Авторы: Куницына Марина Геннадьевна, Корнеева Татьяна Викторовна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МБУДО
Населённый пункт: г Бийск Алтайский край
Наименование материала: общеразвивающая программа
Тема: "Техника вокала"
Раздел: дополнительное образование
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
(ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ) КРАТКОСРОЧНАЯ ПРОГРАММА
Художественной направленности «Техника вокала»
творческого объединения «На волне»
(срок реализации программы – 1 год, возраст детей – 7-17 лет)
Составитель:
Куницына Марина Геннадьевна
Корнеева Татьяна Викторовна,
педагог дополнительного образования
Бийск 2020
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Музыкальное
искусство
является
неотъемлемой
частью
нашей
жизни.
Разнообразие направлений, жанров, стилей говорит о его огромном влиянии на
человека и о том, что каждый человек способен найти «свою» музыку. В
настоящее время многие дети и подростки с большим интересом следят за
различными
музыкальными
проектами,
программами.
Наблюдая
за
деятельностью того или иного молодого исполнителя, они, сами того не замечая,
становятся пассивными участниками этого процесса. А у некоторых из них
появляется активное желание попробовать свои силы.
Направленность программы. Дополнительная общеобразовательная
общеразвивающая программа «Техника вокала» относится к художественной
направленности,
уровень-
базовый,
является
одной
из
программ
по
реализации
задач
всестороннего
гармоничного
развития
личности
обучающихся.Форма обучения-очная.
Актуальность программы заключается в том, что в настоящее время
очень востребованы виды детского и юношеского творчества, в котором
пение занимает свое достойное место. Занятия по вокальному мастерству
опираются
на принцип признания самоценности вокального искусства,
который позволяет
обучающимся через интонационно-образную природу
музыки познавать мир и самого себя в этом мире. Среди самых интересных и
загадочных явлений природы вокальное пение традиционно занимает одно из
ведущих мест в музыкальном искусстве. Интерес к нему в настоящее время
обусловлен общественными потребностями в неординарной творческой
личности. Пение благотворно
влияет на детский организм, помогает
развитию речи, углублению дыхания,
укреплению
голосового
аппарата.
Правильное
пение
–
это,
в
первую
очередь, правильное дыхание.
Правильное
дыхание
является
неотъемлемой
частью
многих
оздоровительных систем. Вокальное искусство помогает в лечении многих
хронических заболеваний и депрессий. Медики практикуют вокальное пение
как помощь в улучшении состояния детей с заболеваниями позвоночника и
суставов.
Пение
воздействует
на
детей
и
выражается
в
создании
определенных
эмоциональных переживаний, оказывающих влияние на:
психику ребёнка; на интенсивность обменных процессов, дыхательной и
сердечно-сосудистой системы; на повышение тонуса головного мозга и
кровообращения. Занятия вокалом оказывают влияние на целенаправленную
деятельность
ребёнка,
способствуя
такой
ритмической
перестройке
организма, при которой физиологические
процессы
протекают
более
эффективно. Положительное эмоциональное возбуждение при разучивании
приятных вокальных произведений усиливает внимание, активизирует ЦНС,
стимулирует
мыслительную
деятельность,
ослабляет
нагрузку
на
работающие звенья, увеличивает работоспособность человека. Все
это
нелекарственная реабилитация функционального состояния ребёнка.
Отличительными
особенностями
в
основу
образовательной
программы положен метод щадящего обучения учащихся пению. В
программе учитываются индивидуальные особенности и физиологические
возможности
голоса
ребенка,
его
возрастные
и
индивидуальные
характеристики. Особое внимание уделяется развитию специфических
качеств детского голоса: мягкости, полетности звучания, серебристости
окраски звука.
Новизна программы состоит в сочетании изучения классического
вокала с современными направлениями. В основе программы лежит
изучение техник современного вокала: джаз, рок, техники работы с
импровизацей.
