Автор: Аксенова Анна Анатольевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБ ДОУ " Детский сад №125"
Населённый пункт: Новокузнецк, Кемеровская область
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Разработка индивидуального образовательного маршрута воспитанника в практике работы воспитателя ДОУ"
Раздел: дошкольное образование
Разработка индивидуального образовательного маршрута
воспитанника в практике работы воспитателя ДОУ
Аксенова Анна Анатольевна, воспитатель
МБ ДОУ «Детский сад №125, г. Новокузнецк
Среди ведущих методологических принципов, на которых должно строиться
Российское
образование
21
века,
важное
место
занимает
принцип
индивидуализации.
Развиваясь, юный человек действует, но не без проблем. Как только возникает
желание приобщиться к чему-то у самого ребенка, и у него возникают трудности -
вступает в силу педагогическая поддержка. Таким образом, педагогическая
поддержка выступает как необходимый элемент образовательной деятельности.
Создание в детском саду условий, способствующих позитивной социализации
дошкольников, их социально – личностного развития, которое неразрывно связано
с
общими
процессами
интеллектуального,
эмоционального,
эстетического,
физического и других видов развития личности ребенка.
В
широком
смысле
индивидуализация
образования
предполагает
переориентацию
его
на
личность,
на
неповторимую
индивидуальность
воспитанника.
В
практике
процесс
обучения
и
воспитания
в
основном
ориентируется на средний уровень развития ребенка, поэтому не каждый
воспитанник может в полной мере реализовать свои потенциальные возможности,
а тем более ребенок, имеющий определенные трудности в обучении, общении и
т.п. Это ставит перед педагогом образовательного учреждения задачу на создание
оптимальных условий для реализации потенциальных возможностей каждого
воспитанника. Одним из решений в данной ситуации является составление и
реализация индивидуального образовательного маршрута (ИОМ).
Индивидуализация обучения, воспитания и коррекции, прежде всего, на
преодоление несоответствия между уровнем, который задает образовательная
программа данной ступени, и реальными возможностями каждого воспитанника
исходя из его особенностей.
При разработке индивидуального маршрута дошкольника, мы опираемся на
следующие принципы:
Принцип опоры на обучаемость ребенка.
Принцип соотнесения уровня актуального развития и зоны
ближайшего развития. Соблюдение данного принципа предполагает выявление
потенциальных
способностей
к
усвоению
новых
знаний,
как
базовой
характеристики,
определяющей
проектирование
индивидуальной
траектории
развития ребенка.
Принцип соблюдения интересов ребенка. Л.М. Шипицина называет
его «на стороне ребенка». Причиной любой проблемной ситуации развития ребенка
выступает как сам ребенок, так и его социальное окружение. В сложных ситуациях
требуется объективный анализа проблемы, учет жизненного опыта взрослых, их
многочисленных возможностей независимой самореализации, учет множества
социальных структур и организаций. А на стороне ребенка часто бывает только он
сам. Специалист системы сопровождения призван решить каждую проблемную
ситуацию с максимальной пользой для ребенка.
Принцип тесного взаимодействия и согласованности работы
«команды» специалистов, в ходе изучения ребенка (явления, ситуации).
Принцип непрерывности, когда ребенку гарантировано непрерывное
сопровождение на всех этапах помощи в решении проблемы. Специалист
сопровождения прекратит поддержку ребенка только тогда, когда проблема будет
решена или подход к решению будет очевиден.
Принцип
отказа
от
усредненного
нормирования. Реализация
данного принципа - это опора предполагает избегание прямого оценочного подхода
при диагностическом обследовании уровня развития ребенка, ведущего в своем
предельном выражении к стремлению «навешивать ярлыки», понимание того, что
есть норма. «Нормы - это не среднее, что есть (или стандартное, что необходимо), а
то, что лучшее, что возможно в конкретном возрасте для конкретного ребенка при
соответствующих условиях. Одна из важнейших задач специалистов, реализующих
идеологию психолого-педагогического сопровождения индивидуального развития
ребенка, состоит в том, чтобы эти условия определить, а при необходимости и
создать» (В.И. Слободчиков).
Принцип опоры на детскую субкультуру. Каждый ребенок, обогащая себя
традициями,
нормами
и
способами,
выработанными
детским
сообществом,
проживает полноценный детский опыт.
