Авторы: Фунт Мария Александровна, Воронина Ирина Владимировна
Должность: воспитатели
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад№59"Рябинка"комбинированного вида города Белово"
Населённый пункт: г.Белово
Наименование материала: консультация
Тема: "Адаптация детей раннего возраста к условиям детского сада"
Раздел: дошкольное образование
Консультация для родителей
по теме:
«Адаптация детей раннего возраста
к условиям детского сада»
Причины тяжелой адаптации к условиям ДОУ
Отсутствие в семье режима, совпадающего с режимом детского
сада.
Наличие у ребенка своеобразных привычек.
Неумение занять себя игрушкой.
Несформированность элементарных культурно-гигиенических
навыков.
Отсутствие опыта общения с незнакомыми людьми.
Как помочь ребёнку приспособиться к детскому саду.
Спокойное утро. Как же лучше проститься с ребёнком?
Больше всего родитель и ребенок расстраиваются при расставании.
Как нужно организовать утро, чтобы день и у мамы, и у малыша
прошел спокойно? Главное правило таково: спокойна мама –
спокоен малыш. Он «считывает» вашу неуверенность и еще больше
расстраивается.
И дома, и в саду говорите с малышом спокойно,
уверенно. Проявляйте доброжелательную настойчивость при
пробуждении, одевании, а в саду – раздевании.
Разговаривайте с
ребенком не слишком громким, но уверенным
голосом, озвучивая все, что вы делаете. Иногда
хорошим помощником при пробуждении и
сборах является та самая игрушка, которую
кроха берет с собой в садик. Видя, что зайчик
«так хочет в сад», малыш заразится его
уверенностью и хорошим настроением.
Пусть малыша отводит тот родитель или родственник, с
которым ему легче расстаться. Воспитатели давно заметили, что
с одним из родителей ребенок расстается относительно спокойно, а
другого никак не может отпустить от себя, продолжая переживать
после его ухода.
Максимально сократите время переодевания и прощания! (до 2-х,
3-х минут).
Не целуйтесь, не обнимайтесь с ребенком по 10 – 15 минут!
Не уговаривайте малыша извиняющимся тоном! Не говорите о том,
что будете скучать, выражайте радость за ребенка: «Тебе так
повезло, ты ходишь в садик! Я бы тоже пошла, жаль, взрослым
нельзя. Там так интересно!» Будьте тверды, убедительны. Уходите,
не оборачиваясь. Ведь у вас – дела, работа, и ребенок об этом
прекрасно знает.
Твердо выполняйте обещания!
Если сказали, что заберете ребенка после обеда (ты спать не
будешь, я приду / папа придет) забирайте в назначенное время!
Не обманывайте ребенка, не подрывайте его веру в самых дорогих
и близких людей. Не заставляйте его страдать, плакать, ожидая вас.
Обязательно скажите, что вы придете, и обозначьте
когда (после прогулки, или после обеда, или после того, как он
поспит и покушает). Малышу легче знать, что мама придет после
какого-то события, чем ждать ее каждую минуту. Не
задерживайтесь, выполняйте свои обещания!
У вас должен быть свой ритуал прощания (например,
поцеловать, помахать рукой, сказать «пока»). После этого сразу
уходите: уверенно и не оборачиваясь. Чем дольше вы топчитесь в
нерешительности, тем сильнее переживает малыш.
Если ребёнок не проявляет негативных эмоций, приходя в детский
сад, не растягивайте прощание, уходите быстро. Не показывайте
ребёнку вашу тревогу за него. Если вы задерживаетесь, ребёнок
начнёт жалеть себя.
Победить «сцены» помогут «ритуалы».
«Ритуал» - это порядок действий, который взрослые повторяют раз
за разом. Например, уходя, мама всегда:
- на три минутки берет малыша на руки;
- целует и говорит, куда уходит и когда придет;
- просит принести сумку (ключи, платочек и т. д.);
- говорит «спасибо» и «пока-пока»;
- если ребенок плачет - говорит, что ей очень жалко, что он грустит,
но ничего не поделаешь, приходится расставаться;
- передает ребенка тому взрослому, с которым он остается;
- уходит.
Такое поведение помогает ребенку не с первого дня, а именно
тогда, когда становится ритуалом, то есть привычным поведением.
Ритуал помогает потому, что учит ребенка доверять взрослым:
ребенок хорошо знает, что мама уйдет, как она уйдет и когда
вернется. Это доверие и знание снижает тревогу малыша.
