Автор: Шадрина Елена Юрьевна
Должность: заведующий мбдоу №55
Учебное заведение: МБДОУ - детский сад комбинированного вида № 55
Населённый пункт: город Екатеринбург,Свердловская область,
Наименование материала: СТАТЬЯ
Тема: "Инновационная деятельность в ДОО"
Раздел: дошкольное образование
Статья на тему
«Инновационная деятельность в ДОО»
Автор: заведующий МБДОУ №55
Шадрина Е. Ю.
Условия современности таковы, что традиционное обучение в ДОУ не
может
полностью
соответствовать
настоящим
требованиям
ФГОС.
Использование инноваций в работе с детьми открывает воспитателю новые
возможности преподнесения материала.
Инновация
(англ.
Innovation)
–
новшество,
нововведение.
Использование инноваций в дошкольном учреждение предполагает введение
в образовательный процесс обновлённых, улучшенных и уникальных идей,
полученных
творческими
усилиями
педагогов.
Целью
внедрения
инновационной
деятельности
в
детский
сад
является
повышение
эффективности
процесса
обучения
и
получение
более
качественных
результатов.
Внедрение инноваций в работу дошкольного учреждения является
важным
условием реформирования
и
совершенствования
системы
дошкольного образования.
Под педагогическими инновациями следует понимать – нововведения в
педагогическую деятельность, изменения в содержании и технологии
обучения и воспитания, имеющие целью повышение их эффективности.
Таким образом, инновационный процесс заключается в формировании и
развитии
содержания
и
организации
нового.
Современные
педагогические технологии, такие как обучение в сотрудничестве, проектная
методика,
интерактивное
взаимодействие,
использование
новых
информационных
технологий
помогают
реализовать
личностно-
ориентированный подход к детям,
обеспечивая индивидуализацию и
дифференциацию педагогического процесса с учетом их способностей и
уровня развития.
Развитие творческого мышления – одно из главных требований к новой
системе дошкольного образования.
«Кто не применяет новых средств, должен ждать новых бед».
Франсис Бэкон, англ.философ
Важным отличием инновационной деятельности от традиционной
является то, что педагоги ДОУ выполняют роль не наставника, а соучастника
процесса и придерживаются положения «не рядом, не над, а вместе». Тем
самым ребёнок чувствует больше свободы, что побуждает к большей
творческой активности. А также знание даётся воспитанникам не в готовом
виде, как это было раньше, а добываются самими детьми в ходе своей
исследовательской деятельности.
Основные виды инновационных технологий, применяемых в ДОУ:
информационно-коммуникационные технологии;
здоровьесберегающие технологии;
технологии проектной и исследовательской деятельности;
игровые технологии.
В своей работе с детьми педагоги ДОУ стараются использовать
разнообразные инновационные технологии, направленные на реализацию
Федерального
государственного
стандарта
дошкольного
образования.
Использование
информационно-коммуникационных
технологий является одним из приоритетов образования. Внедрение ИКТ в
воспитательно-образовательный процесс детского сада повышает качество
дошкольного образования.
Главной
целью
внедрения
информационных
технологий
является
создание
единого
информационного
пространства
образовательного
учреждения, системы, в которой задействованы и на информационном
уровне связаны все участники учебно-воспитательного процесса: педагоги,
воспитанники и их родители.
Использование и применение ИКТ на занятиях в детском саду привлекает
внимание дошкольников, помогает решать образовательные задачи педагогу.
Новые информационные технологии позволяют строить процесс обучения на
основе
зрительного
(презентация,
анимация),
слухового
(звуковые
и
видеоматериалы)
и
обязательного
(интерактивная
доска,
клавиатура)
восприятия.
Использование
педагогами
мультимедийных
презентаций
позволяют сделать занятия эмоционально окрашенными, интересными,
являются
прекрасным
наглядным
пособием
и
демонстрационным
материалом,
что
способствует
хорошей
результативности
занятия.
Презентация – удобный и эффективный способ предоставить ребенку
информацию об окружающем его мире.
