Автор: Титова Марина Анатольевна
Должность: учитель музыки и изо
Учебное заведение: МОУ "Волоколамская школа-интернат основного общего образования"
Населённый пункт: г.Волоколамск
Наименование материала: разработка урока в 5 классе "Колокола в истории России. Колокольность в музыке и изобразительном искусстве."
Тема: "Колокола в истории России. Колокольность в музыке и изобразительном искусстве."
Раздел: среднее образование
«
-
»
МОУ ВОЛОКОЛАМСКАЯ ШКОЛА ИНТЕРНАТ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
5
.
Разработка урока по музыке
класс
«
.
Колокола в истории России
Колокольность в музыке и
.»
изобразительном искусстве
Титова Марина Анатольевна
2019г.
Цель: Дать представление о колокольном звоне как явлении музыкального
искусства.
Задачи:
Способствовать созданию условий для знакомства с колокольными звонами,
как ярком явлении русской православной культуры, с произведениями
живописи, архитектуры и музыки, отражающих значимость этого явления;
Путём исследования определить, какой след оставили колокольные звоны в
русском искусстве;
Познакомить с термином «имитация» и возможностью имитировать звучание
одних музыкальных инструментов другими.
Содействовать развитию эмоционального восприятия колокольных звонов.
Воспитывать бережное отношение к памятникам отечественной культуры,
почитание традиций русского народа, эстетический вкус.
Личностные УУД: понимание значение духовной музыки и колокольных
звонов для русского человека, знакомство с национальными и историческими
традициями и обычаями.
Познавательные УУД: Умение работать с учебно-методическим комплектом
(учебник, творческая тетрадь), понимать специальные слова, обозначающие
звучание колокольных звонов.
Регулятивные УУД: установить связь музыки с жизнью и изобразительным
искусством через картины художников, подбирать слова, отражающие содержание
музыкальных произведений, работа с разворотом урока в учебнике, с текстом
песни.
Коммуникативные УУД: участие в исполнении в ансамбле с учителем
музыкальных произведений, передавать в собственном исполнении различные
музыкальные образы, владеть умениями совместной деятельности.
Тип урока: Расширение и углубление знаний.
Музыкальный материал:
1.
Колокольные звоны
2.
С.В.Рахманинов Сюита №1 для 2-х фортепиано, 4 часть «Светлый праздник»
3.
М.П.Мусоргский опера «БорисГодунов» пролог.
4.
Е. Крылатов-Ю. Энтин «Песня о колоколах» из х/ф «Приключения
Электроника».
Оборудование: компьютер, фортепиано, портреты композиторов и картины
художников.
Ход урока
1.Организационный момент.
Музыкальное приветствие:
2.Мотивация учебной деятельности.
(звучит запись звучания курантов)
Учитель:
• Знакомы ли вам эти звуки?
• С чем они ассоциируются у вас?
Наш сегодняшний урок будет посвящён этому замечательному явлению –
колокольному звону. А можно ли назвать колокол музыкальным инструментом?
Почему?
Ответы учеников: Да, можно.На них играют звонари.
3. Объявление темы и задач урока.
Учитель: Как вы думаете, о чем же мы с вами будем сегодня говорить? ( Дети: О
колокольности в музыке).
Учитель: Правильно. Только о «Колокольности в музыке и изобразительном
искусстве».
Колокола!
Ваш звучный звон – Язык земли, меня вскормившей.
Живёт в вас радость, клич и стон,
Как отголосок жизни бывшей. Колокола – Руси венец,
Червоным золотом горящий,
Ваш звон – связующая нить
Меж будущим и настоящим.Г.Голуб
Наша задача сегодня исследовать, где и когда звучали колокола, какое место
колокола занимают в русской культуре. Для этого нужно собрать необходимые
доказательства.
4.Актуализация знаний.
Учитель:«Первое упоминание о колоколах встречается в Х веке. На протяжении
многих веков сопровождали они своим звоном жизнь христиан: возвещали время
труда и отдыха, время бодрствования и сна, время веселья и скорби».
«Царь-колокол. Он находится в Москве на территории Кремля как памятник».
«Некоторые ученые считают, что название «колокол» произошло от греческого
«калкун» — в переводе на русский «било». Однако существуют и другие версии.
Слово «колокол» — от нашего старинного славянского слова «коло»,
обозначающего круг.
Било – это брус или доска, по которым ударяли специальными деревянными
палками. Изготавливали била из клена, бука, ясеня, которые придавали звучанию
особенную мелодичность.
Клепало изготавливалось в виде доски или коромысла, что своей дугообразной
формой должно было символизировать небесный свод, а звук его уподоблялся
грому небесному.
Колокола появились только в конце X века. На Русь колокола пришли издалека,
церковные колокола даже звались на итальянский манер кампанами, но сразу стали
явлением самобытным, символом державы и мощи духа русского человека. Первое
летописное упоминание о колоколах на Руси, относится к 988 г.»
5. Слушание музыки. Колокольные звоны.
