Напоминание

Воспитание физических качеств обучающихся в секции волейбола 14 – 17 лет


Автор: Кравченко Яна Анатольевна
Должность: тренер-преподаватель
Учебное заведение: МУ ДО ДЮСШ "Лидер"
Населённый пункт: город Нерюнгри, Республика Саха Якутия
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Воспитание физических качеств обучающихся в секции волейбола 14 – 17 лет
Раздел: дополнительное образование





Назад




Воспитание физических качеств обучающихся в секции волейбола

(14 – 17 лет)

Содержание

Введение………………………………………………………………………...3

1. Характеристика волейбола как средства физического

воспитания……………………………………………………………...........5

2. Волейбол в педагогической системе физического воспитания…………..6

3. Виды физических качеств и характеристика их проявлений в спортивной

деятельности волейболиста……………………………………….........…...7

4. Возрастные особенности и сенситивные периоды развития физических

качеств у волейболистов…………………………………………………...13

5. Средства развития физических качеств (комплексы упражнений)……..17

Заключение…………………………………………………………………….27

Список литературы……………………………………………………............29

Введение

Волейбол – игра высоких скоростей и больших высот. Специальные

исследования показали высокую эффективность занятий волейболом для

разностороннего развития детского организма. Все движения в этой игре

носят естественный характер, базирующийся на беге, прыжках, метаниях.

Положительное воздействие на организм очевидно:

- развитие мышечного аппарата;

- развитие таких важных физических качеств, как быстрота реакции,

ловкость, выносливость, координация;

-

укрепление

дыхательной,

сердечнососудистой

и

мышечной

системы;

- снятие умственной усталости;

- коррекция осанки (особенно у школьников 13-14 лет).

Школьники, занимающиеся волейболом, очень быстро обгоняют в

физическом развитии своих сверстников, они реже болеют, активнее

участвуют во всех физкультурных мероприятиях, проводимых в школе, в

соревнованиях по разным видам спорта, показывая лучшие результаты,

более мобильны.

Одним

из

основных

факторов,

определяющих

возможность

достижения высоких спортивных результатов в волейболе, является

уровень развития физических качеств.

Упражнения

специальной

физической

подготовки,

благодаря

сопряженному

воздействию,

способствуют

развитию

координации

быстроты, скоростно-силовых качеств, ловкости и ориентировки, создавая

тем самым предпосылки усвоения и совершенствования техники и

тактики игры.

Цель: воспитание физических качеств занимающиеся (14-17 лет) в

секции волейбол.

Объект: процесс развития физических качеств занимающихся (14-

17 лет) в секции волейбола.

Предмет: методика учебной программы для воспитания физических

качеств.

В связи с поставленной целью были определены следующие задачи:

1. Изучить вопрос воспитания физических качеств в учебно-

методической литературе.

2. Выявить характерные особенности проявления физических

качеств, в спортивной деятельности волейбола.

3. Установить возрастные особенности развития физических качеств

школьников.

4. Определить наиболее эффективные методы, средства развития

физических качеств у занимающихся (14-17 лет) в секции волейбола.

1. Характеристика волейбола как средства физического воспитания

Игра

исторически

сложившееся

общественное

явление,

самостоятельный вид деятельности, свойственной человеку. Игра может

быть как средством самопознания, развития, отдыха, так и средством

физического и общего социального воспитания, средством спорта. Одним

из

эффективных

средств

оздоровления

и

физического

развития

подрастающего поколения являются спортивные игры, среди которых

самый доступный вид спорта – волейбол.

Волейбол (англ. «volley-ball», букв. «отбивать мяч на лету», или по

другому «летающий мяч») – командная спортивная игра с мячом; был

изобретён в 1895 году в городе Холиок преподавателем физического

воспитания Уильямом Морганом. Цель игры – ударами рук (и иных

частей тела выше пояса) направить мяч через сетку на сторону другой

команды и там приземлить или заставить соперника отбить его с

нарушением правил. Матч продолжается до тех пор, пока одна из команд

не одержит победу в трёх партиях (счёт в партиях до 25 очков). На

сегодняшний день волейбол является одним из наиболее увлекательных и

массовых видов спорта, получивший всенародное признание. Достоинства

волейбола

заключаются

в

доступности;

большой

зрелищности;

сравнительной простоте оборудования мест для игры, правил её ведения;

относительно

недорогом

материальном

обеспечении.

Сейчас

насчитывается свыше 33

миллионов волейболистов-мастеров,

а

на

«бытовом уровне» волейболом занимаются (минимум раз в неделю) около

миллиарда человек.

Волейбол в последние годы эволюционировал гигантскими шагами.

Сложные комбинации с подключением игроков задней линии, силовая

подача в прыжке, разнообразие защитных действий,- всё это значительно

изменило

волейбол,

сделав

его

необыкновенно

зрелищной

и

захватывающей игрой. Современный волейбол предъявляет высокие

требования функциональной деятельности организма. Ведь большинство

игровых приёмов, так или иначе, связаны с максимальным проявлением

быстроты,

силы,

ловкости.

Атакующий

удар,

например,

нередко

производится с высоты, заметно превышающей высоту баскетбольного

кольца, (порядка 3,5 и более метров), и достигает «цели» за считанные

доли секунды.

