Автор: Мягкова Елена Викторовна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад 1 общеразвивающего вида"
Населённый пункт: г. Гатчина Ленинградской области
Наименование материала: статья
Тема: Роль семьи и специалистов в коррекционном воспитании ребёнка.
Раздел: дошкольное образование
Роль семьи и специалистов в коррекционном воспитании ребёнка.
Л.С.Выготский подчеркивал, что особенности личности аномального
ребенка во многом определяется его положением в семье.
Как отмечают Мастюкова Е.М., Московкина А.Г., современные
родители основную роль в преодолении нарушений ребенка отводят
медикаментозному лечению . В случае с детьми с нарушениями слуха – это
процесс
слухопротезирования
слуховыми
аппаратами
и
кохлеарной
имплантации.
Зачастую
родители
полагают,
что
если
ребенок
слухопротезирован, то он все слышит как нормально слышащий человек и
перестают заниматься своим ребенком. Однако, как отмечают Мастюкова
Е.М., Московкина А.Г, медикаментозное лечение является эффективным
лишь при правильном семейном воспитании и проведении родителями
целевой
системы
специальных
упражнений.
Воспитание
ребенка
с
отклонениями в развитии является коррекционным, т.е. оно направлено на
современные тенденции в организации лечебно-педагогического процесса .
Значение воспитания детей с отклонениями в развитии в семье
признается на государственном уровне. Практический опыт показывает, что
семья нуждается в помощи государственных учреждений и работающих в
них специалистов. Т.И. Оверчук считает, что основы коррекционного
воспитания
надо
знать
тем
людям,
с
которыми
ребенок
будет
взаимодействовать: педагоги, родители, специальные педагоги.
Е.Г.Речицкая считает основной целью совместной деятельности школы
и семьи – включение родителей в систематическую активную работу по
воспитанию и образованию детей с нарушениями слуха .
Е.Г.Речицкая выделяет следующие задачи работы сурдопедагога с
родителями неслышащих и слабослышащих учащихся:
· разработка и реализация комплексных программ по оказанию
консультативно-диагностической,
методической,
коррекционно-
педагогической помощи детям;
· оказание помощи родителям в осознании роли семьи в воспитании и
развитии ребенка;
·
ознакомление
родителей
со
специальной
психологической
и
педагогической литературой;
· информирование об особенностях и перспективах развития ребенка;
·
знакомство
родителей
с
содержанием,
формами
и
методами
воспитания и обучения детей;
·
оказание
помощи
родителям
по
специальной
адаптации
и
реабилитации ребенка с нарушениями слуха в практических учреждениях;
· содействие в укреплении авторитета родителей, воспитании любви и
уважении к ним;
· выявление и распространение положительного опыта семейного
воспитания.
Л.А Головчиц в работе с родителями условно выделяет следующие
задачи:
- формирование у родителей правильного понимания целей воспитания
и обучения ребенка с нарушенным слухом;
-
осуществление
совместной
с
коллективом
образовательного
учреждения работы по всестороннему развитию детей;
- распространение знаний по различным направлениям педагогической
деятельности, знакомить с приемами и методами коррекционной работы;
- изучение опыта семейного воспитания, распространение его среди
родителей.
Задачи, решаемые в совместной деятельности семьи и школы,
определяют особенности организации, содержание форм и методов ее
проведения.
Мастюкова Е.М., Московкина А.Г. считают, что родители как
участники коррекционного процесса тоже имеют свои задачи :
- создание дома спокойной доброжелательной атмосферы с теми
режимными ограничениями, которые продиктованы состоянием ребенка;
-
постоянное
наблюдение
за
соматическим
и
психологическим
состоянием ребенка с ведением дневника наблюдений;
- овладение основами специальной педагогики и психологии, навыками
проведения в домашних условиях занятий по коррекционному развитию и
воспитанию, а также обучению детей;
- овладение основами правовых знаний, относящихся к правам
инвалидов;
- участие в деятельности общественных объединений и организаций
родителей детей с отклонениями в развитии;
-
родителям
необходимо
знать
особенности
развития
ребенка,
сформировать адекватную самооценку, правильное отношение к дефекту,
волевые
качества,
включать
в
жизнь
ребенка
посильную
игровую
деятельность.
Помощь родителям детей с нарушениями слуха могут оказать в
сурдоцентрах, школе-интернате. В нашем городе родители могут получить
информацию в Институте раннего вмешательства и НИИ ЛОР.
Таким
образом,
в
коррекционном
воспитании
ребенка
должны
взаимодействовать семья и специалисты, ведущие его. Перед специалистами
и родителями стоят сложные и многогранные задачи работы с ребенком и
друг с другом. Основная цель специалистов – это включение родителей в
систематически
активную
коррекционную
работу
по
воспитанию
и
образованию детей. Цель родителей заключается в создании благоприятных
условий развития в семье и соблюдения основ коррекционной работы.
