Напоминание

Игровая деятельность детей дошкольного возраста


Автор: Брянкина Ольга Анатольевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ Детский сад " Теремок"
Населённый пункт: поселок Лев Толстой, Липецкая область
Наименование материала: Обобщение и распространение педагогического опыта
Тема: Игровая деятельность детей дошкольного возраста
Раздел: дошкольное образование





Назад




Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Детский сад «Теремок»

П. Лев Толстой

Обощение педагогического опыта

Игровая деятельность детей дошкольного возраста

Воспитатель высшей квалификационной категории:

Брянкина Ольга Анатольевна

2021 год

Содержание:

Сведения об авторе……………………………………………………………..3

1. Условия возникновения, становления опыта ……………………………...4

2. Актуальность и перспективность опыта……………………………………4

3. Ведущая педагогическая идея опыта ……………………………................6

4. Теоретическая база………………….……………………………..................7

5. Новизна опыта…………………………………………..................................9

6. Технология опыта ……………………………………………………………9

7. Анализ результативности……………………………………………..……23

8. Трудности и проблемы при использовании данного опыта……………..24

9. Адресная направленность…………………………………………………..24

Список используемой литературы……………………………………………25

Приложения (фото отчёт)……………………………………………………..26

Сведения об авторе

Брянкина Ольга Анатольевна– воспитатель высшей квалификацион-

ной категории Муниципального бюджетного дошкольного образова-

тельного учреждения Детский сад «Теремок» поселок Лев , Липец-

кая область.

Образование:

- в 1992 году закончила Лебедянское педагогическое училище Педаго-

гическое образование;

- в 1992 году начала работать воспитателем в селе Ильинка, с 2001

года работаю в МБДОУ детский сад « Теремок»

Общий стаж работы в детском саду года 28 лет , из них 23года –

педагогический стаж.

1.Условия возникновения, становление опыта.

Как педагог дошкольного образовательного учреждения, я активно

применяю в своей работе игры, так как игры оказывают огромное

влияние на формирование психики ребенка, помогают ему подгото-

виться к «взрослой» жизни. Разнообразные игры помогают развить

память, мышление, сообразительность ребенка, быстроту реакции

и умение мыслить логически. Кроме того, игры учат малышей об-

щаться. Легче адаптироваться к детскому коллективу.

2. Актуальность и перспективность опыта.

В обществе возрастают требования к адаптивным возможностям

личности, обусловленные социальными процессами. Поэтому на

современном этапе развития российского общества вопрос полно-

ценного воспитания подрастающего поколения не теряет своей ак-

туальности, а напротив, стоит как никогда остро.

Особое внимание требуют дошкольники, так как именно в этом воз-

расте происходит первичная ориентация всей будущей жизни, закла-

дываются духовно-нравственные основы личности, формируется

первый неоценимый опыт взаимодействия с социумом. Именно этот

возраст является сензитивным для формирования и развития

большинства жизненно важных психических образований, которые

детерминируют успех или неуспех личности в дальнейшем. В до-

школьном возрасте перестраивается вся мотивационно-потреб-

ностная сфера человека, именно в этот период качественно меняет-

ся и проявление потребности в признании. Правильное и всесто-

роннее воспитание служит фундаментом успешной и насыщенной

жизни в социуме, гарантирует социальную активность в будущем

каждого ребёнка, а значит, и развитие общества в целом.

Важнейшим аспектом развития личности ребёнка на ранних этапах

онтогенеза является его социализация, обусловленная прежде всего

общением со взрослыми и другими детьми. Ведь вхождение ребёнка в

современный мир невозможно вне освоения первоначальных пред-

ставлений социального характера, без включения в систему социаль-

ных отношений, т.е. вне социализации.

Социализация - процесс и результат усвоения и активного воспроиз-

водства социального опыта в общении и деятельности. Социализа-

ция личности идёт на протяжении всей жизни человека, но основы

её успешной реализации заложены в детстве. Дошкольное детство -

период активного овладения механизмами социализации, усвоения

норм социального поведения. Социализируясь, ребёнок осваивает

окружающий мир и определяет в нём своё место.

Социализация осуществляется в условиях стихийного воздействия

различных жизненных факторов и в условиях воспитания, являюще-

гося ведущим и определяющим её началом. Семья и детский сад –

это центральные и первичные институты социализации ребёнка.

Социальное развитие детей дошкольного возраста - новое направле-

ние всероссийском образовании. В педагогической деятельности ДОУ

оно осваивается с учётом социальных доминант:

у ребёнка формируется уверенность в своих возможностях (он

нужен окружающим, его любят);

развивается чувство собственного достоинства и свободы (он

выбирает друзей, деятельность, у него есть личные вещи);

воспитывается позитивное восприятие и отношение к окружа-

ющим (терпимость, уважение к сверстникам, интерес к ценно-

стям сотрудничества, ответственность за данное слово, за своё

дело, за другого человека);

у воспитанников ДОУ развивается понимание окружающих

(их эмоционального состояния, потребность в сопереживании).

Самой эффективной деятельностью для вхождения в мир других лю-

дей является игра. Игра ребёнка – основное средство становления

его как автономной независимой личности, свободно и самостоя-

тельно выстраивающей свои отношения с равными – сверстниками.

Игра обеспечивает ребёнку самореализацию и эмоциональный ком-

форт. Стержневыми направлениями развития ребёнка в игре яв-

ляются развитие воображения, образного мышления (как одного из

основных средств познания) и произвольной регуляции деятельности.

