Напоминание

Методические рекомендации "О внутренней системе оценки качества образования дошкольных образовательных учреждения города Красноярска"


Автор: Зыкова Ольга Сергеевна
Должность: заведующий
Учебное заведение: МБДОУ №61
Населённый пункт: г. Красноярск, ул. Алёши Тимошенкова 82б
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Методические рекомендации "О внутренней системе оценки качества образования дошкольных образовательных учреждения города Красноярска"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Методические рекомендации

«О внутренней системе оценки качества образования дошкольных

образовательныхучреждениях города Красноярска»

Автор-разработчик: заведующий Зыкова Ольга Сергеевна

Нормативные основания формирования внутренней системы оценки качества

образования

Организация процедуры внутренней системы оценки качества образования является

условием реализации статьи 28 ФЗ-273 «Об образовании в Российской Федерации»

(Компетенция, права, обязанности и ответственность образовательной организации:

п.3/13 «проведение самообследования, обеспечение функционирования внутренней

системы оценки качества образования»).

Качество образования интерпретируется как «...комплексная характеристика

образовательной деятельности и подготовки обучающегося, выражающая степень

их соответствия федеральным государственным образовательным стандартам,

образовательным стандартам, федеральным государственным требованиям и (или)

потребностям

физического

или

юридического

лица,

в

интересах

которого

осуществляется образовательная деятельность, в том числе степень достижения

планируемых результатов образовательной программ (ФЗ-273 «Об образовании в

Российской Федерации»).

Внутренняя система оценки качества образования представляет собой

деятельность по информационному обеспечению управления ДОУ, основанную на

систематическом анализе качества реализации образовательной деятельности, его

ресурсного обеспечения и его результатов.

Оценка качества образования – определение с помощью диагностических и

оценочных

процедур

степени

соответствия

ресурсного

обеспечения,

образовательной

деятельности,

образовательных

результатов

нормативным

требованиям, социальным и личностным ожиданиям.

В процессе реализации процедуры оценки качества образования, эксперт

оперирует следующими понятиями:

- измерение – оценка уровня образовательных достижений, содержание которых

соответствует реализуемым образовательным программам;

- критерий – признак, на основании которого производится оценка, классификация

оцениваемого объекта;

-

мониторинг

комплексное

аналитическое

отслеживание

процессов,

определяющих

количественно-качественные

изменения

качества

образования,

результатом которого является установление степени соответствия измеряемых

образовательных

результатов,

условий

их

достижения

и

обеспечение

общепризнанной, зафиксированной в нормативных документах и локальных актах

системе государственно-общественных требований к качеству образования, а также

личностным ожиданиям обучающихся;

- экспертиза – всестороннее изучение и анализ состояния образовательного

процесса, условий и результатов образовательной деятельности.

Целевая направленность ВСОКО:



систематическое отслеживание и анализ состояния системыобразования в ДОУ

для

принятия

обоснованных

и

своевременныхуправленческих

решений,

направленных

на

повышение

качестваобразовательной

деятельности

и

образовательного результата;



максимальное устранение эффекта неполноты и неточностиинформации о

качестве образования, как на этапе планированияобразовательных результатов, так и

на этапе оценки эффективностиобразовательного деятельности по достижению

соответствующего качестваобразования.

Источники, используемые для оценки качества образования:



образовательная статистика;



мониторинговые исследования;



социологические опросы;



отчеты работников ДОУ;



посещение образовательных мероприятий.

Основные результаты реализации внутренней системы оценки качества

дошкольного образования:



формирование единой системы диагностики и контроля состояния образования,

обеспечивающей определение факторов и своевременное выявление изменений,

влияющих на качество образования в ДОУ;



получение объективной информации о функционировании и развитии системы

образования в ДОУ, тенденциях его изменения и причинах, влияющих на его

уровень;



предоставления

всем

участникам

образовательных

отношений

и

общественности достоверной информации о качестве образования;



принятие

обоснованных

и

своевременных

управленческих

решений

по

совершенствованию

образования

и

повышение

уровня

информированности

потребителей образовательных услуг при принятии таких решений;



прогнозирование развития образовательной системы в ДОУ.

