Портфолио обучаемого как технология накопления и систематизации информации
Автор: Романова Юлия Михайловна Должность: преподаватель Учебное заведение: Рославльский железнодорожный техникум - филиал МИИТ Населённый пункт: г. Рославль Наименование материала: статья Тема: Портфолио обучаемого как технология накопления и систематизации информации Раздел: среднее профессиональное
1
Тема: «Портфолио обучаемого как технология накопления и систематизации информации»
Романова
Ю.М.
-
преподаватель
Рославльского
железнодорожного
техникума
–
филиала
федерального
государственного
бюджетного
образовательного
учреждения
высшего
профессионального образования «Московский государственный университет путей сообщения».
Термин «портфолио» (от франц. porter — носить + лат. in folio — в размер листа), некогда
употреблявшийся в бизнесе, политике, специалистами по кадрам, модельными агентствами, в
среде художников и используется в образовательной практике, поскольку не зависит напрямую от
предметного содержания.
Портфолио представляет собой технологию работы с результатами учебно-познавательной
деятельности
студентов,
которая
может
использоваться
для
демонстрации,
анализа
и
оценки
образовательных результатов, развития рефлексии, повышения уровня осознания, понимания и
самооценки
результатов
образовательной
деятельности.
По
мере
работы
с
портфолио
более
выраженными
становятся
такие
компоненты
образовательной
деятельности,
как
обработка
и
структурирование
информации,
формируются
навыки
отбора
содержания,
самооценки
и
самопрезентации.
Технология
портфолио
выполняет
функцию
информационного
поиска,
систематизации
информации,
подготовки
материалов
для
создания
учебно-методического
пособия,
изучения
нового
научного
направления,
освоения
инновационных
подходов
к
чему-либо,
подготовки
материалов к печати и т.д. Портфолио может стать одним из способов формирования ключевой
компетентности — «самоменеджмента» и объектом оценки владения. То есть портфолио — это
еще и форма оценивания, которая позволяет коренным образом изменить философию определения,
оценивания и измерения результатов образовательной деятельности. Педагогическая философия
этой формы оценки состоит в смещении акцента с того, что субъект не знает и не умеет, к тому, что
он знает и умеет по данной теме, данному предмету, в интеграции качественной оценки и, наконец,
в переносе педагогического акцента с оценки на самооценку.
В то же время портфолио — своего рода «индивидуальная папка», в которой зафиксированы
личные
достижения
субъекта
образовательной
деятельности.
Как
набор
работ
обучающихся
портфолио связывает отдельные аспекты их деятельности в более полную картину. Портфолио
может
включать
набор
оценочных
листов,
листов
наблюдений,
фрагментов
дневников,
видеофрагменты, проекты и планы выступлений. Портфолио планируется заранее и создается в
течение
достаточно
продолжительного
периода
(семестр,
год
и
более).
В
данном
значении
портфолио
дает
возможность
его
автору
продемонстрировать
те
результаты
образовательной
деятельности, которые он считает наиболее значимыми для оценки своей компетенции, позволяет
2
увидеть
не
только
результаты
деятельности,
но
и
прогресс
по
сравнению
с
предыдущими
результатами.
В зависимости от того, какова цель портфолио, оно может быть либо краткосрочным, либо
длительным, либо постоянным.
Портфолио может быть создано в электронном виде или на бумажных носителях.
Наряду с учебным в образовательной практике используют и другие разновидности портфолио.
Портфолио
достижений
суммирует
результаты
работы
по
конкретному
блоку
учебного
материала.
Рефлексивное портфолио основано на анализе и оценке субъектом целей, хода и результатов
своей учебной работы, особенностей с источниками информации, ощущений, впечатлений и т.д.
(может быть связано с отдельной проблемой).
Проблемно-ориентированное
портфолио
отражает
цели,
процесс,
результат
решения
конкретной проблемы (учебной, научной, профессиональной, социальной).
Портфолио развития навыков гуманитарного мышления отражает работу на уровне анализа —
оценивания — сравнения.
