и эмоциональную сферы. Такой формой, в образовательной

практике дошкольных учреждений, можно считать детские интеллектуальные конкурсы,

которые вызывают большой интерес, как у родителей, так и у педагогов. Участие в

интеллектуальных конкурсах способствует раскрытию способностей и талантов ребенка,

помогает лучше оценить уже достигнутые результаты и понять, над чем ещё стоит

поработать.

Таким образом, математические представления становятся передовой и привлекательной

областью знания и деятельности, получение математических знаний — осознанным и

внутренне мотивированным процессом.

Через участие в конкурсных мероприятиях дети получают познавательный заряд,

вызывающий у детей желание действовать. Следует обратить внимание на то, что участие

в интеллектуальных конкурсах обеспечивают личностно-ориентированный подход к

детям, это позволяет увеличить предлагаемый материал для ознакомления.

Цель - выявление, поддержка и развитие интеллектуальных (математических)

способностей старших дошкольников через организацию интеллектуальных конкурсов в

ДОУ.

Задачи:

Образовательные: формировать умение анализировать представленный объект невысокой

степени сложности, мысленно расчленяя его на основные составные части; познакомить с

методикой выполнения логических заданий.

Развивающие: развивать логическое мышление ребенка (умение сравнивать, доказывать,

анализировать, обобщать), конструктивное мышление (на геометрическом материале).

Развивать память, внимание, творческое воображение.

Воспитательные: воспитывать у детей 6–7 лет интерес к математике через участие в

интеллектуальных конкурсах, формировать умение работать в коллективе, воспитывать

навыки обоснования действий.

Формы работы с детьми

Дидактические игры.

Математические упражнения.

Логические задачи.

Игровые ситуации.

Рисование.

Задания Конкурса разработаны таким образом, что каждое задание соответствует теме,

определенному уровню сложности и одному из познавательных универсальных учебных

действий, которое оно проверяет: количество и счет, величина, форма, ориентировка в

пространстве и т.д.

Условия для организации конкурсных интеллектуальных мероприятий

Проведение интеллектуальных конкурсов организуется в групповой комнате.

В конце каждого месяца, продолжительность выполнения заданий конкурса - зависит от

возраста детей.

Ожидаемые результаты

Дети владеют следующими компетенциями: знают числа первого десятка и записывать

их; понимают независимость числа от величины, пространственного расположения

предметов, направлений счета; сравнивают группы одно - и разнородных предметов по

количеству; устанавливают соответствие между количеством предметов, числом и

цифрой; дорисовывают геометрические фигуры знакомых предметов; рисуют

символические изображения предметов; ориентируются на листе бумаги; определяют

положение предмета по отношению к другому; решают логические задачи на сравнение,

классификацию, установление последовательности событий, анализ и синтез; понимают

задание и выполнять его самостоятельно; проводят самоконтроль и самооценку

выполненной работы.

Проведение интеллектуальных конкурсов становится частью образовательного процесса в

ДОУ.

Способы и направления поддержки детской инициативы

- Способствовать самостоятельному освоению детьми свойств, отношений, зависимостей,

чисел в совместной со взрослыми содержательной познавательной деятельности.

- Стимулировать проявление детьми активности, инициативы, творчества в заданиях на

преобразование, изменение объектов, использование условных знаков и схем.

- Развивать у детей способность самостоятельно решать доступные творческие задачи -

занимательные, практические, игровые.

- Учить детей активно пользоваться терминологией, высказываниями о производимых

действиях, изменениях, зависимостях предметов по свойствам, отношениям.

Этапы реализации

Подготовительный этап:

- Определение тем интеллектуальных состязаний в соответствии с ООП ДОУ

- Первичный мониторинг математического развития дошкольников;

- Подбор материала, пособий и изучение методической литературы, интернет ресурсов;

- Организация развивающей предметно-пространственной среды по математическому

развитию.

