Напоминание

Роль семьи и специалистов в коррекционном воспитании ребёнка.


Автор: Мягкова Елена Викторовна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад 1 общеразвивающего вида"
Населённый пункт: г. Гатчина Ленинградской области
Наименование материала: статья
Тема: Роль семьи и специалистов в коррекционном воспитании ребёнка.
Раздел: дошкольное образование





Назад




Роль семьи и специалистов в коррекционном воспитании ребёнка.

Л.С.Выготский подчеркивал, что особенности личности аномального

ребенка во многом определяется его положением в семье.

Как отмечают Мастюкова Е.М., Московкина А.Г., современные

родители основную роль в преодолении нарушений ребенка отводят

медикаментозному лечению . В случае с детьми с нарушениями слуха – это

процесс

слухопротезирования

слуховыми

аппаратами

и

кохлеарной

имплантации.

Зачастую

родители

полагают,

что

если

ребенок

слухопротезирован, то он все слышит как нормально слышащий человек и

перестают заниматься своим ребенком. Однако, как отмечают Мастюкова

Е.М., Московкина А.Г, медикаментозное лечение является эффективным

лишь при правильном семейном воспитании и проведении родителями

целевой

системы

специальных

упражнений.

Воспитание

ребенка

с

отклонениями в развитии является коррекционным, т.е. оно направлено на

современные тенденции в организации лечебно-педагогического процесса .

Значение воспитания детей с отклонениями в развитии в семье

признается на государственном уровне. Практический опыт показывает, что

семья нуждается в помощи государственных учреждений и работающих в

них специалистов. Т.И. Оверчук считает, что основы коррекционного

воспитания

надо

знать

тем

людям,

с

которыми

ребенок

будет

взаимодействовать: педагоги, родители, специальные педагоги.

Е.Г.Речицкая считает основной целью совместной деятельности школы

и семьи – включение родителей в систематическую активную работу по

воспитанию и образованию детей с нарушениями слуха .

Е.Г.Речицкая выделяет следующие задачи работы сурдопедагога с

родителями неслышащих и слабослышащих учащихся:

· разработка и реализация комплексных программ по оказанию

консультативно-диагностической,

методической,

коррекционно-

педагогической помощи детям;

· оказание помощи родителям в осознании роли семьи в воспитании и

развитии ребенка;

·

ознакомление

родителей

со

специальной

психологической

и

педагогической литературой;

· информирование об особенностях и перспективах развития ребенка;

·

знакомство

родителей

с

содержанием,

формами

и

методами

воспитания и обучения детей;

·

оказание

помощи

родителям

по

специальной

адаптации

и

реабилитации ребенка с нарушениями слуха в практических учреждениях;

· содействие в укреплении авторитета родителей, воспитании любви и

уважении к ним;

· выявление и распространение положительного опыта семейного

воспитания.

Л.А Головчиц в работе с родителями условно выделяет следующие

задачи:

- формирование у родителей правильного понимания целей воспитания

и обучения ребенка с нарушенным слухом;

-

осуществление

совместной

с

коллективом

образовательного

учреждения работы по всестороннему развитию детей;

- распространение знаний по различным направлениям педагогической

деятельности, знакомить с приемами и методами коррекционной работы;

- изучение опыта семейного воспитания, распространение его среди

родителей.

Задачи, решаемые в совместной деятельности семьи и школы,

определяют особенности организации, содержание форм и методов ее

проведения.

Мастюкова Е.М., Московкина А.Г. считают, что родители как

участники коррекционного процесса тоже имеют свои задачи :

- создание дома спокойной доброжелательной атмосферы с теми

режимными ограничениями, которые продиктованы состоянием ребенка;

-

постоянное

наблюдение

за

соматическим

и

психологическим

состоянием ребенка с ведением дневника наблюдений;

- овладение основами специальной педагогики и психологии, навыками

проведения в домашних условиях занятий по коррекционному развитию и

воспитанию, а также обучению детей;

- овладение основами правовых знаний, относящихся к правам

инвалидов;

- участие в деятельности общественных объединений и организаций

родителей детей с отклонениями в развитии;

-

родителям

необходимо

знать

особенности

развития

ребенка,

сформировать адекватную самооценку, правильное отношение к дефекту,

волевые

качества,

включать

в

жизнь

ребенка

посильную

игровую

деятельность.

Помощь родителям детей с нарушениями слуха могут оказать в

сурдоцентрах, школе-интернате. В нашем городе родители могут получить

информацию в Институте раннего вмешательства и НИИ ЛОР.

