Формирование основ гражданственности и правовой культуры детей дошкольного возраста
Автор: Бадмаева Софья Валерьевна Должность: воспитатель Учебное заведение: МБДОУ детский сад № 84 Населённый пункт: город Иркутск Наименование материала: Статья Тема: Формирование основ гражданственности и правовой культуры детей дошкольного возраста Раздел: дошкольное образование
Статья: "Формирование основ гражданственности и правовой культуры у
детей старшего дошкольного возраста"
«Любовь к родному краю, родной речи начинается с малого — любви к своей
семье, к своему жилищу, к своему детскому саду. Постепенно расширяясь, эта
любовь переходит в любовь к родной стране, к ее истории, прошлому и
настоящему, ко всему человечеству»
Д.С. Лихачев
Воспитание гражданственности считалось одной из главных задач нашего
государства
и
общества
в
любые
периоды
истории.
Актуальность
данного
вопроса определяется тем огромным значением, которое играет гражданское
воспитание в социальном и духовном развитии человека. Гражданственность
выступает как составной элемент мировоззрения человека, его отношения к
родной стране, другим нациям и народам.
Повышение гражданско-правовой культуры личности приобретает в последнее
время особое значение. Стратегической целью социального развития нашей
страны является формирование гражданского общества и построение правового
государства. Усиление воспитательной функции образования, формирование
гражданственности,
трудолюбия,
нравственности,
уважения
к
правам
и
свободам
человека,
любви
к
Родине,
семье,
окружающей
природе
рассматриваются как одно из базовых направлений государственной политики в
области
образования.
Образовательный
процесс
предоставляет
прекрасные
возможности
для
постоянного
духовного
обогащения,
воспитания
любви
к
семье, стране, к окружающим[1, с. 38]
В
концепции
духовно-нравственного
развития
и
воспитания
личности
гражданина
России
определен
современный
национальный
воспитательный
идеал
–
это
высоконравственный,
творческий,
компетентный
гражданин
России,
принимающий
судьбу
Отечества
как
свою
личную,
осознающий
ответственность
за
настоящее
и
будущее
своей
страны,
укорененный
в
духовных и культурных традициях многонационального народа РФ.
Основная
цель
гражданского
воспитания
- воспитание
в
человеке
нравственных
идеалов
общества,
чувства
любви
к
Родине,
формирование
цивилизованного человека, способного обрести гражданскую позицию.
Основные ценности гражданского воспитания заключаются в том, что оно
формирует уважение к людям, терпимость к противоположной точке зрения,
учит
правилам
общественной
полемики.
Тем
самым
оно
способствует
цивилизованному
диалогу
в
обществе,
а
также
дает
каждому
гражданину
возможность участвовать в обсуждении и выработке важных для общества
решений.
В
настоящее
время
возникает
необходимость
более
глубоко
изучить
и
переосмыслить
потенциал
гражданского
воспитания
для
воспитанников
дошкольных образовательных учреждений с точки зрения его содержательной и
практической стороны. Отечественный и зарубежный опыт свидетельствует, что
формирование гражданских навыков, гражданской позиции, гражданственности
необходимо начинать еще в дошкольном возрасте, а также этот процесс должен
осуществляться
не
только
в
стенах
образовательных
учреждений,
но
и
в
домашних условиях.
Решение данной задачи в период дошкольного детства чрезвычайно значимо,
так как начинает формироваться самосознание ребенка, а в возрасте от 6 до 7
лет, как утверждают Ананьев Б. Г., Венгер А. А., Выготский Л. С., Люблинская
А.
А.,
Эльконин
Д.
Б.
и
другие,
идет
наиболее
интенсивное
личностное
развитие.
В
основе
гражданского
воспитания
лежит
развитие
нравственных
чувств.
Формирование
у
дошкольников
нравственных
чувств
на
основе
роста
о сознанно сти
и
устойчиво сти
эмоциональных
переживаний,
-
основополагающее
новообразование
для
детей
данного
возраста.
Чувства
становятся
для
старшего
дошкольника
центральной
линией,
определяющей
поступки, выражающей отношение ребенка к миру.
Представления,
как
основная
форма
знаний
дошкольников,
по
мнению
Люблинской А.А., на протяжении всего дошкольного возраста обогащаются,
наполняются
новым
содержанием.
У
старшего
дошкольника
могут
быть
сформированы
не
только
полноценные
представления,
но
и
простейшие
нравственные
понятия,
а
также
способность
к
анализу,
сравнению,
классификации, группировке знаний по определенным признакам.
