Автор: Андосова Светлана Викторовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБОУ НШ ДС №105
Населённый пункт: Нижний Тагил
Наименование материала: статья
Тема: "Средства развития социального и эмоционального интеллекта дошкольников с ОВЗ"
Раздел: дошкольное образование
«Средства развития социального и эмоционального интеллекта
дошкольников с ОВЗ»
Социально-коммуникативное развитие личности ребенка является одной из важнейших
образовательных областей, предусмотренных Федеральным государственным
образовательным стандартом дошкольного образования. Система отечественного
дошкольного образования ориентирована на позитивную социализацию личности,
развитие у детей навыков гибкого социального поведения, основой которого выступает
социальный интеллект.
К целевым ориентирам дошкольного образования относятся следующие социально -
нормативные возрастные характеристики: обладает установкой положительного
отношения к миру, к другим людям и самому себе; активно взаимодействует со
сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх. Способен договариваться,
учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам
других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается
разрешать конфликты; способен к волевым усилиям, может следовать социальным
нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со
взрослыми и сверстниками, может соблюдать правила безопасного поведения.
В дошкольном возрасте развивается социальная чувствительность ребенка, способность
сопереживать близкому человеку, а ближе к школьному возрасту – способность
порадоваться за другого. Эти качества — естественное проявление социального
и эмоционального интеллекта.
Дети с задержкой психического развития отличаются, как правило, эмоциональной
неустойчивостью. Они с трудом приспосабливаются к детскому коллективу, им
свойственны колебания настроения и повышенная утомляемость, неспособность понять
эмоциональное состояние другого человека.
Так что же такое «Социальный интеллект»? Это возможность понимать людей и
эффективно взаимодействовать с ними, верно судить о людях, прогнозировать свое и их
поведение с целью обеспечения адекватного приспособления в межличностных
взаимосвязях.
Рассмотрим условия развития социального и эмоционального интеллекта:
•
благоприятные детско-родительские отношения в семье ребенка.
Именно в семье ребенок приобретает жизненный опыт. Прежде всего опыт
эмоциональных и деловых взаимоотношений между людьми, делает первые
наблюдения и учится как себя вести в различных ситуациях на конкретных
примерах родителей.
•
проведение специальных занятий, направленных на развитие социальных и
эмоционально-личностных качеств. Например, такие занятия проводит в нашем
учреждении психолог.
•
В числе важных предпосылок развития социальных способностей выступает
дошкольная группа и разнообразная игровая среда. Где складываются и
развиваются общение и разнообразные виды деятельности. Дошкольная группа
становится важным компонентом личностной микросреды ребенка.
И четвертое условие: применение различных видов игр в ДОУ. Ведь игра является
одним из универсальных видов деятельности детей дошкольного возраста. В ней
происходит развитие психических процессов ребенка, совершенствуются умения и
навыки взаимодействия с товарищами в групповой деятельности.
Проанализировав
методическую
литературу
по
проблеме
взаимодействия
дошкольников с ОВЗ, среди них: Н. В. Микляева, И. Е., Комарова, А.И.Савенков,
П.В.Смирнова,
О.В.Цаплина,
А.А.Катаева,
Е.А.Стребелева,
и
руководствуясь
рекомендациями данных авторов, была разработана и апробирована система мероприятий
для развития социального и эмоционального интеллекта средствами игровой деятельности
для детей старшего дошкольного возраста, которая представлена тремя блоками.
Первый блок «Я и мои близкие» (когнитивный компонент), целью которого
являлось создать условия для развития «понимания» ребенком мотивов социального
поведения и эмоций других людей.
Мною были подобраны игровые ситуации, художественная литература, картины и
сюжетные
картинки,
направленные
на
понимание
эмоционального
состояния
окружающих, умение выражать эмоции и чувства вербально, в движении, мимикой и
голосом. Детям полюбилась коллективная игра «Что изменилось?»
Второй блок «Наши чувства» (эмоциональный компонент). Цель данного блока –
формировать у детей способность к сопереживанию, умению регулировать собственные
эмоции и настроение. Мною были подобраны и проведены игровые ситуации, которые
позволяли ребенку выражать свои желания, потребности, интересы; этюды на вежливое
поведение и передачу эмоций при помощи жестов, на формирование умения выражать
эмоции и чувства вербально, в движении, мимикой и голосом; на развитие способности
сопереживать.
