Напоминание

"Средства развития социального и эмоционального интеллекта дошкольников с ОВЗ"


Автор: Андосова Светлана Викторовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБОУ НШ ДС №105
Населённый пункт: Нижний Тагил
Наименование материала: статья
Тема: "Средства развития социального и эмоционального интеллекта дошкольников с ОВЗ"
Раздел: дошкольное образование





Назад




«Средства развития социального и эмоционального интеллекта

дошкольников с ОВЗ»

Социально-коммуникативное развитие личности ребенка является одной из важнейших

образовательных областей, предусмотренных Федеральным государственным

образовательным стандартом дошкольного образования. Система отечественного

дошкольного образования ориентирована на позитивную социализацию личности,

развитие у детей навыков гибкого социального поведения, основой которого выступает

социальный интеллект.

К целевым ориентирам дошкольного образования относятся следующие социально -

нормативные возрастные характеристики: обладает установкой положительного

отношения к миру, к другим людям и самому себе; активно взаимодействует со

сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх. Способен договариваться,

учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам

других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается

разрешать конфликты; способен к волевым усилиям, может следовать социальным

нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со

взрослыми и сверстниками, может соблюдать правила безопасного поведения.

В дошкольном возрасте развивается социальная чувствительность ребенка, способность

сопереживать близкому человеку, а ближе к школьному возрасту – способность

порадоваться за другого. Эти качества — естественное проявление социального

и эмоционального интеллекта.

Дети с задержкой психического развития отличаются, как правило, эмоциональной

неустойчивостью. Они с трудом приспосабливаются к детскому коллективу, им

свойственны колебания настроения и повышенная утомляемость, неспособность понять

эмоциональное состояние другого человека.

Так что же такое «Социальный интеллект»? Это возможность понимать людей и

эффективно взаимодействовать с ними, верно судить о людях, прогнозировать свое и их

поведение с целью обеспечения адекватного приспособления в межличностных

взаимосвязях.

Рассмотрим условия развития социального и эмоционального интеллекта:

благоприятные детско-родительские отношения в семье ребенка.

Именно в семье ребенок приобретает жизненный опыт. Прежде всего опыт

эмоциональных и деловых взаимоотношений между людьми, делает первые

наблюдения и учится как себя вести в различных ситуациях на конкретных

примерах родителей.

проведение специальных занятий, направленных на развитие социальных и

эмоционально-личностных качеств. Например, такие занятия проводит в нашем

учреждении психолог.

В числе важных предпосылок развития социальных способностей выступает

дошкольная группа и разнообразная игровая среда. Где складываются и

развиваются общение и разнообразные виды деятельности. Дошкольная группа

становится важным компонентом личностной микросреды ребенка.

И четвертое условие: применение различных видов игр в ДОУ. Ведь игра является

одним из универсальных видов деятельности детей дошкольного возраста. В ней

происходит развитие психических процессов ребенка, совершенствуются умения и

навыки взаимодействия с товарищами в групповой деятельности.

Проанализировав

методическую

литературу

по

проблеме

взаимодействия

дошкольников с ОВЗ, среди них: Н. В. Микляева, И. Е., Комарова, А.И.Савенков,

П.В.Смирнова,

О.В.Цаплина,

А.А.Катаева,

Е.А.Стребелева,

и

руководствуясь

рекомендациями данных авторов, была разработана и апробирована система мероприятий

для развития социального и эмоционального интеллекта средствами игровой деятельности

для детей старшего дошкольного возраста, которая представлена тремя блоками.

Первый блок «Я и мои близкие» (когнитивный компонент), целью которого

являлось создать условия для развития «понимания» ребенком мотивов социального

поведения и эмоций других людей.

Мною были подобраны игровые ситуации, художественная литература, картины и

сюжетные

картинки,

направленные

на

понимание

эмоционального

состояния

окружающих, умение выражать эмоции и чувства вербально, в движении, мимикой и

голосом. Детям полюбилась коллективная игра «Что изменилось?»

Второй блок «Наши чувства» (эмоциональный компонент). Цель данного блока –

формировать у детей способность к сопереживанию, умению регулировать собственные

эмоции и настроение. Мною были подобраны и проведены игровые ситуации, которые

позволяли ребенку выражать свои желания, потребности, интересы; этюды на вежливое

поведение и передачу эмоций при помощи жестов, на формирование умения выражать

эмоции и чувства вербально, в движении, мимикой и голосом; на развитие способности

сопереживать.