Критериями
сформированности
основ
гражданственности
у
детей
старшего дошкольного возраста, по мнению Казаевой Е.А. являются:
- полнота представлений о Родине, гражданских правах, обязанностях, людях
разных национальностей;
-
сформированность
положительного
эмоционального
отношения
к
Родине,
потребности выполнять свои обязанности дома, в детском саду, испытывать
положительные чувства к представителям других национальностей;
- готовность ребенка действовать позитивно как по отношению к близким, так и
по
отношению
ко
всем
окружающим,
в
том
числе
представителям
других
национальностей [2, с.137]
В связи с развитием теории формирования основ гражданственности у
старших дошкольников есть необходимость в анализе ныне существующих
образовательных программ, согласно которым осуществляется педагогический
процесс
в
дошкольных
учреждениях.
Остановимся
более
подробно
на
некоторых из них.
В программе «Радуга», (под руководством Т.Н. Дороновой), одной из
задач педагога является обеспечение соблюдения прав каждого ребенка всеми
другими детьми и взрослыми
Программа «Детство» ( В. Логинова, Т. Бабаева, Н. Никитина) содержит
отдельный
блок
–
«Гуманное
отношение»,
цель
которого
–
воспитание
доброжелательного,
бережного,
заботливого
отношения
к
миру,
развитие
гуманных чувств и отношения к окружающему миру и другим людям
В программе «От рождения до школы» (под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С.
Комаровой, М. А. Васильевой) рассматривает формирование интереса к «малой
Родине»,
о
достопримечательностях,
культуре,
традициях
родного
края;
о
замечательных людях, прославивших свой край.
Формирование представление о том, что Российская Федерация (Россия)
— огромная многонациональная страна, что Москва — главный город, столица
нашей Родины [3,с.169]
Следовательно, можно подвести итог, чтовобразовательных программах
для дошкольных учреждений освещаются аспекты, связанные с гражданским
воспитанием,
такие
как
социально-личностное
и
социально-эмоциональное
развитие дошкольника, нравственное воспитание, развитие гуманных чувств,
воспитание дружелюбия и сотрудничества, формирование у ребенка чувства
принадлежности к определенной культуре, но отдельного блока или раздела по
гражданскому воспитанию не выделяется.
Основными
задачами
гражданского
воспитания
в
дошкольном
образовательном учреждении могут быть следующие:
создание
в
дошкольном
образовательном
учреждении
условий
для
повышения квалификации педагогов в сфере гражданского воспитания;
создание условий для организации взаимодействия семьи и дошкольного
образовательного
учреждения
по
вопросам
гражданского
воспитания
(вовлечения родителей в процесс воспитания гражданственности);
создание
условий
для
формирования
у
детей
гражданской
компетентности;
ознакомление детей в соответствующей их возрасту форме с основными
гражданскими
навыками
(социально-ценными
качествами
личности,
необходимыми для жизни в обществе) и их формирование;
воспитание
у
детей
уважительного
и
терпимого
отношения
к
людям
независимо от их происхождения, расовой и национальной принадлежности,
языка, пола, возраста, личностного и поведенческого своеобразия, в том числе
внешнего облика и физических недостатков [4. с. 117]
В
заключение
можно
подчеркнуть,
что
в
период
дошкольного
детства
закладываются важнейшие для гражданского самосознания показатели, такие
как добрые отношения с другими людьми, способность проявить заботу о
близких людях и сверстниках, уважение к правам и мнениям окружающих,
терпимость к различиям между людьми и другие. Таким образом, возрастает
роль дошкольных образовательных учреждений в становлении гражданского
общества.
Литература:
1.
Макарова, Т. Роль социального окружения ДОУ в патриотическом
воспитании старших дошкольников [Текст] // Дошкольное воспитание.—
2011.— №12.— с. 14–17.
2.
Марадудина, О.В.Правовое воспитание как компонент формирования
гражданственности у детей старшего дошкольного возраста [Текст] / О.В.
Марадудина, И.И.Гончарова // Молодой ученый.— 2015.— №13.— С. 658–
660.
3.
Марадудина, О.В.Воспитание гражданственности у детей старшего
дошкольного возраста посредством ознакомления с объектами культурно-
исторического наследия // Развитие социально-устойчивой инновационной
среды непрерывного педагогического образования: сборник материалов 2
Международной научно-практической конференции / Я.В.Макарчук.—
Абакан: Изд. ФГБОУ ВПО «ХГУ им. Н.Ф.Катанова», 2014.— 336 с.
4.
ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Основная общеобразовательная программа
дошкольного образования / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А.
Васильевой. - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010. - 304 с.