Напоминание

Пальчиковые игры в развитии детей


Автор: Токмакова Зинаида Анатольевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад №158" г.о. Самара
Населённый пункт: г. Самара
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Пальчиковые игры в развитии детей
Раздел: дошкольное образование





Назад




«Пальчиковые игры для развития детей»

Пальчиковые игры и развлечения – это нужные, полезные и веселые

упражнения для развития мелкой моторики детей.

Увлекательные занятия с детьми с использованием потешек,

прибауток так же способствуют активизации речевых центров детей, для

положительного эмоционального настроя малышей. И вместе с этим,

действия пальчиками способствует развитию их творческим способностям.

Потешки - малый жанр устного народного творчества, которые обычно

сопровождают пальчиковые действия, помогают выразить чувства,

избавиться от плохого настроения, снижают психическое напряжение за счет

удовольствия, с которым дети занимаются пальчиковыми играми.

Подарив малышам минуты радости, мы вызываем у них положительное

отношение к детскому саду через доброжелательное заботливое отношение к

каждому ребенку. Рифма и ритм потешки для детей являются

успокаивающим, утешающим средством. Если малыш заплакал, мы его

пожалеем:

Придет киска не спеша,

И погладит малыша.

Мяу-мяу – скажет киска,

Наша детка хороша.

Использовать потешки можно в любой режимный момент деятельности

детей. Организованные пальчиковые игры утром, отвлекают малышей от

расставания с мамой и помогают детям переключиться на интересное

увлекательное занятие:

«На птичьем дворе»

Наши уточки с утра

«Кря - кря-кря! Кря - кря-кря!»

Наши гуси у пруда —

Га-га-га! га-га-га!

А индюк среди двора —

Бал-бал-бал! Балды –б алда!

Наши гуленьки вверху —

Грру - грру-у, грру-у, грру-у!

Наши курочки в окно —

Кко – кко - кко! Кко – кко – кко - кко!

А как Петя-петушок

Ранним - рано поутру

Нам споет: ку-ка-ре-ку!

Ребенку интересно заниматься пальчиковыми тренингами, когда все

действия сопровождаются устным народным творчеством, стихами, что

способствует развитию эмоционального монологического и диалогического

строя речи:

Рыбка плавает в водице,

(Имитирует волновые движения кистью, поставленной ребром).

Рыбке весело играть,

(Ручки хлопают по воздуху, кисть повёрнута вниз).

Рыбка, рыбка, озорница!

(Грозит пальчиком).

Мы хотим тебя поймать!

(Хлопает в ладоши, как будто хватает рыбку).

Речь ребенка обогащается разными интонациями, делается более

выразительной, пальчиковая гимнастика выполняется более активно, когда

потешки произносятся от разных действующих лиц:

«Встреча друзей»

Встретились два котенка

И поздоровались: Мяу – мяу.

(дети соединяют мизинцы)

Встретились два щенка

И поздоровались: Гав – гав.

(дети соединяют безымянные пальцы)

Встретились две лошадки

И поздоровались: И – го – го.

(дети соединяют средние пальцы)

Встретились два тигренка

И поздоровались: Р – р – р.

(дети соединяют указательные пальцы)

Встретились два быка

И поздоровались: Му – у – у.

(дети выставляют указательные пальцы и мизинцы, изображая быка)

Смотри, какие рога,

Забодаю, забодаю!

В непосредственно образовательной деятельности используются

пальчиковые игры для отдыха ручек и расслабления пальчиков:

Мы писали, рисовали,

Наши пальчики устали!

Вот немного отдохнём,

Рисовать опять начнём.

Дети поочередно двигают пальчиками и машут кистями рук.

Дети, рассказывая прибаутки и потешки, сопровождая пальчиковые

занятия, способствуют тренировки памяти. Малыши запоминают

стихотворные тексты непроизвольно. Перед обедом, дети с удовольствием

рассказывают про сороку – белобоку:

Сорока-белобока

Кашу варила,

Деток кормила!

Этому дала,

Этому дала,

Этому дала,

Этому дала,

А этому не дала:

«Ты воды не носил,

Ты дров не рубил,

Ты печь не топил,

Ты чашки не мыл!

Кашу сами мы съедим,

А лентяю не дадим!»

Благодаря пальчиковым играм, ребенок получает разнообразные

сенсорные впечатления, у него развивается внимание и способность

сосредотачиваться:

«Дождик»

Дождик, дождик, не дожди.

Дождик, дождик, подожди.

Дай дойти до дому,

Дедушке седому.

(во время прочтения потешки дети барабанят пальчиками по ладошке)

Использование пальчиковой гимнастики с разучиванием потешек

обогащает у малыша пространственное мышление, внимание, развивает

воображение, способствует развитию речи, воспитывает эмоциональную

выразительность. Перед сном использовать лучше успокаивающие потешки:

Этот пальчик хочет спать,

Этот пальчик - прыг в кровать!

Этот пальчик прикорнул,

Этот пальчик уж заснул.

Тише, пальчик, не шуми,

Братиков не разбуди!

При просыпании можно выполнять простые движения кистями и

пальцами, что способствует детям учиться говорить, особенно, у кого

имеются трудности при освоении речи:

Мыли мылом ушки,

Мыли мылом ручки,

Вот наши ладушки,

Ладушки, ладушки.

В играх с потешками можно применять различные приемы массажа,

такие, как поглаживание, похлопывание, разминание, вращение кистей рук:

Кто у нас пригожий?

Гришенька хороший!

Ванечка пригожий!»

Пальчиковые игры с использованием жанров устного народного

творчества, не только развивают мелкую моторику рук и логическое

мышление, речь, но так же формируют творческие личностные качества

ребенка.



В раздел образования