Напоминание

"Адаптация детей раннего возраста к условиям детского сада"


Авторы: Фунт Мария Александровна, Воронина Ирина Владимировна
Должность: воспитатели
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад№59"Рябинка"комбинированного вида города Белово"
Населённый пункт: г.Белово
Наименование материала: консультация
Тема: "Адаптация детей раннего возраста к условиям детского сада"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Консультация для родителей

по теме:

«Адаптация детей раннего возраста

к условиям детского сада»

Причины тяжелой адаптации к условиям ДОУ

Отсутствие в семье режима, совпадающего с режимом детского

сада.

Наличие у ребенка своеобразных привычек.

Неумение занять себя игрушкой.

Несформированность элементарных культурно-гигиенических

навыков.

Отсутствие опыта общения с незнакомыми людьми.

Как помочь ребёнку приспособиться к детскому саду.

Спокойное утро. Как же лучше проститься с ребёнком?

Больше всего родитель и ребенок расстраиваются при расставании.

Как нужно организовать утро, чтобы день и у мамы, и у малыша

прошел спокойно? Главное правило таково: спокойна мама –

спокоен малыш. Он «считывает» вашу неуверенность и еще больше

расстраивается.

И дома, и в саду говорите с малышом спокойно,

уверенно. Проявляйте доброжелательную настойчивость при

пробуждении, одевании, а в саду – раздевании.

Разговаривайте с

ребенком не слишком громким, но уверенным

голосом, озвучивая все, что вы делаете. Иногда

хорошим помощником при пробуждении и

сборах является та самая игрушка, которую

кроха берет с собой в садик. Видя, что зайчик

«так хочет в сад», малыш заразится его

уверенностью и хорошим настроением.

Пусть малыша отводит тот родитель или родственник, с

которым ему легче расстаться. Воспитатели давно заметили, что

с одним из родителей ребенок расстается относительно спокойно, а

другого никак не может отпустить от себя, продолжая переживать

после его ухода.

Максимально сократите время переодевания и прощания! (до 2-х,

3-х минут).

Не целуйтесь, не обнимайтесь с ребенком по 10 – 15 минут!

Не уговаривайте малыша извиняющимся тоном! Не говорите о том,

что будете скучать, выражайте радость за ребенка: «Тебе так

повезло, ты ходишь в садик! Я бы тоже пошла, жаль, взрослым

нельзя. Там так интересно!» Будьте тверды, убедительны. Уходите,

не оборачиваясь. Ведь у вас – дела, работа, и ребенок об этом

прекрасно знает.

Твердо выполняйте обещания!

Если сказали, что заберете ребенка после обеда (ты спать не

будешь, я приду / папа придет) забирайте в назначенное время!

Не обманывайте ребенка, не подрывайте его веру в самых дорогих

и близких людей. Не заставляйте его страдать, плакать, ожидая вас.

Обязательно скажите, что вы придете, и обозначьте

когда (после прогулки, или после обеда, или после того, как он

поспит и покушает). Малышу легче знать, что мама придет после

какого-то события, чем ждать ее каждую минуту. Не

задерживайтесь, выполняйте свои обещания!

У вас должен быть свой ритуал прощания (например,

поцеловать, помахать рукой, сказать «пока»). После этого сразу

уходите: уверенно и не оборачиваясь. Чем дольше вы топчитесь в

нерешительности, тем сильнее переживает малыш.

Если ребёнок не проявляет негативных эмоций, приходя в детский

сад, не растягивайте прощание, уходите быстро. Не показывайте

ребёнку вашу тревогу за него. Если вы задерживаетесь, ребёнок

начнёт жалеть себя.

Победить «сцены» помогут «ритуалы».

«Ритуал» - это порядок действий, который взрослые повторяют раз

за разом. Например, уходя, мама всегда:

- на три минутки берет малыша на руки;

- целует и говорит, куда уходит и когда придет;

- просит принести сумку (ключи, платочек и т. д.);

- говорит «спасибо» и «пока-пока»;

- если ребенок плачет - говорит, что ей очень жалко, что он грустит,

но ничего не поделаешь, приходится расставаться;

- передает ребенка тому взрослому, с которым он остается;

- уходит.

Такое поведение помогает ребенку не с первого дня, а именно

тогда, когда становится ритуалом, то есть привычным поведением.

Ритуал помогает потому, что учит ребенка доверять взрослым:

ребенок хорошо знает, что мама уйдет, как она уйдет и когда

вернется. Это доверие и знание снижает тревогу малыша.