2. Волейбол в педагогической системе физического воспитания

В учебном процессе волейбол используется как важное средство

общей физической подготовки учащихся. Программой по волейболу

предусматривается приобретение учащимися теоретических сведений,

овладение основными приёмами техники и тактики, приобретения навыков

участия в игре и в организации самостоятельных занятий. Например, автор

Ю.Д. Железняк в одной из своих книг «Спортивные игры. Техника,

тактика, методика обучения» рассматривает волейбол не только как одно

из эффективных средств развития важных физических качеств, но и как

средство укрепления здоровья занимающихся.

Широкое

применение

волейбола

в

физическом

воспитании

объясняется несколькими примерами: доступность игры для различного

возраста; возможность её использования для всестороннего физического

развития и укрепления здоровья, воспитания морально-волевых качеств и в

то же время использование его как полезного и эмоционального вида

активного отдыха при организации досуга молодёжи; простотой правил

игры; высоким зрелищным эффектом игрового состязания, простотой

инвентаря, оборудования и площадки для игры.

Волейбол – это командная игра, где каждый игрок действует с

учётом действий своего партнёра.

Для

игры

характерны

разнообразные

чередования

движений,

быстрая смена ситуаций, изменение интенсивности и продолжительности

деятельности каждого игрока. Условия игровой деятельности приучают

занимающихся:

подчинять

свои

действия

интересам

коллектива

в

достижении общей цели; действовать с максимальным напряжением своих

сил и возможностей, преодолевать трудности в ходе спортивной борьбы,

мгновенно оценивать изменившуюся обстановку и принимать правильные

решения.

Эти особенности способствуют воспитанию у учащихся чувства

коллективизма;

настойчивости,

решительности,

целеустремлённости,

внимания

и

быстроты

мышления;

способности

управлять

своими

эмоциями; совершенствованию основных физических качеств.

3. Виды физических качеств и характеристика их проявлений в

спортивной деятельности волейболиста

Как и в любом другом виде спорта, в волейболе, физическая

подготовка играет главенствующую роль в обучении юных спортсменов.

Она является необходимым фундаментом для дальнейшего продвижения в

тренировочном процессе.

Игра в

волейбол требует от занимающихся максимального

проявления

физических

возможностей,

волевых

усилий

и

умения

пользоваться приобретенными навыками. Формирование двигательных

навыков и техники приёмов игры неразрывно связано с развитием

физических качеств. Освоение приёмов игры в волейбол происходит

успешнее при направленном развитии специфичных для него качеств.

Рассмотрим основные физические качества в волейболе:

- сила;

- быстрота передвижений;

- прыгучесть;

- быстрота реакции и ловкость;

- выносливость;

- гибкость.

Сила.

Сила

это

способность

спортсмена

преодолевать

внешнее

сопротивление или противодействовать ему посредством мышечных

усилий.

Хорошо развитая сила – это крепкие мышцы, красивая осанка, залог

успеха в любом виде двигательной деятельности.

Наиболее характерное проявление силы в волейболе – при ударных

движениях (подаче и нападающих ударах), прыжках на блок и для

нападающего удара, перемещениях и в падениях.

Большинство технических приёмов в волейболе требует проявления

специальной силы. Так, для выполнения передачи сверху двумя руками,

необходим определённый уровень развития силы мышц кистей; подачи –

силы мышц кисти, плечевого пояса и мышц туловища; нападающего удара

– комплексного развития силы мышц кисти, плечевого пояса, туловища и

ног. Для эффективного применения технических приёмов в игре,

волейболисту нужна, так называемая «взрывная сила» – способность

нервно – мышечной системы преодолевать сопротивление с высокой

скоростью

мышечного

сокращения.

Поэтому,

специальная

силовая

тренировка направлена, прежде всего, на воспитание скоростно-силовых

способностей спортсмена.

Быстрота передвижений.

Быстрота – это способность совершать двигательные действия в

минимальный для данных условий отрезок времени.

Быстрота, как способность выполнять движения быстро, наиболее

характерно проявляется в волейболе при приёме подач и нападающих

ударов, страховке, перемещении в блоке.

Специальная быстрота волейболиста – это способность выполнять

перемещения по площадке и технические приёмы в минимальный для

определённых

условий

отрезок

времени.

Быстрота

в

волейболе

проявляется в трёх основных фазах: в быстроте реакции (на сигнал

партнёра, об изменении игровой ситуации и т.д.). Она является основной

предпосылкой для умения максимально быстро, опережая соперника,

оценить обстановку, принять наиболее выгодное решение и осуществить

его;

в

предельной

быстроте

отдельных

движений;

в

быстроте

перемещений.

Быстрота волейболиста обычно проявляется в быстроте реакции,

быстроте выполнения технических приёмов, быстроте перемещений,

переключений в действиях. Выполнение волейбольных приёмов требует

необходимого развития всех из перечисленных видов быстроты.

Для

развития

быстроты

движений

необходимо

соблюдать

следующие условия: двигательные действия выполнять с максимальной

скоростью; техника

этих

действий

должна быть

хорошо освоена;

продолжительность упражнений должна быть такой, чтобы к окончанию

их выполнения скорость не снижалась из – за утомления.

Прыгучесть.