В игре происходит освоение детьми новых социальных ролей, саморе-

ализация, приобретение нового социального опыта. Она, как никакой

другой метод и форма воспитания, подчёркивает роль социальных

взаимодействий в развитии детей. Кроме того, игра как средство

познания социального мира одновременно является средством его

моделирования. В игре и ребёнок, и взрослый конструируют самих

себя, учатся быть лучше. Условно такие игры называются «взрослы-

ми играми для детей» или социально ориентирующими играми.

В детских дошкольных учреждениях ведущая деятельность дошколь-

ников – игра из хаотичной и поверхностной под воздействием специ-

алистов переходит в планомерную и углубленную. Это приводит к

адаптации ребёнка к собственным внутренним изменениям, связан-

ным с взрослением, к изменившимся требованиям, предъявляемым к

нему в семье и другими взрослыми, к требованиям и нормам детского

коллектива.

3. Ведущая педагогическая идея опыта

Основная идея работы состоит в разработке и создании условий

благоприятных для осуществления ранней социализации детей. Глав-

ным таким условием является применение в педагогическом процессе

игровой деятельности, отражающих современную ситуацию разви-

тия социума. Игра, являясь ведущей деятельностью в дошкольном

возрасте, выступает основным средством, обеспечивающим гармо-

ничное развитие растущей личности; облегчающим освоение знаний

об окружающем мире и способах его познания, правовых нормах, нор-

мах общения, принятых ценностях.

4. Теоретическая база

В своей работе я опиралась на положение о социальной природе пси-

хической деятельности человека (Л.С. Выготский, П.Я. Гальперин,

A.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн и др.), а также на психолого-педа-

гогические концепции по изучению процесса социализации (В.Г. Боча-

рова, Б.3. Вульфов, М.А. Галагузова, В.Т. Лисовский, Р.А. Литвак, Ф.А.

Мустаева, B.А. Никитин, В.Д. Семёнов и др.); теории социокультур-

ной деятельности В.Л. Бенина, Н.М. Борытко, О.С. Газмана, Н.Б.

Крыловой, И.Г. Цукермана, И.И. Фришмана, С.А. Шмакова и др.

В последнее десятилетие утверждены определённые законодатель-

ные акты и нормативно-правовые документы, которые лежат в

основе деятельности дошкольных образовательных учреждений:

«Конвенция о правах ребёнка», «Декларация прав ребёнка», «Всемир-

ная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития де-

тей», «Семейный Кодекс Российской Федерации», Закон РФ «Об об-

разовании» и др.

Анализ нормативно-правовых документов, связанных с социализаци-

ей ребёнка и защитой его прав в семье и в дошкольном образователь-

ном учреждении, позволили выделить ряд направлений, связанной с

защитой прав ребёнка: право ребёнка выражать свое мнение; право

ребёнка на имя, отчество, фамилию; право ребёнка на имущество;

право ребёнка на образование, которое должно быть направлено на

развитие личности, её талантов, умственных и физических способ-

ностей.

На важную роль игры во всестороннем развитии детей указывали

А.М. Горький и А.С. Макаренко. Игру детей они рассматривали как

основной вид физической и двигательной деятельности.

П.Ф. Лесгафт (1987) считал, что игра есть упражнение, с которого

ребёнок готовится к жизни.

Я.А. Каменский требовал старательного подбора игр с учётом их

воспитательной ценности, так, чтобы одновременно с развитием

они способствовали воспитанию честности, любви к порядку, муже-

ства и дружеских отношений в детском коллективе.

Игра выполняет важные социальные функции, поскольку в ней

ребёнок ощущает себя одновременно личностью и членом коллекти-

ва. Таким образом, игра является средством социализации ребёнка.

Игра для ребёнка то же, что речь для взрослого. В то же время игра,

по выражению Д.Б. Эльконина, это своеобразная «школа морали».

С.Л. Рубинштейн (2006) считал, что игру ребёнка можно сравнить

лишь с очарованием высших форм творчества. Игра способствует

самореализации ребёнка. Играя, он обретает пространство – физи-

ческое, эмоциональное, социальное. У него формируется комплекс

«самости» – самовыражения, самоконтроля, самореализации, самоо-

пределения, самореабилитации.

Игра способствует созданию защитных механизмов, осуществляет-

ся мощная психо-эмоциональная разрядка, в результате которой воз-

никают положительные эмоциональные ощущения. И, чем больше

положительных эмоций получает ребёнок, тем более гармоничным и

радостным предстает перед ним мир, тем уютнее и увереннее ощу-

щает он себя в жизни (С.Л. Рубинштейн, 2006).

А.С. Макаренко (1977) утверждал, что, как ведет себя ребёнок в

игре, так позже он будет вести себя на работе. Правильно организо-

ванные и систематически проводимые игры формируют характер,

волю, воспитывают патриотические, интернациональные чувства.

5. Новизна опыта

Новизна опыта заключается в использовании системы игровой дея-

тельности, построенных с учётом возраста детей, их индивидуаль-

ных особенностей, предметно-развивающей среды и потребностей

современного общества (духовно-нравственных, технических, эконо-

мических и т.д.). Привлечение родителей к активному участию в сов-

местной с детьми игровой деятельности; изготовлению пособий,

материалов и оборудования для дидактических, сюжетно-ролевых и

других видов игр.

Разработаны картотеки всех видов игр по всем направлениям с

учётом возраста детей, их индивидуальных особенностей и потреб-

ностей.

6. Технология опыта. Система конкретных педагогических дей-

ствий, содержание, методы, приемы воспитания и обучения.

Цель данного опыта: способствовать ранней социализации до-

школьников посредством включения их в игровую деятельность.

