Автор: Васильева Анастасия Николаевна
Должность: учитель русского языка и чтения
Учебное заведение: ГОКУ СКШ №27
Населённый пункт: г. Братск Иркутская область
Наименование материала: конспект урока по русскому языку в 7 классе
Тема: "Закрепление знаний об имени прилагательном как части речи"
Раздел: среднее образование
Конспект открытого урока в 7 классе
Закрепление и обобщение
по теме «Имя прилагательное».
Цель: повторить, систематизировать, обобщить и закрепить материал по разделу
темы “Имя прилагательное”.
Задачи:
образовательные:
- систематизация существенных признаков имени прилагательного как части
речи; повторить грамматические категории данной части речи,
- выявление особенности употребления имён прилагательных в речи;
коррекционно-развивающие:
– формирование активного самостоятельного мышления учащихся путем
выполнения заданий, предусматривающих необходимость анализа, синтеза,
сравнения и обобщения,
– активизация письменной, устной, опосредованной речи, умения использовать в
речи имена прилагательные, сравнивать различные языковые явления, находить
общее
и
отличное,
сопоставлять,
обобщать,
находить
примеры,
– развитие навыков самоконтроля, внимания через выполнение индивидуальных,
коллективных
заданий
разного
уровня
сложности,
работу
с
тестом.
– формирование навыков самостоятельной работы по инструкции;
воспитывающие:
–
прививать
интерес
к
учебе
и
предмету
через
показ
практической
направленности
изучаемого
материала,
нестандартных
заданий,
игровую
деятельность,
– воспитывать самостоятельность, осуществляя индивидуальный подход и
создавая
ситуацию
успеха
для
группы
отстающих
детей.
– воспитывать коллективизм, взаимопомощь, умение работать в группе,
выработка
командного
мышления.
– формирование волевых качеств: трудолюбия, аккуратности;
оздоровительная:
-
рациональная
организация
урока
с
позиций
здоровьесбережения,
предупреждение утомляемости.
Оборудование: презентация, экран, проектор, карта.
Ход урока
1. Организационный момент.
На урок все собрались!
Просыпайся! Не ленись!
Чтобы многого добиться,
Нужно хорошо учиться!
1
2. Повторение.
- Ребята, послушайте четверостишие и определите, о какой оно части речи?
Я – часть речи интересная,
Широко в миру известная:
Опишу любой предмет –
В этом равных со мной нет.
Речь со мною выразительна,
И точна, и удивительна.
Чтоб красиво говорить,
Мною нужно дорожить!
Определяю я предметы.
Они со мной весьма приметны.
Я украшаю вашу речь,
Меня вам надо знать, беречь!
- Догадались?
- Правильно. Это имя прилагательное. Ребята, сегодня мы заканчиваем наше
путешествие по городу Имя Прилагательное. 21 день мы гуляли по его улицам,
переулкам и площадям. Сегодня мы подведём итог нашего путешествия и
поговорим о достопримечательностях Имени Прилагательного. А чтобы ничего
не забыть, мы будем пользоваться картой города (карта висит на доске).
Ваши ответы я буду оценивать. За правильный ответ вы получите красный
кружок, за неточный ответ – синий, за неправильный ответ – зелёный. В конце
урока мы узнаем, кто из вас был самым внимательным путешественником.
3. Словарная работа.
Замените
высказывание
одним
словом
и
запишите
(при
произнесении
словарного слова учащимися появляется картинка на экране):
- Кисломолочный напиток, получаемый из молока (кефир).
- Кондитерское изделие на основе какао (шоколад).
- Самый крупный водоем на земле (океан).
- Металлический знак круглой формы, который выдается за особые заслуги
(медаль).
-
Занимательный,
любопытный,
необычный,
привлекающий
интерес
(интересный).
- Военный человек (солдат).
Прочитайте ещё раз внимательно слова. Какое слово лишнее и почему?
(Интересный - это имя прилагательное). Докажите. Что объединяет другие
слова? (Наводящий вопрос: какой частью речи они являются?).
Придумайте предложения с прилагательным «интересный».
Упражнение словотолки. (письм.)
4.
И вот первое задание. Перед вами портрет Прилагательного, давайте
вспомним его биографию.
«Теоретический причал».
