Напоминание

"Детям о профессиях сельского хозяйства"


Автор: Шевцова Ирина Владимировна
Должность: старший воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ детский сад "Улыбка"
Населённый пункт: с.Павловск, Павловский район
Наименование материала: проект по ранней профориентации дошкольников
Тема: "Детям о профессиях сельского хозяйства"
Раздел: дошкольное образование





Назад




ПРОЕКТ «Детям о профессиях сельского хозяйства»

Профориентационная работа сельскохозяйственной

направленности в детском саду.

Написала:

Шевцова И.В., старший воспитатель

1

Павловск 2021

Труд становится великим воспитателем, когда он входит в духовную жизнь наших

воспитанников, дает радость дружбы и товарищества, развивает пытливость,

любознательность, рождает волнующую радость преодоления трудностей,

открывает все новую и новую красоту в окружающем мире, пробуждает первое

гражданское чувство – чувство созидателя материальных благ, без которых

невозможна жизнь человека.

В.А. Сухомлинский

Актуальность:

Детский сад является первой важной ступенью подготовки будущих специалистов в

различных областях экономики, несмотря на то, что многим кажется странным такое

раннее решение проблемы профориентации.

Наш детский сад находится в сельской местности, поэтому родители воспитанников

работают на сельхозпредприятиях. У детей младшего возраста естественен интерес к

работам родителей, желание стать такими, как папа и мама.

Дошкольный возраст детей является наиболее благоприятным периодом для

формирования любознательности. Это позволяет формировать у детей активный интерес

к сельским профессиям.

Возможность работы по ранней профориентации обусловлена

следующими факторами:

дошкольный возраст детей является наиболее благоприятным периодом для

формирования любознательности. Это позволяет формировать у детей активный интерес

к различным профессиям.

родители воспитанников работают на разных предприятиях родного села. У детей этого

возраста естественен интерес к работе родителей, желание стать такими, как папы и

мамы.

Знакомство дошкольников с профессиями не только расширяет общую осведомленность

об окружающем мире и кругозор детей, но и формирует у них определенный

элементарный опыт профессиональных действий, способствует ранней

профессиональной ориентации и успешной адаптации в социуме.

Профориентация дошкольников - это новое, малоизученное направление в дошкольном

воспитании. Профориентация на сельскохозяйственные профессии требует

планомерной, систематизированной и углубленной работы.

Новизна проекта:

Создание единого образовательного пространства по теме проекта в семье и ДОУ;

Систематизация имеющегося опыта по теме проекта;

2

Использование инновационных технологий при реализации проекта;

Использование компьютерных технологий.

Тема проекта «Из песочницы в аграрии»

Цель проекта:

обеспечить целостность образовательного процесса через систему работы с

дошкольниками по организации ранней профессиональной ориентации на

сельскохозяйственные профессии; обогащение знаниями и представлениями детей о

многообразии профессиональной деятельности на селе, её ролью в жизни нашего села.

Задачи:

Образовательные:

Познакомить воспитанников с профессиями сельского хозяйства.

Формировать у детей знаний об общественной значимости труда работников

сельского хозяйства, о взаимосвязи и взаимозависимости различных видов труда

сельскохозяйственной направленности с другими профессиями.

Обогащать речевой запас детей на основе углубления представления о

сельскохозяйственных профессиях.

Развивающие:

Развивать у ребенка интерес к сельскохозяйственным профессиям в дошкольном

возрасте.

Приобщать детей к профессиональной деятельности на селе, через игровую,

театрализованную деятельность и экскурсии.

Привлекать

родителей

к

совместным

познавательно-тематическим

мероприятиям.

Воспитательные:

1.Способствовать

воспитанию

гордости

за

своих

родителей,

работающих

на

сельскохозяйственных

предприятиях.

2. Воспитание положительного отношения и уважения к профессии сельского

хозяйства.

Вид проекта:

информационный, исследовательский, фронтальный, долгосрочный

(рассчитан на 4 года).

Тип проекта: детско-взрослый.

Продолжительность проекта: среднесрочный (май-сентябрь 2020г.)

Участники проекта:

дети со 2 младшей группы с переходом до подготовительной

группы

включительно),

родители

и

педагоги,

социальные

партнеры

ООО

«Содружество».

Интеграция образовательных областей:

-Познание;

-Здоровье;

-Физическая культура;

-Безопасность;

3

-Художественное творчество.

Принципы реализации проекта:

Принцип «позитивного центризма». Предполагает отбор знаний наиболее

актуальных для воспитанников данного возраста.