В соответствии с поставленной целью были определены следую-

щие задачи:

- построение модели социализации дошкольника в игровой деятельно-

сти;

- разработка системы игр, направленных на создание оптимальных

условий для процесса социализации дошкольников, её апробирование и

оценка эффективности;

- вовлечение родителей в совместную игровую деятельность;

- показать роль игры в формировании социально-коммуникативных

навыков детей дошкольного возраста со сверстниками;

- проведение игровой деятельности направленной на формирование

социально-коммуникативных навыков у дошкольников со сверстника-

ми.

Функции игры:

Обучающая функция позволяет решить конкретные задачи воспита-

ния и обучения, они направлены на усвоения определенного программ-

ного материала и правил, которым должны следовать играющие.

Воспитательная функция позволяет выявит индивидуальные особен-

ности детей, позволяет устранить нежелательные проявления в ха-

рактере своих воспитанников.

Развивающая функция заключается в развитии ребенка, коррекции

того что в нем заложено и проявлено.

Коммуникативная функция состоит в развитии потребности обме-

ниваться со своими сверстниками знаниями, умениями в процессе

игр, общаться с ними, устанавливать дружеские отношения, прояв-

лять речевую активность.

Развлекательная функция способствует повышению эмоционально –

положительного тонуса, развитию двигательной активности.

Релаксационная функция заключается в восстановлении физических

и духовных сил ребенка.

Психологическая функция состоит в развитии творческих способно-

стей детей.

При таком разнообразии функций, игру следует включать в учеб-

ный процесс, так как она хранит и передает по наследству огром-

ную гамму духовных, эмоциональных ценностей человеческих прояв-

лений.

Одним из важнейших условий организации игровой деятельности –

это создание предметно-развивающей среды, оснащённой необходи-

мыми для игры пособиями, материалами и предметами. Создав раз-

вивающую среду и перейдя в роль наблюдателя и помощника, следует

передать всю активность ребёнку, предоставляя ему свободу: выбор

материала, выбор времени и продолжительности игры, выбора ме-

ста для игры, выбора партнёров, общения с воспитателем или дру-

гими детьми.

Предоставленная детям свобода способствует выработке самовы-

ражения. Свобода подразумевает не как вседозволенность и отсут-

ствие границ, а как свобода целенаправленной игровой деятельности

и социализации и познания. Делая выбор, ребёнок руководствуется

очень сильными внутренними мотивами. Выбирая самостоятельно,

ребёнок имеет возможность удовлетворять свои внутренние по-

требности, реализовывать свои способности. Кроме того, у детей

формируется одно из важнейших социальных качеств – умение де-

лать выбор, принять решение, а не пассивно следовать чужим сове-

там.

Проблема игры, как деятельности имеющей особое значение в жиз-

ни ребёнка, всегда находилась в центре внимания исследователей

детского развития.

В отечественной психологии, по мнению Д.Б. Эльконина, сюжетная

игра понимается «как воссоздание человеческой деятельности из неё

выделяется её социальная, собственно человеческая суть - её задачи

и нормы отношений между людьми»

На протяжении всего дошкольного детства, формы и виды игр меня-

ются и усложняются. Начинается все с простейших манипуляцион-

ных игр с предметами, ознакомление с их функциональными возмож-

ностями и социальным назначением; затем со второго года жизни –

отображение простейших бытовых сюжетов; и наконец, в стар-

шем дошкольном возрасте – сюжетно-ролевые игры с правилами,

развернутые игры режиссерского типа, самостоятельные дидакти-

ческие игры.

Структура игровой деятельности

Следует различать сюжет и содержание игры.

Сюжет - это сфера действительности, которая моделируется и

воспроизводится в игре.

Сюжеты детских игр

бытовые,

производственные,

общественно – политические.

Игры с бытовым сюжетом (семья, детский сад, прогулка, День ро-

ждения, приготовление обеда).

Игры с производственным сюжетом (стройка, больница, магазин,

школа, поезд).

Игры с общественно-политическим сюжетом (война, индейцы, пар-

тизаны).

Содержание игры - содержание деятельности людей.

Вначале дошкольного возраста содержание игры ребёнка, это вос-

произведение простых операций с предметами и последователь-

ность предметных действий. Затем воспроизведение социальных ро-

лей. На позднем этапе - воспроизведение социальных и межличност-

ных отношений.

Пример игра «Дочки-матери»

1) Выполнение отдельных действий (приготовить обед, разлить чай

в чашки).

2) Целостное ролевое поведение (обращение к партнёру).

3) Воспроизведение межличностных и социальных отношений (мать

любит ребёнка, заботится о нём).

Игровые мотивы реализуют потребность ребёнка жить совмест-

ной с взрослыми жизнью, участвовать в социальной деятельности,

занимать определённое место в обществе.

Структурные компоненты игры:

Роль.

Игровое действие.

Игровое употребление предметов (замещение).

Реальные (партнёрские) отношения между играющими детьми.

Центральным и определяющим компонентом является – роль.

Роль реализуется в игровых действиях.

Основу игры, по словам Л. С. Выгодского составляет создание мни-

мых, воображаемых ситуаций и смыслового поля.

Еще, один компонент, структуры сюжетно-ролевых игр это - реаль-

ные отношения (между играющими детьми, как партнёрами по сов-

местной игровой деятельности).

Функции реальных отношений включают

1. Планирование сюжета игры.

2. Распределение ролей, игровых предметов.

3. Контроль, над развитием сюжета и выполнением ролей, сверст-

никами партнёрами.

4. Коррекция игры.

В качестве приёмов организации игровых отношений выступают:

- Смена ролевых позиций ребёнка в игре.

