Напоминание

Формирование основ гражданственности и правовой культуры детей дошкольного возраста


Автор: Бадмаева Софья Валерьевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ детский сад № 84
Населённый пункт: город Иркутск
Наименование материала: Статья
Тема: Формирование основ гражданственности и правовой культуры детей дошкольного возраста
Раздел: дошкольное образование





Назад





Бадмаева Софья Валерьевна

Воспитатель

МБДОУ детский сад №84

Г. Иркутск 2016

Статья: "Формирование основ гражданственности и правовой культуры у

детей старшего дошкольного возраста"
«Любовь к родному краю, родной речи начинается с малого — любви к своей семье, к своему жилищу, к своему детскому саду. Постепенно расширяясь, эта любовь переходит в любовь к родной стране, к ее истории, прошлому и настоящему, ко всему человечеству» Д.С. Лихачев Воспитание гражданственности считалось одной из главных задач нашего государства и общества в любые периоды истории. Актуальность данного вопроса определяется тем огромным значением, которое играет гражданское воспитание в социальном и духовном развитии человека. Гражданственность выступает как составной элемент мировоззрения человека, его отношения к родной стране, другим нациям и народам. Повышение гражданско-правовой культуры личности приобретает в последнее время особое значение. Стратегической целью социального развития нашей страны является формирование гражданского общества и построение правового государства. Усиление воспитательной функции образования, формирование гражданственности, трудолюбия, нравственности, уважения к правам и свободам человека, любви к Родине, семье, окружающей природе рассматриваются как одно из базовых направлений государственной политики в области образования. Образовательный процесс предоставляет прекрасные возможности для постоянного духовного обогащения, воспитания любви к семье, стране, к окружающим[1, с. 38] В концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России определен современный национальный воспитательный идеал – это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях многонационального народа РФ. Основная цель гражданского воспитания
-
воспитание в человеке нравственных идеалов общества, чувства любви к Родине, формирование цивилизованного человека, способного обрести гражданскую позицию.
Основные ценности гражданского воспитания заключаются в том, что оно формирует уважение к людям, терпимость к противоположной точке зрения, учит правилам общественной полемики. Тем самым оно способствует цивилизованному диалогу в обществе, а также дает каждому гражданину возможность участвовать в обсуждении и выработке важных для общества решений. В настоящее время возникает необходимость более глубоко изучить и переосмыслить потенциал гражданского воспитания для воспитанников дошкольных образовательных учреждений с точки зрения его содержательной и практической стороны. Отечественный и зарубежный опыт свидетельствует, что формирование гражданских навыков, гражданской позиции, гражданственности необходимо начинать еще в дошкольном возрасте, а также этот процесс должен осуществляться не только в стенах образовательных учреждений, но и в домашних условиях. Решение данной задачи в период дошкольного детства чрезвычайно значимо, так как начинает формироваться самосознание ребенка, а в возрасте от 6 до 7 лет, как утверждают Ананьев Б. Г., Венгер А. А., Выготский Л. С., Люблинская А. А., Эльконин Д. Б. и другие, идет наиболее интенсивное личностное развитие. В основе гражданского воспитания лежит развитие нравственных чувств. Формирование у дошкольников нравственных чувств на основе роста о сознанно сти и устойчиво сти эмоциональных переживаний, - основополагающее новообразование для детей данного возраста. Чувства становятся для старшего дошкольника центральной линией, определяющей поступки, выражающей отношение ребенка к миру. Представления, как основная форма знаний дошкольников, по мнению Люблинской А.А., на протяжении всего дошкольного возраста обогащаются, наполняются новым содержанием. У старшего дошкольника могут быть сформированы не только полноценные представления, но и простейшие нравственные понятия, а также способность к анализу, сравнению, классификации, группировке знаний по определенным признакам. Критериями сформированности основ гражданственности у детей старшего дошкольного возраста, по мнению Казаевой Е.А. являются: - полнота представлений о Родине, гражданских правах, обязанностях, людях разных национальностей; - сформированность положительного эмоционального отношения к Родине, потребности выполнять свои обязанности дома, в детском саду, испытывать положительные чувства к представителям других национальностей;