Адресат программы – обучающиеся 7 – 17 лет, посещающие
общеобразовательную школу, желающие получить дополнительные услуги
в сфере художественного образования и воспитания.
Наполняемость групп – 8-12 обучающихся в одной разновозрастной группе.
Программа составлена на основании следующих нормативно – правовых
актов:
Федеральный Закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации»;
Постановление Главного государственного санитарного врача Российской
Федерации от 4 июля 2014 г. № 41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14
«Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и
организации режима работы образовательных организаций дополнительного
образования детей»;
Приказ Министерства образования и науки от 09. 11. 2018 г. № 196 «Об
утверждении
Порядка
организации
и
осуществления
образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
Концепция
развития
дополнительного
образования
детей,
утверждённой
Распоряжением Правительства РФ от 4 сентября 2014 г. № 1726-р;
Концепция развития дополнительного образования детей в Алтайском крае на
период до 2020 года и планом ее реализации (утверждены распоряжением
Администрации края от 22.09.2015 № 267-р);
Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 № 09-3242 «Методические
рекомендации
по
проектированию
дополнительных
общеразвивающих
программ (включая разноуровневые программы)»;
Приказ ГУ от 19.03.2015 № 535 «Об утверждении методических рекомендаций
по разработке дополнительных общеобразовательных (общеразвивающих)
программ;
Устав МБУДО «Дом детского творчества» (утвержден приказом МКУ
«Управление
образования
Администрации
города
Бийска»
№1173
от
05.11.2015);
Положение
о
дополнительной
общеобразовательной
(общеразвивающей)
программе (утверждено педагогическим советом Протокол №1 от 31.08.2016,
приказом № 98/4 от 01.09.2016).
Объём и срок освоения программы.
Программа рассчитана на 9 месяцев, 36 недель, 144 часа
Формы обучения – очная, образовательная и досуговая деятельность.
Особенности организации образовательного процесса:
Программа реализуется через групповую и индивидуальную работу. Индивиду-
альная и групповая формы занятий позволяют педагогу построить процесс обу-
чения в соответствии с принципом дифференциации.
первый год обучения– 9 месяцев (144 часа)
Режим занятий, периодичность и продолжительность занятий: Занятия
проходят 2 раза в неделю по 2 часа
Продолжительность одного занятия – 40 минут.
Целью образовательной программы - развитие творческих способностей и
индивидуальности обучающегося, формирование у детей вокальных и испол-
нительских умений и навыков, устойчивого интереса к самостоятельной дея-
тельности в области музыкального искусства.
Задачи программы:
-формирование художественного восприятия музыки;
-развитие певческих навыков (устойчивое певческое дыхание на опоре, ров-
ность звучания на протяжении всего диапазона голоса, высокая позиция,
точное интонирование, использование резонаторов, певучесть, четкая и ясная
дикция, правильное артикулирование);
-формирование чувства метра и темпа;
-развитие тембра голоса как одного из главных средств вокальной
выразительности;
-развитие исполнительских навыков (работа с текстом, с фонограммой и мик-
рофоном, контакт со зрителями)
-приобретение знаний в области элементарной музыкальной грамоты;
-формирование понятий о музыкальных стилях и жанрах;
-воспитание у детей трудолюбия, усидчивости, терпения, дисциплины;
-воспитание стремления к практическому использованию знаний и
умений, приобретенных на занятиях, в досуговой деятельности.
Психофизиологические особенности детского и юношеского возраста:
Программа
«Техника
вокала»
разработана
с
учетом
физических,
психологических и возрастных особенностей детей и построена по принципу «от
простого к сложному». Учебно-воспитательный процесс ориентирован на личность
ребенка, его индивидуальные склонности, способности и особенности, что позволяет
выстроить в коллективе особую атмосферу сотрудничества, взаимодействия и
заинтересованности в творческой активности каждого обучающегося
Связь педагога с родителями не прерывается никогда. Педагог ищет в родителях
опору, помощь в работе с ребенком. С родителями младших групп контакт шире и
теснее, чем в старших, потому что дети становятся более самостоятельными.
