Автор: Дубонос Светлана Петровна Должность: учитель начальных классов Учебное заведение: МБОУ лицей №14 Населённый пункт: город Ставрополь Наименование материала: методическая разработка Тема: Программа внеурочной деятельности "Чудо акварель" Раздел: начальное образование
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа занятий кружка изобразительного искусства «Чудо акварель»
направлена пробуждать и укреплять интерес и любовь к изобразительному
искусству, развивая эстетические чувства и понимание прекрасного; совер-
шенствовать изобразительные способности, художественный вкус, наблюда-
тельность, творческое воображение и мышление; знакомить с искусством
родного края, с произведениями изобразительного и декоративно – приклад-
ного искусства, расширять и углублять возможности детского творчества за
рамками школьной программы, дает возможность одаренным детям получить
творческое удовлетворение от созданного ими работ.
Новизна программы состоит в том, что она выдвигает задачу соединения
разных видов художественной деятельности – музыки, изобразительного
искусства, литературы. Программа призвана свести и породнить родные ху-
дожественные представления и познания школьников: живое слово, звуки,
краски, формы. Дети являются свидетелями и участниками художественнго
события. Слово учителя и обращенные к детям тексты, стихи, рассказы
переводятся на язык реальных звуков, красок, форм, движений. Окружа-
ющий мир и близкое детям реальное окружение в ходе занятий разворачи-
ваются
разными
сторонами,
богатством
и
разнообразием
связей
с
материальными и духовными потребностями людей.
Актуальность программы состоит в том, что изобразительная деятель-
ность
–
это
своеобразная
форма
познания
реальной
действительности,
постижения художественнго искусства, и поэтому требует углубленнго
изучения. Предлагаемая программа построена так, чтобы во внеурочное
время дать учащимся более глубокие представления о системе
взаимодействия искусства с жизнью. Работа на основе наблюдения и
изучения окружающей реальности является важным условием успешного
освоения детьми программногоматериала. Стремление к отражению дейст-
вительности, своего отношения к ней должно служить источником
самостоятельных творческих поисков.
Работа кружка включает руководство практической работой детей,
проведение экскурсий в музеи, на выставки, в мастерские художников,
выход на природу ( в парк, лес) с целью наблюдения и зарисовок, проведение
бесед об изобразительном искусстве.
На занятиях особое внимание необходимо уделять приобретению
умений и навыков, которые могут быть использованы в практической дея-
тельности (оформление выставок, плакатов, стенгазет, праздников и т.п.) .
Художественная деятельность во внеурочное время позволяет более подробно
и более расширенно познакомить учащихся с аппликацией,
живописью,натюрмортом, различными графическими и живописными
материалами.
Кружок закладывает основы художественных знаний
и умений школьников в области искусства. Процесс познания происходит
посредством собственного творчества, изучения художественного наследия
и выдающихся произведений современности.
Цель: формирования устойчивого интереса к изобразительному
искусству.
Задачами художественного развития учащихся являются:
- формирование нравственно-эстетической отзывчивости:
формирование эстетического вкуса,
понимание роли изобразительного искусства в жизни общества,
формирование умения образно воспринимать окружающий мир
и откликаться на его красоту.
- формирование художественно-творческой активности:
творчески включаться в индивидуальную и коллективную работу,
участвовать в обсуждении работ.
- формирование художественных знаний, умений и навыков.
Программа кружка рассчитана на один год, на детей от 7 до 8лет .
В результате посещения занятий кружка изобразительного искусства
учащиеся должны знать:
- особенности языка живописи;
- основные жанры изобразительного искусства;
- известные музеи нашей страны и мира;
- выдающихся художественных деятелей;
- выдающиеся произведения искусства;
- особенности народного искусства своего края;
Дети должны уметь :
- работать с натуры и по представлению над натюрмортом, пейзажем;
- выбирать наиболее подходящий формат при работе над художественной
композицией;
- добиваться тональных и цветовых градаций ;
- передавать при изображении предмета пропорции и характер формы;
- оформлять выставки собственных работ.
Художественная деятельность на занятиях кружка находит
разнообразные формы выражения: изображение на плоскости и в объеме;
декоративная и конструктивная работа; восприятие явлений
действительности и произведений искусства; обсуждение работ товарищей,
результатов коллективного творчества и индивидуальной работы на занятиях;
изучение творческого художественного наследия; подбор иллюстративного
материала к изучаемым темам; прослушивание музыкальных и литературных
произведений (народных, классических, современных); просмотр
видеоматериалов.
Формами подведения итогов реализации программы «Чудо акварель»
являются выставки ( тематические, праздничные ), соревнования, художест-
венные конкурсы городского,краевого, федерального масштаба.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ .
№ Тема
Всего
часов
Теорит.
заняти
я
Практич
.
занятия
Сроки
реализаци
и
1.
Художественный язык
изобразительного искусства.
10
3
7
2.
Мир изобразитепльного
искусства.
11
3
8
3.
Художественное творчество
и его связь с окружающим
миром.
12
4
8
Итого
33
10
23
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ.
Тема1.Художественный язык изобразительного искусства.
Художественные инструменты и материалы.Линия и штрих.Форма
предметов.Основные и составные цвета.Теплые и холодные цвета.
Работа акварелью.Наложение красок.Работа с гуашью.Композиция
рисунка.Перспектива в рисунке.