Таким

образом,

в

коррекционном

воспитании

ребенка

должны

взаимодействовать семья и специалисты, ведущие его. Перед специалистами

и родителями стоят сложные и многогранные задачи работы с ребенком и

друг с другом. Основная цель специалистов – это включение родителей в

систематически

активную

коррекционную

работу

по

воспитанию

и

образованию детей. Цель родителей заключается в создании благоприятных

условий развития в семье и соблюдения основ коррекционной работы.

Формы взаимодействия специалистов и родителей в

коррекционном воспитании детей.

Л.В.Андреева в своей работе говорит о том, что объективной

предпосылкой успешности воспитания детей с нарушениями слуха является

согласованность действий сурдопедагога и родителей. Объединяя усилия в

воспитании, обучении и коррекции нарушенного развития учащихся, мы

можем

достичь

согласованной

реализации

целей

и

содержания

образовательно-воспитательной деятельности.

Сотрудничество специальных образовательных учреждений и семьи

проявляется в оказании родителям помощи в воспитании, обучении и

коррекции нарушенного развития и привлечении их участию во внеурочной

работе образовательных учреждений.

Л.В. Андреева в своей работе говорит о том, что деятельность

образовательных учреждений I и II видов по оказанию помощи семье в

воспитании, образовании и коррекции нарушенного развития учащихся

предусматривает

комплекс

мер,

включающих

организационно-

педагогическую работу, педагогическое просвещение и индивидуальную

работу.

Организационно-педагогическая работа обеспечивает объединение

совместных усилий школы и семьи по воспитанию детей с нарушенным

слухом. Формы реализации такой работы – общешкольные родительские

собрания или конференции и классные (групповые) собрания, дни открытых

дверей. Большое значение имеет деятельность общешкольных и классных

родительских комитетов.

Педагогическое просвещение родителей представляет возможность

родителям ознакомиться с системой специальных знаний, умений и навыков,

необходимых

для

успешного

семейного

воспитания

в

настоящем

и

ближайшем будущем. Лучшими формами организации педагогического

просвещения являются университет для родителей и лектории по семейному

воспитанию. Эффективной формой коллективной работы с родителями

являются родительские конференции .

Индивидуальная

работа

школы

с

родителями

необходима

для

согласования действий и оказания адекватной коррекционно-развивающей

помощи конкретному школьнику со слуховым дефектом. Индивидуальная

работа приводится в форме консультации и личных бесед.

Привлечение

родителей

к

разным

формам

сотрудничества

с

коррекционными учреждениями – важное направление взаимодействия

специальных школ и семьи. Их участие во внеурочной работе учащихся

придает ей разнообразие и повышает ее содержательность. Форма и степень

такого

участия

определяется

их

интересами,

индивидуальными

склонностями, способностями, наличием свободного времени.

Е.Г Речицкая также выделила в своей работе формы взаимодействия

родителей и специалистов:

- коллективные: общешкольные и классные собрания, лекции и

семинары для родителей, конференции, дни открытых дверей;

- групповые: работа с родительским комитетом, привлечение родителей

к

решению

организационных,

культурно-массовых,

хозяйственных,

воспитательных вопросов;

- индивидуальные: беседы, посещения семей, консультации, переписка.

Г.А.

Мишина

в

своей

работе

говорит

о

том,

в

организации

коррекционно-воспитательного процесса

наиболее часто используются

следующие формы организации взаимодействия семьи и специалистов:

- консультативно-рекомендательная;

- информационно-просветительская;

- практические занятия для родителей;

-

организация

«круглых

столов»,

родительских

конференций,

семинаров, клубов, детских праздников и утренников;

- индивидуальные занятия с родителями и их ребенком;

- психотерапия и псикоррекционная арттерапия;

- подгрупповые занятия.

Необходимо выбрать наиболее эффективные формы организации

коррекционно-педагогического процесса и сотрудничества родителей со

специалистами.

Наиболее

широко

используется

консультатвно-рекомендательная

форма . В таких консультациях участвуют специалисты разных профилей. С

первой консультации начинается активное сотрудничество родителей и

специалистов.

На индивидуальных занятиях мы можем осуществить личностно-

ориентированный

подход,

направленный

на

выявление

и

поддержку

положительных

личностных

качеств

родителей,

необходимых

для

сотрудничества, составление индивидуальной программы работы с семьей.

Таким образом, обобщив все вышесказанное, мы пришли к выводу, что

взаимодействие

родителей

и

специалистов

может

осуществляться

в

разнообразных формах. Выбор форм зависит от целей и задач работы с

семьей. Работа эта организуется социальным педагогом и классными

руководителями

при

активном

участии

воспитателей

и

учителей-

предметников, а также психологов. Такое разнообразие форм взаимодействия

помогает нам повышать педагогическую культуру родителей. Все эти формы

не должны использоваться изолированно, а только во взаимосвязи. Это

позволит объединить их в единую систему при оказании коррекционно-

воспитательной помощи.



В раздел образования