Напоминание

Связь методических приемов с художественными особенностями произведения.Л.Толстой. "Филипок"


Автор: Набиля Габидулловна Хусаинова
Должность: учитель
Учебное заведение: МБОУ СОШ №1
Населённый пункт: город Верхний Уфалей Челябинская область
Наименование материала: Статья.В помощь молодому учителю.
Тема: Связь методических приемов с художественными особенностями произведения.Л.Толстой. "Филипок"
Раздел: начальное образование





Назад




Л.Толстой. «Филипок»

В рассказе раскрывается психология деревенского мальчика прошлого века. Он написан

с большой теплотой и имеет большую воспитательную ценность не своими моральными

выводами (как раньше жили дети и как теперь, что не все дети тогда могли учиться), а

теплотой чувств, яркостью образа и, конечно, своей познавательной стороной.

Каков же путь уяснения характера героя?

Обращаем внимание сразу на то, что нельзя заменять название рассказа, как это делают

некоторые учителя. Только этот рассказ у Толстого (сравните его название с другими

рассказами- «Косточка», «Котенок») называется именем мальчика. Почему? Потому что в

центре внимания писателя не поступок, а характер мальчика. Филипок- это личность, он

уже имеет свой характер. К этому выводу надо подвести детей, чтобы они поняли, что

личность проявляется уже в детстве. После первого чтения учителем ребята говорят, что

этот рассказ «интересный», «Филипок хотел учиться», «Филипок не испугался собак».

Сразу ставится вопрос обобщенного характера: каков же Филипок? Ученики, только что

прочитав рассказ, не могут дать самостоятельно развернутой характеристики его. Они

пересказывают события.

Но надо вести детей дальше. При перечитывании учитель обращает внимание на то, что

Филипок хотел идти в школу, просился у матери, чтобы она отдала его учиться. «А как он

собирается в школу?» -«Он выбрал момент, когда бабушка спала. Отец уехал в лес. А мать

была на работе». « Он схватил шапку»(отмечают-«схватил»», а не «взял», торопился,

значит). «Все делает молча, никому не говоря»,-подчеркивает учитель. Далее читают , как

бежал он в школу. « Далеко ли была школа, почему собаки залаяли на Филипка?” –

«Школа была далеко». «Надо было идти через всю деревню». «Собаки лаяли потому, что

не знали его». « Они его не видели никогда». «А ещё лают собаки ,когда бежишь».

–«Филипок не шел, а бежал в школу- вот что важно», - заключает учитель.

Да ещё он был в отцовской старой шапке, в шубе. Что мог сделать Филипок, когда на

него залаяли собаки?»- « Вернуться домой».- «А почему не вернулся, хотя и было

страшно?» -« Он очень хотел ходить в школу». –«А что ещё его испугало?»- « Когда

мужик закричал: «Куда ты бежишь, пострелёнок?»

Ученики выделяют в тексте слова, выражения, которые изображают, что происходило с

Филипком: «бросился бежать» (от собак), «стал кричать», «споткнулся и упал», «

пустился бежать во весь дух». «У школы нашел страх-он не мог из-за страха войти в

класс, хотя бежал». – «Как вошел Филипок в школу?»- « Снял шапку, вошел тихо». «

Испугался так , что не мог говорить». «У него от страха в горле пересохло». Посмотрел на

учителя и заплакал. После похвалы учителя- осмелился: «Я бедовый. Я ловкий». Он

знает себе цену, знает, что такое бедовый и ловкий. Зачем он так сказал учителю? Затем,

чтобы убедить его, что он сможет учиться, и стал ходить со всеми в школу.

Так учитель не только прочитывает с детьми рассказ, но и перечитывает с ними те места

и выражения, в которых передается внутренний мир мальчика. Учитель снова возвращает

учеников к вопросу: «Так каков же Филипок? “ Ответы детей после перечитывания и

анализа рассказа становятся полнее, осмысленнее. Вместе с учителем они дают

характеристику Филипку: Филипок- самостоятельный и настойчивый. Сам отправился в

школу. Все делает молча, никому не говоря, потому что знает, что его поступок никто не

одобрит,- ведь все же говорили, что он мал еще ходить в школу. По дороге он натерпелся

страху- от собак, от мужика. Боялся, но преодолел все препятствия, потому что поставил

цель- ему хотелось учиться во что бы то ни стало. В классе Филипку стало так легко,

весело и радостно, потому что его не выгнали. Учитель подчеркнет и утвердит ребят в

том, что Филипок уже имеет характер- он может добиться своей цели. Цель у него –

хорошая, благородная. Пусть еще раз ученики подумают: мог ли писатель дать другое

название рассказу, как он относится к Филипку? Что же в этом рассказе больше всего

интересует писателя? Так же как и в рассказе «Косточка», его интересует внутренний мир

мальчика и его характер.

Чтение рассказа « Филипок» продвинет учеников к пониманию того, что слово писателя,

тем более название произведения, нельзя никогда заменять. В названии- большой смысл.

Они еще раз прикоснутся к важной особенности творчества Л.Толстого- изображению

внутреннего мира человека, к тому, что он передает не только действия героя, но и

движение его чувств. Впервые прикоснутся к тому, что характер человека складывается и

проявляется в детстве, как у Филипка.

Так ученики от произведения к произведению продвигаются к открытию литературы как

особого мира писателя, поэта. Конечно, это должно делаться без нажима, легко.



В раздел образования