Для развития данного компонента подобрала такие игры: конструктор
«ЛЕГО» - «Помоги щенку построить конуру»; подвижная игра «Хитрая лиса», «Покажи
настроение героя книги», различные театральные сценки, педагогические ситуации.
Третий блок «Мы вместе» (поведенческий компонент). Цель данного блока –
формировать у ребенка способность работать совместно (в коллективе), умение слушать
собеседника и уживаться с другими людьми. Дети научились нести ответственность за
свою работу и общий результат. Для развития поведенческого компонента были
подобраны
игровые
ситуации,
направленные
на
коллективное
взаимодействие:
хозяйственно – бытовой труд «Моем стульчики, игрушки и т.д.», продуктивная
деятельность – коллаж «Город», аппликация «Птицы на дереве»,
игры с песком
«Кондитерская», для сюжетно – ролевых игр «Кафе», «Магазин», «Больница» были
созданы новые атрибуты.
На основании метода наблюдения и анализа индивидуальных карт развития наблюдались
стабильные, положительные результаты.
Первый блок параметров–«понимание ребенком-дошкольником мотивов социального
поведения и эмоций других людей». Он включает критерии: «Идентификация ребенком
базовых эмоций»-для оценки этого параметра (понимание эмоций других людей)
использовала карточки «Эмоциональные лица». Так при определении способности
самостоятельно, правильно определить эмоциональные состояния сверстников и взрослых
изменилась с 24% до 57%.
Второй блок параметров –«адекватное выражение и регулирование ребенком-
дошкольником собственных эмоций». Метод наблюдения. При определении способности
входить в положение других людей, ставить себя на место другого изменилась с 7% до
65%.
Третий блок параметров: –«управление ребенком старшего дошкольного возраста своими
эмоциями и поведением». Способность к саморегуляции – умение ребенка регулировать
собственные эмоции и чувства возросла с 30% до 75% с помощью метода наблюдения.
Реализация системы мероприятий, по данным мониторинга способствовало освоению
АООП. Так, при исследовании социально-коммуникативных компетенций воспитанников
было выявлено, что развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и
сверстниками выросло на 57%. Познавательное развитие детей изменилось с 19% до 85%.
Речевое развитие
с 12% до 62%. Художественно-эстетическая направленность также
возросла на 47%. Физическое развитие
изменилось с 34% до 79%.
Активными помощниками в развитии социального интеллекта у детей дошкольного
возраста были родители (законные представители) моих воспитанников. Для повышения
педагогической компетентности родителей мною было проведено родительское собрание
на тему: «Развитие социального интеллекта для детей дошкольного возраста». Для
родителей были сделаны рекомендации (папки-передвижки, наглядные информационные
материалы, мастер-классы по изготовлению игр). Родители вместе с детьми принимали
активное участие в городских конкурсах и соревнованиях, где ребёнок не просто
усваивает социальный опыт, но и преобразовывает его в собственные ценности,
установки, ориентации. Разработала творческие задания для родителей по теме
«Взаимодействие педагогов и родителей в формировании коммуникативных навыков у
детей с ОВЗ» с целью найти наиболее эффективные формы методы работы с родителями.
Родители познакомились с онлайн - презентацией «Составление социальных историй» и
«Средства развития социального интеллекта дошкольников». Для детей и родителей был
проведен мастер – класс в нетрадиционной технике «Цветы для мамы».
Список литературы:
Комарова, Т.С., Савенков, А.И. Дошкольная педагогика. Коллективное творчество
детей. / Т.С. Комарова, А.И. Савенков//-М.; Учебное пособие.
Микляева Н. В. Развитие эмоционального и социального интеллекта у дошкольников.
Методическое пособие(рекомендации).
Семенака,
С.И.
Развитие
социального
интеллекта
дошкольников
в
контексте
нравственного воспитания / С.И.Семенака, О.А.Хальченко //-М; Образование в России:
история, опыт, проблемы, перспективы. 2016. No 4 (5), -С. 52-57.
Савенков А.И. Развитие эмоционального интеллекта и социальной компетентности у
детей / А.И. Савенков //-М.; НКЦ, 2015, 128с.