Примерная программа составления психолого-педагогического представления
на дошкольника:
В разделе «Общие сведения о ребенке» следует указать, откуда поступил (из
семьи, из другого ДОУ), были ли длительные перерывы в посещении дошкольного
учреждения, по каким причинам. Оценка адаптации ребенка в группе: хорошая;
удовлетворительная; недостаточная; плохая; иное.
В разделе «Характеристика семьи» необходимо предоставить сведения о
родителях. Заполнить подразделы:
• Состав семьи: полная, неполная, многодетная, наличие братьев и сестер.
• Тип семьи:
а) благополучная (родители морально устойчивы, владеют культурой воспитания);
б) неблагополучная (педагогически некомпетентная: отсутствует единство
требований родителей, ребенок безнадзорен, с ним жестоко обращаются,
систематически наказывают, плохо осведомлены о его интересах, поведении в
детском саду);
в) нравственно неблагополучная семья (родители ведут аморальный образ жизни,
пьянство, тунеядство, имеют судимость, воспитанием детей не занимаются);
г) конфликтная семья (в семье неблагополучная эмоциональная атмосфера,
конфликты, родители раздражительны, жестоки, нетерпимы).
• Кто занимается воспитанием ребенка: мать, отец, бабушка, другие.
• Характер взаимоотношений родителей с ребенком:
а) семейный диктат (систематическое подавление инициативы и собственного
достоинства ребенка);
б) чрезмерная опека (удовлетворение всех потребностей ребенка, ограждение от
трудностей, забот, усилий);
в) попустительство (уклонение от активного участия в воспитании ребенка,
пассивность, признание полной автономии ребенка)
г) сотрудничество (отношение взаимного уважения, совместное переживание радости
и горя).
В разделе «Особенности внешнего вида ребенка», кратко отметить: осанку,
походку, жесты, мимику, наличие слюнотечения и т.д.
В разделе «Соматическое здоровье» указать группу здоровья; как часто болеет, и
какими заболеваниями; аппетит, характеристика дневного сна; страдает ли ребенок
энурезом и (или) энкопрезом и т.д.
В разделе «Особенности моторной сферы» описывать по данным «Представления».
Общая моторика: норма, незначительно нарушены координация, темп, ритм
движения, моторно неловок.
Ручная моторика: норма (сохранность функции), недостаточность мелкой
моторики, моторная ограниченность, объем движений (полный, неполный, строго
ограничен), темп (норма, быстрый, медленный), переключаемость (точная, неточная),
координация (норма, незначительные нарушения, нарушена, неполная).
Ведущая рука: левша, амбидекстер, правша.
В разделе «Характеристика познавательной сферы ребенка»
дать характеристику психическим процессам:
Характеристика внимания: во время занятий не может быть внимательным и
длительно на чем-то сосредоточиться; постоянно отвлекается; способен длительно
сосредотачиваться на каком-либо деле старателен и аккуратен в выполнении заданий;
какое внимание преобладает - произвольное, непроизвольное, другое.
Характеристика памяти: медленно запоминает и быстро забывает, быстро
запоминает и быстро забывает, тяжело дается заучивание стихотворений,
пересказывая содержание сказки, рассказа, привносит вымышленные заимствования
(то чего нет в тексте), концентрируется на второстепенных объектах, не улавливая
главной мысли содержания, преобладающий вид памяти: зрительная, слуховая.
Характеристика мышления: плохо понимает суть пространственных отношений
(слева, справа, впереди, сзади, вверху, внизу, из, под, над и т.д.; (не) осуществляет
простейшие классификации по образцу или слову по разным основаниям (кто, где
живет? Кто летает, а кто бегает? и т.д.; (не) подбирает обобщающее слово к ряду
предметов (картинок) в рамках программного материала (к 6 годам - посуда, мебель,
одежда, обувь, головные уборы, игрушки, транспорт, цветы, деревья, грибы, птицы,
домашние и дикие животные, овощи, фрукты, ягоды, насекомые, инструменты; (не)
умеет устанавливать простейшие причинно-следственные связи (на улице снег - зима)
(не) понимает содержание сюжетных рядов и картин, (не) выделяет главное в
воспринимаемой информации (не) выполняет счетные операции; сформированность
временных представлений в рамках программного материала (знание частей суток,
дней недели, времен года, их последовательности, явлений природы (определение по
картинке называние по признакам) (не) понимает смысл предлагаемых заданий.