- Создание игрового сотрудничества (переход то игры «рядом», к

игре «вместе»).

- Ориентация детей на чувства и переживания за игровых персона-

жей

- Создание средствами игры повышенной напряжённости (в сюжет

вносится драматизм, требующий оказания помощи персонажам).

Для организации партнёрских отношений используются следую-

щие приёмы:

- Совместное обсуждение сюжета игры (планирование).

- Обсуждение начального замысла игры (каждый из детей, может

побывать, как на основных, так и на второстепенных ролях).

- Знакомство с игровым материалом (оформление игрового про-

странства).

Дефицит групповой совместной игровой деятельности является

фактором рискаразвития личности ребёнка.

Уровень развития детской игры

1-предметные действия

2- предметные действия в цепочке

3-выполнение ребёнком роли и связанных с нею действий

4-выполнение действий отражающих социальные и межличностные

отношения.

На протяжении дошкольного детства можно наблюдать динами-

ку развития игры от первого уровня (в младшем дошкольном воз-

расте) к четвёртому (в старшемдошкольном возрасте).

Значение сюжетно-ролевой игры

Сюжетно-ролевая игра в дошкольном возрасте, является ведущим

типомдеятельности, определяет развитие всех существенных сто-

рон личности ребёнка, подготавливает переход на новую возрастную

стадию развития:

-развитие мотивационно-потребностной сферы (формирование у

ребёнка стремления к социально-значимой деятельности и мотива

занять новую социальную позицию)

-преодоление познавательного «эгоцентризма» (в игре учитывать

позиции друг друга)

-формирование идеального плана сознания (действия в уме)

-развитие произвольности действий (принятие роли и контроль со

стороны участников игры)

Принципы отбора игровых методов обучения

Одна из задач, стоящих перед педагогами, предоставить детям воз-

можности радостно и содержательно прожить период дошкольно-

го детства. Взаимоотношение воспитателя с детьми должно ис-

ключить принуждение.

Способы построения сюжетно-ролевых игр:

- предметно-действенный способ, на этапе раннего и младшего до-

школьного возраста (покатать машинку, загрузить её, покормить

куклу).

- ролевой способ, в среднем дошкольном возрасте (принятие роли и

ролевое поведение, в роли зайчика ребёнок «строит» для себя дом,

готовит обед).

- сюжетосложение, в старшем дошкольном возрасте (придумать,

комбинировать сюжет на основе опыта).

Игровая мотивация

Детям 3-4 лет необходимо:

-одушевлять игровые персонажи.

-использовать различные сюжеты

-осуществлять превращения одних предметов в другие.

Детям 4-5 лет необходимо:

-принимать нужную роль и действовать в этой роли.

-заинтересовывать детей ролями.

Детям 5-6 лет необходимо:

-отбирать яркие и выразительные образы.

-представлять сюжет, используя ролевое поведение.

Динамика использования игровых приёмов.

Возрастная группа Ведущий тип Игровые приёмы

Первая младшая Предметно-манипулятивная Внесение дидактиче-

ских игрушек

Вторая младшая Сюжетно-ролевая на стадии игрового действия

Использование дидактических игрушек. Игровая мотивация при за-

креплении навыка

Средняя Сюжетно-ролевая на стадии игровой ситуации и роли Оду-

шевление чисел и превращение их в персонажи сюжетной истории

Старшая Сюжетно-ролевая на стадии сюжетосложения Составле-

ние и решение задач

Подготовительная Игра с правилами Использование дидактических

игр с правилами: настольных, подвижных

Педагогические принципы организации сюжетной игры

-В игре дети должны отражать знания и представления, получен-

ные ими при ознакомлении с окружающим.

-Игра - средство проработки знаний.

-Свободная сюжетная игра - самая привлекательная деятельность

для детей.

-Свои функции игра выполняет в полной мере, если с возрас-

том ребёнка она всё более усложняется.

Поэтому основным критерием оценки уровня игровой деятельности

детей должны быть игровые умения - преобладающий способ по-

строения игры и потенциальная возможность использовать различ-

ные способы (умения ребёнка в зависимости от собственного замыс-

ла включать в игру и условные действия с предметами, и ролевые

диалоги, комбинировать разнообразные события).

Целью педагогических воздействий по отношению к игре должны

быть не«коллективная проработка знаний» (или «тем» - «Строй-

ка», «Космос», «Магазин»и т. п., а формирование игровых умений,

обеспечивающих самостоятельную творческую игру, в которой дети

по собственному желанию реализуют разнообразное содержание,

свободно вступая во взаимоотношение со сверстниками игровых

объединениях.

Из этого следует:

- первый принцип организации сюжетной игры в детском саду: для

того чтобы дети овладели игровыми умениями, воспитатель дол-

жен играть вместе с детьми.

-второй принцип организации сюжетной игры: воспитатель должен

играть с детьми на протяжении всего дошкольного детства, но на

каждом возрастном этапе развёртывать игру особым образом, так,

чтобы детьми сразу открылся и усвоился новый, более сложный

способ её построения.

-третий принцип организации сюжетной игры: начиная с ранне-

го возраста и далее на каждом этапе дошкольного детства необхо-

димо формирование игровых умений. Ориентировать ребенка, как на

осуществление игрового действия, так и на пояснения его смысла

партнёрам – взрослому или сверстнику.

В педагогическом процессе по отношению к игре необходимо разли-

чать две тесно связанные ситуации:

1) формирование игровых умений в процессе совместной игры воспи-

тателя с детьми, где взрослый является играющим партнёром;

2) формирование самостоятельной детской игры, в которую воспи-

татель непосредственно не включается, а лишь обеспечивает усло-

вия для её активизации и использования детьми уже имеющихся в ар-

сенале игровых умений.