Компонентами портфолио могут стать самостоятельные работы, результаты проверочных и
контрольных работ, тестов, результаты групповой работы, черновики, схемы, рисунки, таблицы,
диаграммы,
алгоритмы
решения
учебных
задач,
проекты,
творческие
работы,
аудио-
и
видеоматериалы, таблицы, анкеты и результаты их обработки, отчеты об интервью, вопросы,
дневники наблюдения, письма, глоссарий, грамоты, сертификаты, знаки достижений и т.д.
Цель
применения
технологии
-
научить
отбирать,
систематизировать
и
анализировать
информацию по выбранной теме, работать с различными источниками информации; на уровне
учебной
дисциплины
-
прослеживать
динамику
отношения
студента
к
учебной
дисциплине,
процесса освоения учебной программы и учебных достижений.
При использовании такой технологии важно учитывать следующее:
- нет четкого списка наименований и количества пунктов, которые необходимо включать в
учебное портфолио; это полностью зависит от автора;
- есть примерный перечень, из которого можно выбрать те или иные пункты;
- поощряются новые элементы, состав портфолио напрямую зависит от конкретных целей.
Желательно,
чтобы
учебное
портфолио
включало,
по
крайней
мере,
три
обязательных
элемента:
сопроводительное письмо «владельца» с описанием цели, предназначения и краткого описания
портфолио;
содержание (или оглавление) портфолио с перечислением его основных элементов;
самоанализ и взгляд в будущее.
3
Источники информации для портфолио могут быть самыми разнообразными — учебная,
справочная,
художественная,
научная
литература;
материалы
СМИ;
иллюстративный,
статистический
материал;
интервью
со
специалистом;
аудиовизуальные
источники;
интернет-
ресурсы.
Предлагаем алгоритм действий при составлении портфолио.
Объяснить свой выбор темы портфолио (можно в виде эссе) и дать название своей работе.
Выбрать рубрики будущего портфолио и придумать им оригинальные названия.
Найти соответствующий материал и систематизировать его, представив в виде конспекта,
схемы, кластера, интеллект-карты, таблицы.
Подобрать отрывки из художественной литературы.
Составить словарь терминов и понятий на основе справочной литературы.
Прочитать дополнительную научную литературу по теме и написать тезисы.
Найти статьи в газетах и журналах и составить к ним аннотации.
Найти интернет-ресурсы и сделать их краткое описание (полный адрес, чем интересен и
полезен ресурс, дата последнего посещения).
Подобрать статистический материал, представить его в графическом виде, сделать выводы.
Подобрать иллюстративный материал (рисунки, фото) с подписями — что изображено.
Составить
план
исследования
и
провести
его,
обработать
результаты,
представить
в
графическом виде.
Составить вопросы для интервью со специалистом, провести интервью и сделать выводы.
Дать краткое содержание и привести свои выводы по материалу радио-, телепередачи на
тему (указать дату, название программы).
В
кратком
виде
изложить,
чем
был
полезен
информационный
поиск,
чему
удалось
научиться, что особенно удивило и заинтересовало.
Проверить, есть ли в портфолио выводы, ссылки на источники информации.
Можно предложить следующие рубрики портфолио.
«Девиз темы», «Эмблема темы», «Реклама темы».
«Теоретический монолог» — основные теоретические положения.
«Что бы это значило?» — понятийно-терминологический словарь.
«Размышления на тему...» — рефлексивный анализ по теме портфолио.
«Письменные работы».
«Вредные советы».
«Статистика».
«График-органайзер».
«Цитаты и афоризмы».
4
«Стимул к учебе: из личного опыта».
«Мои открытия».
«Творчество товарищей».
«Где и когда я смогу использовать».
«Банк гипотез».
«Диверсант» — аргументы и контраргументы на заданную тему.
«Курьезы».
«Исследования».
«Параллельные миры» — межпредметные связи.
Преимущества и недостатки технологии «портфолио»
Преимущества
Недостатки
В отличие от традиционного подхода,
который разделяет преподавание, учение и
оценивание, портфолио органически
интегрирует эти три составляющие
процесса обучения.
