Автор: Ворник Ольга Ивановна
Должность: учитель английского языка
Учебное заведение: МОУ Софьинская средняя общеобразовательная школа
Населённый пункт: с. Софьино Раменского ГО
Наименование материала: статья
Тема: Психолого-педагогические особенности обучения диалогу культур в условиях многоязычной аудитории
Раздел: полное образование
Психолого-педагогические особенности обучения диалогу культур
в условиях многоязычной аудитории
Характерной тенденцией нашего времени является ориентация на постоянное совершенствование уже
имеющихся и получение новых знаний. Система современного образования адекватно и своевременно отреагировала
на данную насущную необходимость путём создания учебных заведений, ставящих перед собой цель дать возможность
взрослому населению приобрести соответствующие навыки и знания, отвечающие потребностям нынешнего общества.
Так, появился новый феномен в системе высшей школы — непрерывное образование, создающее условия для
полнейшего раскрытия личностного, профессионального и творческого потенциала.
Государственный Институт Непрерывного Образования — пока единственное в Молдове учебное заведение с
такой направленностью. Наши студенты — представители самых разных профессиональных категорий: врачи,
инженеры, артисты, музыканты, юристы, педагоги, военные, экономисты и т. д. Выпускники получают как
лицензионные дипломы о высшем образовании, так и дипломы о дополнительной квалификации к уже имеющемуся
высшему образованию. Это осуществляется в соответствии с индивидуальными нуждами студентов благодаря
многообразию опциональных программ и расширенному списку предметов по специальностям в сопоставлении с
таковым в других вузах. В ГИНО действуют наиболее востребованные сегодня факультеты и специальности:
Экономика, Менеджмент, Информационные технологии, Психология и Иностранные языки. Естественно, при
возникновении необходимости данное поле может быть расширено.
Система целей непрерывного образования взрослых многогранна: приобретение новой или дополнительной к
уже полученной специальности и, соответственно, совершенствование профессиональных навыков, возможность
практического применения знаний, адаптация к быстро меняющимся условиям жизни, а также обогащение внутренней
культуры. Данные цели могут быть успешно реализованы с учётом ряда основных факторов, отличающих взрослую
аудиторию и несомненно отражающихся на характере процесса познания. Поэтому нужно учитывать следующее:
• возрастные психологические особенности, объективно влияющие на снижение уровня восприятия, памяти и
внимания;
• предубеждения относительно новаций и перемен;
• барьеры, вызванные переходом от установившейся системы ранее полученных знаний.
Но, вместе с тем, данную возрастную категорию характеризуют:
• профессиональные достижения и опыт работы;
• сложившаяся система ценностей, убеждений и мнений;
• уже имеющиеся теоретические и практические знания в одной или
нескольких областях;
• осознанность поставленных задач и стремление к их конкретному решению;
• профессиональная и личностная зрелость, финансовая независимость;
• потребность в действительной реализации новых знаний.
Принимая во внимание вышеизложенное, а также ограничение всего учебного процесса во времени (период
обучения в ГИНО составляет один и два года в зависимости от получаемого диплома), следует использовать те
методико-психологические приёмы и виды учебной деятельности, которые проявляют себя наиболее эффективно во
взрослой аудитории.
Применительно, в частности, к процессу обучения иностранному языку, главным результатом овладения им
должна стать реализация «диалога культур». Данное понятие приобретает особое значение и актуальность в условиях
многоязычной аудитории, что как раз характерно для Молдовы, где на относительно небольшой территории
сосуществуют многочисленные этнические группы, отличающиеся культурными и религиозными традициями,
менталитетом, имеющие собственную историю, искусство и язык. А поскольку язык и культура являются
неразделимыми взаимоопределяющими явлениями, изучение языка должно сопровождаться культурологическим
образованием и введением в учебный процесс поведенческих моделей, характерных для страны изучаемого языка.
Таким образом, подготавливается специалист, оценивающий и реализующий себя в качестве активного участника в
глобальном процессе диалога мировых культур.
Многолетний опыт нашего института показал, что наибольшего эффекта при обучении иностранному языку
можно достичь при соблюдении следующих условий:
• применять принцип коммуникативного подхода в обучении, т. е. обучать языку как средству общения;
• при обучении диалогу следует отдавать предпочтение интерактивным формам работы: ролевая игра,
дискуссия, обмен информацией, совместное составление планов на будущее и т. д.
• продуктивно использовать профессионально-личностный фон, так называемый « background» (артист,
математик, художник и т. д.), при индивидуальной работе;
• способствовать созданию на занятиях максимально благоприятной и комфортной атмосферы, где наиболее
полно раскрылся бы личностный потенциал обучающихся;
• строить учебный процесс на основе соблюдения принципа «субъект — субъект», а не «субъект — объект»;
• избегать монотонности и излишнего теоретизирования и делать больший акцент на практическом применении
изучаемого языка.