Автор: Филимонова Надежда Петровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБОУ "Питишевская СОШ"
Населённый пункт: Аликовский район, д. Питишево
Наименование материала: Статья
Тема: Формирование математических представлений дошкольников через участие в интеллектуальных состязаниях
Раздел: дошкольное образование
Формирование математических
представлений дошкольников через
участие в интеллектуальных состязаниях
Формирование математических представлений является одним из средств
интеллектуального развития ребенка, его познавательных и творческих способностей.
Математическое развитие в свете современных требований стало ориентироваться на
развитие личности ребёнка. Отсюда следует, что процесс математического развития детей
дошкольного возраста в современных условиях должен: активизировать мыслительную
деятельность; позволять ребенку находить и осваивать способы познания окружающей
действительности; развивать творческие способности и уверенность в своих силах.
При этом главная задача педагога заключается в том, чтобы использовать современные
формы для закрепления пройденного материала, которые не только позволят
дошкольникам считать или сравнивать, но и предоставят возможность творить, мыслить,
затронут интеллектуальную и эмоциональную сферы. Такой формой, в образовательной
практике дошкольных учреждений, можно считать детские интеллектуальные конкурсы,
которые вызывают большой интерес, как у родителей, так и у педагогов. Участие в
интеллектуальных конкурсах способствует раскрытию способностей и талантов ребенка,
помогает лучше оценить уже достигнутые результаты и понять, над чем ещё стоит
поработать.
Таким образом, математические представления становятся передовой и привлекательной
областью знания и деятельности, получение математических знаний — осознанным и
внутренне мотивированным процессом.
Через участие в конкурсных мероприятиях дети получают познавательный заряд,
вызывающий у детей желание действовать. Следует обратить внимание на то, что участие
в интеллектуальных конкурсах обеспечивают личностно-ориентированный подход к
детям, это позволяет увеличить предлагаемый материал для ознакомления.
Цель - выявление, поддержка и развитие интеллектуальных (математических)
способностей старших дошкольников через организацию интеллектуальных конкурсов в
ДОУ.
Задачи:
Образовательные: формировать умение анализировать представленный объект невысокой
степени сложности, мысленно расчленяя его на основные составные части; познакомить с
методикой выполнения логических заданий.
Развивающие: развивать логическое мышление ребенка (умение сравнивать, доказывать,
анализировать, обобщать), конструктивное мышление (на геометрическом материале).
Развивать память, внимание, творческое воображение.
Воспитательные: воспитывать у детей 6–7 лет интерес к математике через участие в
интеллектуальных конкурсах, формировать умение работать в коллективе, воспитывать
навыки обоснования действий.
Формы работы с детьми
Дидактические игры.
Математические упражнения.
Логические задачи.
Игровые ситуации.
Рисование.
Задания Конкурса разработаны таким образом, что каждое задание соответствует теме,
определенному уровню сложности и одному из познавательных универсальных учебных
действий, которое оно проверяет: количество и счет, величина, форма, ориентировка в
пространстве и т.д.
Условия для организации конкурсных интеллектуальных мероприятий
Проведение интеллектуальных конкурсов организуется в групповой комнате.
В конце каждого месяца, продолжительность выполнения заданий конкурса - зависит от
возраста детей.
Ожидаемые результаты
Дети владеют следующими компетенциями: знают числа первого десятка и записывать
их; понимают независимость числа от величины, пространственного расположения
предметов, направлений счета; сравнивают группы одно - и разнородных предметов по
количеству; устанавливают соответствие между количеством предметов, числом и
цифрой; дорисовывают геометрические фигуры знакомых предметов; рисуют
символические изображения предметов; ориентируются на листе бумаги; определяют
положение предмета по отношению к другому; решают логические задачи на сравнение,
классификацию, установление последовательности событий, анализ и синтез; понимают
задание и выполнять его самостоятельно; проводят самоконтроль и самооценку
выполненной работы.
Проведение интеллектуальных конкурсов становится частью образовательного процесса в
ДОУ.
Способы и направления поддержки детской инициативы
- Способствовать самостоятельному освоению детьми свойств, отношений, зависимостей,
чисел в совместной со взрослыми содержательной познавательной деятельности.
- Стимулировать проявление детьми активности, инициативы, творчества в заданиях на
преобразование, изменение объектов, использование условных знаков и схем.
- Развивать у детей способность самостоятельно решать доступные творческие задачи -
занимательные, практические, игровые.