В разделе «Состояние знаний ребенка по разделам программы»
описать знания ребенка об окружающем, математические навыки, навыки
рисования, какие затруднения испытывает в обучении.
Запас общих сведений об окружающем:
называет (не) называет свое имя,
возраст, имена родителей, домашний адрес, времена года обозначает словом
(затрудняется); признаки времен года называет (затрудняется) не знает; знания
о животном и растительном мире соответствуют программным требованиям,
недостаточны.
Сформированность навыков рисования:
(дом, дерево, человек и др.), лепки
(скатать шарик, брусок из пластилина и др.)
Сформированность элементарных математических представлений:
Количество и счет:
((не) дифференцирует понятия «один-много», (не) владеет
количественным (порядковым) счетом в пределах…, (не)знает цифры от 1
до…, (не)соотносит цифру с соответствующим количеством предметов,
(не)сравнивает множества по количеству входящих в них элементов без счета
(наложением, приложением, графическим соотнесением) или опосредованно
(через счет), (не) знает элементы знаковой символики (<, >, +, - ,=), (не)владеет
составом числа …, (не) решает примеры в пределах…, (не) решает задачи на
наглядном материале.
Восприятие цвета: представление о цвете отсутствует, различает цвета, узнает
и называет основные цвета, группирует предметы по цвету.
Восприятие формы: не имеет представления о форме, группирует
геометрические фигуры, выделяет по слову геометрические фигуры, различает
и называет геометрические фигуры (плоские и объемные), соотносит форму
предмета с геометрической формой, группирует предметы по форме.
Временные представления:
временные представления не сформированы,
ориентируется во времени суток, последовательно называет дни недели, знает
названия месяцев года, определяет и называет время года.
Пространственные представления:
пространственные представления не
сформированы, выполняет движение в указанном направлении по словесной
инструкции, определяет положение в пространстве по отношению к себе
(слева, справа, впереди, сзади), использует в речи слова, определяющие
положение предмета в пространстве.
Отношение к занятиям: не способен контролировать свою деятельность, не
доводит дело до конца, мешает педагогу, детям, быстро истощаем, работает
медленно и неравномерно, темп деятельности быстрый, но деятельность «хаотична
и бестолкова»); принимает ли помощь и какую: (словесную, практическую,
стимулирующую, направляющую, организующую, обучающую); как преодолевает
затруднения, возникающие в процессе деятельности: (не) стремится преодолеть,
бросает работу, подглядывает за другими, плачет, переживает и нервничает,
обращается к воспитателю, детям за помощью, самостоятельно ищет выход.
Характеристика речи ребенка:
Звуковая сторона речи: охарактеризовать особенности звукопроизношения: в
пределах возрастной нормы, фонетический строй речи сформирован недостаточно,
изолированно все звуки произносит правильно, но при увеличении речевой нагрузки
наблюдается общая смазанность речи, фонематические дефекты звукопроизношения
(пропуск, искажения), фонологические дефекты (замены, смешения); особенности
фонематического слуха: сохранный, развит недостаточно, нарушен.
Словарь: указать: норма (словарный запас достаточный, соответствует возрастной
норме), в пределах обихода, резко ограничен; в какой мере: резко ограничен,
несколько ограничен, без видимых ограничений; за счет каких слов (частей речи)
ограничен; слоговая структура слова не нарушена, негрубые дефекты слоговой
структуры слова, слоговая структура нарушена, (не)нарушает структуру
многосложных слов.
Грамматический строй речи: сформирован, сформирован недостаточно, не
сформирован; особенности словоизменения, словообразования: сформированы,
соответствуют возрастной норме, в стадии формирования, не сформированы.
Отразить сформированность следующих умений: образование множественного и
единственного числа существительных и глаголов, уменьшительно-ласкательных
форм существительных, умение согласовывать прилагательные с
существительными, числительные с существительными.
Связная речь: соответствует возрастной норме, в стадии формирования, требует
дальнейшего развития, не сформирована; характер предложений (простые, сложные,
распространенные, малораспространенные, нераспространенные, неполные), умение
отвечать на вопросы взрослых односложно или полной фразой, умение строить
предложения по демонстрации, действий по картинке,умение составить рассказ по
предметной, сюжетной картинке, по серии сюжетных картинок, пересказать сказку,
рассказ, рассказать стихотворение; возможность диалога.