Прыгучесть волейболиста – это способность прыгать оптимально

высоко для выполнения нападающего удара, блокирования, вторых

передач в прыжке, подач. Она зависит от силы мышц и скорости

сокращения мышечных волокон. Для проявления прыгучести необходима

взрывная сила. Развитие прыгучести начинают с развития силы мышц, а в

дальнейшем силу и скорость сокращения мышц рекомендуют развивать

параллельно. Для этого используются упражнения с отягощениями и без

них, основные упражнения по технике игры (имитация нападающих

ударов, блокирования).

Быстрота реакции и ловкость.

Ловкость – это комплекс определённых психических и двигательных

способностей, обеспечивающих выполнение любой двигательной задачи

правильно, точно, быстро, рационально, экономно и находчиво.

Наличие ловкости способствует развитию таких важнейших качеств

личности, как воля, решительность, инициатива, сообразительность,

память, внимание и др.

В

волейболе

это

качество

проявляется

в

умении

быстро

перестраиваться в соответствии с моментально меняющейся обстановкой

на площадке. В ходе игры непрерывно меняется обстановка, требующая

быстроты ориентировки и моментального осуществления решений. К тому

же, точность выполнения движений должна быть максимальной, иначе

неизбежны

технические

ошибки.

Целый

ряд

технических

приёмов

выполняется

в

безопорном

положении,

что

предъявляет

высокие

требования

к

деятельности

вестибулярного

аппарата.

Это

требует

высокого развития специальной ловкости и точности движений в

пространстве.

Ловкость волейболиста имеет две разновидности: акробатическая

ловкость, которая проявляется в падениях, перекатах во время игры в

защите; прыжковая ловкость – умение владеть своим телом в безопорном

положении при выполнении нападающих ударов, блокирования и вторых

передач в прыжке.

Для развития ловкости необходимо освоить как можно больше

разнообразных двигательных навыков, научиться использовать их в

разных условиях, т.е. уметь быстро перестраивать свои двигательные

действия в соответствии с требованиями меняющейся обстановки.

Упражнения,

направленные

на развитие

ловкости, достаточно

быстро ведут к утомлению, поэтому их лучше выполнять до силовых

упражнений.

Выносливость.

Выносливость – это способность к длительному выполнению какой –

либо деятельности без снижения её эффективности. Выделяют общую

выносливость, а так же выносливость к деятельности силового и

скоростного характера.

Игра в волейбол с переменной интенсивностью при длительной (от

1,5 до 3 часов) быстрой и почти непрерывной реакции на изменяющуюся

обстановку предъявляет высокие требования к выносливости, как к одному

из важнейших физических качеств, необходимых для игры.

Специальная выносливость объединяет скоростную, прыжковую и

игровую

выносливость.

Она

зависит

от

уровня

развития

общей

выносливости, подготовленности опорно-двигательного аппарата, от силы

психических процессов (например, умения терпеть), от экономичности

спортивной техники.

Скоростная выносливость – способность волейболиста выполнять

технические приёмы и перемещения с высокой скоростью на протяжении

всей игры.

Прыжковая

выносливость

способность

к

многократному

выполнению прыжковых игровых действий с оптимальными мышечными

усилиями.

Проявляется

этот

вид

выносливости

в

прыжках

для

нападающего удара, постановки блока и выполнения вторых передач в

прыжке.

Игровая выносливость – способность вести игру в высоком темпе без

снижения

эффективности

выполнения

технических

приёмов.

Она

объединяет все виды выносливости и специальные физические качества.

Для развития различных видов выносливости необходимо выполнять

двигательные действия, постепенно увеличивая их длительность до

наступления утомления; воспитывать свою волю для развития способности

стойко

переносить

неприятные

ощущения

утомления;

повторять

упражнения или игры после полного восстановления.

Гибкость.

Гибкость – это способность выполнять движения с большой

амплитудой.

Гибкость

определяет

насколько

качественно

и

эффективно

спортсмен сможет реализовать необходимые физические качества.

Гибкость

волейболиста

проявляется

при

выполнении

всех

технических приёмов. Поэтому хорошая подвижность в лучезапястном,

локтевом,

лучевом

и

плечевом

суставах,

крестцово-позвоночном

сочленении, а так же тазобедренном, коленном и голеностопном суставах,

способствует эффективному ведению игры.

Упражнения для развития гибкости могут быть активными, т.е.

выполняться самостоятельно, и пассивными, т.е. при участии партнёра,

тренажёров или отягощений. Эти упражнения связаны с наклонами,

вращениями и махами.

Наибольший

эффект

в

развитии

гибкости

достигается

при

ежедневном выполнении упражнений. Выполнять упражнения следует,

постепенно увеличивая амплитуду, вначале медленно, потом быстрее.

4. Возрастные особенности и сенситивные периоды развития

физических качеств у волейболистов

При

работе

с

детьми

следует

не

забывать

об

анатомо-

физиологических и психических особенностях возрастного развития

детского организма. К обучению игре в волейбол следует приступать с 10-

11 летнего возраста.

Развиваясь, организм детей проходит определённые стадии: 10-12,

12-14,

14-16,

16-18

лет.

С

учётом

возраста

должна

применяться

определённая методика обучения и совершенствования тем или иным

двигательным действиям.

В подростковый период продолжается интенсивное физическое

развитие, которое существенно отличается от предыдущего временного

отрезка жизни. Заметно увеличиваются размеры тела. Мальчики наиболее

интенсивно растут в 13-14 лет (в год 7-9 см), а девочки в 11-12 лет

(увеличение роста в среднем на 7 см). Поскольку девочки начинают

«подрастать» раньше мальчиков, в 11-12 лет они имеют большие размеры

тела. Однако к 14-15 годам рост у них замедляется, и мальчики снова

начинают их опережать. Чрезмерные физические нагрузки могут вызвать

замедление роста трубчатых костей в длину.

