Напоминание

Тренинг развития коммуникативно-сетевой компетентности.


Автор: Бощенко Ирина Анатольевна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: Московский Государственный гуманитрно-экономический университет
Населённый пункт: Волгоград
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Тренинг развития коммуникативно-сетевой компетентности.
Раздел: среднее профессиональное





Назад




Методическая разработка тренинга развития коммуникативно-

сетевой компетентности.

В рамках технических специальностей развитие коммуникативной

компетентности особенно актуально, т.к. на современном этапе отмечается

бурное формирование и распространение новых IT-технологий не только в

профессиональной среде, но и в повседневной жизни человека. Поэтому

коммуникативно-сетевая составляющая внесет новую компоненту и позволит

расширить границы коммуникативной компетентности.

Кроме того, нельзя не учитывать важности владения современными

технологиями

в

условиях

необходимости

внедрения

дистанционного

образования. Как показали последние месяцы, не только студенты, но и

преподаватели оказались не готовы к новой форме ведения учебного

процесса.

Между

тем

дистанционные

формы

обучения

давно

вошли

в

современную образовательную систему. Социальные сети из средства

развлечения

и

бытовой

коммуникации

превратились

в

инструмент

взаимодействия между преподавателями и студентами

1

.

Владение информационно-коммуникативными технологиями является

обязательным

показателем

профессионального

уровня

преподавателя.

Однако одно дело – разрабатывать документацию и рабочие материалы, и

совсем другое – взаимодействовать с обучаемыми на различных онлайн-

платформах и сервисах

2

.

Предлагаемый нами тренинг поможет подготовить будущих мастеров

производственного обучения к ситуациям, когда технологии дистанционного

1

Захарова Т.В. Коммуникативная компетентность: понятие, характеристики/Т.В. Захарова, Н.В.Басалаева,

Т.В. Казакова и др.// Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 4. – С.31-38.

2

Ильина Т.С. Проблемы формирования коммуникативной компетентности студентов технических

вузов при реализации ФГОС-3/Т.С. Ильина//Профессиональное образование в современном мире.

– 2015. - № 1 (16). – С. 121-133

обучения помогут повысить качество подготовки специалистов, а возможно,

вновь на время станут единственной формой обучения.

Тренинг развития коммуникативно-сетевой компетентности.

Занятие 1-вводное занятие

Знакомство друг

с другом

Цель:

Установить

первичный

контакт

Инструкция: Тренер разбивает

участников на пары или тройки.

Участники рассказывают в группе о

себе. Затем каждый представляет соседа

уже для всех участников тренинга по

принципу: «Многие знают, что он (она)

…. Но мало, кто знает, что он (она)».

Установление

правил

Цель:избежать

потерь времени

и ухода в

другую

тематику

1. Мобильные телефоны.

2. Говорит один — уважение к

говорящему

3. Регламент — ценить время

4. Конфиденциальность

5. Единая форма обращения друг к

другу на «ты» (по имени)

6. Общение по принципу «здесь и

теперь»

7. Недопустимость перехода «на

личности»

Мини-лекция об

этикете общения

в цифровом

информационном

Цель:

научиться

соблюдать

грань между

1.

Речевой этикет в сети

2.

Особенности общения со

поле

3

рабочим и

личным,

научиться

использовать

правильные

выражения

студентами

3.

Сокращения и смайлы

4.

Время и сроки

Обсуждения, рефлексия

Занятие 2 - Социальная сеть ВКонтакте (1 часть)

Мастер-класс по созданию и

оформлению профиля и переписке

в сообществе или группе

1.

Создание профиля, привязка к

телефону или почте

2.

Настройки профиля

(безопасность, приватность)

3.

Создание группы или общего чата

4.

Загрузка документов и файлов

5.

Загрузка видео

Ролевая игра

Разбить студентов на 2 группы.

Одна группа создает общий чат и

сбрасывает туда два-три файла с

инструкциями.

Обсуждения, рефлексия

Занятие 2 - Социальная сеть ВКонтакте (2 часть)

Мастер-класс по формированию

заданий и оцениванию работ.

1.

Консультирование в онлайн

режиме.

2.