Характеристика деятельности:
Навыки самообслуживания: может ли самостоятельно пользоваться туалетными
принадлежностями, умываться, мыть руки, расчесывать волосы; может ли
самостоятельно одеться, раздеться, обуться, застегнуться, завязать и развязать
шнурки; может ли самостоятельно есть, пить, пользоваться ложкой, вилкой; умет ли
убирать свои вещи и постель.
Игровая деятельность: безразличие или интерес к игрушкам, любимые игры,
понимает ли правила игры, выполняет ли их, вносит ли изменения в содержание
игры, доступность воображаемой ситуации, роль в коллективной игре, поведение в
конфликтной ситуации, отражает ли свой опыт в игре, (не) умеет поддерживать игру.
Конструктивная и графическая деятельность: умеет ли правильно собрать матрешку,
пирамидку, сложить по образцу простые фигуры из счетных палочек, выполнить
постройки из кубиков
Основные
трудности,
отмечаемые
в
общении: трудностей
нет;
не
умеет
поддерживать игру; предпочитает быть в одиночестве; плачет, малоконтактен со
взрослыми, детьми; конфликтен; иное.
Личностные особенности: адекватность эмоциональных реакций, активность или
пассивность в различных видах деятельности, наличие или отсутствие инициативы,
уступчивость, раздражительность, пассивность в процессе общения с детьми и
взрослыми; застенчивость, капризность, плаксивость, апатия, навязчивость, робость;
преобладающее
настроение;
поведение:
спокойное,
адекватное
ситуации,
беспокойное;
нравственные
качества:
адекватность
отношений
к
родным,
сверстникам, другим людям, чувство привязанности, любви, добра, склонность
прийти на помощь или вредить, обижать других, агрессивность, лживость и т.д.,
умение
подчиняться
требованиям
взрослых,
аккуратность,
чистоплотность,
адекватность эмоциональной реакции на одобрение и порицание.
Особенности эмоционально-волевой сферы: преобладающее настроение (мрачность,
подавленность, злобность, агрессивность, замкнутость, негативизм, эйфорическая
жизнерадостность),
тревожный,
возбудимый,
неуверенный,
импульсивный,
стеснительный,
доброжелательный,
спокоен,
уравновешен,
двигательно
-
расторможен, испытывает страх перед возможностью неудачи, эмоционально
пассивен, внушаем, эмоциональные реакции адекватны, наличие аффективных
вспышек, склонность к отказным реакциям, гневу; общее оживление при выполнении
задания (двигательное, эмоциональное), успокаивается сам (а), по просьбе взрослого,
при переключении на другую деятельность, наличие фобических реакций (страх
темноты,
замкнутого
пространства,
одиночества
и
др.);
наличие
смелости,
решительности, настойчивости, способности сдерживать себя; активность или
пассивность в разных видах деятельности; наличие или отсутствие инициативы,
уступчивость, раздражительность, пассивность в процессе общения с людьми;
застенчивость, капризность.
В разделе «Дополнительные особенности развития ребенка» можно отметить, к
какому виду деятельности замечены склонности, проявление творческих
способностей. Причины отставания в развитии. Положительные и отрицательные
качества ребенка.
Диагностика индивидуальных особенностей детей:
Беседа и анкетирование родителей
Знания родителей активно используются для определения интересов ребенка,
особенностей его поведения, развития навыков самообслуживания, речи,
интеллектуальных и социальных умений. Основная цель беседы – установить контакт
с родителями, познакомиться с ребенком, познакомить родителей с детским садом и
определить основные направления сотрудничества.
Диагностика развития ребенка:
Диагностика ребенка проводится специалистами детского сада.
Каждый специалист обращает внимание на свою область. Психолог – уровень
психического развития, особенности взаимодействия с детьми и взрослыми,
эмоциональность, скорость психических реакций, адаптация в новой обстановке.
Наблюдение за поведением в группе:
На протяжении периода адаптации и всего времени присутствия ребенка в ДОУ
воспитатель и специалисты наблюдают за ребенком в разных ситуациях, определяя
уровень сформированности навыков самообслуживания, особенности контакта с
другими детьми и взрослыми, навыки продуктивной деятельности, развитие
двигательных и речевых навыков, познавательной сферы, проявление
самостоятельности и активности, сферу интересов и др.