Костно-мышечный аппарат

до 15-16 лет находится в стадии

естественного

развития.

В

связи

с

этим

до

этого

возраста

не

рекомендуются большие физические нагрузки на позвоночный столб.

В возрасте 12-14 лет появляются сосредоточенность, хорошая

память

и

логическое

мышление.

Подростки

уравновешены

и

оптимистичны. Возрастает способность к восприятию, запоминанию

сложных движений, анализу своих действий. Быстро развивается острота

мышечного чувства (хорошая ориентация в пространстве). Этот возраст

благоприятный для развития быстроты двигательной реакции и обучения

тактике игры. Так же у девочек этот период совпадает с началом полового

созревания (у мальчиков несколько позже). Девочки заметно прибавляют в

весе, а для мальчиков характерно увеличение силы мышц конечностей.

Возраст 14-16 лет характеризуется периодом полового созревания

(возможны

возрастные

колебания

в

более

раннее

начало

или

запаздывание).

Появляются

неуравновешенность

и

неустойчивость

настроения. Неуверенность маскируется шумной манерой поведения.

Отличается возбудимость. Снижается работоспособность, замедляется

рост.

Со

стороны

тренера

необходимо

чуткое

педагогическое

и

психологическое

руководство.

Физические

нагрузки

должны

быть

снижены. Основное внимание направлено на совершенствование техники

приёмов волейбола и исправление ошибок.

Возраст

16-18

лет

характеризуется

завершением

полового

созревания, наблюдается усиленный рост тела в длину, увеличивается

масса тела и поперечное сечение скелетной мускулатуры, в результате чего

растёт

мышечная

сила.

Период

относительной

стабилизации

и

автоматизации

движений.

Движения

в

малой

степени

поддаются

торможению.

Примерные

сенситивные

(благоприятные)

периоды

развития

двигательных качеств:

Таблица 1

Морфофункциональные

показатели

и

физические качества

Возраст (лет)

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

Рост

+

+

+

+

Мышечная масса

+

+

+

+

Сила

+

+

+

Продолжение таблицы 1

Морфофункциональные

показатели

и

физические качества

Возраст (лет)

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

Быстрота

+

+

+

+

+

+

Скоростно-силовые

качества

+

+

+

+

+

Выносливость

(аэробные

возможности)

+

+

+

+

+

+

Скоростная

выносливость

+

+

+

Анаэробные

возможности

+

+

+

+

+

+

+

Гибкость

+

+

+

+

Координационные

способности

+

+

+

+

+

Равновесие

+

+

+

+

+

Благоприятные периоды развития физических качеств.

Сила

Самыми благоприятными периодами развития силы у мальчиков и

юношей считается возраст от 13-14 до 17-18 лет, а у девушек и девочек от

11-12

до

15-16

лет.

Наиболее

значительные

темпы

возрастания

относительной силы различных мышечных групп наблюдаются в младшем

школьном возрасте, особенно у детей от 9 до 11 лет. Следует отметить, что

в указанные отрезки времени силовые способности в наибольшей степени

поддаются целенаправленным воздействиям. При развитии силы следует

учитывать морфофункциональные возможности растущего организма.

Быстрота передвижений

Наиболее благоприятными периодами для развития скоростных

способностей, как у мальчиков, так и у девочек считается возраст от 7 до11

лет. Несколько в меньшем темпе рост показателей быстроты продолжается

с 11 до 14-15 лет. К этому возрасту фактически наступает стабилизация

результатов в показателях быстроты простой реакции и максимальной

частоты движений. Рост результатов может продолжаться до 25 лет.

Половые различия в уровне развития скоростных способностей

невелики до 12-13-летнего возраста. Позже мальчики начинают опережать

девочек, особенно в показателях быстроты целостных двигательных

действий (бег, плавание и т.д.).

Выносливость

Развитие выносливости происходит от школьного возраста до 30 лет

(а к нагрузкам умеренной интенсивности и свыше). Наиболее интенсивный

прирост наблюдается от 14 до 20 лет.

Гибкость

Наиболее интенсивно гибкость развивается от 15 до 17 лет. При этом

для развития пассивной гибкости (растягивание при помощи партнёра,

внешнего

отягощения,

специальных

приспособлений)

сенситивным

периодом будет являться возраст 9-10 лет, а для активной (собственная

активность соответствующих мышц) – 10-14 лет. Целенаправленное

развитие гибкости должно начинаться с 6-7 лет. У детей и подростков 9-14

лет это качество развивается почти в 2 раза эффективнее, чем в старшем

школьном возрасте.

Двигательно-координационные способности

В возрасте 7-8 лет двигательные координации характеризуются

неустойчивостью скоростных параметров и ритмичностью.

В

период

от

11

до

12-13

лет

увеличивается

точность

дифференцировки

мышечных

усилий,

улучшается

способность

к

воспроизведению заданного темпа движений.

Подростки 13-14 лет отличаются высокой способностью к усвоению

сложных двигательных координаций, что обусловлено завершением

формирования функциональной сенсомоторной системы, достижением

максимального уровня во взаимодействии всех анализаторных систем и

завершением

формирования

основных

механизмов

произвольных

движений.