Оценивание и оповещение

3

Карепина С. Переписка 2.0. Как решать вопросы в чатах, соцсетях и письмах СилаУма-

Паблишер, 2019г.

студентов

Ролевая игра

Разбить студентов на 2 группы.

Одна группа сбрасывает в личном

сообщении выполненную работу ,

вторая группа оценивает ее и дает

разъяснения по выявленным

недостаткам.

Обсуждения, рефлексия

Занятие 4 – работа в образовательной системе Moodle (1 часть)

Мастер-класс по созданию и

оформлению курса

1.

Регистрация в системе

2.

Создание курса (название,

«обложка»)

3.

Редактирование курса

4.

Наполнение заданиями

5.

Добавление групп и участников

Мини-лекция о профессиональном общении и этике общения с коллегами

Обсуждения, рефлексия

Занятие 5 – работа в образовательной системе Moodle (2 часть)

Мастер-класс – проверка и

оценивание работ.

1.

Подготовка к скачиванию файлов

(безопасность)

2.

Выставление оценок и

комментарии к ним

3.

Продление сроков выполнения

задания

4.

Завершение курса.

Ролевая игра

Разбить студентов на 2 группы.

Одна группа сбрасывает выполненные

работы , вторая группа оценивает и

дает разъяснения по выявленным

недостаткам, продлевает срок

выполнения для работы над ошибками.

Обсуждения, рефлексия

Занятие 6

Мини-лекция о конфликтах в построении коммуникативного общения.

Ролевая игра «Узкий

мостик»

Цель:

решение конфликта конструктивным образом.

Инструкция:

Двое участников становятся на проведенной на

полу линии лицом друг к другу на расстоянии

около трех метров. Ведущий объясняет

ситуацию: «Вы идете на встречу друг другу по

очень узкому мостику, перекинутому над водой.

В центре мостика вы встретились, и вам надо

разойтись. Мостик – это линия. Кто поставит

ногу за ее пределами – упадет в воду.

Постарайтесь разойтись на мостике так, чтобы

не упасть». Пары участников подбираются

случайным образом. При большом количестве

участников может одновременно

функционировать 2-3 «мостика».

Упражнение «Адские

башни»

Цель:

решение ситуации не конфликтным путем.

Инструкция:

Построить башню из кубиков «лего», соблюдая

оставленные инструкции на бумажках

Упражнение «Я

высказывание»

Цель:

совершенствование коммуникативного умения.

Инструкция:

Задача переформулировать обидные «ты»

высказывания в «я» высказывания.

Упражнение

«Уничижительные

высказывания»

Цель:

овладение приемами психологической защиты,

уверенного поведения. Инструкция:

Участникам тренинга предлагается ответить на

уничижительные высказывания, возникающие в

различных ситуациях общения. Ведущий

зачитывает высказывание, члены группы

представляют ситуацию, в которой оно могло

бы быть произнесено, человека, который его

мог бы 89 произнести, и записывают в тетради

свой ответ

Обсуждения, рефлексия

Занятие 7 - Умение обрести внутреннее спокойствие и комфорт

Упражнение «Релаксация»

Цель:

овладение приемами релаксации. Инструкция:

Ведущий рассказывает о том, что в случаях,

когда человек испытывает напряжение, можно

помочь себе, расслабившись при помощи

простых приемов, которые помогут не только

почувствовать себя комфортнее и спокойнее, но

и создать условия для более взвешенного,

обдуманного поведения, не наносящего ущерба

интересам другого человека.

Упражнение «Молодец!»

Цель:

умение принимать похвалу в свой адрес

Инструкция:

Участникам необходимо разделиться на две

группы по принципу: внешний — внутренний.

«Образуйте два круга: один внутренний, а

другой внешний. Участники внешнего круга

должны найти себе партнера из внутреннего,

встать друг напротив друга и по моему сигналу

по очереди начать говорить о своих

достижениях. Тот, кто слушает, загибает пальцы

и произносит фразу на каждое сказанное

достижение партнера: «А это ты молодец! Раз!

А это ты молодец! Два!» И так далее

Обсуждения, рефлексия

Занятие 8 - Завершение программы

Заключительная беседа «Планы на будущее»



В раздел образования