Как можно раньше надо выявлять одаренных детей и проводить с ними
индивидуальную работу.
Таким образом, возрастные особенности детей влияют на организацию учебной,
воспитательной, репетиционной работы в кружке. Правильный их учет ведет к
эффективности работы педагога и учеников.
Планируемые результаты:
Знать:
об эстрадном вокале;
чистоте интонации звучания;
певческом дыхании и его отличии от обычного дыхания;
голосовом аппарате;
чёткой дикции и артикуляции.
Уметь:
петь короткие фразы на одном дыхании в начале этапа и более длинные
к концу этапа обучения;
выполнять вокальные упражнения для развития певческого голоса;
беречь свой голос от перегрузок;
выучат к концу года от 3 до 8 произведений (диапазон РЕ1 - МИ2) и
примут участие в итоговом концерте.
Формы подведения итогов реализации дополнительной общеразвивающей
программы:
За период обучения в вокальном коллективе обучающиеся получают знания,
умения и навыки, качество которых определяется педагогической диагностикой.
В течение учебного года коллектив принимает участие в конкурсах, фестивалях.
Проводится
творческий
отчет
в
форме
концерта
для
родителей.
Педагог подводит итог всей учебно-воспитательной работы, делает анализ
достижений обучаемых.
Учебный план
Цель:
эмоциональное
развитие
обучающихся,
развитие
музыкальных
способностей, обучение основам вокального исполнительства.
Задачи:
- создать условия для обучения основам вокала;
- формировать комплексное представление об истории, традициях, основных
направлениях песни в искусстве;
- воспитывать чувство коллективизма, коммуникативные и поведенческие
навыки.
Таблица1
Название раздела
Кол-во
часов
Формы
аттестации/
контроля
теория
практик
а
всего
1.
Вводное занятие
1
1
2
Диагностика
первоначальных
ЗУН
2.
Пение как вид музыкальной
деятельности.
1
3
4
Практическая
работа,
тестирование,
творческий показ
3.
Правильная певческая установка.
2
6
8
Практическая
работа,
тестирование,
творческий показ
4.
Формирование правильного
певческого дыхания, певче- ских
гласных и согласных на середине
диапазона. Раз- витие резонаторов,
сглаживания и развития регистров.
2
30
32
Практическая
работа,
тестирование,
творческий показ
5
Чистота интонирования. Четкая
дикция. Атака звука.
Сглаживание гласных,
расширение диапазона голоса.
Осмысленное и выразительное
пение вокализов и про- изведений.
2
16
18
Практическая
работа,
тестирование,
творческий показ
6.
Сглаживание гласных,
расширение диапазона голоса.
Осмысленное и выразительное
пение вокализов и про- изведений.
2
24
26
Практическая
работа,
тестирование,
творческий показ
7.
Работа над репертуаром. Работа с
микрофоном.
2
50
52
Практическая
работа,
тестирование,
творческий показ
8.
Итоговое занятие
2
2
Диагностика,концер
т
Итого
12
132
144
Содержание учебного плана
1.
Вводное занятие – 2 часа
Теория: Знакомство с правилами внутреннего распорядка коллектива,
техника безопасности.
Практика: Игры на формирование коллектива.
2.
Пение как вид музыкальной деятельности – 4 часа
Теория: Знакомство с понятиями сольного и ансамблевого пения,
правилами охраны детского голоса, различными музыкальными
терминами.
3.
Правильная певческая установка – 8 часов
Теория:
Знакомство с понятием певческая (вокальная) установка.
Практика: Вокальные упражнения на устранение мышечных зажимов,
звукооб- разование.
4.
Формирование правильного певческого дыхания, певческих
гласных и согласных на середине диапазона. Развитие
резонаторов, сглаживания и развития регистров – 32 час
Теория:
Знакомство с понятиями вокальное дыхание, пение на опоре.