В

возрасте

14-15

лет

наблюдается

некоторое

снижение

пространственного анализа и координации движений.

В период 16-17 лет продолжается совершенствование двигательных

координаций до уровня взрослых, а дифференцировка мышечных усилий

достигает оптимального уровня.

В развитии двигательных координаций способность ребёнка к

выработке новых двигательных программ достигает своего максимума в

11-12

лет.

Этот

возрастной

период,

особенно

поддающийся

целенаправленной спортивной тренировки. Замечено, что у мальчиков

уровень развития координационных способностей с возрастом выше, чем у

девочек.

Эти возрастные особенности необходимо учитывать во время

занятий физическими упражнениями. Только в этом случае они будут

способствовать хорошему физическому развитию и укреплению здоровья.

5. Средства развития физических качеств (комплексы упражнений)

Основными

средствами

специальной

физической

подготовки

волейболиста являются соревновательные упражнения волейбола, а также

специальные упражнения, сходные по своей двигательной структуре и

характеру нервно-мышечных усилий с движениями специализированного

упражнения. С помощью таких упражнений совершенствуют технические

приёмы и развивают специальные физические качества.

Средства развития силы

Характер применяемых средств должен соответствовать специфике

проявления усилий при выполнении технических приёмов.

Средствами развития силы являются упражнения, выполнение

которых тесно связано с преодолением сопротивлений, с отягощениями. В

качестве сопротивления могут быть использованы:

- внешние отягощения (гантели, штанга и т.д.);

- сопротивление других предметов (эспандера, резины);

- вес собственного тела (подтягивание, приседание, сгибание и

разгибание рук в упоре лёжа и т.д.);

- сопротивление партнёра.

Существует

немало

рекомендаций

по

проведению

силовой

подготовки волейболистов. Так, на начальном этапе упражнения с

отягощениями выполняются в замедленном темпе, в дальнейшем – быстро.

Упражнения на силу чередуются с упражнениями на расслабление; после

упражнений с большими отягощениями (преимущественно при работе над

развитием скоростной силы) следует отдых 1 – 2 дня, с небольшими –

можно выполнять ежедневно.

Примерный комплекс упражнений для развития специальной силы:

Упражнения для развития силы мышц кистей:

1)

Вращательные движения кистей и в лучезапястных суставах с

гантелями (0,5-3 кг) в руках;

2)

Броски набивных мячей (1-3 кг) сверху вниз (акцент на движение

кисти);

3)

Передачи сверху двумя руками набивных мячей (1-3 кг);

Упражнения для развития силы мышц плечевого пояса:

4)

Броски набивных мячей (1-3 кг) одной, двумя руками из различных

исходных положений, броски мяча на скорость;

5)

Имитация нападающего удара с резиновым амортизатором;

Упражнения для развития силы мышц ног:

6)

И.п. – вис на перекладине (гимнастической стенке). Поднять ноги в

группировку. (Варианты: поднять ноги в группировку и выпрямить в угол;

поднять в угол);

7)

В парах. Стоя спиной друг к другу, руки соединены сзади в локтевых

суставах. Приседания и полуприседания, прыжки в приседе вперёд, назад,

в стороны;

Упражнения для развития силы мышц туловища:

8)

поднимание туловища и ног одновременно из положения лёжа на

спине (руки за головой);

9)

Лёжа на животе. Поочерёдное и одновременное поднимание опускание

ног и туловища (варианты: то же с набивным мячом; с помощью партнёра;

поднимание и опускание бёдер; лёжа на возвышении);

10)

Поднимание

туловища

из

положения

лёжа

лицом

вниз

на

гимнастической скамейке (ноги закреплены).

Средства развития быстроты передвижений

Развитие

быстроты

движений

находится

в

определённой

зависимости от развития мышц. До определённого уровня эти качества

развиваются параллельно. Для развития быстроты волейболиста лучше

всего использовать упражнения, сходные по технике с теми или иными

элементами волейбола в максимально быстром темпе. Рекомендуется

выполнять их по слуховому или зрительному сигналу в составе группы,

применяя

при

этом

повторный,

интервальный,

игровой

или

соревновательный методы. При этом между подходами следует давать

интервалы отдыха. Эти интервалы отдыха между повторными нагрузками

должны обеспечивать оптимальное восстановление работоспособности. С

другой стороны, интервал не должен быть настолько длительным, чтобы

возбуждение в нервной системе чрезмерно упало. В этом случае

потребуется дополнительная разминка. После двух или трёх повторений

интервал

отдыха

значительно

продлевают,

причём

рекомендуется

комбинировать пассивный и активный отдых.

Для развития быстроты очень полезны упражнения, выполняемые в

облегчённых условиях, например бег под уклон, бег за лидером и др.;

упражнения на быстроту требуют концентрации значительных волевых

усилий, следовательно, их не целесообразно выполнять на стадии

утомления, так как при этом нарушается координация движений, которая

исключает их быстрое выполнение. Эти упражнения обычно выполняются

в конце подготовительной части занятия в небольшом объёме и

количестве.

Продолжительность одного повторного упражнения – 10-15 с,

интенсивность выполнения – максимальная, интервал отдыха между

повторениями – 30 с, число повторений – 4-10 раз. Параметры физической

нагрузки, продолжительность, число повторений от занятия к занятию

прогрессивно возрастают, а интервалы отдыха уменьшаются.

