Автор: Бощенко Ирина Анатольевна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: Московский Государственный гуманитрно-экономический университет
Населённый пункт: Волгоград
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Тренинг развития коммуникативно-сетевой компетентности.
Раздел: среднее профессиональное
Методическая разработка тренинга развития коммуникативно-
сетевой компетентности.
В рамках технических специальностей развитие коммуникативной
компетентности особенно актуально, т.к. на современном этапе отмечается
бурное формирование и распространение новых IT-технологий не только в
профессиональной среде, но и в повседневной жизни человека. Поэтому
коммуникативно-сетевая составляющая внесет новую компоненту и позволит
расширить границы коммуникативной компетентности.
Кроме того, нельзя не учитывать важности владения современными
технологиями
в
условиях
необходимости
внедрения
дистанционного
образования. Как показали последние месяцы, не только студенты, но и
преподаватели оказались не готовы к новой форме ведения учебного
процесса.
Между
тем
дистанционные
формы
обучения
давно
вошли
в
современную образовательную систему. Социальные сети из средства
развлечения
и
бытовой
коммуникации
превратились
в
инструмент
взаимодействия между преподавателями и студентами
1
.
Владение информационно-коммуникативными технологиями является
обязательным
показателем
профессионального
уровня
преподавателя.
Однако одно дело – разрабатывать документацию и рабочие материалы, и
совсем другое – взаимодействовать с обучаемыми на различных онлайн-
платформах и сервисах
2
.
Предлагаемый нами тренинг поможет подготовить будущих мастеров
производственного обучения к ситуациям, когда технологии дистанционного
1
Захарова Т.В. Коммуникативная компетентность: понятие, характеристики/Т.В. Захарова, Н.В.Басалаева,
Т.В. Казакова и др.// Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 4. – С.31-38.
2
Ильина Т.С. Проблемы формирования коммуникативной компетентности студентов технических
вузов при реализации ФГОС-3/Т.С. Ильина//Профессиональное образование в современном мире.
– 2015. - № 1 (16). – С. 121-133
обучения помогут повысить качество подготовки специалистов, а возможно,
вновь на время станут единственной формой обучения.
Тренинг развития коммуникативно-сетевой компетентности.
Занятие 1-вводное занятие
Знакомство друг
с другом
Цель:
Установить
первичный
контакт
Инструкция: Тренер разбивает
участников на пары или тройки.
Участники рассказывают в группе о
себе. Затем каждый представляет соседа
уже для всех участников тренинга по
принципу: «Многие знают, что он (она)
…. Но мало, кто знает, что он (она)».
Установление
правил
Цель:избежать
потерь времени
и ухода в
другую
тематику
1. Мобильные телефоны.
2. Говорит один — уважение к
говорящему
3. Регламент — ценить время
4. Конфиденциальность
5. Единая форма обращения друг к
другу на «ты» (по имени)
6. Общение по принципу «здесь и
теперь»
7. Недопустимость перехода «на
личности»
Мини-лекция об
этикете общения
в цифровом
информационном
Цель:
научиться
соблюдать
грань между
1.
Речевой этикет в сети
2.
Особенности общения со
поле
3
рабочим и
личным,
научиться
использовать
правильные
выражения
студентами
3.
Сокращения и смайлы
4.
Время и сроки
Обсуждения, рефлексия
Занятие 2 - Социальная сеть ВКонтакте (1 часть)
Мастер-класс по созданию и
оформлению профиля и переписке
в сообществе или группе
1.
Создание профиля, привязка к
телефону или почте
2.
Настройки профиля
(безопасность, приватность)
3.
Создание группы или общего чата
4.
Загрузка документов и файлов
5.
Загрузка видео
Ролевая игра
Разбить студентов на 2 группы.
Одна группа создает общий чат и
сбрасывает туда два-три файла с
инструкциями.
Обсуждения, рефлексия
Занятие 2 - Социальная сеть ВКонтакте (2 часть)
Мастер-класс по формированию
заданий и оцениванию работ.
1.
Консультирование в онлайн
режиме.
2.