Практика: Отработка техники вокального дыхания, вдоха и выдоха с
помощью различных упражнений, выявление индивидуального тембра
голоса.
5.
Чистота интонирования. Четкая дикция. Атака звука. –
18 часов
Теория: Термины – дикция, артикуляция, атака звука.
Практика: Вокальные упражнения на дикцию, артикуляцию, применение
твердой и мягкой атаки звука в произведениях, работой над унисоном.
6.
Сглаживание гласных, расширение диапазона голоса. Осмысленное
и вы- разительное пение вокализов и произведений. – 26 часов
Теория:
Знакомство с понятиями диапазон, вокализ, a cappella
Практика: Работа над расширением диапазона, мелодическим слухом, форми-
рованием звуков.
7.
Работа над репертуаром. Работа с микрофоном. – 52 часов
Теория: Знакомство с микрофоном, правилами пользования, анализ
произведения.
Практика: Работа над музыкальным материалом (фразировка, динамика,
характер).
8.
Итоговое занятие – 2 часа
Практика:
Отчетный концерт, демонстрация приобретенных навыков и
умений.
Методическое обеспечение программы.
Отдельное внимание уделяется работе с родителями: беседы, консультации,
комментарии по итогам занятий, рекомендации, дается информация по воз-
растным особенностям детей.
Таблица 2
№
п
/
п
Название
раздела
Дидактический
мате- риал
Техническ
ое
оснащени
е
Форма
подведени
я итогов
1
Вводное занятие
Мультимедийная
пре- зентация о
творчестве
коллектива
Ноутбук,
мульти-
медийный
проек- тор
собеседование
2
Пение как вид
му- зыкальной
деятель- ности
Раздаточный
материал с
названиями музы-
кальных терминов
опрос
3
Правильная
певче- ская
установка
Наглядное пособие
«Строение
голосового
аппарата», видео
ма- стер-класс
«Смыкание связок»
Музыкальный
ин- струмент
(синте- затор),
Ноутбук,
мультимедийны
й проектор
тестирование
4
Формирование
пра- вильного
певческого
дыхания,
певческих гласных
и согласных на
середине диапа-
Видео мастер-класс
«Дыхание и опора
зву- ка»
Ноутбук,
мульти-
медийный
проек- тор,
музыкальный
инструмент
(син- тезатор)
прослушивание
зона. Развитие
резо- наторов,
сглажива- ния и
развития реги-
стров
5
Чистота
интониро-
вания.
Четкая
дик- ция. Атака
звука.
Видео мастер-класс
«Артикуляция и
опора звука»
Ноутбук,
мульти-
медийный
проек- тор,
музыкальный
инструмент
(син- тезатор)
прослушивание
6
Сглаживание
глас- ных,
расширение
диапазона голоса.
Осмысленное и
вы-
Видео мастер-класс
«Расслабление
голосо- вого
аппарата»
Ноутбук,
мульти-
медийный
проек-
тор,
музыкальный
инструмент
(син-
прослушивание
разительное
пение вокализов
и произ-
ведений.
тезатор)
7
Работа над репер-
туаром. Работа с
микрофоном
Тексты песен,
аудио- записи,
фонограммы
Микрофон,
мик- шерный
пульт, ноутбук,
музы- кальный
центр
прослушивание
8
Итоговое
занятие.
Мультимедийная
пре- зентация
фонограммы
Мультимедийны
й проектор,
усили- тельная
установка,
микрофоны,
ноут- бук
Итоговый
концерт
Календарный учебный график
Таблица 3
Начало учебного года
1 сентября
Окончание учебного года
31 мая
Продолжительность
учебно-
го года
36 учебных недель
Условия реализации программы.
Для прохождения программы необходимо наличие освещённого, проветривае-
мого кабинета, оснащённого техническими средствами:
Парты;
Стулья;
Музыкальный центр;
Синтезатор, диски;
Инструмент фортепиано.
Компьютер с колонками.