Как помочь ребенку на этапе адаптации к детскому саду

Первые дни ребенка приводят не к завтраку, а к прогулке. И

оставлять ребенка без мамы рекомендуется именно на прогулке,

поскольку дети на улице чувствуют себя более комфортно, есть

много возможностей, чтобы их отвлечь.

Рекомендуем приносить с собой из дома любимую игрушку,

которую малыш, если загрустит смог бы прижать к себе и

почувствовать себя более спокойно.

Рекомендуем приносить небольшие фотоальбомы с семейными

фотографиями. Если взгрустнулось, имея такой альбом, ребенок

всегда имеет возможность открыть его и увидеть маму или папу,

взять игрушечный телефон и, глядя на фотографию, поговорить с

родными.

В психологически напряженной, стрессовой ситуации помогает

переключение на древнюю, сильную пищевую реакцию, поэтому

воспитатели стараются чаще предлагать детям попить, поесть

сухарики.

Каждый вновь поступивший ребенок находится в центре

внимании. Воспитатели спокойно, ласково и подробно объясняют

ребенку все происходящее, готовят его к каждому режимному

процессу, так как непонятное и неизвестное пугает.

Для каждого ребенка устанавливается индивидуальный режим.

Время пребывания увеличивается постепенно в зависимости от

привыкания ребенка. Данный вопрос решается совместно врачом,

воспитателями и психологом.

Одним из самых сложных

моментов в период адаптации

является укладывание ребенка на

сон, поэтому воспитатели

используют такие приемы, как:

- настраивание на сон с помощью колыбельных мелодий

- ласкают ребенка: гладят ручки, ножки, спинку (это обычно

нравится детям)

- хороший эффект засыпания дает поглаживание головки ребенка и

бровей (рука должна касаться лишь кончиков волос).

Эмоциональное состояние ребенка и его привыкание

контролируется с помощью “Листа адаптации”, где отмечаются в

контрольные дни 1-й, 2-й, 3-й, 4-й, 8-й, 16–й, 32-й и при

необходимости 64-й (по методике К. Печоры) эмоциональное

состояние ребенка, аппетит, сон, взаимоотношения со взрослыми и

сверстниками, вид деятельности, который ребенок предпочитает.

Как сделать период адаптации малыша к новым условиям

наиболее мягким?

Как вести себя родителям, что стоит объяснить малышу заранее?

К детскому саду ребенка нужно готовить: рассказать, что такое

детский сад, зачем туда ходят дети, почему вы хотите,

чтобы малыш пошел в детский сад. Например: детский сад — это

такой красивый дом, куда мамы и папы приводят своих детей. Я

хочу, чтобы ты познакомился и подружился с другими детьми и

взрослыми. В саду все приспособлено для детей.

Там маленькие столики и стульчики, маленькие кроватки,

маленькие раковины для умывания, маленькие шкафчики, много

интересных игрушек. Ты все сможешь посмотреть, потрогать,

поиграть со всем. В саду дети кушают, занимаются, играют,

гуляют. Я очень хочу пойти на работу, мне это интересно. И я хочу,

чтобы ты пошел в детский сад, чтобы тебе это тоже было

интересно.

Утром я отведу тебя в сад, а вечером заберу. Ты мне расскажешь,

что у тебя было интересного в саду, а я расскажу тебе, что у меня

интересного на работе. Многие родители хотели бы отправить в

этот детский сад своих детей, но берут туда не всех. Тебе повезло.

Нам нужно подготовиться, купить необходимые вещи, выучить

имена воспитателей и правила детского сада.

Необходимо подробно рассказать ребенку о режиме детского

сада, что, как, в какой последовательности он будет делать.

Малышей пугает неизвестность. Когда ребенок видит, что событие

происходит, как и было обещано, он чувствует себя увереннее.

Поговорите с ребенком о возможных трудностях, к кому он может

обратиться за помощью и как это сделать. Не создавайте у ребенка

иллюзий, что все будет исполнено по первому требованию и так,

как он хочет. Объясните, что в группе будет много детей и иногда

ему придется подождать. Научите ребенка знакомиться с другими

детьми, обращаться к ним по имени, просить, а не отнимать

игрушки, предлагать свои игрушки другим детям.

Разработайте вместе с ребенком несложную систему прощальных

знаков, и ему будет проще отпустить вас.

Каждый раз после прихода из детского сада необходимо

спрашивать ребёнка о том, как прошёл день, какие он получил

впечатления. Обязательно нужно акцентировать внимание сына

или дочери на положительных моментах, так как родители такими

короткими замечаниями способны сформировать у них позитивное

отношение к дошкольному учреждению.