Примерный

комплекс

упражнений

для

развития

быстроты

передвижений:

Упражнения для развития скоростных способностей:

1)

Бег на короткие дистанции (до 30 м) с максимальной скоростью:

обычный бег, семенящий бег, бег с высоким подниманием бедра, с

забрасыванием

голени

назад

захлёстыванием),

двигаясь

боком

скрестным шагом, приставными шагами, спиной вперёд, бег по лестнице.

После каждой пробежки – небольшой отдых;

2)

Рывки и ускорения из различных исходных положений (из упоров

присев, лёжа, из положений сидя и стоя спиной в сторону бега) и пробежка

до 10 м;

3)

С расстояния 2 – 3 м от стены броски мяча в быстром темпе одной и

двумя руками и ловля двумя руками из и.п. – стойка ноги врозь лицом к

стене, стоя на коленях, из седа ноги врозь, лёжа на животе;

4)

В прыжке поймать мяч, брошенный партнёром, и до приземления

бросить его обратно;

5)

Челночный бег на 9-3-6-3-9 м (усложнённый вариант: с приёмом мяча в

конце каждой дистанции);

6)

Имитационные упражнения по технике игры (нападающий удар, блок,

приём мяча поточным способом);

Упражнения для одновременного развития силы и быстроты:

7)

Прыжки: на месте на одной и двух ногах, в длину, в высоту, со

скакалкой, с высоты, через препятствия. (После освоения прыжков можно

взять в руки гантели (до 1 кг) или набивной мяч);

8)

Многоскоки с ноги на ногу, на двух, на одной (левой и правой);

9)

Толкание, метание и броски мячей двумя и одной рукой: вперёд, назад,

в стороны. (Эти упражнения удобнее выполнять в парах или у стены с

набивным мячом (1-2 кг) или с игровыми мячами);

10) В парах. Прыжки ноги врозь (согнув) через партнёра, опираясь на него

(партнёр стоит в упоре на коленях).

Средства развития прыгучести

Средством воспитания прыгучести являются разнообразные по

своему содержанию и характеру выполнения прыжковые упражнения. А

так же имитационные упражнения схожие по характеру с игровыми

приёмами.

Примерный комплекс упражнений для развития прыгучести:

1)

Выпрыгивание с приседа, полного приседа;

2)

Приседание с отягощением;

3)

Прыжки с места, с разбега, доставая отметку возможно выше;

4)

Прыжки со скакалкой на одной, двух ногах;

5)

Имитация нападающих ударов в прыжке с места и с разбега;

6)

Имитация блока на месте и после перемещения;

7)

Прыжки на двух ногах, подтягивая колени к груди;

8)

В парах, взявшись за руки, прыжки в приседе в разных направлениях;

9)

Стоя над скамейкой ноги врозь, прыгнуть на скамейку, спрыгнуть на

месте и с продвижением вперёд;

10)

Стоя боком к скамейке прыжки через неё толчком двух ног на месте и

с передвижением вперёд.

Средства развития быстроты реакции и ловкости

Основными средствами развития специальной ловкости являются

гимнастические, акробатические, имитационные и основные упражнения

по технике игры.

Упражнения,

направленные

преимущественно

на

развитие

специальной ловкости, используют в начале основной части занятий. Они

требуют

от

спортсмена

проявления

не

только

физических,

но

и

значительных нервных напряжений. Поэтому в одном занятии не

рекомендуется давать много разнообразных упражнений.

Примерный комплекс упражнений для развития быстроты реакции и

ловкости:

1)

По сигналу (зрительному, звуковому) рывки и ускорения из положения

сидя, лёжа, стоя на коленях и др.;

2)

Бросок теннисного мяча в прыжке через сетку. В момент замаха

назвать зону броска;

3)

Приём подач одним волейболистом, стоящим в центре площадки

спиной к сетке; или приём нападающих ударов одним волейболистом

стоящим спиной к стенке (выполняется потоком);

4)

В парах: один выполняет перекат, второй набрасывает мяч в сторону

или вперёди первого. Передачей возвратить мяч партнёру;

5)

Передача в парах. Один поднял руку вверх – высокая передача, присел

– низкая, рука в сторону – передача в сторону вытянутой руки;

Упражнения для развития акробатической ловкости:

6)

Падение в сторону (из упора присев, со скольжением на боку);

7)

Бросок вперёд на руки – грудь – живот из положения динамической

стойки (усложнённый вариант: с приёмом мяча);

8)

Бросок в сторону с кувырком через плечо (усложнённый вариант: с

приёмом мяча);

Упражнения для развития прыжковой ловкости:

9)

Прыжки через различные предметы с поворотами и без поворотов

туловища;

10)

Имитация блокирования, нападающих ударов с поворотом в воздухе

на 30, 180 градусов.

Средства развития выносливости

Наиболее

распространённым

средством

развития

общей

выносливости является продолжительный бег.

Для развития скоростной выносливости подбираются упражнения на

быстроту, выполняемые многократно. В качестве средств используются

рывки и спринтерские ускорения, имитационные и основные упражнения

по

технике

игры.

Дозировка

нагрузки:

продолжительность

одного

повторения – 20-30 с, интенсивность – максимальная, интервал отдыха – 1-

3 мин., количество повторений – 4-10 раз.