2
Учитель: Для определения нашей готовности к путешествию нужно ответить на
вопросы теста. (письм.)
Тест. Имя прилагательное
Фамилия_______________________________________________________
1. Выберите правильный ответ.
Имена прилагательные обозначают:
а) название предмета;
б) признак предмета;
в) действие предмета.
2.На какой вопрос отвечают имена прилагательные?
а) кто?, что?;
б) какой? какая? какое? какие?
в) что делать? что сделать?
3. Подчеркните имена прилагательные.
Веселый, синее, прохладный, погода, дует, свежий, сквозит, ветерок.
4. Поставьте вопрос имени прилагательному.
Лес(____________) зеленый;
Поляна (_____________) солнечная;
Сосны (___________) высокие;
5. Образуй слова, обозначающие признаки предметов.
Книга – книжный, веселье - ______________
Рыба - ______________, мясо - _______________
5.На пути нашего следования
«Океан Словосочетания».
Образуйте словосочетание «прилагательное + существительное» и выдели
окончание и укажи число и род.(письм.)
сад + осень, (осенний сад) краснота + ягода,(красная ягода) осень + лист,
(осенний лист) ночь + темнота, (тёмная ночь) день+дождь, (дождливый день).
Вывод : имя прилагательное в словосочетании с какой частью речью
связано ?
Без какой части речи невозможно определить, какое окончание нужно
прилагательному?
7.Вдали виден
«Остров Ошибок».
Найдите сочетания слов, в которых существительное и прилагательное не
согласованы в роде и числе: (УСТНО)
1. Белый медведь.
2. Новая туфли.
3. Высокие горы.
4. Зимняя пальто.
5. Снежная зима.
6. Зубная врач.
Вывод: чтобы не допустить ошибку что нужно сделать ? (верно определить
род и число у существительного)
3
9.Работа по учебнику.
Работа по учебнику на стр.138 Упр.177 (выполнение упражнения с
комментированием) (письм.)
8.«Трактир Угадай-ка»
,
где ученики выполняют упражнение – загадку. Можно
ли по признаку определить предмет? Трактир – в старину, так называлась
гостиница или постоялый двор, место, где можно перекусить, подкрепиться и
отдохнуть. (устно)
«Признаки есть, а где же слово?
Хищный, серый, ……(волк)
Рыжая, хитрая………(лиса)
Большой, косолапый………(медведь)
Солнечная, ясная……(погода)
Прохладный, дождливый…….(день)
Раннее, серое……(утро)
Вывод: итак можно определить по признаку предмет? Для чего нам нужны
имена прилагательные? Мы можем представить предмет с помощью имен
прилагательных?
10.Как ниточка за иголочкой.
Поле «Потерянных слов», "Найди пару".
Например: солнечный день
Прозрачный, голоса, воздух, голубое, зелёная, небо, весенние, птичьи, цветы,
трава.
Проверяем: прозрачный воздух, птичьи голоса, голубое небо, зелёная трава,
весенние цветы.
Вывод: как вы определили пару?
ВЫВОД :
12.«Залив Склонения». Согласуйте имена существительные с именами
прилагательными в нужном падеже.
К (спокойное) морю, за (стройный) тополем, после (жаркое) лета, у (высокое)
дерева, над (цветочная) поляной.
Проверяем: к спокойному морю, за стройным тополем, после жаркого лета, у
высокого дерева, над цветочной поляной.
ВЫВОД
13.Итоги урока. А вот и конечный пункт нашего путешествия –
«Бухта
Достижений».
Можно сделать причал и подвести итог наших приключений.
В путь! Домой!
Садитесь поудобнее,
Ведь к концу подходит наш урок
Чтоб закончить наше путешествие-
Надо подвести итог.
- Какая же часть речи называется именем прилагательным?
– Как изменяется имя прилагательное?
Для чего нужно использовать в речи прилагательные? (чтобы сделать нашу речь
4
красивой, выразительной)
Рефлексия:
Мы повторили и закрепили основные понятия темы «Имя прилагательное».
Вы молодцы, смогли не только поучаствовать в путешествии, но и показать
хорошие знания.
14.Д/З: стр. 139 Упр.179
Комментирование и выставление оценок
Мы с вами прошли огромный путь.
Хороших результатов достигли…..(имена учеников).
5