Фонограммы в режиме «+» и «-»
Микрофоны, стойки для микрофонов.
Переносной микшерный пульт.
Проектор;
Методическая и нотная литература
Наглядный материал: видеозаписи, аудиозаписи.
Кадровое обеспечение программы:
Педагог дополнительного образования, имеющий среднее профессиональное
или высшее образование без предъявления к стажу педагогической работы,
выполняющий
качественно
и
в
полном
объеме
возложенные
на
него
должностные обязанности.
Формы аттестации и контроля.
Формы
подведения
итогов:
в
течение
всего
срока
обучения
предполагается постоянное участие коллектива в концертной деятельности
на мероприятиях
различного
уровня
(конкурсах,
фестивалях,
классных
часах, праздничных школьных концертах). Основной формой подведения
итогов реализации
дополнительной
общеразвивающей
образовательной
программы «Техника вокала» является итоговый концерт.
Оценочные
материалы.
Отслеживание
результативности
работы
осуществляется
через
педагогическое
наблюдение
за
динамикой
развития
обучающихся
и
мониторинг количественного участия в мероприятиях различного уровня.
Критерии оценки
При
оценивании
обучающегося,
осваивающегося
общеразвивающую
программу, следует учитывать:
-владение вокально-певческой установкой
-исполнение простейших мелодий
-исполнение простейших ритмических рисунков
-интонирование мелодий
-работа в ансамбле
Оценочные материалы
За период обучения в вокальном коллективе обучающиеся получают знания,
умения и навыки, качество которых определяется педагогической диагностикой.
В течение учебного года коллектив принимает участие в конкурсах, фестивалях.
Проводится
творческий
отчет
в
форме
концерта
для
родителей.
Педагог подводит итог всей учебно-воспитательной работы, делает анализ достижений
обучаемых.
Для
достижения
высокого
уровня
освоения
дополнительной
общеобразовательной
(общеразвивающей)
программы
всеми
обучающимися,
необходима четкая организация образовательно-воспитательного процесса, одной из
составляющих которого является диагностика уровня освоения дополнительной
(общеразвивающей) программы.
Актуальность
диагностики
заложена
в
необходимости
отслеживания
результатов на всех этапах обучения и воспитания и играет существенную роль в
обеспечении и повышении качества образования, в формировании и развитии
двигательных и творческих способностей детей.
Таким образом, целью диагностики является определение уровня усвоения
учебного материала, физического, творческого и личностного развития обучающихся,
ведение мониторинга образовательного процесса на основе полученных данных.
Текущий контроль включает в себя:
Начальная диагностика - диагностика начального уровня хореографических
способностей,
обучающихся
(сентябрь).
Предназначена
для
индивидуальной
диагностики детей, поступающих в коллектив «На волне».
Промежуточная диагностика - проводится в середине учебного года (декабрь)
для оценки достигнутого, проверки знаний и навыков. Формы проверки результатов
обучения детей - открытые занятия, выступления на концертах.
Итоговая диагностика - проводится ежегодно в конце учебного года (май).
Данная диагностика направлена на определение уровня освоения обучающимися
программы и отслеживание динамики индивидуального развития.
Результаты диагностик заносятся в таблицы. (Приложения № 1-)
Промежуточная аттестация:
Совокупность
результатов
итоговых
диагностик
по
годам
обучения
обучения.
Итоговый контроль – проводится по окончании программы.
Цель: определение уровня усвоения программного материала и творческих
способностей за период изучения программного материала. Результативностью
обучения также является сценическая практика (участия в конкурсах, фестивалях).
Формы занятий:
- аудиторные: учебное теоретическо – практическое занятие;
- итоговые:
- концертные выступления
- участие в музыкальных спектаклях;
- отчётный концерт;
- участие в конкурсах, фестивалях
Методы и приёмы организации учебно – воспитательного процесса:
Словесные: беседа, рассказ, объяснение, обсуждение, инструктаж.