Учитель:Колокола называют русским чудом. Колокольные звоны – это голос нашей
Родины. В твоем городе есть церковь, а ты слышала звон её колоколов?Одинаково
ли они звучат?
Давайте послушаем, какой голос бывает у колоколов. Что ты почувствуешь в
звучании этих колоколов?
Благовест – это размеренные удары в один большой колокол. Этим звоном
верующим возвещается благая весть о начале Богослужения в храме.
Трезвон – праздничный радостный звон во все колокола. Совершается в
праздничные дни, в торжественные моменты богослужения, а так же во время
крестного хода.
Набат - оповещение или тревожный сигнал для сбора народа, подаваемый обычно
ударами в колокол.
Перебор – медленный звон поочередно в колокола по одному разу в каждый
колокол, начиная с самого маленького и кончая наибольшим.
Перезвон – перебор колоколов от самого большого колокола до самого маленького.
Аудиозапись:Благовест Перебор Перезвон Трезвон Набат
Дети в тетрадях должны правильно провести стрелочки к каждому прослушанному
колокольному звону.
Обращение русских композиторов к колокольному звону.
Учитель:К колокольному звону как к богатейшему музыкальному материалу
обращались многие русские композиторы: М. Глинка и М. Мусоргский, П.
Чайковский и А. Бородин, Н. Римский-Корсаков и А. Скрябин, А. Глазунов и И.
Стравинский.
В честь светлого праздника Пасхи ещё в начале ХХ века русский композитор Сергей
Васильевич Рахманинов написал сюиту из 4 частей, одна из которых называется
«Светлый праздник». Навеяна она ему воспоминаниями детства и связана с
четырьмя нотами, вызванивавшимися большими колоколами Новгороского
Софийского собора.
Давайте послушаем эту музыку.
- Какие инструменты звучали в этом эпизоде? (Ответы детей: фортепиано)
Учитель:В данном произведении посредством фортепиано было передано
звучание колоколов. Это явление в музыке называется ИМИТАЦИЯ - передача
звучания одного инструмента другим. Запишите это новое слово у себя в
музыкальном словаре.
6.Закрепление нового материала. Сопоставление музыки и произведений
изобразительного искусства
Учитель:А теперь я предлагаю выполнить творческое задание с целью закрепления
новых знаний:
Рассмотрим репродукции картин русского художника Исаака Левитана «Тихая
обитель», «Над вечным покоем», «Вечерний звон».
- Как ты думаешь, можно ли эти картины сопоставить с сюитой С.Рахманинова?
-Какая тема объединяет эти картины? (Церкви с колоколами)
-Какие чувства у тебя они вызвали? (Спокойствие, умиротворение)
Учащиеся , определяют характер мелодии, регистр, лад, динамику, тембры
инструментов, сравнивают с картинами Левитана.
М.П.Мусоргский в своей опере «Борис Годунов тоже использует прием
колокольного звона. Опера начинается с пролога, где на большой площади собрался
народ, чтобы увидеть коронацию Бориса Годунова-жестокого и безжалостного царя.
Послушайте, как звучит колокольный звон в этом произведении и сравните его с
сюитой С.Рахманинова.
Слушаем отрывок из оперы «Борис Годунов».Сравниваем.
Подходят ли картины Левитана к опере? (Ответы детей: Нет, потому, что в картинах
Левитана краски спокойные, теплые, а в опере колокола звучат напряженно, грозно).
Колокола изображали не только художники, композиторы. О колоколах даже
написаны песни. С одной из них мы сегодня и познакомимся.
7.Исполнение песни
Исполняют вместе с учителем «Песню о колоколах»
8.Подведение итогов.
Учитель:Какое значение имели колокольные звоны в жизни русского народа?
(Дети: Колокола были средством общения с народом, извещали о смене дня и ночи,
празднике и скорби
.
Сообщали о болезни, о пожаре, о начале войны, смене царя).
Что вы нового узнали о колоколах?
С какими разновидностями колокольного звона мы сегодня на уроке
познакомились?
Музыка каких отечественных композиторов звучала сегодня на уроке?
Каким образом история колокольных звонов отразилась в русской культуре?
Ответы учащихся:
Колокола были средством общения с народом, извещали о смене дня и ночи,
празднике и скорби
Сигнализировали о пожаре, о начале войны, смене царя
Россия – страна колоколов. Музыка звонов нравилась людям.
Зодчими строились храмы с колокольнями
Художники рисовали картины с образом колоколов или воздействия, оказывающего
ими на людей
Поэты и писатели сочиняли стихи и рассказы
Композиторы С.Рахманинов, М.Мусоргский, П.Чайковский писали произведения о
колокольных звонах, отражая собственное восприятие музыки.
9.Рефлексия
Давайте и мы с вами попробуем изобразить колокольный звон.
Учитель раздает колокольчики детям. (Звоним : трезвон, перезвон, набат)
10.Итоговое слово учителя
Говорят: икона – молитва в красках, храм – молитва в камне, колокол – молитва в
звуке. Ребята, когда будете проходить возле церкви, обязательно остановитесь и
послушайте колокольный звон. Пусть он принесет благодать вашей душе.