- готовность ребенка действовать позитивно как по отношению к близким, так и по отношению ко всем окружающим, в том числе представителям других национальностей [2, с.137] В связи с развитием теории формирования основ гражданственности у старших дошкольников есть необходимость в анализе ныне существующих образовательных программ, согласно которым осуществляется педагогический процесс в дошкольных учреждениях. Остановимся более подробно на некоторых из них. В программе «Радуга», (под руководством Т.Н. Дороновой), одной из задач педагога является обеспечение соблюдения прав каждого ребенка всеми другими детьми и взрослыми Программа «Детство» ( В. Логинова, Т. Бабаева, Н. Никитина) содержит отдельный блок – «Гуманное отношение», цель которого – воспитание доброжелательного, бережного, заботливого отношения к миру, развитие гуманных чувств и отношения к окружающему миру и другим людям В программе «От рождения до школы» (под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой) рассматривает формирование интереса к «малой Родине», о достопримечательностях, культуре, традициях родного края; о замечательных людях, прославивших свой край. Формирование представление о том, что Российская Федерация (Россия) — огромная многонациональная страна, что Москва — главный город, столица нашей Родины [3,с.169] Следовательно, можно подвести итог, чтовобразовательных программах для дошкольных учреждений освещаются аспекты, связанные с гражданским воспитанием, такие как социально-личностное и социально-эмоциональное развитие дошкольника, нравственное воспитание, развитие гуманных чувств, воспитание дружелюбия и сотрудничества, формирование у ребенка чувства принадлежности к определенной культуре, но отдельного блока или раздела по гражданскому воспитанию не выделяется. Основными задачами гражданского воспитания в дошкольном образовательном учреждении могут быть следующие:  создание в дошкольном образовательном учреждении условий для повышения квалификации педагогов в сфере гражданского воспитания;  создание условий для организации взаимодействия семьи и дошкольного образовательного учреждения по вопросам гражданского воспитания (вовлечения родителей в процесс воспитания гражданственности);
 создание условий для формирования у детей гражданской компетентности;  ознакомление детей в соответствующей их возрасту форме с основными гражданскими навыками (социально-ценными качествами личности, необходимыми для жизни в обществе) и их формирование;  воспитание у детей уважительного и терпимого отношения к людям независимо от их происхождения, расовой и национальной принадлежности, языка, пола, возраста, личностного и поведенческого своеобразия, в том числе внешнего облика и физических недостатков [4. с. 117] В заключение можно подчеркнуть, что в период дошкольного детства закладываются важнейшие для гражданского самосознания показатели, такие как добрые отношения с другими людьми, способность проявить заботу о близких людях и сверстниках, уважение к правам и мнениям окружающих, терпимость к различиям между людьми и другие. Таким образом, возрастает роль дошкольных образовательных учреждений в становлении гражданского общества. Литература: 1. Макарова, Т. Роль социального окружения ДОУ в патриотическом воспитании старших дошкольников [Текст] // Дошкольное воспитание.— 2011.— №12.— с. 14–17. 2. Марадудина, О.В.Правовое воспитание как компонент формирования гражданственности у детей старшего дошкольного возраста [Текст] / О.В. Марадудина, И.И.Гончарова // Молодой ученый.— 2015.— №13.— С. 658– 660. 3. Марадудина, О.В.Воспитание гражданственности у детей старшего дошкольного возраста посредством ознакомления с объектами культурно- исторического наследия // Развитие социально-устойчивой инновационной среды непрерывного педагогического образования: сборник материалов 2 Международной научно-практической конференции / Я.В.Макарчук.— Абакан: Изд. ФГБОУ ВПО «ХГУ им. Н.Ф.Катанова», 2014.— 336 с. 4. ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010. - 304 с.


В раздел образования