В

качестве

средств

для

развития

прыжковой

выносливости

используются прыжковые упражнения с отягощениями (малыми) и без

них, прыжковые упражнения (имитационные) и основные упражнения по

технике

игры.

Продолжительность

одного

повторения

1-3

мин.,

интенсивность – без пауз между прыжками, количество повторений – 5-8.

Интервалы отдыха между повторениями 1-4 мин.

Игровую выносливость совершенствуют в процессе игр с большим,

чем предусмотрено правилами соревнований, количеством партий, полным

и неполным составами (5*5, 4*4, 3*3 и т.д.), игр на время.

Действенным средством развития игровой выносливости является

использование в процессе игры (при достижении счёта 5, 10 очков, и в

паузах

между

партиями)

упражнений

различного

тренирующего

воздействия.

Применение в тренировочных занятиях нагрузок, превышающие по

объёму и интенсивности соревновательные нагрузки, даёт возможность

создать

своеобразный

объём

прочности

в

проявлении

всех

видов

подготовки.

Примерный комплекс упражнений для развития выносливости:

Упражнения для развития скоростной выносливости:

1)

Челночный бег с касанием рукой линии нападения и лицевой линии;

2)

Имитация блокирования по всей длине сетки (прыжки на блок в зонах

2, 3, 4);

3)

Нападающий удар с разбега из зоны 4 (2, 3) с интенсивностью 5 ударов

за 20 с.;

4)

Упражнение «обстрел» (один игрок защищается от нескольких

нападающих);

Упражнения для развития прыжковой выносливости:

5)

Прыжки со штангой на плечах из глубокого приседа (вес штанги 20 кг)

– 1-1,5 мин.;

6)

Имитация нападающего удара и блока (удар – два блока), после чего

быстрый отход за линию нападения – 1,5-2 мин.;

7)

Блокирование поточных нападающих ударов в зонах 2, 3, 4 – 1,5-2 мин.

Упражнения для развития игровой выносливости:

8)

Кувырок вперёд, рывок на 5 м, бросок на грудь (перекат на спину), 10

прыжков из глубокого приседа (2-3 подхода);

9)

Челночный бег от лицевой линии до линии нападения и обратно с

броском (падением) на грудь (спину) на линиях; без пауз отдыха - 6

падений, через 30 сек выполнить ещё раз;

10)

Имитация нападающего удара с разбега с последующим падением

(броском) на грудь (спину) после приземления – 10 раз.

Средства развития гибкости

Для развития специальной гибкости используются упражнения на

растягивание, сходные по своей двигательной структуре с техническими

приёмами или их частями. Амплитуда движений в таких упражнениях

должна быть больше, чем при выполнении самого приёма. Целесообразно

использовать набольшие отягощения, позволяющие при увеличении

амплитуды движений сохранить их структуру. Упражнения с партнёром

дают хороший эффект при воспитании гибкости, как и упражнения,

способствующие

увеличению

подвижности

в

суставах,

укреплению

сердечно связочного аппарата и развитию силы, эластичности мышц и

связок.

Примерный комплекс упражнений для развития гибкости:

1)

Имитационные упражнения с большой амплитудой движения (с

малыми отягощениями и без них);

2)

Вращательные

и

круговые

движения

туловищем

из

различных

исходных положений;

3)

Вращательные движения в коленных суставах;

4)

Сед на пятки, стоя на коленях;

5)

Прыжки с одной ноги на другую с активным отталкиванием стопами;

6)

Упражнения с партнёром на сопротивление, растягивание;

7)

При наклоне вперёд коснуться руками пола, а при наклоне назад

дотронуться руками до пяток;

8)

Сидя ноги врозь, достать носками пол за головой;

9)

Сидя ноги врозь, коснуться поочерёдно левой ноги правой рукой и

наоборот;

10)

Лёжа на животе, не отрывая таз от пола максимально прогнуться,

запрокинув голову как можно больше назад.

Заключение

Таким образом, задачи, поставленные в работе, были достигнуты

методом анализа и синтеза изученного материала.

Игра – весьма эффективное средство укрепления здоровья и

физического развития. В процессе игровой деятельности занимающиеся

испытывают

положительные

эмоции:

жизнерадостность,

бодрость,

инициативу. Благодаря этому игра так же является средством активного

отдыха всех слоёв населения.

Постоянное

повышение

требований

к

уровню

спортивного

мастерства

волейболистов

вынуждает

тренеров

к

поискам

путей

повышения

эффективности

учебно-тренировочного

процесса.

Но

в

настоящее время развитию физических качеств и их исследованию

уделяется много внимания, что позволяет регулярно усовершенствовать

методику обучения и воспитания.

Волейболист высокого класса – это всесторонне развитый атлет,

обладающий силовой и скоростной выносливостью, «взрывной» силой,

прыгучестью, гибкостью, умением ориентироваться в сложной игровой

обстановке. Именно поэтому физическая подготовка есть и всегда будет

основным условием достижения высоких спортивных результатов, являясь

фундаментом технической и тактической подготовки.

В данной курсовой работе рассмотрено как, в какие возрастные

периоды и с помощью чего можно развивать физические качества

необходимые волейболисту. Так, наиболее эффективным временем для

формирования физической активности является школьный период. А для

развития специальных физических качеств составлены определённые

комплексы упражнений.

