Напоминание

Работа со словом на уроках русского языка как средство развитие речи обучающихся с умственной отсталостью.


Автор: Васильева Анастасия Николаевна
Должность: учитель русского языка и чтения
Учебное заведение: ГОКУ СКШ №27
Населённый пункт: г. Братск Иркутская область
Наименование материала: статья
Тема: Работа со словом на уроках русского языка как средство развитие речи обучающихся с умственной отсталостью.
Раздел: среднее образование





Назад




Работа со словом на уроках русского языка как средство развитие речи

обучающихся с умственной отсталостью.

Обогащение словарного запаса детей – одна из актуальных задач в

современном обучении родному языку. Исследование знаний, умений и

навыков обучающихся показывает, что словарный запас детей

ограниченный, что приводит к нарушению таких требований к речи, как

богатство и точность.

Русский язык рассматривается как ведущий учебный предмет, направленный

на социальную адаптацию и реабилитацию умственно отсталых

обучающихся.

Кирпичиком, ведущим к образованию ассоциаций или связей, Лев

Семенович Выгодский (психолог) считал слово, а также работу над словом.

Обучение не приведет к желаемому успеху, если за единицами ребенок не

увидит элементов, если родной язык не представляется перед ним в своем

единстве и во всей полноте.

Выделяя слово как живую клеточку, содержащую в простом виде основные

свойства, присущие речевому мышлению, психолог идет к четкому

отграничению двух основных функций слова. Одна из них является

указанием на предмет, действие или качество, которую он назвал предметной

соотнесенностью слова. (Окно – это окно, стол – это стол). Вторая, не менее

важная функция – функция значения.

Работа над словом в учебном процессе является работой, направленной на

развитие речи и развитие мышления. Л. Н. Толстой говорил: «Почти всегда

непонятно не само слово, а то понятие, которое выражается словом. Слово

почти всегда готово, когда готово понятие. Поэтому есть все основания

рассматривать значение слова не только как единство обобщения и общения,

коммуникации и мышления». Когда мы на уроках русского языка изучаем

словарное слово в первую очередь мы даем объяснение и значение этого

слова.

В своей работе я хочу представить задания по работе со словом с

использование дифференцированной технологией.

Основная задача дифференцированного обучения – это вовлечь в работу

каждого ученика, каждого ученика в группе, помочь «слабому», развивать

способности «более сильному», научить ребенка учиться, активизировать его

деятельность на уроке, развивать интерес к учебе, предмету, родному

языку, а следовательно, повысить грамотность, преодолеть трудности в

изучении предмета.

Реализация дифференцированного и индивидуального подходов в процессе

обучения помогает оптимизировать процесс обучения в разнородных

группах и добиться как можно более высокого раскрытия потенциала

каждого ученика или отдельно взятой группы.

Цель состоит в том, чтобы все обучающиеся овладели базовым уровнем

знаний и умений и имели возможности для своего дальнейшего развития.

Работа по данной методике дает возможность развивать индивидуальные

способности учащихся.

В соответствии с целью были поставлены следующие задачи:

1) разработать эффективную систему работы со словом на уроках русского

языка в общеобразовательной организации, реализующей АООП для

обучающихся с умственной отсталостью;

2) сделать соответствующие выводы.

Повышение орфографической грамотности и развитие речи обучающихся

остается одной из важнейших проблем методики преподавания русского

языка в коррекционной школе.

Словарная работа - одно из ведущих направлений в развитии речи

учащихся с умственной отсталостью. Программа по русскому языку

определяет задачи работы над словом следующим образом:

Обогащение словаря, т.е. усвоение тех новых слов, которые школьники не

знали, новых значений слов.

Уточнение словаря, т.е. углубления понимания уже известных слов.

Активизация словаря, т.е. включение как можно более широкого крута слов в

речь

каждого

учащегося,

введение

слов

в

предложения,

усвоение

сочетаемости с другими словами, уместность их употребления в том или

ином тексте.

Анализ приёмов словарной работы в работе с умственно отсталыми детьми

привел к выводу, что всё её многообразие в большинстве случаев сводится к

отработке правописания конкретной языковой единицы, делая акцент на

орфографию, пренебрегая лексической стороной. А ведь одной из причин

частности ошибок в словах с нерегулируемыми написаниями является

непонимание их лексического значения. В связи с этим зачастую учащиеся

механически

заучивают

орфограммы

в

таких

словах,

не

соотнося

графический образ слова с его смыслом. Отсюда и обилие речевых и

грамматических ошибок. Работа над правописанием учащихся приобретает

смысл лишь в общем контексте развития речи. Актуальность данной

проблемы обусловлена и тем, что на уроках мы часто встречаемся с

ответами, бедными в лексическом отношении. А бедная лексика, как

известно, сочетается бедным синтаксисом. При проверке правописания

безударных гласных школьники часто не находят необходимых проверочных

слов, потому что их нет в активном словарном запасе учащихся.

Грамматические упражнения на уроке даются обучающимся

дифференцированно, исходя из того, к какой группе они относятся. Хочу

привести пример на 7 классе.

Пример упражнения .

Упражнение «Словотолки» помогает быстро и твёрдо заучивать термины ,

словарные слова, развивает навыки общения, способы получения

информации, расширяет словарный запас.