Тема2.Мир изобразительного искусства.
Жанры живописи.Пейзаж.Творчество И.И.Шишкина. Натюрморт.
Аппликация.Архитектура.Московский Кремль.
Тема3.Художественное творчество и его связь с окружающим
миром.
Быт и одежда русских людей.Русский национальный орнамент.Оберег.
Русская матрешка.Казачья старина.Изображение птиц и животных.
Творчество П.М.Гречишкина.Дизайн.Пленэрная живопись.
Тематическое планирование кружка «Чудо акварель».
№
Тема
Сроки
Примечание
Художественный язык
изобразительного
искусства – 10часов
1.
Художественные инструменты и
материалы.
2.
Линии и штрихи.
3.
Форма предметов.
4.
Основные и составные цвета.
5.
Теплые и холодные цвета.
6.
Работа акварелью.
7.
Наложение красок.
8.
Работа с гуашью.
9.
Композиция рисунка.
10.
Перспектива в рисунке.
Мир изобразительного искусства –
11 часов.
11.
Жанры живописи.
12.
Пейзаж.
13.
Осенний пейзаж.
14.
Рисование по мокрой бумаге.
15.
Творчество И.И.Шишкина.
16.
Натюрморт.
17.
Рисование с натуры.
18.
Рисование по представлению.
19.
Рисование по мокрой бумаге.
20.
Архитектура.
21.
Московский Кремль.
Художественное творчество и его
связь с
окружающим
миром- 12 часов.
22.
Быт русских людей.
23.
Одежда русских людей.
24.
Русский национальный орнамент.
25.
Оберег.
26.
Русская матрешка.
27.
Казачья старина.
28.
Изображение птиц.
29.
Изображение животных.
30.
Творчество П.М.Гречишкина.
31.
Дизайн.
32.
Пленэрная живопись.
33.
Выставка работ учащихся.
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ.
Художественные произведения мировой культуры:
Слайды и книги с изображением различных птиц и животных ( Чарушин,
Бианки ); Схемы и рисунки орнаментов; иллюстрации или фрагменты
мультфильмов с персонажами известных сказок; слайды известных
архитектурных построек; дизайнерские проекты; произведения И.Шишкина,
И.Левитана, слайды произведений В.Васнецова, М.Врубеля, В.Серова;
фотографии произведений известных народных художественных промыслов;
фотографии или слайды деревянных ансамблей этнографических
музеев;видеофильмы «Соборы Московского Кремля»,«Древняя архитектура»
репродукции произведений известных западноевропейских мастеров.
Музыкальные произведения:
«Дождь и радуга» С.С.Прокофьева, «Песня жаворонка» П.И.Чайковского,
прелюдии до минор и ля минор Ф.Шопена, «Мотылек» С.М.Майкапара,
«Облака» К.Дебюсси; «К Элизе» Л. Ван Бетховена; произведения И.С.Баха,
С.В.Рахманинова, Н.А.Римского- Корсакова, А.П.Бородина, Ф.Шуберта,
Д.Б.Кабалевского.
Поэтические литературные произведения:
Произведения ,А.А.Фета, И.А.Бунина, С.Есенина, Ф.И.Тютчева,Р.Киплинг,
сказки А.С.Пушкина .
Художественные материалы:
Краски гуашевые и акварельные; художественные кисти, бумага для
живописи; бумага для графических работ и зарисовок; карандаши цветные
графические, клей, ножницы, цветная бумага и цветной картон, пластилин,
цветная тушь, фломастеры.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
для учащихся
1.Как рисовать животных (рабочая тетрадь).-М.,2008.
2.Карнаухова Г.И. Уроки творчества.-М.; Просвещение,2007.
3.Очарование русского пейзажа.Сказки о художниках:-М.,2009.
4.Узоры и орнаменты(рабочая тетрадь).-М.,2009.
5.Уотт Ф.Энциклопедия юного художника.-М.,2010.
6.Хохломская роспись(рабочая тетрадь).-М.,2008.
7.Энциклопедия для детей Т.7.Искусство.Ч-2.;Аванта+,2004.
для учителей
1.Бертон П., Кейв В., Игрушки. – М.; Росмэн,2007.
2.Волков И.П., Художественная студия в школе: книга для учителя из
опыта работы. – М.; Просвещение, 199.
3.Жегалова С.К., Русская народная живопись: – М.; Просвещение, 2009.
4. Кирцер Ю.М., Рисунок и живопись. – М.; Высшая школа,200.
5. Кожохина С.К., Путешествие в мир искусства. – М.; «ТЦ Сфера»,
2002.
6. Киреева Л.Г.,Саськова О.А., Рисуем кукольный спектакль. – Волго-
град;Изд.»Учитель», 2008.
7. Неменский Б.М., Методическое пособие по изобразительному ис-
кусству . – М.; Просвещение,2006.
8. Павлова О.В., Изобразительное искусство в начальной школе.-
Волгоград; Издательство « Учитель», 2008.
9. Перепелкина Г.П., Искусство смотреть и видеть. – М.; Просвеще-
ние , 1982.
10.Савенкова Л.Г., Ермолинская Е.А., Протопопов Ю.Н., Изобрази-
тельное искусство. Интегрированная программа 1-4 классы. – М.;
«Вентана-Граф»,20