Наглядные:
наблюдение,
демонстрация
(видеоматериалов,
прослушивания лучших образцов исполнения, личного
примера исполнения).
Практические:
воспроизводящие и творческие упражнения.
Работа объединения основана на следующих принципах:
Принцип развивающего образования – содержание программы составлено с
учётом интересов, способностей и реальных возможностей обучающихся.
Принцип позитивной социализации обучающихся – освоение обучающимися
средств и способов деятельности, культурных образцов поведения и
общения в процессе сотрудничества с взрослыми и сверстниками.
Принцип
психологической
комфортности-
создание
творческой,
психологически-комфортной
атмосферы
занятий,
основанной
на
доброжелательности, взаимопомощи и поддержке.
Принцип доступности – подбор содержания и методов образования в соот-
ветствии с возрастными особенностями обучающихся, учитывая их
индивидуальные интересы и способности.
Принцип индивидуализации – постоянное наблюдение за развитием обучаю-
щихся и максимальное проявление внимания к каждому обучающемуся,
выявление
и
реализация
его
индивидуальности
через
вокальное
исполнительство.
Алгоритм учебного занятия
Описание этапов занятия:
1. Организационный этап.
2. Актуализация опорных знаний.
3. Практическая работа:
а) закрепление учебного материала или изучение нового материала;
б) совершенствование танцевальной техники;
в) повторение ранее пройденного.
4. Итоги занятия. Задачи на перспективу. Рефлексия.
Список литерауры
1.
Виноградов К.П. Работа над Дикцией в хоре.- М., 1967.
2.
Витт Ф. Практические советы обучающимся пению. - Л.,1968.
3.
Вопросы вокальной педагогики вып.4 общая редакция В.Л.Чаплиной.- М.,1969.
4.
Вопросы вокальной педагогики. Вып. 3. Сост.Д. Евтушенко.- М., 1969.
5.
Вопросы вокальной педагогики. - М.,1967.
6.
Воспитание и развитие детского голоса. Материалы научно-практической конференции. - М.,
2006.
7.
Голубев П.В.Советы молодым педагогам-вокалистам.- М.,1963.
8.
Дмитриев Л. Основы вокальной методики.- М., 1963.
9.
Емельянов. В Развитие голоса. Фонопедический метод развития голоса. - М., 1998.
10. Ильин В.Очерки истории русской хоровой культуры. - М., 1985.
11. Лекций для специальности «Вокальное искусство» - Е., 2007.
12. Менабени А.Г.Методика обучения сольному пению. - М., 1987.
13.
Морозов В.П. Тайны вокальной речи.- Л.,1967.
14. Романовский Н..В. Хоровой словарь изд. 3-е, - Л. «Музыка» 1980.
15. Шамина Л. Школа русского народного пения.- М., 1997.
16. Шереметьев В.А. Пение и воспитание детей в хоре.- Ч.,1998.
17. Хор мальчиков и юношей: учебно-воспитательные и творческие вопросы Материалы научно-
практической конференции-М.,2007.