Как помочь ребенку на этапе адаптации к детскому саду
Первые дни ребенка приводят не к завтраку, а к прогулке. И
оставлять ребенка без мамы рекомендуется именно на прогулке,
поскольку дети на улице чувствуют себя более комфортно, есть
много возможностей, чтобы их отвлечь.
Рекомендуем приносить с собой из дома любимую игрушку,
которую малыш, если загрустит смог бы прижать к себе и
почувствовать себя более спокойно.
Рекомендуем приносить небольшие фотоальбомы с семейными
фотографиями. Если взгрустнулось, имея такой альбом, ребенок
всегда имеет возможность открыть его и увидеть маму или папу,
взять игрушечный телефон и, глядя на фотографию, поговорить с
родными.
В психологически напряженной, стрессовой ситуации помогает
переключение на древнюю, сильную пищевую реакцию, поэтому
воспитатели стараются чаще предлагать детям попить, поесть
сухарики.
Каждый вновь поступивший ребенок находится в центре
внимании. Воспитатели спокойно, ласково и подробно объясняют
ребенку все происходящее, готовят его к каждому режимному
процессу, так как непонятное и неизвестное пугает.
Для каждого ребенка устанавливается индивидуальный режим.
Время пребывания увеличивается постепенно в зависимости от
привыкания ребенка. Данный вопрос решается совместно врачом,
воспитателями и психологом.
Одним из самых сложных
моментов в период адаптации
является укладывание ребенка на
сон, поэтому воспитатели
используют такие приемы, как:
- настраивание на сон с помощью колыбельных мелодий
- ласкают ребенка: гладят ручки, ножки, спинку (это обычно
нравится детям)
- хороший эффект засыпания дает поглаживание головки ребенка и
бровей (рука должна касаться лишь кончиков волос).
Эмоциональное состояние ребенка и его привыкание
контролируется с помощью “Листа адаптации”, где отмечаются в
контрольные дни 1-й, 2-й, 3-й, 4-й, 8-й, 16–й, 32-й и при
необходимости 64-й (по методике К. Печоры) эмоциональное
состояние ребенка, аппетит, сон, взаимоотношения со взрослыми и
сверстниками, вид деятельности, который ребенок предпочитает.
Как сделать период адаптации малыша к новым условиям
наиболее мягким?
Как вести себя родителям, что стоит объяснить малышу заранее?
К детскому саду ребенка нужно готовить: рассказать, что такое
детский сад, зачем туда ходят дети, почему вы хотите,
чтобы малыш пошел в детский сад. Например: детский сад — это
такой красивый дом, куда мамы и папы приводят своих детей. Я
хочу, чтобы ты познакомился и подружился с другими детьми и
взрослыми. В саду все приспособлено для детей.
Там маленькие столики и стульчики, маленькие кроватки,
маленькие раковины для умывания, маленькие шкафчики, много
интересных игрушек. Ты все сможешь посмотреть, потрогать,
поиграть со всем. В саду дети кушают, занимаются, играют,
гуляют. Я очень хочу пойти на работу, мне это интересно. И я хочу,
чтобы ты пошел в детский сад, чтобы тебе это тоже было
интересно.
Утром я отведу тебя в сад, а вечером заберу. Ты мне расскажешь,
что у тебя было интересного в саду, а я расскажу тебе, что у меня
интересного на работе. Многие родители хотели бы отправить в
этот детский сад своих детей, но берут туда не всех. Тебе повезло.
Нам нужно подготовиться, купить необходимые вещи, выучить
имена воспитателей и правила детского сада.
Необходимо подробно рассказать ребенку о режиме детского
сада, что, как, в какой последовательности он будет делать.
Малышей пугает неизвестность. Когда ребенок видит, что событие
происходит, как и было обещано, он чувствует себя увереннее.
Поговорите с ребенком о возможных трудностях, к кому он может
обратиться за помощью и как это сделать. Не создавайте у ребенка
иллюзий, что все будет исполнено по первому требованию и так,
как он хочет. Объясните, что в группе будет много детей и иногда
ему придется подождать. Научите ребенка знакомиться с другими
детьми, обращаться к ним по имени, просить, а не отнимать
игрушки, предлагать свои игрушки другим детям.
Разработайте вместе с ребенком несложную систему прощальных
знаков, и ему будет проще отпустить вас.
Каждый раз после прихода из детского сада необходимо
спрашивать ребёнка о том, как прошёл день, какие он получил
впечатления. Обязательно нужно акцентировать внимание сына
или дочери на положительных моментах, так как родители такими
короткими замечаниями способны сформировать у них позитивное
отношение к дошкольному учреждению.
