Автор: Токмакова Зинаида Анатольевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад №158" г.о. Самара
Населённый пункт: г. Самара
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Пальчиковые игры в развитии детей
Раздел: дошкольное образование
«Пальчиковые игры для развития детей»
Пальчиковые игры и развлечения – это нужные, полезные и веселые
упражнения для развития мелкой моторики детей.
Увлекательные занятия с детьми с использованием потешек,
прибауток так же способствуют активизации речевых центров детей, для
положительного эмоционального настроя малышей. И вместе с этим,
действия пальчиками способствует развитию их творческим способностям.
Потешки - малый жанр устного народного творчества, которые обычно
сопровождают пальчиковые действия, помогают выразить чувства,
избавиться от плохого настроения, снижают психическое напряжение за счет
удовольствия, с которым дети занимаются пальчиковыми играми.
Подарив малышам минуты радости, мы вызываем у них положительное
отношение к детскому саду через доброжелательное заботливое отношение к
каждому ребенку. Рифма и ритм потешки для детей являются
успокаивающим, утешающим средством. Если малыш заплакал, мы его
пожалеем:
Придет киска не спеша,
И погладит малыша.
Мяу-мяу – скажет киска,
Наша детка хороша.
Использовать потешки можно в любой режимный момент деятельности
детей. Организованные пальчиковые игры утром, отвлекают малышей от
расставания с мамой и помогают детям переключиться на интересное
увлекательное занятие:
«На птичьем дворе»
Наши уточки с утра
«Кря - кря-кря! Кря - кря-кря!»
Наши гуси у пруда —
Га-га-га! га-га-га!
А индюк среди двора —
Бал-бал-бал! Балды –б алда!
Наши гуленьки вверху —
Грру - грру-у, грру-у, грру-у!
Наши курочки в окно —
Кко – кко - кко! Кко – кко – кко - кко!
А как Петя-петушок
Ранним - рано поутру
Нам споет: ку-ка-ре-ку!
Ребенку интересно заниматься пальчиковыми тренингами, когда все
действия сопровождаются устным народным творчеством, стихами, что
способствует развитию эмоционального монологического и диалогического
строя речи:
Рыбка плавает в водице,
(Имитирует волновые движения кистью, поставленной ребром).
Рыбке весело играть,
(Ручки хлопают по воздуху, кисть повёрнута вниз).
Рыбка, рыбка, озорница!
(Грозит пальчиком).
Мы хотим тебя поймать!
(Хлопает в ладоши, как будто хватает рыбку).
Речь ребенка обогащается разными интонациями, делается более
выразительной, пальчиковая гимнастика выполняется более активно, когда
потешки произносятся от разных действующих лиц:
«Встреча друзей»
Встретились два котенка
И поздоровались: Мяу – мяу.
(дети соединяют мизинцы)
Встретились два щенка
И поздоровались: Гав – гав.
(дети соединяют безымянные пальцы)
Встретились две лошадки
И поздоровались: И – го – го.
(дети соединяют средние пальцы)
Встретились два тигренка
И поздоровались: Р – р – р.
(дети соединяют указательные пальцы)
Встретились два быка
И поздоровались: Му – у – у.
(дети выставляют указательные пальцы и мизинцы, изображая быка)
Смотри, какие рога,
Забодаю, забодаю!
В непосредственно образовательной деятельности используются
пальчиковые игры для отдыха ручек и расслабления пальчиков:
Мы писали, рисовали,
Наши пальчики устали!
Вот немного отдохнём,
Рисовать опять начнём.
Дети поочередно двигают пальчиками и машут кистями рук.
Дети, рассказывая прибаутки и потешки, сопровождая пальчиковые
занятия, способствуют тренировки памяти. Малыши запоминают
стихотворные тексты непроизвольно. Перед обедом, дети с удовольствием
рассказывают про сороку – белобоку:
Сорока-белобока
Кашу варила,
Деток кормила!
Этому дала,
Этому дала,
Этому дала,
Этому дала,
А этому не дала:
«Ты воды не носил,
Ты дров не рубил,
Ты печь не топил,
Ты чашки не мыл!
Кашу сами мы съедим,
А лентяю не дадим!»
Благодаря пальчиковым играм, ребенок получает разнообразные
сенсорные впечатления, у него развивается внимание и способность
сосредотачиваться:
«Дождик»
Дождик, дождик, не дожди.
Дождик, дождик, подожди.
Дай дойти до дому,
Дедушке седому.
(во время прочтения потешки дети барабанят пальчиками по ладошке)
Использование пальчиковой гимнастики с разучиванием потешек
обогащает у малыша пространственное мышление, внимание, развивает
воображение, способствует развитию речи, воспитывает эмоциональную
выразительность. Перед сном использовать лучше успокаивающие потешки:
Этот пальчик хочет спать,
Этот пальчик - прыг в кровать!
Этот пальчик прикорнул,
Этот пальчик уж заснул.
Тише, пальчик, не шуми,
Братиков не разбуди!
При просыпании можно выполнять простые движения кистями и
пальцами, что способствует детям учиться говорить, особенно, у кого
имеются трудности при освоении речи:
Мыли мылом ушки,
Мыли мылом ручки,
Вот наши ладушки,
Ладушки, ладушки.
В играх с потешками можно применять различные приемы массажа,
такие, как поглаживание, похлопывание, разминание, вращение кистей рук:
Кто у нас пригожий?
Гришенька хороший!
Ванечка пригожий!»
Пальчиковые игры с использованием жанров устного народного
творчества, не только развивают мелкую моторику рук и логическое
мышление, речь, но так же формируют творческие личностные качества
ребенка.