- Учить детей активно пользоваться терминологией, высказываниями о производимых
действиях, изменениях, зависимостях предметов по свойствам, отношениям.
Этапы реализации
Подготовительный этап:
- Определение тем интеллектуальных состязаний в соответствии с ООП ДОУ
- Первичный мониторинг математического развития дошкольников;
- Подбор материала, пособий и изучение методической литературы, интернет ресурсов;
- Организация развивающей предметно-пространственной среды по математическому
развитию.
Основной практический этап:
- Теоретические, познавательные, интересующие детей стороны математического
развития;
- Образовательная деятельность с детьми;
- Разработка макета бланка интеллектуального конкурса в соответствии с темой и
содержанием ООП ДОУ для старшего дошкольного возраста.
Заключительный этап:
- Итоговый мониторинг уровня математических знаний;
- Оценка полученных результатов. Анализ уровня по математическому развитию у
каждого участника.
- Разработка положения и инструкции о порядке проведения и организации
интеллектуального конкурса в ДОУ.
I. Подготовительный этап
На подготовительном этапе важно узнать, уровень сформированности математических
представлений. Разработать мониторинг и провести его в индивидуальном
взаимодействии с детьми, в игровой форме, используя необходимый инструментарий,
подобранный по возрасту детей. Так же требуется наблюдение за совместной и
самостоятельной детской деятельностью.
Многие дети проявляют интерес к занимательным логическим играм. Однако
затрудняются при выполнении заданий на нахождение закономерностей, при решении
логических задач. Очень мало дошкольников проявляют настойчивость в доведении дела
до конца. Результаты мониторинга позволят выявить возникшие пробелы у дошкольников
в математическом развитии, а так же наметить план взаимодействия с детьми, учитывая
индивидуальные особенности каждого ребёнка. Чтобы плодотворно решать возникшие
проблемы по вопросу формирования математических представлений, используя
интеллектуальные конкурсы у детей старшего дошкольного возраста, необходимо
составить план, в котором будет отражена работа математической направленности со
всеми участниками образовательного процесса.
Для более успешного развития детей в области познавательного развития
(математических представлений), огромную роль играет, конечно, предметно-
развивающая среда, которая обеспечивала бы у каждого ребенка интерес к математике, к
играм математического содержания, потребности во взаимодействии и общении со
сверстниками во время игр.
II. Практический этап
Образовательная деятельность по ФЭМП строиться так, что при использовании игровых
технологий, формируются математические представления, и это выражается в
практических действиях. Используются разнообразные игровые мотивации и сюрпризные
моменты. С целью закрепления полученных математических знаний в конце каждого
месяца проводится интеллектуальный конкурс по теме недели: «Весна», «Математика в
сказках», «Я в мире человек» и т.д.
Эта форма работы развивает у детей сообразительность, находчивость, способность к
рассуждениям. Здесь дети не только развивают свои счетные навыки, способности
производить действия в уме, проявлять смекалку, воображение, логическое мышление, но
и радость от проведения совместного интеллектуального конкурса, и доброжелательной
атмосферы соревновательного мероприятия.
По результатам проведённых интеллектуальных конкурсов можно сделать выводы, о том
какие знания более доступны в освоении, а какие требуют дополнительных усилий и
применения более интересной формы подачи.
Наибольший интерес у старших дошкольников взывают задания на соотношение
сенсорных эталонов формы с формой предметного изображения, и реальных предметов;
задания связанные с овладением зрительным синтезом, наглядно-образным
представлением; задания о времени суток, днях недели, временах года. На
заключительном этапе работы над конкурсными заданиями дети уже проявляют
самостоятельность, а если возникают трудности, то стараются сами найти пути решения,
без помощи взрослого (педагога).
По результатам повторного мониторинга можно сделать вывод, что у детей повысился
уровень сформированности математических представлений. А так же появился интерес к
занятиям математикой за счет участия в интеллектуальных конкурсах.
III. Заключительный этап
Таким образом, применение такой формы работы с дошкольниками как интеллектуальные
конкурсы являются эффективным и положительным средством для формирования и
развития математических представлений. В результате наблюдения за самостоятельной и
совместной деятельностью детей, в процессе выполнения конкурсных заданий можно
сделать вывод, что дети стали более самостоятельными, инициативными, независимыми
от взрослого (в том числе и в плане организации своей познавательно-творческой
деятельности), уверенными в своих силах.