Принцип личностно-ориентированного общения – индивидуально-личностное

формирование и развитие морального облика человека. В процессе обучения

воспитанники выступают как активные исследователи окружающего мира

вместе с педагогом, а не просто пассивно перенимают его опыт.

Партнёрство, соучастие и взаимодействие – приоритетные формы общения

педагога с детьми.

Принцип наглядности – широкое преставление соответствующей изучаемому

материалу наглядности: иллюстрации, фотографии, видеозаписи.

Принцип гуманизации. Предлагает умение педагога встать на позицию ребенка,

учесть его точку зрения, не игнорировать чувства и эмоции.

Видеть

в

воспитаннике

полноправного

партнера

и

ориентироваться

на

общечеловеческие понятия – любовь к семье, Отечеству.

3. Этапы работы над проектом

I этап:

Подготовительный;

II этап: Основной;

III этап: Завершающий.

План действий:

1. Постановка проблемы: Что мы знаем о сельском хозяйстве? Что хотим узнать?

2. Определение предстоящей деятельности: Как нам найти ответы на вопросы?

3. Планирование деятельности детьми совместно с взрослыми, определение средств и

способов реализации проекта.

4. Выполнение проекта детьми и взрослыми.

5. Обсуждение результатов.

6. Определение перспектив проектирования.

Методы и приемы:

Практические (игровые)

Консультации и работа с родителями

Конструирование

Сюжетно-ролевая игра

Игра-драматизация

Экскурсии

Дидактические средства:

Наглядный материал (книги, панно)

Демонстрационный материал (макеты фермерского хозяйства, животных, техники и

т.д.)

4

Основные средства:

Создание обогащенной развивающей среды в группе.

Проведение бесед, экскурсий.

Создание игровых ситуаций.

Проведение сюжетно-ролевых игр.

Проведение праздников, развлечений, театрализованных представлений.

Этапы реализации проекта:

1 этап. Организационный.

Составление плана работы.

Подбор методической литературы, пособий по выбранной тематики проекта.

Оформление тематических папок для детей и рекомендаций для родителей на данную

тему.

2 этап. Основной (содержание работы по реализации проекта)

Работа с детьми

Проведение с детьми познавательных бесед о профессиях сельского хозяйства с

рассматриванием иллюстраций, картин.

Чтение

и

обсуждение

произведений

о

сельских

профессиях,

сельскохозяйственной техники, домашних животных.

Подготовить выставку детско-родительского творчества «Поделки из бросового

материала на тему «Сельское хозяйство»».

Раскрашивание картинок-раскрасок по данной теме.

Опытно-экспериментальная и проектная деятельность.

Работа с родителями:

- разучивание стихотворений с детьми;

- домашний просмотр с детьми познавательных фильмов по данной теме, проходя по

рекомендуемым ссылкам согласно плану проекта;

- чтение детям рекомендуемой литературы;

- принять участие в акциях.

Работа с педагогами:

Систематизировать и оформить дидактические и наглядные материалы в

соответствии с планом проекта.

Создание презентаций по данной теме.

Оформление тематических папок для детей и рекомендаций для родителей на

данную тему.

Создание кейсов на данную тему.

Организация выставки поделок из бросового материала на тему «Сельское

хозяйство»».

III этап – заключительный

5

Оформление материалов по проекту.

Итоговое мероприятие: театральная деятельность «Мужик и сова»

Выставка детских рисунков «Профессии сельского хозяйства».

Викторина «Что мы знаем о селе»

Викторина (работа с родителями) «Что? Где? Когда?» «Сельский календарь».

Выставка поделок сельскохозяйственной техники.

Выставка поделок «Сельское подворье»

Сроки

Содержание работы по реализации проекта

Ответственные

БЛОК 1 «Сельскохозяйственный комплекс»

Практические занятия – посев семян овощей и уход за растениями на участке д/с в мае

Акция «Посажу цветок в саду» (акция с участием родителей)

1 неделя

1-4 июня

Беседы:

«Что такое сельскохозяйственный комплекс»,

«Что такое село»

«Труд людей в селе»

«Что такое сельское хозяйство»

Воспитатели старших

и средних групп

Воспитатели

всех

групп

Просмотр презентаций на данную тему.

Художественные чтения: Л. Шульпяков «Моя счастливая

деревня»

Консультация для родителей «Как рассказать ребенку

о профессии»

Музыкально-физкультурный досуг «Здравствуй, лето» (все

возрастные группы)

БЛОК 2 «В гостях у фермера»

2 неделя

7-11

июня

Беседы:

«Кто такой фермер?» (средние-подготовительные)

«Какими знаниями должен обладать фермер, чтобы успешно

вести хозяйство?» (средние- подготовительные)

«В гостях у бабушки» (младшие)

«Кто у бабушки живет?»