Можно использовать следующие техники наблюдений : регистрация эпизодов,
дневниковые заметки, карты - наблюдений, журнал наблюдений, видеонаблюдение.
Методы, используемые в работе:
Беседы, игры, занятия, чтение художественной литературы, этюды,
направленные на знакомство с различными эмоциями и чувствами, с
«волшебными» средствами понимания;
Игры, упражнения и тренинги, способствующие развитию эмоционально-
личностной и поведенческой сфер (развитие коммуникативных навыков и
улучшение взаимоотношений с окружающими, снятие страхов и повышение
уверенности в себе, снижение агрессии и ослабление негативных эмоций)
Занятия, игры и упражнения на развитие психических процессов, (памяти,
внимания, восприятия, мышления, воображения);
Приемы арт - терапии (куклотерапия, изотерапия, сказкотерапия);
Релаксационные психогимнастические упражнения (расслабление мышц
лица, шеи, туловища, рук, ног и т.д.)
Особенности работы воспитателя по созданию индивидуального маршрута
ребенка
1 этап. Выбор:
Коллегиальное решение для работы по построению индивидуального маршрута
развития;
2 этап. Наблюдение:
• Наблюдение за ребенком в организованной взрослым деятельности;
• Наблюдение за ребенком в свободной деятельности;
• Беседа о склонностях и предпочтениях ребенка с педагогами;
• Беседа о склонностях и предпочтениях ребенка с родителями;
3 этап. Диагностика:
• Определение «проблемных» и «успешных» зон развития (углубленное
диагностическое обследование)
• Построение маршрута с ориентированием на зону ближайшего развития ребенка
• Подбор методик, определение методов и приемов работы
4 этап. Работа:
• Подбор индивидуальных заданий
• Связь с родителями и педагогами
• Домашние задания
• Корректировка задач, методов работы с ребенком
5 этап. Контроль:
• Итоговая диагностика
• Представление работ ребенка на мероприятиях ДОУ
ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩИЙ МАРШРУТ
ДЛЯ ДЕТЕЙ (3-5 ЛЕТ)
Цель: Усвоение сенсорных эталонов дошкольниками.
Задачи:
•
Развитие восприятия цвета предметов.
•
Развитие восприятия формы предметов
•
Развитие восприятия величины предметов.
•
Развитие ориентировки в пространстве
•
Развитие целостного образа предмета.
Адресат:
_______________________________________________________________________
_______________________________________________________________________
Содержание:
•
Развитие общей и мелкой моторики.
•
Уточнение представлений о форме, величине и цвете предметов.
•
Упражнения в соотнесении предметных картинок с предъявленными эталонами.
•
Активизация в речи слов, обозначающих сенсорные эталоны.
Организация
занятий:_______________________________________________________________
_______________________________________________________________________
Опорный источник:
Лебедева А.Н. «Развитие сенсомоторики детей дошкольного возраста»
Венгер Л.А., Пилюгина Э.Г.;Венгер Н.Б. «Воспитание сенсорной культуры
ребенка»
Тематический план занятий
Тема
Содержание
Определение формы
предметов
1. Упражнения по развитию моторики:
•
Дыхательные упражнения
•
Стимулирующие упражнения
•
Упражнения для развития тактильной чувствительности
2.Работа по теме: Игра «Кто быстрее найдет предмет
указанной формы»; Назвать модели геометрических
фигур; «Какой формы данный предмет»
3 .Физминутка:
4.Работа в тетради: Обвести шаблоны геометрических
фигур и рядом нарисовать предметы соответствующей
формы
Геометрические
фигуры
1. Упражнения по развитию моторики:
•
Дыхательное упражнение
•
Самомассаж кистей и пальцев рук, выполнение
различных фигурок из пальцев.
•
«Росток» - обучение релаксации
•
«Потянулись-сломались»
2.Работа по теме: Обводим контуры фигур в воздухе
пальцем; Выкладывать из палочек геометрические
фигуры; Игра « Чудесный мешочек»
3 .Физкультминутка
4.Работа с раздаточным материалом
Величина.
Сравнение
предметов по
высоте
1 .Упражнения по развитию моторики :
•
Дыхательное упражнение
•
Самомассаж ушных раковин
•
Игра «Огонь и лед»
•
Игра «Этот пальчик - дедушка»
2.Работа по теме: Сравнение предметов по высоте;
Работа с конструктором
3.Физкультминутка
4 .Работа по теме: Разложить палочки по высоте
5.Работа в тетради: Нарисовать 10 столбиков разной
высоты.