Оценивание и оповещение
3
Карепина С. Переписка 2.0. Как решать вопросы в чатах, соцсетях и письмах СилаУма-
Паблишер, 2019г.
студентов
Ролевая игра
Разбить студентов на 2 группы.
Одна группа сбрасывает в личном
сообщении выполненную работу ,
вторая группа оценивает ее и дает
разъяснения по выявленным
недостаткам.
Обсуждения, рефлексия
Занятие 4 – работа в образовательной системе Moodle (1 часть)
Мастер-класс по созданию и
оформлению курса
1.
Регистрация в системе
2.
Создание курса (название,
«обложка»)
3.
Редактирование курса
4.
Наполнение заданиями
5.
Добавление групп и участников
Мини-лекция о профессиональном общении и этике общения с коллегами
Обсуждения, рефлексия
Занятие 5 – работа в образовательной системе Moodle (2 часть)
Мастер-класс – проверка и
оценивание работ.
1.
Подготовка к скачиванию файлов
(безопасность)
2.
Выставление оценок и
комментарии к ним
3.
Продление сроков выполнения
задания
4.
Завершение курса.
Ролевая игра
Разбить студентов на 2 группы.
Одна группа сбрасывает выполненные
работы , вторая группа оценивает и
дает разъяснения по выявленным
недостаткам, продлевает срок
выполнения для работы над ошибками.
Обсуждения, рефлексия
Занятие 6
Мини-лекция о конфликтах в построении коммуникативного общения.
Ролевая игра «Узкий
мостик»
Цель:
решение конфликта конструктивным образом.
Инструкция:
Двое участников становятся на проведенной на
полу линии лицом друг к другу на расстоянии
около трех метров. Ведущий объясняет
ситуацию: «Вы идете на встречу друг другу по
очень узкому мостику, перекинутому над водой.
В центре мостика вы встретились, и вам надо
разойтись. Мостик – это линия. Кто поставит
ногу за ее пределами – упадет в воду.
Постарайтесь разойтись на мостике так, чтобы
не упасть». Пары участников подбираются
случайным образом. При большом количестве
участников может одновременно
функционировать 2-3 «мостика».
Упражнение «Адские
башни»
Цель:
решение ситуации не конфликтным путем.
Инструкция:
Построить башню из кубиков «лего», соблюдая
оставленные инструкции на бумажках
Упражнение «Я
высказывание»
Цель:
совершенствование коммуникативного умения.
Инструкция:
Задача переформулировать обидные «ты»
высказывания в «я» высказывания.
Упражнение
«Уничижительные
высказывания»
Цель:
овладение приемами психологической защиты,
уверенного поведения. Инструкция:
Участникам тренинга предлагается ответить на
уничижительные высказывания, возникающие в
различных ситуациях общения. Ведущий
зачитывает высказывание, члены группы
представляют ситуацию, в которой оно могло
бы быть произнесено, человека, который его
мог бы 89 произнести, и записывают в тетради
свой ответ
Обсуждения, рефлексия
Занятие 7 - Умение обрести внутреннее спокойствие и комфорт
Упражнение «Релаксация»
Цель:
овладение приемами релаксации. Инструкция:
Ведущий рассказывает о том, что в случаях,
когда человек испытывает напряжение, можно
помочь себе, расслабившись при помощи
простых приемов, которые помогут не только
почувствовать себя комфортнее и спокойнее, но
и создать условия для более взвешенного,
обдуманного поведения, не наносящего ущерба
интересам другого человека.
Упражнение «Молодец!»
Цель:
умение принимать похвалу в свой адрес
Инструкция:
Участникам необходимо разделиться на две
группы по принципу: внешний — внутренний.
«Образуйте два круга: один внутренний, а
другой внешний. Участники внешнего круга
должны найти себе партнера из внутреннего,
встать друг напротив друга и по моему сигналу
по очереди начать говорить о своих
достижениях. Тот, кто слушает, загибает пальцы
и произносит фразу на каждое сказанное
достижение партнера: «А это ты молодец! Раз!
А это ты молодец! Два!» И так далее
Обсуждения, рефлексия
Занятие 8 - Завершение программы
Заключительная беседа «Планы на будущее»