Внедрение данной технологии требует
большой систематической работы по
повышению квалификации
преподавателей, формированию их
готовности одобрить и принять эту
новацию.
Поощряется не только оценка, но и
самооценка, взаимооценка, а также
самоанализ и самоконтроль субъектов
образовательного процесса.
Внедрение портфолио требует как от
преподавателя, так и от студентов новых
организационных и познавательных
умений.
Портфолио направлено на сотрудничество,
преподавателя и студента с целью оценки
достижений, приложенных усилий и
прогресса в ходе освоения программы
учебной дисциплины.
Портфолио требуют больше времени для
реализации, чем традиционная система
оценивания образовательных достижений.
Портфолио дает возможность непрерывной
оценки и самооценки в условиях школьного
или вузовского образования, которая
смещает акценты от жестких факторов
традиционной оценки к гибким условиям
альтернативной оценки.
Высокий уровень субъективности оценки,
ослабление ее надежности, размытость
критериев оценки элементов состава
портфолио и трудоемкость процесса
проверки и оценки.
Портфолио легко интегрируются в
профессиональные и служебные системы
оценки, что дает возможность раннего
формирования профессионально значимых
умений студентов и способствует развитию
их самостоятельности.
Возможность формализма в оценке и
самооценке образовательных достижений.
Портфолио показывают возможные
направления обновления традиционной
системы оценивания в образовательных
учреждениях.
Организационные трудности, связанные с
необходимостью дополнительных
площадей и помещений для его хранения
5
Рассмотрим вопрос оценки работ студентов в рамках портфолио. Считаю, что этот вопрос
достаточно сложен.
Во-первых, возникает проблема обязательного минимума и необязательного максимума
элементов для оценки;
во-вторых, распределения «веса» оценки между различными элементами портфолио: какой
элемент более значим в общей оценке, какой — менее весом;
в-третьих, возникает противоречие между направленностью портфолио на качественно-
количественную
оценку
и
требованием
государственного
образовательного
стандарта
или
образовательной программы.
В качестве возможного варианта решения этой проблемы содержание учебного портфолио
рекомендуется разбить на следующие категории:
1) обязательные: промежуточные и итоговые письменные самостоятельные и контрольные
работы;
2)
поисковые:
выполнение
сложных
проектов
(как
индивидуальных,
так
и
в
малых
группах),
исследование
сложной
проблемы,
решение
нестандартных
задач
повышенной
сложности;
3) ситуативные: приложение изученного материала в практических ситуациях, для решения
прикладных задач, выполнения графических и лабораторных работ;
4) описательные: ведение дневника, написание рефератов, сочинений, тезисов и др.;
5)
внешние:
отзывы
преподавателей,
однокурсников,
родителей,
а
также
проверочные
листы, результаты тестов и других видов контрольных работ.
Далее осуществляется процентное распределение общей оценки по отдельным категориям
и конкретным элементам внутри каждой категории. Примерное распределение общей оценки
может
выглядеть
следующим
образом:
обязательная
категория
-
40%,
поисковая
-
30%,
ситуативная - 15%, описательная - 10%, внешняя - 5%. Вполне очевидно, что в каждом конкретном
опыте
приведенные
выше
категории
и
процентное
распределение
общей
оценки
будут
варьироваться.
Критериями оценки могут быть:
- уровень развития логического мышления (гибкость, рациональность, оригинальность
мышления);
- сформированность умения решать типичные задачи;
- сформированность прикладных умений (способность решать практические проблемы,
применять новые технологии для решения прикладных задач и т.д.);
- степень развития коммуникативных умений (умение работать в малых группах, выступать
с докладами);
6
- умение четко и аргументированно излагать свою мысль;
- грамотность в оформлении текстов и решений задач, умелое использование графиков,
диаграмм, таблиц и т.д.;
- сформированность самоконтроля и самооценки (самокритичность, умение работать над
ошибками, реалистичность в оценке своих способностей).
Для более детальной оценки каждый критерий может быть разбит на подкритерии. Здесь
так же, как и в случае с процентным распределением общей оценки, нет жестких рецептов, а,
напротив, есть простор для творческой инициативы и педагогической импровизации. С точки
зрения
итоговой
оценки
учебного
портфолио
можно
рекомендовать
следующую
четырехуровневую систему.
