Автор: Кузькина Юлия Николаевна
Должность: старший воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ № 114 "Детский сад общеразвивающего вида"
Населённый пункт: город Кемерово
Наименование материала: методическая разработка
Тема: конспект ООД "Тепло и свет родного очага"
Раздел: дошкольное образование
Конспект организованной образовательной деятельности
«Тепло и свет родного очага»
(для детей старшего дошкольного возраста)
Цель: формирование представлений о значении семьи в жизни ребёнка и о
семейных традициях
Задачи:
Повышать престиж семьи;
Развивать интерес к семейным традициям,
Способствовать развитию доброжелательности, внимания, взаимопомощи
Обогащать словарный запас детей новыми терминами, развивать творческие
способности;
Воспитывать доброжелательное отношение к членам семьи
1. Приветствие
Собрались все дети в круг.
Я - твой друг и ты мой друг.
Крепко за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся.
- А как вас ласково зовут дома, в семье ?
- А как ласково можно назвать папу, маму?
Самые счастливые люди живут в семьях, где все любят друг друга. Семьи бывают
и маленькие, и большие, но самое главное чтобы в семье почитали и уважали
старших, любили друг друга, хранили тепло родного очага
2. Сказка «У солнца» (Исаакян А.)
Было это давно. На людной улице, где жили одни богачи, сидел, прижавшись
спиной к стене большого дома, оборванный мальчик; то и дело он протягивал руку
за подаянием.
Была ранняя весна, близкие горы уже зеленели, и красное солнышко смотрело на
землю еще приветнее.
По улице взад и вперед сновали прохожие, и никто как будто бы не видел, не
замечал несчастного сироту.
Когда солнце начало мало-помалу закатываться за близкие зеленеющие горы,
внезапно подул сильный ветер, и маленький бездомный оборвыш стал мерзнуть.
- Ах, красное солнышко, доброе солнышко, только ты давало мне тепло, куда же
ты уходишь? Не оставляй меня одного - здесь так холодно… Нету у меня ни
матери, ни отца, куда и к кому я теперь пойду? Я к тебе хочу, возьми меня с собой,
милое солнышко…
Так говорил про себя этот мальчик, и горькие слезы катились по бледному его
лицу. А люди шли, каждый торопился к себе домой, и никто не видел и не слышал
его, никто и не хотел видеть и слышать его…
Солнце зашло за гребни гор и больше не показалось.
- Доброе солнышко, я знаю, ты ушло к своей маме… Я знаю, ваш дом вон за той
горой, и я приду к тебе… Сейчас, сейчас приду…
Дрожа от холода, порой держась за стены домов, долго ли, коротко ли шел мальчик
к солнцу, наконец, выбрался за город и стал взбираться на гору. Трудно было лезть
по крутому, каменистому склону, обессилевший мальчик больно ударялся то
ногой, то рукой о камни, но каким-то чудом он продолжал подниматься все выше и
выше.
Опустился на землю вечер, и зеленая гора вся заволоклась черной пеленой. И над
ее вершиной заблистали звезды, словно манящие, радующие глаз огоньки.
Дул, завывая в ущельях и между скал, пронизывающий ветер, иногда в воздухе
проносились чернокрылые летучие мыши.
Мальчик бесстрашно и упорно шел вверх, и вдруг он услышал лай собак, а
немного погодя - раздавшийся вблизи громкий голос:
- Кто ты? Куда ты идешь?
- Я путник, иду к солнцу, скажи, где его дом, близко или далеко?
Из темноты выступил с горящей лампой в руке какой-то человек и сказал:
- Ты очень устал, наверное, и голоден, пойдем ко мне. Отец и мать у тебя, видно,
люди дурные, если среди ночи ты здесь оказался.
- Нету у меня отца и матери, сирота я бездомный.
- Пойдем, сынок, пойдем ко мне, - повторил этот добрый человек и, взяв мальчика
за руку, повел его к себе домой.
В жалкой лачуге, куда они вскоре вошли, вокруг очага сидели трое детей и их мать.
В примыкавшем к жилищу скотном дворе теснились овцы. Хозяин дома был
пастухом.
- Дорогие мои дети, - сказал хозяин дома, - я привел к вам мальчика, который будет
вашим братом. Теперь у меня не трое сыновей, а четверо. Тот, кто кормит троих,
прокормит и четверых. Подойдите же и поцелуйте вашего нового братца.
Жена пастуха первая подошла к мальчику, обняла его и по-матерински
расцеловала. Подошли и дети - поочередно почмокали его в щеки, как брата.
Мальчик от радости плакал, поплачет, перестанет, и опять - в слезы.
Потом, возбужденные, растроганные, они сели за стол, потом мать постлала детям
постель и уложила их рядом с собой. Мальчик был очень утомлен, заснул, как
только закрыл глаза.
Во сне он блаженно улыбался, ему снилось, будто он уже у солнца и будто обнял
его и, счастливый-счастливый, сладко спит.
Вдруг от радостного волнения, переполнившего сердце, мальчик проснулся - и
видит: не солнце он обнял, а братьев своих и крепко-крепко держит мать за руку.
И мальчик понял, что дом, где ему так тепло и отрадно, как раз и есть дом солнца.
Беседа по сказке:
Какой должна быть семья, чтобы ее можно было сравнить с солнцем?
Расскажите о самом счастливом дне в жизни своей семьи.
Какие традиции есть в ваших семьях?
3. Тренинговое упражнение «Тепло родного дома»
Педагог предлагает детям взяться за руки и сделать «домик», пусть крышей
дома станут руки. В вашем доме всегда уютно и безопасно, тепло, в родном доме
вас всегда любят, ждут, вас здесь поймут и если надо помогут. А теперь по
очереди встаньте под крышу своего дома и почувствуйте его тепло и поддержку.
Что вы чувствовали, находясь под крышей своего дома? Наша семья – это
самые близкие и продные нам люди, в трудную минуту они всегда нам помогут,
поддержат, и будут радоваться нашим успехам, победам. Когда нас обидели, когда
нам плохо, кто нас утешит приласкает и приголубит? (Ответы детей) Конечно, это
наши папа, мама, дедушка и бабушка.
4. Рисование песком «На что похожи наши семьи»
Детям предлагается рассказать о своем рисунке.
5. Тренинговая игра «Найди в плохом хорошее и порадуйся этому»
Для того, чтобы в наших семьях всегда было светло и уютно, я предлагаю ввести
еще одну традицию: по вечерам играть в такую игру «Найди в плохом хорошее и
порадуйся этому» Давайте поиграем в эту игру вместе. Например, вы хотели
погулять, но пошел дождь, Вопрос к детям: «Что можно «увидеть» в этой ситуации
хорошего?» ( если у детей возникнут трудности привести пример: значит можно
почитать книжку, помочь родителям, послушать музыку
6. Составление коллажа «Семейные традиции»
7. Рефлексия
-Для чего же нужна семья человеку?
-Какие традиции есть у вас в семье?