Приложение №1 к положению о периодичности, порядке текущего и итогового контроля успеваемости, промежуточной аттестации обучающихся
Текущий контроль
ФИО ПДО ______Куницина Марина Геннадьевна__________________________________________________________________________
Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа «Техника вокала_»
Д/О «На волне»
Год обучения 1
Группа № 1
Вид диагностики
Начальная диагностика
Итого
Промежуточная диагностика
Итого
Итоговая диагностика
(промежуточная аттестация)
Итого
Оцениваемый
параметр
Ф.И
обучающегося
Вокально печеская
установка
Исполнение
простейших мелодий
Исполнение простых
ритмических рисунков
Интонирование мелодии
Работа в ансамбле
Вокально печеская
Исполнение
простейших мелодий
Исполнение простых
ритмических рисунков
Интонирование мелодии
Работа в ансамбле
Настройка гитары
Исполнение
простейших мелодий
Исполнение простых
ритмических рисунков
Интонирование мелодии
Работа в ансамбле
Приложение №2 к положению о периодичности, порядке текущего и итогового контроля успеваемости, промежуточной аттестации обучающихся
Сводная таблица по промежуточной аттестации
ФИО ПДО __________________________________________________________________________________
Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа «_________________________________________________»
Д/О «_____________________________________»
Группа № _______________________
Год обучения
ФИ обучающегося
1 год
обучения
2 год
обучения
3 год
обучения
4 год
обучения
5 год
обучения
6 год
обучения
7 год
обучения
8 год
обучения
9 год
обучения
10 год
обучения
Итог
Приложение №3 к положению о периодичности, порядке текущего и итогового контроля успеваемости, промежуточной аттестации обучающихся
Протокол итогового контроля
ФИО ПДО _______________________________________________________________________________________________________________
Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа «_____________________________________________________»
Д/О «_____________________________________» Группа № _______________________
Дата проведения итогового контроля ____________ Форма проведения итогового контроля ________________
Оцениваемый
параметр
Ф.И
обучающегося
Параметр 1
Параметр 2
Параметр 3
Параметр 4
Параметр 5
Параметр 6
Уровень
освоения
программного
материала по
итогам
промежуточно
й аттестации
(итог
промежуточно
й аттестации)
Итог
(
выставляется в
протокол)
Всего обучающихся _________. Из них по результатам итогового контроля:
высокий уровень _________чел.
средний уровень _________чел.
низкий уровень _________чел.
Подпись педагога
Подписи членов комиссии
Диагностика результатов обучения по дополнительной образовательной программе «Техника
вокала»
Таблица «знаний и умений» заполняется на каждого обучающегося в сентябре, декабре и мае
каждого года обучения. Данная таблица позволяет педагогу выстроить индивидуальную маршрутную
карту для успешного усвоения учебной .
Начальная диагностика:
в начале первого учебного года обучающиеся заполняют анкеты,
дающие возможность определить уровень знаний и умений каждого обучающегося до обучения.
Результаты обучения в период промежуточной диагностики отслеживаются следующим образом:
Теоретическая подготовка обучающегося: проводиться собеседование по пройденным темам,
выполняются тесты, творческие задания, а так же с помощью наблюдения, дидактических игр.
Практическая подготовка обучающегося: выполнение практических упражнений, наблюдение.
Кроме того, промежуточным контролем является занятие по свободной теме, на котором
оценивается степень самостоятельности при работе над песней, а значит, и степень усвоения знаний.
Итоговый контроль осуществляется в виде участия в тематической программе.
Диагностика результатов усвоения образовательной программы
Год
обучения
Тема
Форма контроля
1-ый
Вводные занятия.
Прослушивание.
Интонирование
Практическая работа.
Вокально певческая установка
Практическая работа.
Работа над песнями
Практическая работа.
Итоговые занятия
Показательное выступление.
Диагностика личностного развития ребенка в процессе освоения дополнительной образовательной
программы
Показатели
Методы диагностики
Знания, умения, навыки
Теоретические знания
Наблюдение,
тесты,
дидактические игры
Владение терминологией
Наблюдение,
тесты,
дидактические игры
Чувство ритма
Наблюдение,
практические упражнения
Личностные качества
Слуховая память
Анкетирование
Интерес к занятиям в детском объединении
Тестирование
Творческая активность
Наблюдение
Поведенческие качества
Конфликтность (отношение ребенка к столкновению
Тестирование,
метод
интересов (спору) в процессе взаимодействия)
незаконченного предложения
Тип сотрудничества (отношение ребенка к общим делам
детского объединения)
Наблюдение
Личностные достижения обучающегося
Участие в мероприятиях отдела, учреждения
Динамика участия
Участие в городских мероприятиях, конкурсах
Наблюдение
за
результативностью участия
Участие в краевых мероприятиях, конкурсах
Наблюдение
за
результативностью участия
Участие в региональных конкурсах
Наблюдение
за
результативностью участия
Педагогическая диагностика
1.