Весь процесс учебно-тренировочной работы должен обеспечивать

высокий

уровень

овладения

техникой

игры

в

волейбол,

развития

физических качеств (силы, быстроты, выносливости, ловкости, гибкости,

прыгучести), воспитание волевых черт характера, укрепление здоровья

занимающихся, и на этой основе достижения высокого спортивного

мастерства. Важно отметить, что все физические качества развиваются

комплексно,

совершенствуются

и

поддерживаются

в

результате

систематической тренировки.

Высокий

уровень

развития

функциональных

способностей

волейболистов – один из главных факторов высокой работоспособности по

ходу игры и успешной реализации всего арсенала технических и

тактических средств борьбы.

Спортивная игра в волейбол позволяет укрепить здоровье, увеличить

общую

работоспособность,

содействует

всестороннему

развитию

и

привитию жизненно важных двигательных навыков занимающимся, а так

же

является

отличным

средством

приобщения

населения

к

систематическим занятиям физической культурой и спортом.

Цель исследовательской работы достигнута, задачи реализованы.

Предложенные

комплексы

упражнений

для

развития

специальных

физических качеств волейболистов послужат тренерам-преподавателям

хорошим подспорьем в организации учебно-тренировочного процесса.

Дальнейшая работа по изучению вопроса о развитии физических

качеств подростков занимающихся в секции волейбола будет иметь

продолжение в выпускной квалификационной работе.

Список используемой литературы:

1)

Беляев А.В. Волейбол на уроке физической культуры. – М., 2003 г.

2)

Бернштейн Н.А. О ловкости и её развитии. – М., 1991 г.

3)

Виленский М.Я. и др. Физическая культура. 5-7 классы: учебник для

общеобразовательных учреждений. – М., 2010 г.

4)

Волков В.М. К проблеме развития двигательных способностей (Теория

и практика физической культуры)/ №5-6. – 1993 г.

5)

Гогунов Е.Н., Мартьянов Б.И. Психология физического воспитания и

спорта: учебное пособие. – М., 2000 г.

6)

Голощапов Б.Р. История физической культуры и спорта: учебное

пособие. – М., 2000 г.

7)

Евсеев Ю.И. Физическая культура. – Ростов-на-Дону, 2005 г.

8)

Железняк Ю.Д. и др. Волейбол: учебная программа. – Омск, 1994 г.

9)

Железняк Ю.Д., Портнов Ю.М. спортивные игры: учебник. – М., 2000г.

10)

Железняк

Ю.Д. Спортивные игры. Техника, тактика, методика

обучения. – М., 2002 г.

11)

Захаров Е.Н., Карасёв А.В., Сафонов А.А. Энциклопедия физической

подготовки (Методические основы развития физических качеств). – М.,

1994 г.

12)

Клещёв Ю.Н., Айриянц А.Г. Волейбол: учебник для институтов

физической культуры/ 3-е издание. – М., 1996 г.

13)

Кравченко Я.А.Формирование здорового образа жизни при занятиях

волейболом.// Образование и здоровье. Экономические, медицинские и

социальные проблемы./ Под. ред. В.И. Струкова – Пенза, 2009 г.

14)

Лях В.И., Зданевич А.А. Физическая культура. 8-9 классы: учебник

для общеобразовательных учреждений. – М., 2009 г.

15)

Максименко А.М. основы теории и методики физической культуры:

учебник для институтов физической культуры. – М., 1991 г.

16)

Матвеев Л.П. Общая теория спорта: учебник. – М., 2000 г.

17)

Методика физического воспитания учащихся 10-11 классов: пособие

для учителя / Под ред. В.И. Ляха. – М., 1997 г.

18)

Настольная книга учителя физической культуры / Под редакцией Л.Б.

Кофмана. – М., 1998 г.

19)

Новаковский С.В., Дворкин Л.С. Теория и методология силовой

подготовки детей и подростков. – Ростов-на-Дону, 2002 г.

20)

Подпрограмма:

образовательная

деятельность

учреждений

физкультурно- спортивной направленности дополнительного образования

детей//Региональный

опыт

развития

воспитания

и

дополнительного

образования детей и молодёжи./ Бюллетень №2. – 2010 г.

21)

Смирнов Ю.И., Полевщиков М.М. спортивная метрология: учебник. –

М., 2000 г.

22)

Нормативно-правовое

и

программное

обеспечение

деятельности

спортивных школ в Российской Федерации: методические рекомендации./

Под. ред. И.И. Столова– М., 2008 г.

23)

Теория

и

методика

спорта:

учебное

пособие

для

училищ

олимпийского резерва / Под общ. ред. Ф.П. Суслова, Ж.К. Холодова. – М.,

1997 г.

24)

Теория

и

методика

физического

воспитания:

учебник

для

педагогических институтов / Под ред. Б.А. Ашмарина. – М., 1990 г.

25)

Физическое воспитание учащихся 5-7 классов: пособие для учителя /

Под ред. В.И. Ляха, Г.Б. Мейксона. – М., 1997 г.

26)

Физическая культура: примерная учебная программа для высших

учебных заведений. – М., 1994 г.

27)

Холодов Ж.К., Кузнецов В.С. Теория и методика физического

воспитания и спорта: учебное пособие для студентов высших учебных

заведений/ 4-е издание. – М., 2006 г.



В раздел образования