Желательно укладывать ребёнка спать пораньше, побыть с ним

подольше перед сном, поговорить о садике. Можно с вечера

условиться, какие игрушки он возьмёт с собой в детский сад,

вместе решить, какую одежду он наденет утром.

Поиграйте с ребёнком дома в игру «Детский сад». Создайте пару

типичных ситуаций, которые могут

возникнуть в детской группе. Подскажите

несколько вариантов для малыша, которые

помогут ему на них реагировать. Этим Вы

уже будете закладывать основы общения и

вхождения малыша в новый коллектив –

вначале в детский, потом в школьный, а

затем уже и взрослый.

Однако, когда вы отдаёте ребёнка в детский сад, для малыша этот

жест становится символом разлуки. Прощание для маленького

ребёнка становится грустным ритуалом. Он боится, что больше не

увидит родителей, что они забудут о его существовании.

Выливается это, как правило, в жаркие любовные объятия, а затем в

ужасные скандалы перед воротами детского сада. Чтобы

преодолеть страх расставания у такого малыша, нужно вселить в

него непоколебимую уверенность, что бы не произошло, мы

обязательно заберём тебя домой! Кажется смешным? К сожалению,

крохам отнюдь не смешно – вы для них воплощение всего мира. В

этом возрасте ребёнок понимает, что родители на его стороне и не

будет воспринимать ваш уход как конец света.

Однако если на фоне полного благополучия малыш стал слишком

долго вас обнимать на прощанье, не поленитесь разобраться стразу,

в чём дело. Ведь, известно, что все комплексы формируются в

раннем детстве. Обычно период адаптации составляет 3-4 недели.

Если время прошло, а ребёнок не привык к детскому саду нужно

задуматься и приглядеться, что беспокоит ребёнка.

Лучше, чтобы, по возможности, приводил малыша в садик кто-то

один, будь то мама, бабушка, отец. Так ребёнок быстрее привыкнет

к расставанию. Лучше сели это будет член семьи, с которым

ребёнок расстаётся легче, чем с другими.

Поощряйте ребёнка словесно, если он не плакал. Поговорите с

воспитателями о ребёнке. Расспросите ребёнка о проведённом дне.

При первых проявлениях негативных изменений в состоянии

ребёнка (нарушении аппетита, сна, снижении интереса к

окружающим), его можно подержать дома 2-3 дня, а потом снова

привести в детский сад.

В течение периода адаптации вам нужно быть очень

осторожными, чтобы у ребёнка не сложилось впечатление, что с

его прежней детсадовской жизнью навсегда поконченною

Малыш перегружен впечатлениями, поэтому нужно щадить его

нервную систему. Не стоит в период адаптации ребёнка к детскому

саду принимать у себя друзей, водить его в гости, поздно

возвращаться домой. Избегайте неприятных процедур (стрижка

волос, ногтей, уколы, горькие лекарства) если они являются для

ребёнка психически травмирующими. Подождите пока малыш

придёт в уравновешенное состояние. Будьте дома с ребёнком

особенно ласковыми и внимательными.

Если вы не выдерживаете режим дома, если у ребёнка

сформировались привычки, в этом случае, приведя ребёнка в

детский сад, сразу не следует менять режим, так же как и методику

кормления и укладывания спать. Ребёнок не может одновременно

справиться с ломкой всех сложившихся привычек, а это ухудшит

его состояние и снизит возможность хорошей адаптации.

Помните, что на привыкание ребенка к детскому саду может уйти

до полугода. Рассчитывайте свои силы, возможности, планы.

Убедитесь, что вашей семье детский сад необходим именно сейчас.

Ребенок отлично чувствует, когда родители сомневаются в

целесообразности садовского воспитания. Любые ваши колебания

ребенок использует для того, чтобы воспротивиться расставанию с

родителями. Легче и быстрее привыкают дети, у чьих родителей

нет выбора.

Ребенок привыкнет быстрее, если сможет построить отношения с

большим количеством детей и взрослых. Помогите ребенку в

этом. Познакомьтесь с другими родителями и детьми.

Поощряйте обращения вашего ребенка за помощью и поддержкой

к другим людям в вашем присутствии. Будьте снисходительны и

терпимы к другим. В присутствии ребенка избегайте

критических замечаний в адрес детского сада и его сотрудников.

Никогда не пугайте ребенка детским садом. Теперь вы проводите с

ним меньше времени, компенсируйте это качеством общения. Чаще

обнимайте ребенка, хвалите его.

В присутствии ребенка избегайте критических замечаний в адрес

детского сада и его сотрудников. Никогда не пугайте ребенка

детским садом!



В раздел образования