Уровень сформированности и развития навыков пения. Интонация.
Задание: Пропеть заданную мелодию.
Высокий уровень: Точно передаёт мелодию знакомой песни без сопровождения, поёт выразительно.
Средний уровень:
Точно передаёт мелодию знакомой песни с музыкальным сопровождением, поёт
недостаточно выразительно.
Низкий уровень: Интонирование мелодии неточное, отрывистое звуковещание. Слабый вокальный слух.
2.
Дикция и артикуляция при пении.
Задание: Исполнить песню.
Высокий уровень:
Осмысленное исполнение произведения, ясное произношение согласных звуков в
различных сочетаниях. Чёткая работа артикуляционного аппарата.
Средний уровень: Не очень ясно произносятся согласные звуки, работа артикуляционного аппарата чёткая.
Низкий уровень: Не очень ясно произносятся согласные звуки, недостаточная работа артикуляционного
аппарата.
3.
Чувство ритма.
Задание: Повторить заданный ритмический рисунок.
Высокий уровень: Свободно и без ошибок повторяет заданный ритмический рисунок.
Средний уровень: Допускает незначительные ошибки в передаче ритма.
Низкий уровень: Заданный ритмический рисунок воспроизводит с большими неточностями.
4.
Знание музыкальных терминов.
Задание: Обучающийся читает название термина и даёт его определение или по определению называет
термин.
Высокий уровень: Обучающийся точно и быстро даёт определение терминов.
Средний уровень: Обучающийся даёт определение терминов правильно, но с небольшими затруднениями.
Низкий уровень: Обучающийся даёт определение терминов с помощью наводящих вопросов.
5.
Особенности жанра.
Задание: Прослушать несколько разножанровых произведений
Высокий уровень: Обучающийся самостоятельно и точно определяет произведение.
Средний уровень: Обучающийся с небольшими затруднениями узнаёт произведение.
Низкий уровень: Обучающийся узнаёт произведение с помощью педагога.
Ключевые слова
Ансамбль - согласованность исполнения при пении.
Артикуляция – одно из важных средств выразительности музыкального исполнения, работа органов речи.
Бас – самый низкий мужской голос.
Выразительность – непременное качество музыкального исполнения, благодаря которому слушатели
воспринимают идейно-художественное содержание произведения, его практику.
Генеральная репетиция – общая, главная, последняя, полная репетиция перед концертом.
Гигиена голоса – соблюдение певцом определённых правил певческого режима.
Голос певческий
– совокупность певческих звуков, издаваемых при помощи голосового аппарата,
способность петь.
Голосовой аппарат – орган функционирования голоса.
Дикция – ясность, четкость произношения текста.
Жанр – вид произведения какого-либо искусства, отличающегося особыми, только ему свойственными
сюжетными, стилевыми признаками.
Звукообразование – извлечение певческого и речевого звука.
Интонация – в широком смысле – воплощение художественного образа в музыкальных звуках. В узком
смысле – мелодические обороты, наименьшая часть мелодии, имеющая выразительные значения.
Интонирование – осознанное воспроизведение музыкального звука голосом или инструментом.
Концерт – публичное исполнение музыкальных произведений по определённой программе.
Мелодия – художественно осмысленное одноголосное последование звуков –
основное выразительное средство музыки.
Пение – вокальное искусство, исполнение музыки голосом.
Песня – наиболее простая и распространённая форма, вокально-музыкальное объединение поэтических
образов с музыкальными.
Репетиция – повторение, занятие, проводимое по подготовке программы концерта.
Солист – исполнитель соло.
Соло – итальянское от латинского слова – один, единственный.
Сопрано – самый высокий, женский, детский голос.
Тембр – окраска звука.
Унисон – одновременное звучание двух или нескольких голосов.
Фестиваль – празднично-музыкальная программа, состоящая из серии концертов.