Нормативно обусловленные компоненты внутренней системы оценки качества

образования

Приведенные

выше

нормативные

документы

определяют

инвариантную составляющую ВСОКО, вместе с тем образовательная организация

вправе включать дополнительные составляющие оценки качества образования в

соответствии со своими задачами, приоритетами, особенностями функциони-

рования, которые составят вариативную часть ВСОКО.

Учитывая целевые

ориентиры ВСОКО, в инвариантную часть в обязательном порядке включаются

разделы, обеспечивающие выполнение требований федеральных государственных

образовательных стандартов образования (к результатам освоения основной

образовательной программы; к структуре основной образовательной программы; к

условиям

реализации

адаптированной

программы)

и

других

действующих

нормативных правовых документов в сфере образования.

1.

Нормативно-правовое обеспечение программы организации ВСОКО в МБДОУ

Закон РФ от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»

(статья 28, пункт 3);

Указ Президента РФ от 7.05.2012 г. № 599 "О мерах по реализации

государственной политики в области образования и науки",

Национальная стратегия действий в интересах детей на 2012-2017 годы;

Государственная программа РФ «Развитие образования» на 2013 – 2020 годы

от 15.05.2013 г. N 792-р;

Приказ Министерства образования и науки РФ от 10 декабря 2013 г. N 1324

"Об утверждении показателей деятельности образовательной организации,

подлежащей самообследованию"

Концепцию Федеральной целевой программы развития образования на 2016 -

2020 годы (распоряжение Правительства РФ от 29 декабря 2014 г. № 2765-р

от 16 января 2015)

ФГОС дошкольного образования.

Устав ДОУ

ООП МБДОУ

2.

Принципы организации ВСОКО в МБДОУ



формирование единой системы диагностики и контроля состояния образования,

обеспечивающей определение факторов и своевременноевыявление изменений,

влияющих на качество образования в ДОУ;



получение объективной информации о функционировании и развитиисистемы

образования в ДОУ, тенденциях его изменения и причинах,влияющих на его

уровень;



предоставления всем участникам образовательных отношений иобщественности

достоверной информации о качестве образования;



принятие

обоснованных

и

своевременных

управленческих

решений

посовершенствованию

образования

и

повышение

уровняинформированности

потребителей образовательных услуг припринятии таких решений;



прогнозирование развития образовательной системы в ДОУ.



оптимальности использования источников первичных данных дляопределения

показателей качества и эффективности образования (сучетом возможности их

многократного использования;



инструментальности и технологичности используемых показателей (сучетом

существующих

возможностей

сбора

данных,

методикизмерений,

анализа

и

интерпретации данных, подготовленностипотребителей к их восприятию);



минимизации системы показателей с учетом потребностей разныхуровней

управления;

сопоставимости

системы

показателей

смуниципальными,

региональными показателями;



взаимного

дополнения

оценочных

процедур,

установление

между

ними

взаимосвязей и взаимозависимости;



соблюдение морально-этических норм при проведении процедур

оценки качества образования в ДОУ.

3.

Оценка качества основной образовательной программы дошкольногообразования

(ООП ДО)

ФГОС ДО определяет требования к структуре образовательной программы и ее

объему.

Показатели соответствия ООП ДО требованиям ФГОС ДО:

- наличие ООП ДО, АОП ДО

- структурные компоненты ООП ДО;

- учет возрастных и индивидуальных особенностей детскогоконтингента;

- учет спроса на образовательные услуги со стороны потребителей;

- учет потребностей и возможностей всех участников образовательныхотношений в

процессе определения целей, содержания и организационныхформ работы.

Критерии оценки соответствия ООП ДО требованиям ФГОС ДО:

-

наличие/отсутствие

основной

образовательной

программыдошкольного

образования,

- наличие/отсутствие адаптированных образовательных программдошкольного

образования для детей с ОВЗ;

- наличие обязательной части ООП ДО и части, формируемойучастниками

образовательных отношений в целевом, содержательном иорганизационном разделе

(да/нет);

- соответствие целевого, содержательного и организационного компонента ООП ДО

возрастным и индивидуальным особенностям детского контингента (да/нет);

- целевая направленность, содержательный и организационный компонент ООП ДО

разработаны на основе учета потребностей и возможностей всех участников

образовательных отношений (да/нет).

Рекомендуемая организационная структура внутренней системы оценки

качества образования в дошкольном образовательном учреждении



В раздел образования