Напоминание

Организация сенсомоторного уголка для дошкольников с ОВЗ ЗПР


Автор: Силаева Наталья Александровна
Должность: учитель-дефектолог
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад компенсирующего вида №63"
Населённый пункт: г. Нижнекамск Республики Татарстан
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Организация сенсомоторного уголка для дошкольников с ОВЗ ЗПР
Раздел: дошкольное образование





Назад




Организация сенсомоторного уголка для дошкольников

С ОВЗ (ЗПР)

Учитель-дефектолог МБДОУ «Детский сад

компенсирующего вида №63»

высшей квалификационной категории

Силаева Наталья Александровна

Сенсорное развитие ребенка - это развитие его восприятия и

формирования представлений о внешних свойствах предметов (их

форме, цвете, величине, запахе, вкусе).

Значение сенсорного воспитания детей состоит в том, что оно:

По результатам исследовательских данных ведущих психологов и педагогов, можно

сделать вывод, что на четвёртом году жизни ребёнок с ЗПР должен уметь:

- различать цвета, простые формы – круг, квадрат, прямоугольник, треугольник;

- группировать предметы одного цвета, формы, размера;

- сравнивать по цвету, форме, размеру.

К пяти годам ребёнок должен:

- называть геометрические фигуры – круг, квадрат, треугольник и прямоугольник;

- называть основные цвета.

На шестом году ребёнок с ЗПР (при условии обучения) должен:

- называть геометрические фигуры - овал, ромб;

- узнавать и называть дополнительные цвета.

-

употреблять такие частные параметры величины, как «высокий - низкий»,

«толстый - тонкий» и «длинный - короткий».

Отбор материала должен соответствует требованиям СанПина.

Сенсомоторный уголок представляет собой комплекс предметов и игр

традиционного и инновационного характера, использование бросового

материала.

Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию

- башенки (пирамидки) – окрашенные в цвета спектра;

Дидактическ

ие игры на

развитие

ручной

моторики

Развитие

хватания

Подражание

движениям

рук

Развитие

движений

кистей рук

Развитие

движений

пальцев

Развитие

соотносящих

действий

Развитие

зрительного

восприятия

Восприятие

формы

Восприятие

величины

Восприя

тие цвета

ориентировка

в

пространстве

Развитие

тактильно

двигательного

восприятия

Восприятие

пространст

ва

Формирование

целостного

образа

предмета

- пирамидки из 6 – 10 колец, окрашенных в цвета спектра;

- геометрические пирамидки большие и маленькие;

- проволочные дорожки

- мисочки – вкладыши ( из 10 штук ) ;

- матрёшки 5- местные; бочонки, «яйцо»

- башенки

- наборы мелких деревянных и пластмассовых игрушек,

основных цветов спектра и их оттенков;

- мячи разных размеров;

- предметные вкладки разной величины и сложности;

- шнуровка

- материал для конструирования из различного материала: деревянный

строительный, пластмассовый для создания башни, дома.

- конструирование из отдельных деталей – вкладок

Игры Стребелевой Е.А.:

1) «Цвета»;

2) «Формы»;

3) Разрезные картинки;

4) «Определи какой предмет».

Набор материала М.Монтессори

- деревянные втулки, бочонки, вкладки

«Сухой бассейн» с набором пробок разного цвета, игрушек для определения

на ощупь, мягких игрушек.

Настенное панно из ковролина с набором деталей на липучках для

создания картины по образцу или самостоятельно.

Набор сказочных персонажей на липучках для рассказывания сказки.

В нашем опыте сенсорного воспитания детей используются следующие

известные виды дидактических игр:

1. Игры-поручения, основанные на интересе детей к действиям с игрушками

и предметами: подбирать, складывать и раскладывать, вставлять, нанизывать

и т.д. Игровое действие здесь элементарно, по своему характеру оно часто

совпадает с практическими действиями с предметами: «Собери пирамиду»,

«Построй матрешек».

2.

Игры с прятаньем и поиском, основанные на интересе детей к

неожиданному

появлению

и

исчезновению

предметов,

их

поиску

и

нахождению: «Куда убежал зайчик?», «Найди мячик».

3.

Игры

с

загадыванием

и

отгадыванием,

привлекающие

детей

неизвестностью: «Узнай», «Отгадай», «Что здесь?», «Что изменилось?».

4.

Сюжетно-ролевые дидактические игры, игровое действие которых

заключается в изображении различных жизненных ситуаций, в выполнении

ролей взрослых: продавца, покупателя, почтальона – или животных: волка,

гусей и т.д.

5. Игры-соревнования, основанные на стремлении быстрее достичь игрового

результата, выиграть: «Кто первый», «Кто быстрее», «Кто больше» и т.д.

6. Игры в фанты или игры в запретный «штрафной» предмет или картинку,

связанные с интересными игровыми моментами – избавиться от ненужного,

удержаться, не потребовать себе штрафной предмет, не сказать запретное

слово: «Найди и промолчи», «Да – нет!», «Что лишнее?».



В раздел образования