Основной практический этап:

- Теоретические, познавательные, интересующие детей стороны математического

развития;

- Образовательная деятельность с детьми;

- Разработка макета бланка интеллектуального конкурса в соответствии с темой и

содержанием ООП ДОУ для старшего дошкольного возраста.

Заключительный этап:

- Итоговый мониторинг уровня математических знаний;

- Оценка полученных результатов. Анализ уровня по математическому развитию у

каждого участника.

- Разработка положения и инструкции о порядке проведения и организации

интеллектуального конкурса в ДОУ.

I. Подготовительный этап

На подготовительном этапе важно узнать, уровень сформированности математических

представлений. Разработать мониторинг и провести его в индивидуальном

взаимодействии с детьми, в игровой форме, используя необходимый инструментарий,

подобранный по возрасту детей. Так же требуется наблюдение за совместной и

самостоятельной детской деятельностью.

Многие дети проявляют интерес к занимательным логическим играм. Однако

затрудняются при выполнении заданий на нахождение закономерностей, при решении

логических задач. Очень мало дошкольников проявляют настойчивость в доведении дела

до конца. Результаты мониторинга позволят выявить возникшие пробелы у дошкольников

в математическом развитии, а так же наметить план взаимодействия с детьми, учитывая

индивидуальные особенности каждого ребёнка. Чтобы плодотворно решать возникшие

проблемы по вопросу формирования математических представлений, используя

интеллектуальные конкурсы у детей старшего дошкольного возраста, необходимо

составить план, в котором будет отражена работа математической направленности со

всеми участниками образовательного процесса.

Для более успешного развития детей в области познавательного развития

(математических представлений), огромную роль играет, конечно, предметно-

развивающая среда, которая обеспечивала бы у каждого ребенка интерес к математике, к

играм математического содержания, потребности во взаимодействии и общении со

сверстниками во время игр.

II. Практический этап

Образовательная деятельность по ФЭМП строиться так, что при использовании игровых

технологий, формируются математические представления, и это выражается в

практических действиях. Используются разнообразные игровые мотивации и сюрпризные

моменты. С целью закрепления полученных математических знаний в конце каждого

месяца проводится интеллектуальный конкурс по теме недели: «Весна», «Математика в

сказках», «Я в мире человек» и т.д.

Эта форма работы развивает у детей сообразительность, находчивость, способность к

рассуждениям. Здесь дети не только развивают свои счетные навыки, способности

производить действия в уме, проявлять смекалку, воображение, логическое мышление, но

и радость от проведения совместного интеллектуального конкурса, и доброжелательной

атмосферы соревновательного мероприятия.

По результатам проведённых интеллектуальных конкурсов можно сделать выводы, о том

какие знания более доступны в освоении, а какие требуют дополнительных усилий и

применения более интересной формы подачи.

Наибольший интерес у старших дошкольников взывают задания на соотношение

сенсорных эталонов формы с формой предметного изображения, и реальных предметов;

задания связанные с овладением зрительным синтезом, наглядно-образным

представлением; задания о времени суток, днях недели, временах года. На

заключительном этапе работы над конкурсными заданиями дети уже проявляют

самостоятельность, а если возникают трудности, то стараются сами найти пути решения,

без помощи взрослого (педагога).

По результатам повторного мониторинга можно сделать вывод, что у детей повысился

уровень сформированности математических представлений. А так же появился интерес к

занятиям математикой за счет участия в интеллектуальных конкурсах.

III. Заключительный этап

Таким образом, применение такой формы работы с дошкольниками как интеллектуальные

конкурсы являются эффективным и положительным средством для формирования и

развития математических представлений. В результате наблюдения за самостоятельной и

совместной деятельностью детей, в процессе выполнения конкурсных заданий можно

сделать вывод, что дети стали более самостоятельными, инициативными, независимыми

от взрослого (в том числе и в плане организации своей познавательно-творческой

деятельности), уверенными в своих силах.



В раздел образования