На каждом возрастном этапе педагогический процесс организации

игры должен включать формирование игровых умений в совместной

игре воспитателя с детьми и создания условий для самостоятельной

игры дошкольника.

Начинать игровую деятельность необходимо с одноактных манипу-

ляций с предметами, далее объединяя несколько таких действий в од-

ной игре, затем — применяя, игровые заместители предметов, ребе-

нок, наконец, более или менее осознанно воспроизводит последова-

тельные цепочки сюжетных действий.

На этом этапе моя задача — направить активность малышей в

нужное русло с помощью советов, прямых указаний и непосредствен-

ного участия в игре. Дети очень любознательны, их привлекает всё

новое, они с удовольствием наблюдают за действиями взрослых,

учатся им подражать. В таких играх ребенок отображает обычно

те действия, которые совершаются взрослыми и переносят их на

игрушки (пример: мама кормит ребенка, ребенок кормит зайку и пр.).

Можно сказать, «игровое действие рождается не с воображаемой

ситуации, наоборот, операция с действием вызывает игровую ситу-

ацию».

Первые совместные игры воспитывают в детях чувства коллекти-

визма, дружбы. Малыши учатся общаться, обращаться с просьбой,

предложением к товарищам.

При своевременном формировании сюжетной игры дети третьего

года жизни начинают играть вдвоём, иногда втроём, вступают в

ролевое взаимодействие.

В таких играх, как «Парикмахерская», «На приёме у врача», знаком-

лю детей с названиями профессий, учу брать на себя роль, выполнять

соответствующие действия (постригать, причёсывать, лечить, де-

лать уколы и т.д.). Изначально дети подражают тому, что им пока-

зала я, со временем они начинают самостоятельно организовывать

игру, вступают в диалог, переносят действия с одного предмета на

другой. В процессе игр побуждаю детей к называнию предметов, ис-

пользуемых ими, проговариванию действий, которые они выполняют.

Подготовка ребенка к принятию роли начинается с началом разви-

тия его самосознания. В чем же заключается эта подготовка?

Принять на себя роль – это значит суметь вообразить и обозначить

себя кем-то другим – зайчиком, шофёром, парикмахером и др. Для ре-

бенка данная ситуация является довольно сложной. С одной сторо-

ны, я – это я сам, с другой, я – это не я, а кто-то иной. Способность

“превращаться в другого” появляется у ребенка в том случае, если

проводится соответствующая педагогическая работа.

Формирование у ребенка способности “превращаться в другого” -

первый и самый важный шаг к формированию ролевой игры.

Если, осуществляя подготовку детей к принятию роли, взрослый

раскроет перед малышами веер доступных его пониманию и ин-

тересных для него образов, в которые ребенок может

перевопло-

щаться, то с раннего возраста будет ориентировать детей на увле-

кательную неординарную игру.

Последовательность превращений:

Известные детям и привлекательные для них животные и птицы

(кошечка, воробей);

Интересные предметы, в первую очередь движущиеся (паровоз,

самолет);

Взрослые, чья профессия имеет характерные внешние атрибуты

(врач, повар).

На начальном этапе работы с детьми образы животных и птиц

представляются нам наиболее подходящими. Дело в том, что каж-

дое животное имеет свои отличительные внешние признаки. У лисы

– роскошный пушистый хвост, у ежа – иголки, у зайца – длинные

уши. Такие образы малыш легко запоминает, они привлекательны для

него. Естественный интерес и привлекательность детей к живот-

ным и птицам способствуют готовности вхождения в эти образы.

Ребенок с удовольствием соглашается вообразить себя белочкой,

птичкой, ежиком. И, вообразив себя кем-то, он гораздо легче осозна-

ет себя, как “другого”, делает первые шаги к принятию роли.

Важно и то, что игры в животных не требуют специальных атри-

бутов.

Первая часть игры начинается с того, что я показываю детям, как

входить в чей-то образ. Чтобы малыш захотел и смог войти в образ

“другого”, показать как это легко и интересно. Прежде всего, я

очень четко обозначаю свою роль, называет образ, например: “Да-

вайте играть. Я буду лисой”. Затем раскрываю образ: описываю

внешний облик персонажа, подчеркивая только самые характерные

черты его внешнего вида (иголки у ежа, клюв и крылья у птицы, пу-

шистый хвост у белки и др.)

Далее рассказываю, где живет персонаж, какой у него домик, как он

называется (дупло, нора, берлога…). Полезно показать малышам

картинку, на которой изображен персонаж рядом со своим домиком.

Это уточнит представления детей, полученные из рассказа.

Теперь можно рассказать чем питается животное (птица), что

особенно любит (белка – орешки, зайка – морковку…)

Основные сведения можно дополнить рассказом о том, что персо-

наж любит делать (играть, прыгать). Закончив рассказывать про

персонаж, коротко, в двух-трех фразах, сообщаю детям, что остал-

ся без детенышей (лисят, котят, зайчат…), что скучает без них,

очень хочет, чтобы они снова были с ним, что сделает для них что-

то приятное (подарит подарки, поиграет с ними, угостит…). В кон-

це этого маленького рассказа я задаю вопрос: “Кто хочет быть

моим лисенком (бельчонком)?”. Главный этап позади. Педагог побу-

дил детей принять игровые роли.