Величина.
Сравнение
предметов по длине
1. Упражнения по развитию моторики: Стимулирующие
упражнения, для повышения энергетического потенциала
•
Дыхательное упражнение
Работа с пальчиками
2. Работа по теме: Сравнение предметов по длине; Из
конструкторов сделать 2 дорожки
3.Физкультминутка. Игра на внимание «Что изменилось»
4. Работа в тетради. Рисование линий разной длины.
Ориентировка на
плоскости
1. Упражнения по развитию моторики:
•
Дыхательное упражнение
•
Стимулирующее упражнение
•
Потягивание
•
Перекаты головы
•
Упражнения для плечевых суставов
•
Разминка и расслабление рук.
2. Работа по теме: «Зрительный диктант»
3.Физкультминутка «Руки вверх и на бочок»
4.Работа в тетради. Обвести фигуры и заштриховать
5.Составление разрезных картинок
Ориентировка на
плоскости
1.Упражнение по развитию моторики:
•
Дыхательное упражнение
•
Стимулирующее упражнение
•
Упражнения на повышение устойчивости
•
Перекаты головы
2.Работа по теме: Рассматривание таблиц; Работа с
раздаточным материалом
3.Физкультминутка
4.Составление разрезных картинок
Ориентировка в
пространстве. «Кто
что видит»
1.Упражнение по развитию моторики:
•
Стимулирующие упражнения
•
Упражнения на повышение устойчивости
•
Игра с пальчиками
2.Работа по теме: Игра «Кто что видит»; Работа с
раздаточным материалом
3.Физкультминутка
4.Составление разрезных картинок
Конструирование из
геометрических
фигур. «Силуэт
зайца»
1.Упражнения по развитию моторики:
•
Дыхательное упражнение
•
Стимулирующее упражнение
•
Упражнение на релаксацию
•
Упражнение на внимание
2. Работа по теме: Анализ образца; Работа с раздаточным
материалом
3.Физкультминутка. Заучивание стихотворения
4.Работа в тетради. Зарисовать фигуру зайца.
Конструирование из
геометрических
фигур. «Силуэт
зайца»
1.Упражнения по развитию моторики
•
Дыхательное упражнение
•
Стимулирующее упражнение (самомассаж пальцев)
•
«Рыбки и водоросли»
•
Форсмирование пространственных представлений
•
Упражнения на развитие внимания «Хлопки»
2.Работа по теме: Составление фигуры-силуэта из
разрезных картинок.
3 .Физкультминутка
4.Работа в тетради: Зарисовать фигуру-силуэт; Сравнить 2
фигурки зайца.
Эффективная реализация ИОМ позволит обеспечить позитивную динамику в
личностном развитии ребенка. Несомненно, такая работа потребует от педагога
профессиональной компетентности и заинтересованности в процессе и результате
своего труда.
Список литературы
1.
Гордеева Индивидуализация обучения. Журнал «Педагогика», 2002 - №2.
2.
Давыдова М.С. Взаимная связь со специалистами дошкольного учреждения.
Журнал «Логопед», 2008 - №1, стр. 108.
3.
Егорычева В.С. Инновационные подходы в организации непрерывного обучения в
детском саду и начальной школе. Журнал «Управление ДОУ», 2005 - № 4 (22), стр.
80.
4.
Князева Т.Н.Индивидуальный образовательный маршрут ребенка как условие
осуществления психолого-педагогической коррекции младших школьников с ЗПР.
Журнал «Коррекционная педагогика», 2005 - №1 (7).
5.
Комарова Т.С., Соломенникова О.О. Педагогическая диагностика развития детей
перед поступлением в школу. Ярославль, 2006 г
6.
Логинова Ю.Н. Обучение школьников по индивидуальным траекториям
образовательного маршрута. Журнал «Методист», 2006 - №9.
7.
Диагностический инструментарий для изучения результатов освоения детьми
общеобразовательной программы ДОУ, Издательство: Аркти, Серия: Управление
ДОУ
8.
Комарова Т.С., Соломенникова О.О. «Педагогическая диагностика развития детей
перед поступлением в школу», Ярославль, 2006 г