Автор: Мухина Марина Геннадьевна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: ГБОУ Школа № 1985
Населённый пункт: Г. Москва
Наименование материала: консультация
Тема: С водой и песком играем, речь развиваем
Раздел: среднее профессиональное
C водой и песком играем, речь развиваем.
Наконец наступило долгожданное лето. Светит солнышко. Можно поиграть с
водой и песком, используя их для развития речи. Весело и полезно.
Игры для развитие диафрагмального дыхания.
Перед началом работы по развитию дыхания необходимо обучить детей
следующим правилам, применяя игровые моменты:
· Набирай воздух через нос, не поднимая плечи
· Надувай живот «шариком».
· Выдыхай медленно и плавно.
· Старайся так дуть, чтобы воздушная струя была очень долгой.
«Буря» - ребенок длительной сильной воздушной струей вызывает «бурю» на
воде.
«Морская прогулка» - воздушной струей ребенок передвигает кораблик,
лодочку, легкую черепашку, рыбку по поверхности воды.
Для развития диафрагмального дыхания используется сухой песок.
«Выровняй дорогу» - от детской машинки провести неглубокую канавку в песке,
ребенок воздушной струей выравнивает дорогу перед машинкой;
«Что под песком?»
Картинка или предмет засыпается тонким слоем песка. Сдувая песок, ребенок
открывает изображение. (Можно использовать картинки, в которых есть звук
для отработки произношения.)
«Ямка» - ребенок, следуя правилам дыхания, через нос набирает воздух,
надувая живот и медленно, плавно, долгой струёй выдувает ямку в песке.
«Помоги зайцу» - в песке делается три-четыре углубления - «следы», ведущие к
игрушечному зайцу. Неподалеку располагается лиса. Необходимо «замести» все
следы, чтобы лиса не обнаружила зайца.
«Путешествие» - на песке легкие пластмассовые игрушки: ящерица, змейки,
жуки и др. С помощью воздушной струи ребенок передвигает фигурки до
заданного места.
Артикуляционные упражнения.
«Лошадка» - щелкать языком, одновременно пальцами ритмично, в такт
щелчкам, «скакать» по воде.
Щелкать языком, одновременно пальцами ритмично, в такт щелчкам,
«скакать по песку».
«Индюки» - языком быстро облизывать верхнюю губу со звуком «бл-бл-бл»,
пальцами в такт движениям языка двигать по воде.
Языком быстро облизывать верхнюю губу со звуком «бл-бл-бл», пальцами в
такт движениям языка двигать в толще песка.
«Качели» - языком ритмично двигать вверх-вниз, указательным пальцем
ведущей руки в такт движениям языка двигать по воде в том же направлении.
Языком ритмично двигать вверх-вниз, указательным пальцем ведущей руки в
такт движениям языка двигать по песку в том же направлении.
«Часики» - языком ритмично двигать вправо-влево, указательным пальцем
ведущей руки в такт движениям языка в том же направлении по воде.
Языком ритмично двигать вправо-влево, указательным пальцем ведущей руки в
такт движениям языка в том же направлении по песку.
«Накажи непослушный язычок» - губами ритмично шлепать по высунутому
языку со звуком «п-п-п», ладонью ведущей руки легко похлопывать по воде.
Губами ритмично шлепать по высунутому языку со звуком «п-п-п», ладонью
ведущей руки легко похлопывать по песку.
Автоматизация звуков.
«Сильный мотор» - произносить звук р, рисовать на воде или на песке букву
Р, произнося одновременно звук Р. Аналогично можно работать с другими
звуками, сочетая написание буквы с произнесением звука.
«Слабый моторчик» - произносить звук Р (мягкий, проводя пальчиком
дорожку воде или песку).
«Горочка» - набрать в руку воду(песок) и произносить звук С, выливая
воду(высыпая песок) из ладошки.
«Дорожка» - произносить заданные взрослым слоги, «прошагивая» их
пальчиком или легко отшлепывая по воде или песку ладошками.
«Совпадение» - закопать в песок игрушки со звуком Ш: мышку, мишку,
матрешку, кошку так, чтобы игрушка на песке обозначалась невысоким
холмиком. Затем предлагает ребенку вспомнить игрушки, в названии которых
есть звук Ш. Ребенок, называет игрушку, и раскапывает песок. Можно
подобрать игрушки на другие звуки (те, которые надо автоматизировать).
Развитие фонематического слуха.
«Спрячь ручки» - прятать руки в воду или песок, услышав заданный звук.
«Слоговые дорожки» - рисовать круги на воде или песке, проговаривая
слоговые дорожки (ша-шо-шу).
«Водолаз» - со дна таза ребенок достает, называет и откладывает разные
игрушки, предметы или специальные картинки для игр в воде с
дифференцируемыми звуками. (Например: рыбка, ложка, рысь и т.д.