Теперь необходимо выяснить у детей, насколько хорошо они вообра-

зили себя “другими”, а заодно помочь им утвердиться в новом каче-

стве. Для этого задается вопрос: “Лисята, а где у вас ушки? А хво-

стики у вас есть? А нюхать вы умеете? Как вы умеете нюхать, по-

кажите.” Для первого раза вопросов вполне достаточно. Не надо

требовать от детей в первых играх такой же полной характери-

стики образа персонажа. Малыш не может сразу вообразить и вос-

произвести все то, что ему было сказано, поэтому перегрузка вопро-

сами вызывает обратную реакцию – снизит у детей интерес к пре-

быванию в игровом образе. На этом первая часть заканчивается.

Во второй части игры стоит задача – продлить пребывание детей в

принятой или роли. Далее разыгрывается с малышами ряд незатей-

ливых и достаточно интересных для них игровых действий: “Лися-

та пошли в гости к зайчикам. Необходимо перейти через мостик

(скамейку). Или: пролезли в норку к зайчатам, попили с ними чай”.

Необходимо организовать логическое завершение игры: “Зайчата по-

дарили лисятам книжку. И сейчас мама-лиса почитает ее своим ли-

сятам”. На этом игра закончена.

Вот несколько советов по проведению игры:

Не обязательно проводить всю игру целиком. На начальных этапах

можно ограничиться только первой частью, т.е. обеспечить вхо-

ждение в образ.

В ходе второй части игры, так же, как и в первой части, необходимо

называть детей лисятами (бельчатами…). Однако, не стремиться

постоянно навязывать им эту роль. Маленькому ребенку трудно дли-

тельное время удерживать себя в игровом образе. Некоторые дети

могут проявить индивидуальность и переключиться на другой персо-

наж, который наиболее притягателен для них. Поэтому, играя в “ли-

сенка”, ребенок вдруг может сказать: “А сейчас я медвежонок”.

Организуя вторую часть игры, не затягивать ее по времени. Малы-

ши должны получать удовольствие от игры, от общения с воспита-

телем.

Совсем не обязательно, чтобы все дети были охвачены игрой. Ведь

некоторые дети подключаются к игре гораздо позже.

Не надо забывать, что невозможно было бы организовать детей на

сюжетные роли в играх, не научив их общаться и играть на началь-

ном этапе в адаптационный период, когда многим детям тяжело и

одиноко в новой непривычной для них обстановке. Именно игра мо-

жет скрасить первое время пребывания ребенка в детском саду.

Играя с детьми, воспитатель ставит не только простые, извест-

ные малышам игровые цели. Дети могут вместе с воспитателем со-

бирать цветы, ехать на паровозе…По возможности необходимо

предложить детям одинаковые предметы. Одинаковость показыва-

ет им, что взрослый никого не выделяет, и ко всем относится одина-

ково хорошо.

Не надо беспокоиться по поводу того, что игры со взрослыми не

дают ребенку простора для его собственной активности. Многие

дети еще не готовы к ее проявлению в первые недели пребывания в

детском саду. Зато, благодаря этим играм, воспитатель доказывает

свое добросердечное отношение к детям, становится для них ин-

тересным партнером, способствует накоплению у малышей игрового

опыта. Игры в адаптационный период не должны быть слишком

длительными. Лучше играть с детьми по нескольку раз в день, но по-

немногу.

Постепенно у ребенка формируется понимание смысла деятельно-

сти взрослых, то, что лежит в основе сюжетно-ролевой игры.

В процессе жизни у ребенка формируются разные виды деятельно-

сти: связанная с режимными процессами, специально организован-

ными взрослыми, играми и занятиями; игровая самостоятельность.

Следует отделить игровую самостоятельную деятельность от дру-

гих ее видов. Так, деятельность ребенка, связанная с организацией

режимных процессов (одевание, гигиенические процедуры, кормление,

купание, подготовка ко сну и др.), занимает основную часть времени

ребенка и имеет большое значение. Удовлетворяются важные по-

требности ребенка формируется его умение ориентироваться в

окружающем мире, развиваются навыки, координация движений рук,

начинаются трудовые действия ребенка.

А если игра возникает по инициативе ребенка, значит, наверняка она

ему интересна. Роль взрослого заключается в том, чтобы создать

игровую среду, побуждающую малыша к активной деятельности, и

направлять ее, не подавляя инициативы ребенка.

Познавательная деятельность связана, прежде всего, с ориентиро-

вочной деятельностью, наблюдением окружающего, поэтому в на-

шей группе находяться разнообразные предметы для рассматрива-

ния — картины, макеты с изображением каких-то действий (кукла

катается на санках, кукла кормит собачку и т.п.), книжный уголок.

Действия с предметами — ведущий вид познавательной деятельно-

сти, который может быть представлен в виде непосредственных

действий с предметами (авторазвивающие дидактические игрушки)

и орудийных действий с дополнительными предметами - орудиями

(ложкой, палочкой, чашкой и т.д.).

Совершенно особое место занимает проявление инициативности в

игре, когда ребенок не только сам создает игровую ситуацию, но в ее

ходе проявляется его познавательная активность, понимаемая как

стремление ребенка самостоятельно найти решение игровых задач.

Уровень решения игровых задач зависит от степени обобщенности

реального и игрового опыта ребенка. При этом наблюдается про-

грессивное преобразование игровых действий в более абстрактные

— с игрушками, к более обобщенным действиям с предметами-заме-

стителями и воображаемыми предметами, к замене этих действий

вербальными знаками, словом. Большую радость доставляет детям

включение в их игру взрослого. Например, в разыгрывании сценки с

куклой, пришедшей на прием к врачу, роль которого взял на себя ребе-

нок.