Воспитатели средних

и старших групп

Настольные игры: «Где живут животные?»,

«Кто, чем питается?»,

игра «Отрасли животноводства»,

Игра настольная (кейс) «Кто в хозяйстве живет, что фермеру

дает?»

Отгадай загадки о домашних животных.

Словарная работа: ферма, фермер, фермерское хозяйство,

скотный двор, животноводство, ухаживать.

Воспитатели

всех

групп

Конструирование «Фермерское хозяйство» (старшие, подгот.

гр)

Конструирование «Построим дом для теленка» (младшие гр)

Воспитатели

Раскраски «Домашние животные»

Воспитатели младших

групп

Художественные чтения или просмотр мультфильмов

«Трое из Простоквашино»

Воспитатели средних

и старших групп

Выставка макетов «Скотный двор» ( все группы)

Развлечение

«Наша дружная семья»

(все возрастные

6

группы)

БЛОК 3 «Все профессии важны, все профессии нужны»

«Животновод»

3 неделя

14-18

июня

Беседы:

«Профессии в животноводстве»

«Профессии: доярка, телятница»

Воспитатели средних

и старших групп

Д/и «Закончи предложение»

Кейс-игра настольная «Кому что нужно для работы»

Коллективная работа «Как на нашем на дворе» (средние-

старшие)

Просмотр познавательного видео «Отрасли животноводства»

Просмотр видеоматериалов о профессиях животноводства

(доярка, телятница, свиновод ), «Кто пасется на лугу?».

Загадки о животных и их детенышах, о профессиях в

животноводстве.

Подвижные игры «Найди свою пару (мама и детеныш)»,

Сюжетно-ролевая игра «На ферме», «Ветеринар» и т.д.

Художественные чтения:

«Кружка молока» Л. Воронковой,

«Детский сад для телят» Н. Поляковой

Развлечение «В гостях у бабушки»

4 неделя

21-25

июня

Беседы:

«Профессии в животноводстве»

«Очень много поросят, все в один рядок лежат» (профессия

свиновод)

«Добрый доктор Айболит, за животными следит (ветеринар)»

Воспитатели

всех

групп

Встреча с работником сельского хозяйства …..

Д/и «Закончи предложение»

Коллективная работа «Как на нашем на дворе» (средние-

старшие)

Просмотр познавательного видео «Отрасли животноводства»

Просмотр видеоматериалов о профессиях животноводства

(доярка, телятница, свиновод ), «Кто пасется на лугу?».

Загадки о животных и их детенышах, о профессиях в

животноводстве.

Инсценировки народных сказок, потешек, стихотворений о

домашних животных с использованием кукольного театра

(фото)

5 неделя

28 июня- 2

июля

Беседы:

«Профессии в животноводстве »

«Профессия оператор-птицевод, птичница»

Воспитатели

всех

групп

Просмотр развивающего мультфильма для детей младшей

группы «Домашняя птица»

Видеоурок «Домашние птицы и их детеныши»

Нетрадиционное рисование «Петя-петушок и его семья»

Просмотр мультфильма «Петушок и краски»

Дидактическая игра. «Собери семью»,

Конструирование «Построим домик для петушка»

Художественное чтение К. Д. Ушинский «Чужое яичко», Н.

Сладков «Вежливая галка»

Развлечение «Петя рано встает, в гости солнышко зовет»

7

6 неделя

5-9 июля

Беседы:

«Профессии в животноводстве »

«Зачем нам пчелы?»

«Пчеловод профессия древняя»

Воспитатели

всех

групп

Просмотр развивающего и познавательного мультфильма о

пчелах.

Просмотр мультфильма «Пчела Майя»

Коллективная работа аппликация «Полянка для Пчелки».

Консультация для родителей «Осторожно, пчелы!», «Польза

пчелы для человека»

Художественное чтение:

Сказка "Волшебный нектар"

Познавательная

сказка

для дошкольников «Пчела Жужа».

Автор: Кицан Анжела

Развлечение «В гости к бабушке пчеле» (младшие гр.)

Квест-игра «Путешествие пчелки» (средние, старшие гр)

БЛОК 3 «Все профессии важны, все профессии нужны»

«Откуда пришел хлеб?»

7неделя

12-16

июля

Беседы:

«С чего начинается работа в поле»

«Кто на поле самый важный? Ну, конечно, агроном!»

«Профессия селекционер»

Воспитатели средних

и старших групп

Музыкальное развитие: прослушивание музыки П.

Чайковского из альбома «Времена года» («Песня косаря»,

«Жатва»).

Дидактическая игра «Что за чем следует» о

последовательности выполнения полевых работ.