Оборудование: цветная бумага, карточки двух цветов, карточки-обманки,

Проведение: учитель раздаёт всем ученикам карточки двух цветов. На

карточках одного цвета написаны словарные слова, которые были изучены,

на карточках другого цвета – значения этих слов. Учитель обязательно

готовит и карточки-обманки! По сигналу учителя обучающиеся ищут пару

для своего слова или для своего значения слова. Как только нашли, садитесь

на место и держите свою карточку при себе. Через определенное время

начинается оглашение результатов. По очереди ученики читают слово и

показывают свою пару, которая тоже читает свою карточку. Ученики

корректируют неправильные ответы. В конце ученики аплодируют друг

другу за правильно выполненную работу.

Для I группы : спектакль , антракт, патриот и т.д.

Для II группы: население, милиция , хирург.

Для III группы: мороженое.

Значение этих слов:

1. Краткий перерыв между действиями спектакля или отделениями концерта

2. театральное представление

3. соотношение, которое показывает, во сколько раз каждая линия,

нанесённая на карту или чертёж, меньше или больше её действительных

размеров. Есть три вида масштаба: численный, именованный, линейный.

4 человек, тот, кто любит своё отечество, предан своему народу, готов на

жертвы и подвиги во имя интересов своей родины.

5. Жители какого-н. места (страны, города и т. п.

6. Выборный или назначенный представитель, уполномоченный

государством, коллективом.

7. Замороженное сладкое кушанье из сливок, сока ягод

8. Маленькое беспозвоночное членистоногое животное (мухи, пчёлы,

муравьи, клопы и др.).

Активизируют мышление, и эта активность остается надолго, вынуждает в

силу учебной ситуации самостоятельно принимать творческие по

содержанию, эмоционально окрашенные и мотивационно оправданные

решения. Развивают партнерские отношения. Повышают результативность

обучения не за счет увеличения объема передаваемой информации, а за счет

глубины и скорости ее переработки. Обеспечивают стабильно высокие

результаты обучения и воспитания при минимальных усилиях обучающихся

АМО отличаются нетрадиционной технологией образовательного процесса.

Примеры упражнений для I :

1.

Исправь ошибки.

2.

Спишите, вставляя пропущенные буквы. Рядом запишите проверочные

слова.

Грус...ный, радос...ный, несчас...ный,

И прелес...ный, и ненас...ный,

Злос...ный, пос...ный, час...ный, мес...ный,

Неизвес...ный, ус...ный, чес...ный.

3.

Что означают эти фразеологизмы? Соедини фразеологизмы с их

значениями линиями. Эта работа не только укрепляет орфографический

навык, но и обогащает словарный запас ребёнка, воспитывает

внимательное отношение к слову и языковое чутьё.

От корки до корки

Знать назубок

Вилами на воде

Зарубить на носу

красивая буква

все сомнительно, неясно

запомнить крепко-накрепко

превосходно выучить

Красная строка

Лезть на рожон

На лбу написано

Втирать очки

Перемывать косточки

Спустя рукава

надувать, обманывать

от начала до конца

делать что-нибудь лениво, нехотя, медленно

действие, обреченное на провал

ясно по выражению лица

сплетничать, злословить, судачить.

Примеры упражнений для III группы:

1.

Вставь буквы

м…чта п…суда мес…ц

р…сунок к…рандаш м…роз

ст…лица кв…ртира д…рога

п…нал к…ньки д…журный

2.

3.

Разделите слова на слоги.

Камыши, снежинка, жизнь, кувшин, шишки, машина, тишина.

Пример упражнений:

1. Нужно найти существительное второго склонения.

Для II группы: Найди лишнее существительное: ночь, дочь, мышь,

кирпич.

1. Использование знаний по математике.

1

6

7

8

9

2

Л

В

К

Ж

3

Б

Е

Д

Ь

4

М

Ф

П

О

5

И

Т

Р

У

Шифр к квадрату: 16 (1-я буква), 21 (2-я буква), 28 (3-я буква), 30 (4-я буква),

40 (5-я буква).

Надо определить, какое математическое действие следует осуществить с

цифрами квадрата для выявления букв, и правильно произвести необходимые

вычисления, тогда будет разгадано слово из словарика (умножение). Искомое

слово – КЕФИР.

Вывод :

Таким образом,

работа со словом

на уроках русского языка в

общеобразовательной организации, реализующей АООП для обучающихся с

умственной отсталостью будет эффективной, если соблюдать следующие

условия:

- систематическое использования технологии дифференцированного

обучения в учебном процессе коррекционной школы

- применять на уроках русского языка такие виды работ, которые

корригируют процессы памяти, мышления, внимания, речи;

- использовать дидактические игры на любом этапе урока;

- использовать наглядно-демонстрационный материала при обучении

(картинные диктанты, иллюстрации для составления словосочетаний и

предложений);

- использовать разнообразные виды упражнений по работе над

словарными словами с учетом типологической группы и реального уровня

достижений учащихся.

Подводя итог работы, могу утверждать, что при условии систематического

использования технологии дифференцированного обучения в учебном

процессе коррекционной школы в сочетании с традиционными методами

обучения

и

педагогическими

инновациями

значительно

повышается

эффективность обучения обучающихся с умственной отсталостью.

Эта работа не является исчерпывающим, будем продолжать работу в данном

направлении.



В раздел образования