Игровая деятельность создаёт тот положительный эмоциональный

фон, на котором все психические процессы протекают наиболее ак-

тивно. Она выявляет индивидуальные способности, личностные ка-

чества ребёнка, позволяет определить уровень его знаний и пред-

ставлений, что необходимо для дальнейшей эффективной работы

воспитателя с каждым ребёнком.

В своей работе я использую такие формы работы с родителями:

1.Родительские собрания;

2.Викторины «Учимся играя», «Поиграй-ка»

3.Анкетирование и тестирование родителей « Игры и игрушки в

жизни ребёнка, их значение и умственное развитие»

4.Индивидуальные консультации, рекомендации

5.Наглядные виды работы (информационные стенды, папки - пере-

движки, выставки детских работ, демонстрация картотеки игр, по-

каз и пояснение соответствующей литературы).

6.Индивидуальная работа с детьми

7.Помощь родителей детскому саду в оформлении игровых уголков.

7. Анализ результативности.

Главный показатель эффективности работы по развитию игровой

деятельности детей дошкольного возраста - это данные диагно-

стического обследования детей. Где можно увидеть положительную

динамику развития воспитанников. Динамика качественных измене-

ний развития детей имеет позитивную направленность.

8. Трудности и проблемы при использовании данного опыта.

В своей педагогической практике я столкнулась с определенными

трудностями проблемного обучения:

1.Огромный труд и терпение при использовании дифференцированно-

го и индивидуального подхода в работе с детьми.

2.Совершенствование и оттачивание приемов, форм и методов педа-

гогического искусства.

9. Адресная направленность.

Полученные результаты будут иметь практическую ценность:

– для педагогов дошкольных образовательных учреждений;

– для родителей в плане организации совместной деятельности с ре-

бенком в домашних условиях.

Наиболее приемлемыми формами трансляции опыта работы счи-

таю:

– информационные брошюры, содержащие описание и иллюстратив-

ный материал методики проведения игр, организованных форм об-

разовательной деятельности, совместной деятельности педагога с

детьми, родителей с детьми;

- картотеки игр для всех возрастов;

– открытые мероприятия;

– консультации;

– образовательные сайты.

Список используемой литературы:

1.

Выгодский, Л. С. Психология развития ребенка [Текст] / Л.С.

Выготский. - М.: Смысл, 2003. - 512 с. - ІЅBN 5-699-02553-7.

2.

Дубровина, И. В. Возрастная и педагогическая психология

[Текст] / И. В. Дубровина, А. М. Прихожан, В. М. Зацепин. - М.: Ака-

демия, 2003. - 368 с. - ІЅBN 5-7695-1523-6.

3.

Забрамная С. Д. Развивающие занятия с детьми [Текст] / С. Д.

Забрамная. - М.: Институт общегуманитарных исследований, 2006.

- 170 с. - ISBN: 5-88923-066-2.

4.

Калинина, Р. Р. Психолого-педагогическая диагностика в дет-

ском саду [Текст] / Р. Р. Калинина. - СПб. : Речь, 2003. - 144 с.

5.

Корепанова, М. В. Диагностика развития и воспитания до-

школьников : пособие для педагогов и родителей [Текст] / М. В. Коре-

панова, Е. В. Харлампова. - М., 2005. - 144 с.

6.

Кравцова, Е. Е. Психологические проблемы готовности детей к

обучению в школе [Текст] / Е. Е. Кравцова. - М.: Педагогика, 2001. -

152 с. - ІЅBN 5-7155-0381-7.

7.

Менджерицкая, Д. В. Воспитателю о детской игре [Текст] / Д.

В. Менджерицкая. - М., Просвещение,1982. - 215 с.

8.

Непомнящая, Н. И. Становление личности ребенка 6-7 лет

[Текст]/ Н. И. Непомнящая. - М.: Педагогика, 1992. - 160 с. - ІЅBN 5-

7155-0379-5.

9.

Пере-Клеймон, А. Н. Роль социальных взаимодействий в разви-

тии интеллекта детей [Текст] / А. Н. Пере-Клеймон. - М.: Педагоги-

ка, 2001. - 248 с. - ІЅBN 5-7155-0023-0.

10.

Реан, А. А. Социально-педагогическая психология [Текст] / А. А.

Реан, Я. Л. Коломинский. - СПб.: Питер, 1999. - 416 с. - ІЅBN 5-88782-

424-7.

11.

Смирнова, Е. О. Детская психология [Текст] / Е. О. Смирнов. -

М: Гуманитарный издательский центр «ВЛАДОС», 2003. - 368 с. -

ІЅBN 5-691-00893-5.

12.

Эльконин, Д. Б. Психическое развитие в детских возрастах

[Текст] / Д. Б. Эльконин. - М.: Просвещение, 1995. - 416 с. - ІЅBN 5-

87224-087-2.

Муниципальное бюджетное дошкольное общеобразовательное учреждение детский

сад « Теремок» п. Лев Толстой

Конспект открытого занятия игровой деятельности

в средней группе « Путешествие по сказке»

Подготовила и провела : Брянкина О.А

Цель: закрепить знания детей полученные в течение года.

Задачи: Закрепить знания детей геометрических фигур, времен года,

фруктов и овощей, домашних и диких животных. Вызвать желание

прийти на помощь Создание комфортного эмоционального настроя

Развивать внимание, память. Воспитывать умение общаться

спокойно, доброжелательно.

Виды детской деятельности: Игровая, коммуникативная,

познавательно-исследовательская , музыкально-художественная,

продуктивная.

Планируемые результаты : принимают активное участие в

дидактических играх, , участвуют в продуктивной деятельности

(украшение обоев для лисы бабочками).