Дифференциация звуков Р-Л)
«Два моря» - таз делится перегородкой на две части. Ребенок опускает
предметы или игрушки с дифференцируемыми звуками в разные моря
(например, «в море С» и «море Ш»).
«Шторм» - на поверхности воды плавают предметы или игрушки с
дифференцируемыми звуками. Воздушной струей ребенок перемешивает их, а
затем распределяет по «морям».
«Два города» - под толстым слоем песка спрятаны предметы, игрушки или
защищенные картинки с дифференцируемыми звуками. Ребенок откапывает их
и раскладывает на две группы.
"Мой город" - дается задание выбрать фигурки, в названии которых есть
заданный звук, и построить город, используя эти фигурки. Потом можно
составить устный рассказ об этом городе и его жителях.
Формирование слоговой структуры слова.
«Камешки» - ребенок бросает в воду заданное количество камешков, а затем
по их количеству придумывает слово.
«Исправь ошибку» - взрослый бросает в воду ошибочное количество
камешков. Ребенок анализирует количество слогов в слове и исправляет
ошибку, добавляя или убирая лишний камешек.
Словарная работа.
«Родные слова» - в играх с водой при демонстрации отдельных действий
образуются родственные слова: вода, водичка, наводнение, водяная (мельница,
приводнился (гидросамолет).
«Я делал - я сделал» - глаголы первого лица единственного числа настоящего
и прошедшего времени: наливаю в чашку – наливал, лью – лил, поливаю –
поливал т. д.
Совершенствование грамматического строя речи.
«Лодочка» - в этом игровом упражнении с водой можно учить правильно
употреблять в речи грамматические категории:
- предлоги ОТ, К, НАД, МЕЖДУ, В, ИЗ-ЗА, У, ПЕРЕД;
- приставочные глаголы: ПРИПЛЫЛ, ОТПЛЫЛ, ПЕРЕПЛЫЛ,
- наречия: ДАЛЕКО, БЛИЗКО, БЫСТРО, МЕДЛЕННО, ГЛУБОКО.
«Подбери слово» - ребенок обнаруживает плавающие по воде различные
предметы или игрушки и подбирает к их названиям прилагательные,
согласовывая их в роде с существительными (рыбка – полосатая, кораблик –
легкий, блюдце – пластмассовое).
«Строители» - учить правильно употреблять в речи грамматические категории:
-предлоги ОТ, К, НАД, МЕЖДУ, В, ИЗ-ЗА, У, ПЕРЕД;
-приставочные глаголы: ПОСТРОИЛИ, ПРИСТРОИЛИ, НАДСТРОИЛИ;
-наречия: ДАЛЕКО, БЛИЗКО, БЫСТРО, МЕДЛЕННО, ГЛУБОКО.
Оборудование: Песочница с песком, игрушки: фигурки людей, машины, домики.
Предложите ребенку построить в песочнице город, затем расселить жителей,
достроить дома, перестроить их, проговаривая свои действия, придумать и
рассказать историю одного из жителей поход в гости, проговаривая его маршрут
вслух.
Связная речь.
«Что случилось?» -в играх с водой ребенок составляет сложноподчиненные
предложения («Кораблик перевернулся, потому что была сильная буря»).
При создании картины на песке ребенок составляет сложноподчиненные
предложения («Таня горько плачет, потому что ее шарик лопнул»)
«Расскажи сказку» - используя плавающие свечки с закрепленными на них
изображениями героев сказок, ребенок пересказывает знакомые сказки.
«Придумай историю» - используя игрушки по выбору или плавающие свечи,
ребенок рассказывает реальный случай или придумывает историю.
«Рыбка» - выполняя действия с игрушкой в воде, ребенок составляет рассказ-
описание. Описывая внешний вид рыбки, он проводит в воде пальцем по частям
ее тела. «Мне нравится эта рыбка. У нее хвостик ярко- красный, головка желтая,
а спинка зеленая. У этой рыбки круглые черные глазки. Она любит плавать в
теплой водичке. Рыбка умеет даже выпрыгивать из воды и нырять глубоко-
глубоко. Иногда она достает до самого дна и ищет там корм».
При рисовании песочной картины можно отрабатывать умение строить как
простые, так и сложные предложения. На начальном этапе работы над
сложными предложениями следует использовать сопряженную и отраженную
речь.
«Дорисуй картинку и составь предложение»
Нарисовать на песке какие-нибудь предметы. Задача ребенка - дорисовать
песочную картинку и составить по ней предложение («Таня держит в руках
воздушный шар»). Фраза проговаривается в момент действия.
«Начни предложение(или продолжи)» -ребенок рисует на песке предмет и
начинает предложение, а взрослый (или другой ребенок) заканчивает фразу (и
наоборот).