Автор: Нина Ивановна Солодовникова
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "Рыльская СОШ №4"
Населённый пункт: г Рыльск, Курская область
Наименование материала: статья
Тема: В помощь молодому учителю. "Построение урока в рамках ФГОС".
Раздел: начальное образование
Солодовникова Нина Ивановна
В помощь молодому учителю
Построение урока в рамках ФГОС
Для построения урока в рамках ФГОС важно понять, какими должны быть критерии
результативности урока.
1. Цели урока задаются с тенденцией передачи функции от учителя к ученику.
2. Учитель систематически обучает детей осуществлять рефлексивное действие
(оценивать свою готовность, обнаруживать незнание, находить причины затруднений и
т.п.)
3. Используются разнообразные формы, методы и приемы обучения, повышающие
степень активности учащихся в учебном процессе.
4. Учитель владеет технологией диалога, обучает учащихся ставить и адресовать
вопросы.
5. Учитель эффективно (адекватно цели урока) сочетает репродуктивную и проблемную
формы обучения, учит детей работать по правилу и творчески.
6. На уроке задаются задачи и четкие критерии самоконтроля и самооценки (происходит
специальное формирование контрольно-оценочной деятельности у обучающихся).
7. Учитель добивается осмысления учебного материала всеми учащимися, используя для
этого специальные приемы.
8. Учитель стремиться оценивать реальное продвижение каждого ученика, поощряет и
поддерживает минимальные успехи.
9. Учитель специально планирует коммуникативные задачи урока.
10. Учитель принимает и поощряет выражаемую учеником собственную позицию, иное
мнение, обучает корректным формам их выражения.
11. Стиль, тон отношений, задаваемый на уроке, создают атмосферу сотрудничества,
сотворчества, психологического комфорта.
12. На уроке осуществляется глубокое личностное воздействие «учитель – ученик».
Примерная структура урока в рамках деятельностного подхода.
( Последовательность этапов урока можно изменять, но исключать этапы урока нельзя )
1.Организационный этап.
Цель: включение учащихся в деятельность на личностно- значимом уровне. «Хочу, потому что
могу».
• 1-2 минуты;
II. Актуализация знаний.
Цель: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания», и
выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося.
1. 4-5 минут;
Затем создаётся проблемная ситуация, чётко проговаривается цель урока.
III. Постановка учебной задачи.
Цель: обсуждение затруднений («Почему возникли затруднения?», «Чего мы ещё не знаем?»);
проговаривание цели урока в виде вопроса, на который предстоит ответить, или в виде темы
урока.
• 4-5 мин;
IV. «Открытие нового знания» (построение проекта выхода из затруднения). Этап изучения
новых знаний и способов действий
Цель: решение УЗ (устных задач) и обсуждение проекта её решения.
• 7-8 мин;
V. Первичное закрепление. Этап закрепления знаний и способов действий
Цель: проговаривание нового знания, запись в виде опорного сигнала.
• 4-5 минут;
VI. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. Самоанализ и самоконтроль
Этап применения знаний и способов действий
Цель: каждый для себя должен сделать вывод о том, что он уже умеет.
• 4-5 минут. Важно для каждого ребёнка создать ситуацию успеха.
VII. Включение нового знания в систему знаний и повторение
• 7-8 минут;
VIII. Рефлексия деятельности (итог урока)
Цель: осознание учащимися своей УД (учебной деятельности), самооценка результатов
деятельности своей и всего класса.
• 2-3 минуты;
• Вопросы:
• Какую задачу ставили?
• Удалось решить поставленную задачу?
• Каким способом?
• Какие получили результаты?
• Что нужно сделать ещё?
• Где можно применить новые знания? В процессе первичного закрепления примеры
решаются с комментированием: дети проговаривают новые правила в группах.