Желательно укладывать ребёнка спать пораньше, побыть с ним
подольше перед сном, поговорить о садике. Можно с вечера
условиться, какие игрушки он возьмёт с собой в детский сад,
вместе решить, какую одежду он наденет утром.
Поиграйте с ребёнком дома в игру «Детский сад». Создайте пару
типичных ситуаций, которые могут
возникнуть в детской группе. Подскажите
несколько вариантов для малыша, которые
помогут ему на них реагировать. Этим Вы
уже будете закладывать основы общения и
вхождения малыша в новый коллектив –
вначале в детский, потом в школьный, а
затем уже и взрослый.
Однако, когда вы отдаёте ребёнка в детский сад, для малыша этот
жест становится символом разлуки. Прощание для маленького
ребёнка становится грустным ритуалом. Он боится, что больше не
увидит родителей, что они забудут о его существовании.
Выливается это, как правило, в жаркие любовные объятия, а затем в
ужасные скандалы перед воротами детского сада. Чтобы
преодолеть страх расставания у такого малыша, нужно вселить в
него непоколебимую уверенность, что бы не произошло, мы
обязательно заберём тебя домой! Кажется смешным? К сожалению,
крохам отнюдь не смешно – вы для них воплощение всего мира. В
этом возрасте ребёнок понимает, что родители на его стороне и не
будет воспринимать ваш уход как конец света.
Однако если на фоне полного благополучия малыш стал слишком
долго вас обнимать на прощанье, не поленитесь разобраться стразу,
в чём дело. Ведь, известно, что все комплексы формируются в
раннем детстве. Обычно период адаптации составляет 3-4 недели.
Если время прошло, а ребёнок не привык к детскому саду нужно
задуматься и приглядеться, что беспокоит ребёнка.
Лучше, чтобы, по возможности, приводил малыша в садик кто-то
один, будь то мама, бабушка, отец. Так ребёнок быстрее привыкнет
к расставанию. Лучше сели это будет член семьи, с которым
ребёнок расстаётся легче, чем с другими.
Поощряйте ребёнка словесно, если он не плакал. Поговорите с
воспитателями о ребёнке. Расспросите ребёнка о проведённом дне.
При первых проявлениях негативных изменений в состоянии
ребёнка (нарушении аппетита, сна, снижении интереса к
окружающим), его можно подержать дома 2-3 дня, а потом снова
привести в детский сад.
В течение периода адаптации вам нужно быть очень
осторожными, чтобы у ребёнка не сложилось впечатление, что с
его прежней детсадовской жизнью навсегда поконченною
Малыш перегружен впечатлениями, поэтому нужно щадить его
нервную систему. Не стоит в период адаптации ребёнка к детскому
саду принимать у себя друзей, водить его в гости, поздно
возвращаться домой. Избегайте неприятных процедур (стрижка
волос, ногтей, уколы, горькие лекарства) если они являются для
ребёнка психически травмирующими. Подождите пока малыш
придёт в уравновешенное состояние. Будьте дома с ребёнком
особенно ласковыми и внимательными.
Если вы не выдерживаете режим дома, если у ребёнка
сформировались привычки, в этом случае, приведя ребёнка в
детский сад, сразу не следует менять режим, так же как и методику
кормления и укладывания спать. Ребёнок не может одновременно
справиться с ломкой всех сложившихся привычек, а это ухудшит
его состояние и снизит возможность хорошей адаптации.
Помните, что на привыкание ребенка к детскому саду может уйти
до полугода. Рассчитывайте свои силы, возможности, планы.
Убедитесь, что вашей семье детский сад необходим именно сейчас.
Ребенок отлично чувствует, когда родители сомневаются в
целесообразности садовского воспитания. Любые ваши колебания
ребенок использует для того, чтобы воспротивиться расставанию с
родителями. Легче и быстрее привыкают дети, у чьих родителей
нет выбора.
Ребенок привыкнет быстрее, если сможет построить отношения с
большим количеством детей и взрослых. Помогите ребенку в
этом. Познакомьтесь с другими родителями и детьми.
Поощряйте обращения вашего ребенка за помощью и поддержкой
к другим людям в вашем присутствии. Будьте снисходительны и
терпимы к другим. В присутствии ребенка избегайте
критических замечаний в адрес детского сада и его сотрудников.
Никогда не пугайте ребенка детским садом. Теперь вы проводите с
ним меньше времени, компенсируйте это качеством общения. Чаще
обнимайте ребенка, хвалите его.
В присутствии ребенка избегайте критических замечаний в адрес
детского сада и его сотрудников. Никогда не пугайте ребенка
детским садом!