Напоминание

Как исправить ошибки


Автор: Савичева Галина Ивановна
Должность: учитель математики
Учебное заведение: МБОУ "ВОШ №3 г. Пугачева Саратовской области"
Населённый пункт: г. Пугачев
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Как исправить ошибки
Раздел: полное образование





Назад




Как исправить ошибки.

Учитель математики ВОШ №3

г. Пугачева Савичева Г.И.

Математика учит преодолевать трудности и исправлять собственные ошибки.

Декарт

Работа над ошибками – одна из основных форм преодоления пробелов в знаниях и

умениях учащихся. Разбор ошибок полезен ещё потому, что, ознакомившись с какой-нибудь

ошибкой и проанализировав её, ученик в какой-то степени застраховывает себя от повторения

таких ошибок в будущем. Кроме того, работа над ошибками может служить хорошим средством

для запоминания точности определений, точности формулировок теорем, для применения

теоретического материала при выполнении заданий. В математике приходится учиться, в

основном, на собственных ошибках. Если ученик не ошибается, то он не учится.

На каждом уроке учитель сталкивается с различными видами ошибок, с необходимостью их

исправления. Чаще всего учитель торопится сам исправить ошибку, допущенную учеником,

иногда быстро стирает с доски то, что написано неправильно, или сам проговаривает

формулировку теоремы, правило. Такой подход экономит время на уроке, которого постоянно не

хватает. Но эта ошибка повторяется и у этого ученика и у других учеников. Правильно будет, если

учитель привлекает для этого учащихся. Для того, чтобы исправить ошибку, необходимо увидеть

ее, ученик должен хорошо знать теоретический материал и уметь применять его на практике.

При теоретическом опросе учащихся, я поступаю следующим образом: Если отвечающий

ученик допустил ошибку, я останавливаю его и обращаюсь к классу или спрашиваю самого

ученика, что бы он подумал правильно ли он сформулировал теорему. Например: «Если две

стороны и угол одного треугольника равны двум сторонам и углу другого треугольника, то такие

треугольники равны». Если ученик хорошо выучил теорему, он быстро исправит свою ошибку,

если ошибка допущена не случайно (ученик «вызубрил» формулировку теоремы, не понимает

суть сказанного), то исправлять ее приходится вместе с классом. Чтобы исправить ошибку

одноклассника, необходимо внимательно слушать его ответ. Ученик, который может исправить

ошибку, хорошо усвоил учебный материал и активно работает на уроке. Если ученики не смогли

исправить ошибку, тогда учитель сам проговаривает правильный ответ. В обоих случаях

показывает на рисунке правильный и неправильный варианты ответа.

Такая работа с основными понятиями даёт возможность успешно выполнить задание ОГЭ

«Анализ геометрических высказываний». Если такая работа проводится в системе, то учащиеся

хорошо запоминают определения, правила, теоремы. Сразу видят ошибки, понимают смысл

сказанного. Ни в коем случае нельзя снижать оценку ученикам за ошибки в процессе поиска.

Очень важно приучить их не бояться допускаемых ошибок. Ошибки, допускаемые учениками,

надо исправлять тактично, обоснованно, привлекая к этой работе самих учащихся.

При проверке домашних работ я выписываю все ошибки учащихся. В начале урока

выписываю их на доске, прошу учеников найти ошибки и исправить их. Не нужно специально

исправлять каждое ошибочное утверждение школьника. Лучше поставить это утверждение на

обсуждение всего класса и добиться осознанного исправления ошибки. Могу вместе с

неправильными заданиями написать правильное. Ребята начинают усердно искать ошибку, иногда

пытаются исправить что-то, многие ученики сразу видят, что ошибки нет и объясняют это с

помощью правил, определений, теорем.

Для исправления и предупреждения многих ошибок важно сформировать у школьников

навыки самоконтроля. Эти навыки состоят из двух частей: а) умения обнаружить ошибку; б)

умения её объяснить и исправить.

Например, при решении уравнения 4х + 2= 2х-6, ученик допускает ошибку:

4х+2х=2-6. В этом случае я прошу ученика отойти в сторону и внимательно посмотреть на

последнюю строчку. Я даже не говорю, что допущена ошибка. Сам ученик и ребята в классе уже

знают, что допущена ошибка. Ученики находят ошибку и говорят, где она допущена, как

правильно написать строчку уравнения 4х-2х=-2-6 и проговаривают правило, на которое допущена

ошибка. На это требуется время, которого так не хватает на уроке, но ошибка запоминается.

Ученики младших классов любят находить ошибки у одноклассников, а если учитель

допустил ошибку, то они очень рады. Это запомнится надолго, а материал хорошо изучен. В этом

случае ученики не только хорошо усваивают теоретический материал, но применяют его при

выполнении практических заданий.



В раздел образования