Конструирование «Дом для зерна»

Чтение художественной литературы: В. Дацкевич «От зерна до

каравая», стихи, загадки, пословицы и поговорки по теме.

Исследовательская деятельность (групповые проекты)

(промежуточные результаты) (старшие группы)

8 неделя

19-23

июля

Беседы:

«Профессии людей, работающих на земле»,

«Что нам земля дает»

«Профессия механизатор, хлебороб»,

«Труд хлебороба»

Воспитатели средних

и старших групп

Рассматривание альбомов «Сельскохозяйственная техника»

Лепка из соленого теста «Я пеку, пеку, пеку»

Просмотр видео-презентаций «Профессии сельского

хозяйства» (хлебороб, механизатор)

Просмотр познавательных мультфильмов на данную тему.

Виртуальная экскурсия «Сельское хозяйство Павловского

района»

Художественные чтения:

Х. Маянд «Хлеб»,

Л. Кон «Пшеница»,

Ю. Крутогоров «Дождь из семян»

Просмотр мультфильмов «Липунюшка» или чтение сказки,

«Дудочка и кувшинчик»

Воспитатели

всех

Консультация для родителей: «Знакомство детей

дошкольного возраста с профессиями хлебороб, механизатор»

Выставка поделок «Сельскохозяйственная техника»

8

групп

БЛОК 4

«На селе останусь я! Пусть меня научат»

9 неделя

26-30

июля

Беседы:

«Мое родное село»

«Где можно получить профессии сельскохозяйственной

направленности?»

«Павловский аграрный техникум»

Воспитатели средних

и старших групп

Просмотр видеофильмов о Павловском аграрном техникуме

Просмотр познавательных видеофильмов и мультфильмов о

профессиях сельского хозяйства

Дидактическая игра «Бабулина кашка»

Кейс-викторина «Что? Где? Когда?» «Знатоки сельского

хозяйства»

Дидактическая игра «От зернышка до булочки»

(кейс-

игра)

БЛОК 5 «Продукты на столе»

«Сам копай, сам сажай – сладок будет урожай»

10 неделя

2-6 августа

Беседы:

«Какие овощи растут в нашем огороде»

«Польза овощей и фруктов»

«Профессия овощевод»

Воспитатели средних

и старших групп

Дидактические игры: «Съедобное, не съедобное», «Что кому

нужно» и т.д.

Дидактическая игра «Вершки и корешки»

Сюжетно –ролевые игры: «В огороде»

Художественные чтения:

Е.Брагина «Приходите в огород»,

О. Дриз «Огородник»,

Э. Шим «Хлеб растет»

Коллективная работа лепка (аппликация ) «Сельское поле»

Квест-игра «Во саду-ли, в огороде»

Блок 6

«Красота вокруг нас»

11 неделя

9-13

августа

Беседы:

«Как красиво вокруг»,

«Профессия цветовод»

«Зачем сажать цветы?»

Воспитатели средних

и старших групп

Просмотр познавательных мультфильмов о цветах.

Рисунки на асфальте «Аленький цветочек»

Выставка рисунков и аппликаций «Праздник цветов» (стенды

в коридорах и группах)

Экскурсия по территории детского сада «Красота вокруг нас»

Конкурс-выставка лепбуков: «Профессии сельского

хозяйства»

30

августа

Музыкальная гостиная: День песен и стихотворений о людях

сельских профессий «За околицей».

Воспитатели средних

и старших групп

9

Ожидаемые конечные результаты, целевые показатели:

-

дети будут знать названия ряда профессий, познакомятся с пословицами и

поговорками

о труде, орудиях труда, смогут составить описательный рассказ о

профессии;

-станут более самостоятельными и активными в сюжетно – ролевых играх;

- используемые в ходе работы, максимально разнообразные формы образовательной

деятельности с детьми, варьирование приёмов и средств воспитательно-

образовательной работы разовьет интерес к труду родителей, постепенно расширит до

интересов к жизни общества и своей будущей профессии;

- ребёнок познакомится с назначением некоторых видов техники и материалами

трудовой деятельности взрослых.

А так же научится:

- различать профессии по существенным признакам;

- называть отличительные качества представителей разных профессий;

- выделять структуру трудовых процессов (цель, материалы, инструменты, трудовые

действия, результат);

- объяснять взаимосвязь различных видов труда и профессий;

-объяснять роль труда в благополучии человека;

- моделировать в игре отношения между людьми разных профессий;

- участвовать в посильной трудовой деятельности взрослых;

- эмоционально-положительно относится к трудовой деятельности, труду в целом;

- демонстрировать осознанный способ безопасного поведения в быту.

10



В раздел образования