Напоминание

Психолого-педагогические особенности обучения диалогу культур в условиях многоязычной аудитории


Автор: Ворник Ольга Ивановна
Должность: учитель английского языка
Учебное заведение: МОУ Софьинская средняя общеобразовательная школа
Населённый пункт: с. Софьино Раменского ГО
Наименование материала: статья
Тема: Психолого-педагогические особенности обучения диалогу культур в условиях многоязычной аудитории
Раздел: полное образование





Назад




Психолого-педагогические особенности обучения диалогу культур

в условиях многоязычной аудитории

Характерной тенденцией нашего времени является ориентация на постоянное совершенствование уже

имеющихся и получение новых знаний. Система современного образования адекватно и своевременно отреагировала

на данную насущную необходимость путём создания учебных заведений, ставящих перед собой цель дать возможность

взрослому населению приобрести соответствующие навыки и знания, отвечающие потребностям нынешнего общества.

Так, появился новый феномен в системе высшей школы — непрерывное образование, создающее условия для

полнейшего раскрытия личностного, профессионального и творческого потенциала.

Государственный Институт Непрерывного Образования — пока единственное в Молдове учебное заведение с

такой направленностью. Наши студенты — представители самых разных профессиональных категорий: врачи,

инженеры, артисты, музыканты, юристы, педагоги, военные, экономисты и т. д. Выпускники получают как

лицензионные дипломы о высшем образовании, так и дипломы о дополнительной квалификации к уже имеющемуся

высшему образованию. Это осуществляется в соответствии с индивидуальными нуждами студентов благодаря

многообразию опциональных программ и расширенному списку предметов по специальностям в сопоставлении с

таковым в других вузах. В ГИНО действуют наиболее востребованные сегодня факультеты и специальности:

Экономика, Менеджмент, Информационные технологии, Психология и Иностранные языки. Естественно, при

возникновении необходимости данное поле может быть расширено.

Система целей непрерывного образования взрослых многогранна: приобретение новой или дополнительной к

уже полученной специальности и, соответственно, совершенствование профессиональных навыков, возможность

практического применения знаний, адаптация к быстро меняющимся условиям жизни, а также обогащение внутренней

культуры. Данные цели могут быть успешно реализованы с учётом ряда основных факторов, отличающих взрослую

аудиторию и несомненно отражающихся на характере процесса познания. Поэтому нужно учитывать следующее:

• возрастные психологические особенности, объективно влияющие на снижение уровня восприятия, памяти и

внимания;

• предубеждения относительно новаций и перемен;

• барьеры, вызванные переходом от установившейся системы ранее полученных знаний.

Но, вместе с тем, данную возрастную категорию характеризуют:

• профессиональные достижения и опыт работы;

• сложившаяся система ценностей, убеждений и мнений;

• уже имеющиеся теоретические и практические знания в одной или

нескольких областях;

• осознанность поставленных задач и стремление к их конкретному решению;

• профессиональная и личностная зрелость, финансовая независимость;

• потребность в действительной реализации новых знаний.

Принимая во внимание вышеизложенное, а также ограничение всего учебного процесса во времени (период

обучения в ГИНО составляет один и два года в зависимости от получаемого диплома), следует использовать те

методико-психологические приёмы и виды учебной деятельности, которые проявляют себя наиболее эффективно во

взрослой аудитории.

Применительно, в частности, к процессу обучения иностранному языку, главным результатом овладения им

должна стать реализация «диалога культур». Данное понятие приобретает особое значение и актуальность в условиях

многоязычной аудитории, что как раз характерно для Молдовы, где на относительно небольшой территории

сосуществуют многочисленные этнические группы, отличающиеся культурными и религиозными традициями,

менталитетом, имеющие собственную историю, искусство и язык. А поскольку язык и культура являются

неразделимыми взаимоопределяющими явлениями, изучение языка должно сопровождаться культурологическим

образованием и введением в учебный процесс поведенческих моделей, характерных для страны изучаемого языка.

Таким образом, подготавливается специалист, оценивающий и реализующий себя в качестве активного участника в

глобальном процессе диалога мировых культур.

Многолетний опыт нашего института показал, что наибольшего эффекта при обучении иностранному языку

можно достичь при соблюдении следующих условий:

• применять принцип коммуникативного подхода в обучении, т. е. обучать языку как средству общения;

• при обучении диалогу следует отдавать предпочтение интерактивным формам работы: ролевая игра,

дискуссия, обмен информацией, совместное составление планов на будущее и т. д.

• продуктивно использовать профессионально-личностный фон, так называемый « background» (артист,

математик, художник и т. д.), при индивидуальной работе;

• способствовать созданию на занятиях максимально благоприятной и комфортной атмосферы, где наиболее

полно раскрылся бы личностный потенциал обучающихся;

• строить учебный процесс на основе соблюдения принципа «субъект — субъект», а не «субъект — объект»;

• избегать монотонности и излишнего теоретизирования и делать больший акцент на практическом применении

изучаемого языка.



В раздел образования