Формы взаимодействия специалистов и родителей в
коррекционном воспитании детей.
Л.В.Андреева в своей работе говорит о том, что объективной
предпосылкой успешности воспитания детей с нарушениями слуха является
согласованность действий сурдопедагога и родителей. Объединяя усилия в
воспитании, обучении и коррекции нарушенного развития учащихся, мы
можем
достичь
согласованной
реализации
целей
и
содержания
образовательно-воспитательной деятельности.
Сотрудничество специальных образовательных учреждений и семьи
проявляется в оказании родителям помощи в воспитании, обучении и
коррекции нарушенного развития и привлечении их участию во внеурочной
работе образовательных учреждений.
Л.В. Андреева в своей работе говорит о том, что деятельность
образовательных учреждений I и II видов по оказанию помощи семье в
воспитании, образовании и коррекции нарушенного развития учащихся
предусматривает
комплекс
мер,
включающих
организационно-
педагогическую работу, педагогическое просвещение и индивидуальную
работу.
Организационно-педагогическая работа обеспечивает объединение
совместных усилий школы и семьи по воспитанию детей с нарушенным
слухом. Формы реализации такой работы – общешкольные родительские
собрания или конференции и классные (групповые) собрания, дни открытых
дверей. Большое значение имеет деятельность общешкольных и классных
родительских комитетов.
Педагогическое просвещение родителей представляет возможность
родителям ознакомиться с системой специальных знаний, умений и навыков,
необходимых
для
успешного
семейного
воспитания
в
настоящем
и
ближайшем будущем. Лучшими формами организации педагогического
просвещения являются университет для родителей и лектории по семейному
воспитанию. Эффективной формой коллективной работы с родителями
являются родительские конференции .
Индивидуальная
работа
школы
с
родителями
необходима
для
согласования действий и оказания адекватной коррекционно-развивающей
помощи конкретному школьнику со слуховым дефектом. Индивидуальная
работа приводится в форме консультации и личных бесед.
Привлечение
родителей
к
разным
формам
сотрудничества
с
коррекционными учреждениями – важное направление взаимодействия
специальных школ и семьи. Их участие во внеурочной работе учащихся
придает ей разнообразие и повышает ее содержательность. Форма и степень
такого
участия
определяется
их
интересами,
индивидуальными
склонностями, способностями, наличием свободного времени.
Е.Г Речицкая также выделила в своей работе формы взаимодействия
родителей и специалистов:
- коллективные: общешкольные и классные собрания, лекции и
семинары для родителей, конференции, дни открытых дверей;
- групповые: работа с родительским комитетом, привлечение родителей
к
решению
организационных,
культурно-массовых,
хозяйственных,
воспитательных вопросов;
- индивидуальные: беседы, посещения семей, консультации, переписка.
Г.А.
Мишина
в
своей
работе
говорит
о
том,
в
организации
коррекционно-воспитательного процесса
наиболее часто используются
следующие формы организации взаимодействия семьи и специалистов:
- консультативно-рекомендательная;
- информационно-просветительская;
- практические занятия для родителей;
-
организация
«круглых
столов»,
родительских
конференций,
семинаров, клубов, детских праздников и утренников;
- индивидуальные занятия с родителями и их ребенком;
- психотерапия и псикоррекционная арттерапия;
- подгрупповые занятия.
Необходимо выбрать наиболее эффективные формы организации
коррекционно-педагогического процесса и сотрудничества родителей со
специалистами.
Наиболее
широко
используется
консультатвно-рекомендательная
форма . В таких консультациях участвуют специалисты разных профилей. С
первой консультации начинается активное сотрудничество родителей и
специалистов.
На индивидуальных занятиях мы можем осуществить личностно-
ориентированный
подход,
направленный
на
выявление
и
поддержку
положительных
личностных
качеств
родителей,
необходимых
для
сотрудничества, составление индивидуальной программы работы с семьей.
Таким образом, обобщив все вышесказанное, мы пришли к выводу, что
взаимодействие
родителей
и
специалистов
может
осуществляться
в
разнообразных формах. Выбор форм зависит от целей и задач работы с
семьей. Работа эта организуется социальным педагогом и классными
руководителями
при
активном
участии
воспитателей
и
учителей-
предметников, а также психологов. Такое разнообразие форм взаимодействия
помогает нам повышать педагогическую культуру родителей. Все эти формы
не должны использоваться изолированно, а только во взаимосвязи. Это
позволит объединить их в единую систему при оказании коррекционно-
воспитательной помощи.