Автор: Зыкова Ольга Сергеевна
Должность: заведующий
Учебное заведение: МБДОУ №61
Населённый пункт: г. Красноярск, ул. Алёши Тимошенкова 82б
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Методические рекомендации "О внутренней системе оценки качества образования дошкольных образовательных учреждения города Красноярска"
Раздел: дошкольное образование
Методические рекомендации
«О внутренней системе оценки качества образования дошкольных
образовательныхучреждениях города Красноярска»
Автор-разработчик: заведующий Зыкова Ольга Сергеевна
Нормативные основания формирования внутренней системы оценки качества
образования
Организация процедуры внутренней системы оценки качества образования является
условием реализации статьи 28 ФЗ-273 «Об образовании в Российской Федерации»
(Компетенция, права, обязанности и ответственность образовательной организации:
п.3/13 «проведение самообследования, обеспечение функционирования внутренней
системы оценки качества образования»).
Качество образования интерпретируется как «...комплексная характеристика
образовательной деятельности и подготовки обучающегося, выражающая степень
их соответствия федеральным государственным образовательным стандартам,
образовательным стандартам, федеральным государственным требованиям и (или)
потребностям
физического
или
юридического
лица,
в
интересах
которого
осуществляется образовательная деятельность, в том числе степень достижения
планируемых результатов образовательной программ (ФЗ-273 «Об образовании в
Российской Федерации»).
Внутренняя система оценки качества образования представляет собой
деятельность по информационному обеспечению управления ДОУ, основанную на
систематическом анализе качества реализации образовательной деятельности, его
ресурсного обеспечения и его результатов.
Оценка качества образования – определение с помощью диагностических и
оценочных
процедур
степени
соответствия
ресурсного
обеспечения,
образовательной
деятельности,
образовательных
результатов
нормативным
требованиям, социальным и личностным ожиданиям.
В процессе реализации процедуры оценки качества образования, эксперт
оперирует следующими понятиями:
- измерение – оценка уровня образовательных достижений, содержание которых
соответствует реализуемым образовательным программам;
- критерий – признак, на основании которого производится оценка, классификация
оцениваемого объекта;
-
мониторинг
–
комплексное
аналитическое
отслеживание
процессов,
определяющих
количественно-качественные
изменения
качества
образования,
результатом которого является установление степени соответствия измеряемых
образовательных
результатов,
условий
их
достижения
и
обеспечение
общепризнанной, зафиксированной в нормативных документах и локальных актах
системе государственно-общественных требований к качеству образования, а также
личностным ожиданиям обучающихся;
- экспертиза – всестороннее изучение и анализ состояния образовательного
процесса, условий и результатов образовательной деятельности.
Целевая направленность ВСОКО:
систематическое отслеживание и анализ состояния системыобразования в ДОУ
для
принятия
обоснованных
и
своевременныхуправленческих
решений,
направленных
на
повышение
качестваобразовательной
деятельности
и
образовательного результата;
максимальное устранение эффекта неполноты и неточностиинформации о
качестве образования, как на этапе планированияобразовательных результатов, так и
на этапе оценки эффективностиобразовательного деятельности по достижению
соответствующего качестваобразования.
Источники, используемые для оценки качества образования:
образовательная статистика;
мониторинговые исследования;
социологические опросы;
отчеты работников ДОУ;
посещение образовательных мероприятий.
Основные результаты реализации внутренней системы оценки качества
дошкольного образования:
формирование единой системы диагностики и контроля состояния образования,
обеспечивающей определение факторов и своевременное выявление изменений,
влияющих на качество образования в ДОУ;
получение объективной информации о функционировании и развитии системы
образования в ДОУ, тенденциях его изменения и причинах, влияющих на его
уровень;
предоставления
всем
участникам
образовательных
отношений
и
общественности достоверной информации о качестве образования;
принятие
обоснованных
и
своевременных
управленческих
решений
по
совершенствованию
образования
и
повышение
уровня
информированности
потребителей образовательных услуг при принятии таких решений;
прогнозирование развития образовательной системы в ДОУ.