Материалы и оборудование: Настольно-печатные игры «Лесные

правила», « Времена года» ковер, геометрические фигуры, мягкие

игрушки колобка, медведя, волка, лисы. Карточки с изображением

домашних и диких животных, заготовки бабочек.

Предварительная работа: Изготовление на занятиях аппликации

бабочек, рассказывание сказки « Колобок», беседы на темы: Времена

года, овощи-фрукты, кто где живет.

1. -Ребята, у нас сегодня много гостей, помашите нашим гостям. -

Давайте возьмемся за руки и улыбнемся друг другу.

-А теперь вдохнем глубоко и выдохнем.

-А вы любите сказки? А хотели побывать в сказке?

- Сегодня я вам хочу предложить отправиться в сказку.

- Ребята, а как же мы попадем туда? ( предложения детей) -

Вспомнила! У меня где- то завалялся ковер самолет! (Разворачиваю

«ковёр», а там дырки в виде геометрических фигур.)

- Ой, ребята, вот незадача , кто это мог сделать? Я тоже думаю,

что его прогрызли мыши.

-Помогите починить ковёр. ( Предлагаю детям геометрические

фигуры. Дети накладывают и определяют, те «заплатки», которые

подходят для ремонта ковра).

- Назовите те фигуры, которые вам понадобились.

- Теперь становитесь на ковёр и повторяйте волшебные слова:

Мчимся, мчимся , где же скоро очутимся! Что же с нами

приключится? Попадём скорее в сказку, Но, в какую? Где подсказка

Дети закрывают глаза и звучит музыка полета.

2. Дети открывают глаза и видят мешочек в котором спрятана

игрушка – колобок).

- Ребята, посмотрите, что это? (волшебный мешочек) Его наверное

кто –то потерял, а может там подсказка в какой сказке мы

оказались. Давайте попробуем с вами отгадать что там. Сейчас я

дам пощупать , а вы должны назвать, что внутри мешочка. (Дети

ощупывают мешочек и пытаются отгадать, кто внутри,

отгадывают.)Если дети затрудняются ответить, задаю вопросы :

Кто на окошке стужен?

-Вы, отгадали, в какой сказке мы оказались? Да, мы попали в сказку

«Колобок». Давайте вспомним героев этой сказки (дети

перечисляют). Итак, покатился колобок по тропинке, катиться,

катиться, а навстречу ему (Кто?) (Звучит музыка) (медведь.)

-Дети посмотрите, а мишка то у нас сердитый, говорит мне на

ушко, что не хочет вас в лес пускать, вы правила поведения в лесу, не

знаете, Давайте расскажем мишке, правила поведения в лесу. Игра:

«Можно - нельзя». (Дети по картинкам поясняют правила поведения

в лесу.)

- Молодцы, знаете правила, мишке понравилась наша игра. У мишки

и для колобка есть задание, если не справится, то мишка его съест. -

Дети, давайте поможем колобку справится с заданием, он же в

детский сад не ходил, задания решать не умеет, говори мишка свое

задание.

-Запутался миша во временах года, толи рано проснулся, толи

проспал, толи весна на дворе, толи уже лето наступило? Поможем

мише? Игра: «Времена года». (Дети раскладывают сюжетные

картинки, каждую к условному значку, обозначающему то или иное

время года.) Медведь хвалит детей и пропускает в лес.

Воспитатель :- Катиться по тропинке колобок, а с ним наши

ребята. А навстречу им …кто? (Звучит музыка)… (волк.) Он уже

прослышал, что колобок не один в лес пожаловал, а с ребятами, а

ребята такие умные и помогают колобку , вот и волк приготовил для

вас свой вопрос. Он перепутал всех животных, давайте поможем

ему в этом разобраться. Сначала надо уточнить: животные,

которые живут в лесу – называются (дикие). А животные, которые

живут с хозяевами (домашние). Д.игра: «Найди домик» Дети

разбирают и раскладывают картинки животных к условным знакам

(дерево и дом). . Ребята, какие вы молодцы! И на этот раз спасли

колобка

Воспитатель: - Катиться дальше колобок, а на встречу ему (кто?)

(звучит музыка) (заяц).

-Ребята посмотрите, какой заяц грустный, он хотел сварить себе

обед, но запутался из чего нужно варить борщ, а из чего компот.

Давайте ему поможем. Игра:«Овощи-фрукты» (Дети должны

рассортировать продукты по назначению. Овощи в борщ, фрукты в

компот).

Воспитатель: Покатился колобок, а за ним и ребята дальше.

Катиться, катится, а навстречу им кто? (звучит музыка) (лиса.) -

Посмотрите , ребята какой красивый домик у лисы, но она почему

то грустная. Как вы думаете, что у нее случилось?( ответы детей)

-Оказывается ребята, ей грустно от того, что у нее нет друзей и

никто ей не поможет обои в доме украсить.Все думают, что она

хитрая и всех обманывает.А она исправилась. Воспитатель. -

Ребята , поверим лесе? Поможем лисичке украсить её обои, (дети

наклеивают бабочек на обои) Молодцы дети, очень красивые обои

получились.

Рефлексия: Воспитатель - Ну, а нам пора возвращаться в садик.

( Садимся на ковер) В какой сказке мы с вами побывали? Вам

понравилась наша прогулка, что особенно понравилось, какое задание

показалось трудным, Вам бы хотелось еще кому - то помогать? -

Смотрите ребята , какой у меня сундучок!

- Вы все такие молодцы помогли колобку справиться с заданиями! И

это вам угощения от колобка ! ( угощаю детей)



В раздел образования