Для развития данного компонента подобрала такие игры: конструктор

«ЛЕГО» - «Помоги щенку построить конуру»; подвижная игра «Хитрая лиса», «Покажи

настроение героя книги», различные театральные сценки, педагогические ситуации.

Третий блок «Мы вместе» (поведенческий компонент). Цель данного блока –

формировать у ребенка способность работать совместно (в коллективе), умение слушать

собеседника и уживаться с другими людьми. Дети научились нести ответственность за

свою работу и общий результат. Для развития поведенческого компонента были

подобраны

игровые

ситуации,

направленные

на

коллективное

взаимодействие:

хозяйственно – бытовой труд «Моем стульчики, игрушки и т.д.», продуктивная

деятельность – коллаж «Город», аппликация «Птицы на дереве»,

игры с песком

«Кондитерская», для сюжетно – ролевых игр «Кафе», «Магазин», «Больница» были

созданы новые атрибуты.

На основании метода наблюдения и анализа индивидуальных карт развития наблюдались

стабильные, положительные результаты.

Первый блок параметров–«понимание ребенком-дошкольником мотивов социального

поведения и эмоций других людей». Он включает критерии: «Идентификация ребенком

базовых эмоций»-для оценки этого параметра (понимание эмоций других людей)

использовала карточки «Эмоциональные лица». Так при определении способности

самостоятельно, правильно определить эмоциональные состояния сверстников и взрослых

изменилась с 24% до 57%.

Второй блок параметров –«адекватное выражение и регулирование ребенком-

дошкольником собственных эмоций». Метод наблюдения. При определении способности

входить в положение других людей, ставить себя на место другого изменилась с 7% до

65%.

Третий блок параметров: –«управление ребенком старшего дошкольного возраста своими

эмоциями и поведением». Способность к саморегуляции – умение ребенка регулировать

собственные эмоции и чувства возросла с 30% до 75% с помощью метода наблюдения.

Реализация системы мероприятий, по данным мониторинга способствовало освоению

АООП. Так, при исследовании социально-коммуникативных компетенций воспитанников

было выявлено, что развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и

сверстниками выросло на 57%. Познавательное развитие детей изменилось с 19% до 85%.

Речевое развитие

с 12% до 62%. Художественно-эстетическая направленность также

возросла на 47%. Физическое развитие

изменилось с 34% до 79%.

Активными помощниками в развитии социального интеллекта у детей дошкольного

возраста были родители (законные представители) моих воспитанников. Для повышения

педагогической компетентности родителей мною было проведено родительское собрание

на тему: «Развитие социального интеллекта для детей дошкольного возраста». Для

родителей были сделаны рекомендации (папки-передвижки, наглядные информационные

материалы, мастер-классы по изготовлению игр). Родители вместе с детьми принимали

активное участие в городских конкурсах и соревнованиях, где ребёнок не просто

усваивает социальный опыт, но и преобразовывает его в собственные ценности,

установки, ориентации. Разработала творческие задания для родителей по теме

«Взаимодействие педагогов и родителей в формировании коммуникативных навыков у

детей с ОВЗ» с целью найти наиболее эффективные формы методы работы с родителями.

Родители познакомились с онлайн - презентацией «Составление социальных историй» и

«Средства развития социального интеллекта дошкольников». Для детей и родителей был

проведен мастер – класс в нетрадиционной технике «Цветы для мамы».

Список литературы:

Комарова, Т.С., Савенков, А.И. Дошкольная педагогика. Коллективное творчество

детей. / Т.С. Комарова, А.И. Савенков//-М.; Учебное пособие.

Микляева Н. В. Развитие эмоционального и социального интеллекта у дошкольников.

Методическое пособие(рекомендации).

Семенака,

С.И.

Развитие

социального

интеллекта

дошкольников

в

контексте

нравственного воспитания / С.И.Семенака, О.А.Хальченко //-М; Образование в России:

история, опыт, проблемы, перспективы. 2016. No 4 (5), -С. 52-57.

Савенков А.И. Развитие эмоционального интеллекта и социальной компетентности у

детей / А.И. Савенков //-М.; НКЦ, 2015, 128с.



В раздел образования