Самый
высокий
уровень.
Учебные
портфолио
данного
уровня
характеризуются
всесторонностью
реализации
основных
категорий
и
критериев
оценки.
Содержание
такого
портфолио
свидетельствует
о
приложении
больших
усилий
и
очевидном
прогрессе
субъекта
образовательного процесса по уровню развития его мышления, умения решать задачи, прикладных
и коммуникативных умений, наличия высокого уровня самооценки и творческого отношения к
процессу освоения учебной программы. В содержании и оформлении учебного портфолио данного
уровня ярко проявляются оригинальность и изобретательность.
Высокий уровень. Портфолио этого уровня демонстрирует солидные знания и умения
субъекта образовательного процесса, но в отличие от предыдущего в нем могут отсутствовать
некоторые элементы из необязательных категорий, а также может быть недостаточно выражена
оригинальность, отсутствовать творческий элемент в оформлении текстов.
Средний уровень. В учебном портфолио данного уровня основной акцент делается на
оценке обязательной части. Поэтому могут отсутствовать свидетельства развития творческого
мышления,
прикладных
умений,
способности
к
содержательной
коммуникации
на
языке
конкретной дисциплины (как устном, так и письменном).
Слабый уровень. Это портфолио, по которому трудно сформировать общее представление
об учебных достижениях субъекта. Как правило, в нем представлены отрывочные задания из
разных категорий, отдельные листы с не полностью выполненными задачами и упражнениями,
образцы
попыток
выполнения
графических
работ
и
т.п.
По
такому
портфолио
практически
невозможно определить прогресс в обучении и уровень сформированности качеств, отражающих
основные цели курса и критерии оценки.
Существуют другие варианты оценки портфолио:
1)
оцениваются только процесс и характер работы над портфолио;
2)
оцениваются по заданным критериям только части портфолио (обязательные рубрики);
3)
оцениваются все рубрики, оценка выводится как среднее арифметическое;
7
4)
оценивается окончательный вариант портфолио по заранее определенным критериям;
5)
портфолио не оценивается; субъект сам выбирает отдельные части для презентации на
итоговом занятии, что является допуском к зачету или экзамену или формой проведения
зачета или экзамена;
6)
оценивается не только портфолио, но и качество его презентации.
Средствами оценивания могут являться специально разработанные педагогом таблицы.
Например, в таблицах можно добавить такие пункты, как:
Я считаю, что….
Особенно удачным является….
Я посоветовал бы….
Не кажется ли вам….
Ниже представлен пример портфолио, разработанный мною, по преподаваемой дисциплине
Правовое обеспечение профессиональной деятельности.
Содержание портфолио студента на тему «Трудовые споры» по дисциплине Правовое
обеспечение профессиональной деятельности
1.
Рубрика «Это важно».
1.1 Понятие и юридическая природа трудовых споров.
1.2 Структура трудового спора.
1.3 Причины и условия трудовых споров.
1.4 Классификация трудовых споров:
А) по спорящему субъекту;
Б) по спорящему субъекту;
В) по правоотношениям, из которых может возникнуть спор.
2.
Рубрика «Что можно сделать».
2.1 Принципы рассмотрения трудовых споров
2.2 Система нормативно-правовых актов, касающихся порядка разрешения трудовых споров.
2.3 Характеристика органов по разрешению трудовых споров, их система.
2.4 Подведомственность и подсудность трудовых споров.
2.5 Порядок рассмотрения индивидуальных трудовых споров
А) в комиссии по трудовым спорам;
Б) в суде.
2.6 Порядок рассмотрения коллективных трудовых споров
А) примирительной комиссией;
Б) с участием посредника;
В) в трудовом арбитраже.
2.7 Забастовка.
2.8 Ответственность за нарушение законодательства о коллективных трудовых спорах.
2.9 Игры и упражнения.
3.
Рубрика «В заключение...».
3.1 В мире мудрых мыслей.
3.2 Ситуации из жизни…