Нормативно обусловленные компоненты внутренней системы оценки качества
образования
Приведенные
выше
нормативные
документы
определяют
инвариантную составляющую ВСОКО, вместе с тем образовательная организация
вправе включать дополнительные составляющие оценки качества образования в
соответствии со своими задачами, приоритетами, особенностями функциони-
рования, которые составят вариативную часть ВСОКО.
Учитывая целевые
ориентиры ВСОКО, в инвариантную часть в обязательном порядке включаются
разделы, обеспечивающие выполнение требований федеральных государственных
образовательных стандартов образования (к результатам освоения основной
образовательной программы; к структуре основной образовательной программы; к
условиям
реализации
адаптированной
программы)
и
других
действующих
нормативных правовых документов в сфере образования.
1.
Нормативно-правовое обеспечение программы организации ВСОКО в МБДОУ
Закон РФ от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
(статья 28, пункт 3);
Указ Президента РФ от 7.05.2012 г. № 599 "О мерах по реализации
государственной политики в области образования и науки",
Национальная стратегия действий в интересах детей на 2012-2017 годы;
Государственная программа РФ «Развитие образования» на 2013 – 2020 годы
от 15.05.2013 г. N 792-р;
Приказ Министерства образования и науки РФ от 10 декабря 2013 г. N 1324
"Об утверждении показателей деятельности образовательной организации,
подлежащей самообследованию"
Концепцию Федеральной целевой программы развития образования на 2016 -
2020 годы (распоряжение Правительства РФ от 29 декабря 2014 г. № 2765-р
от 16 января 2015)
ФГОС дошкольного образования.
Устав ДОУ
ООП МБДОУ
2.
Принципы организации ВСОКО в МБДОУ
формирование единой системы диагностики и контроля состояния образования,
обеспечивающей определение факторов и своевременноевыявление изменений,
влияющих на качество образования в ДОУ;
получение объективной информации о функционировании и развитиисистемы
образования в ДОУ, тенденциях его изменения и причинах,влияющих на его
уровень;
предоставления всем участникам образовательных отношений иобщественности
достоверной информации о качестве образования;
принятие
обоснованных
и
своевременных
управленческих
решений
посовершенствованию
образования
и
повышение
уровняинформированности
потребителей образовательных услуг припринятии таких решений;
прогнозирование развития образовательной системы в ДОУ.
оптимальности использования источников первичных данных дляопределения
показателей качества и эффективности образования (сучетом возможности их
многократного использования;
инструментальности и технологичности используемых показателей (сучетом
существующих
возможностей
сбора
данных,
методикизмерений,
анализа
и
интерпретации данных, подготовленностипотребителей к их восприятию);
минимизации системы показателей с учетом потребностей разныхуровней
управления;
сопоставимости
системы
показателей
смуниципальными,
региональными показателями;
взаимного
дополнения
оценочных
процедур,
установление
между
ними
взаимосвязей и взаимозависимости;
соблюдение морально-этических норм при проведении процедур
оценки качества образования в ДОУ.
3.
Оценка качества основной образовательной программы дошкольногообразования
(ООП ДО)
ФГОС ДО определяет требования к структуре образовательной программы и ее
объему.
Показатели соответствия ООП ДО требованиям ФГОС ДО:
- наличие ООП ДО, АОП ДО
- структурные компоненты ООП ДО;
- учет возрастных и индивидуальных особенностей детскогоконтингента;
- учет спроса на образовательные услуги со стороны потребителей;
- учет потребностей и возможностей всех участников образовательныхотношений в
процессе определения целей, содержания и организационныхформ работы.
Критерии оценки соответствия ООП ДО требованиям ФГОС ДО:
-
наличие/отсутствие
основной
образовательной
программыдошкольного
образования,
- наличие/отсутствие адаптированных образовательных программдошкольного
образования для детей с ОВЗ;
- наличие обязательной части ООП ДО и части, формируемойучастниками
образовательных отношений в целевом, содержательном иорганизационном разделе
(да/нет);
- соответствие целевого, содержательного и организационного компонента ООП ДО
возрастным и индивидуальным особенностям детского контингента (да/нет);
- целевая направленность, содержательный и организационный компонент ООП ДО
разработаны на основе учета потребностей и возможностей всех участников
образовательных отношений (да/нет).
Рекомендуемая организационная структура внутренней системы оценки
качества образования в дошкольном образовательном учреждении