Одной из важных задач дошкольного образования является задача
сохранения и укрепления здоровье детей, приобщение их к здоровому образу
жизни. В этом им помогают здоровьесберегающие технологии. Для этого в
каждой группе нашего ДОУ
созданы центры «Здоровья». В нем есть
атрибуты для спортивных игр: мячи, скакалки, флажки, мешочки для
метания, кольцеброс, а также нетрадиционное спортивное оборудование
изготовленное с помощью родителей: дорожки для хождения босиком;
оборудование для профилактики нарушений осанки и плоскостопия. Чтобы
дети с удовольствием выполняли утреннюю гимнастику, музыкальные
руководители
проводят
её
под
музыку,
в
игровой
и
тематической
форме. Эффективность
утренней
гимнастики
повышается
за
счет
использования элементов йоги, логоритмики, самомассажа, упражнений на
дыхание. Ребята с удовольствием выполняют упражнения в танцевальной
форме в рамках программы «Утренняя гимнастика с Глафирой».
Для
профилактики
усталости
в
режимные
моменты
педагоги
включают
упражнения для глаз, дыхательные упражнения, пальчиковые игры. На
прогулках
инструктор по физической культуре проводит не только
подвижные
игры с бегом,
лазаньем,
метанием
и бросанием,
но
и
соревнования по командным видам спорта, что приводит к расширению
общих знаний детей, формированию детского дружного коллектива.
Технология исследовательской деятельности в детском саду помогает
сформировать
у
дошкольников
основные
ключевые
компетенции,
способность
к
исследовательскому
типу
мышления.
С
помощью
исследовательской деятельности можно поддержать и развить в ребенке
интерес к исследованиям, приобретению опыта успешной собственной
исследовательской деятельности, развитию восприятия, мышления, а главное
– речи.
Дети любят экспериментировать всегда, везде и со всем, используя для
этого любой материал, любое время года. Наши воспитанники не являются
исключением.
С
целью
развития
первичных
естественнонаучных
представлений,
наблюдательности, любознательности, формирования умения обследовать
предметы
педагогами
ДОУ
в
группах
были
созданы
центры
экспериментирования. В них появились: природный материал: камни,
ракушки, спил и листья деревьев, семена; технические материалы: скрепки,
болты, детали конструктора; разные виды бумаги: обычная, картон,
копировальная; приборы-помощники: увеличительное стекло, песочные
часы, микроскопы, лупы. Проводятся эксперименты: с водой, песком, снегом.
В результате использования педагогами в своей работе исследовательской
деятельности у детей возросла познавательная активность, интерес к миру.
Они стали увереннее в себе, стали стремиться получить результат при
достижении поставленной цели. Речь детей обогатилась не только новыми
словами – терминами, но и стала более грамотной, так как в процессе
решения проблем детям стало важно что бы их понимали.
Технологии проектной деятельности в детском саду предполагают ведение
совместных групповых проектов. В процессе их реализации у дошкольников
активно развиваются познавательные и исследовательские способности. Это
помогает развитию самостоятельной творческой личности, способной решать
сложные задачи. Практика современной работы дошкольного учреждения
выделяет множество видов проектной деятельности.
Исследовательская – дети проводят эксперименты.
Игровая – предполагает вхождение в роль какого персонажа.
Информационная
–
сбор
детьми
информации
по
определённой
тематике;
Творческая – обычно не имеет чётко проработанной структуры,
предполагает совместные, коллективные работы.
Для каждого дошкольного возраста в ходе проекта педагогами ДОУ
совместно с воспитанниками решаются разные задачи в зависимости от
умений и интересов детей.
Игровая технология
предполагает содержание обучающих элементов в
игре, таким образом повышая уровень мотивации ребёнка. Значение игровой
технологии не в том, что она является развлечением и отдыхом, а что с её
помощью осуществляется обучение, развитие творчества, приобретение
воспитанниками навыками социализации. В совместной деятельности с
дошкольниками рекомендуется систематически применять игровые приёмы
работы.
Виды
игр,
используются
в
инновационной
деятельности,
очень
разнообразны. Они могут различаться:
По виду деятельности: двигательные; интеллектуальные; психологические.
По
характеру
педагогического
процесса:
обучающие;
тренировочные;
контролирующие;
познавательные;
воспитательные;
развивающие;
диагностические. По характеру игровой методики: игры с правилами. По
содержанию: музыкальные; математические; социализирующие; логические.
По игровому оборудованию: настольные; компьютерные; театрализованные;
сюжетно-ролевые; режиссёрские и т.д..
Важным
условием успешного
функционирования
игровой технологии
является постоянное общение педагога с воспитанниками. Это помогает
повысить познавательный интерес и активность детей.
Инновационная деятельность является находкой для современных педагогов
ДОУ. Каждый педагог и ребёнок выступает в роли творца. Новые приёмы и
методы воспитания, современные технологии обеспечивают саморазвитие
личности ребёнка, а также профессиональную самореализацию педагогов.