Автор: Чубарова Ирина Евгеньевна
Должность: воспитатель детского сада
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад №87"
Населённый пункт: город Нижний Новгород
Наименование материала: методическая разработка
Тема: конспект по ФЭМП с занимательным математическим материалом блоками Дьенеша " Идем на помощь Каю" ст.гр.
Раздел: дошкольное образование
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
Детский сад № 87
Конспект занятия по математике
в старшей группе
с использованием блоков Дьенеша
« Идем на помощь Каю ».
Выполнила: Воспитатель
Чубарова Ирина Евгеньевна
Стаж работы 32 года.
Нижний Новгород
2021г.
Программное содержание:
1. Вызвать желание у детей помочь Герде спасти Кая.
2. Формировать у детей умение абстрагировать и удерживать в памяти одно
или два свойства, подбирать детали в соответствии с ними ( игра с
медвежатами).
3. Продолжать учить детей выявлять в фигурах разнообразные свойства
( форму, цвет, размер, толщину), подбирать их в соответствии со схемой
( разрушенный город).
4. Развивать умение обобщать фигуры по двум свойствам, с учетом наличия
или отсутствия каждого ( игра с 2 обручами).
5. развивать логическое мышление через решение логических задач, учить
детей мыслить последовательно, доказывать свое суждение, абстрагировать.
Методические приемы: игровые ситуации, проблемные ситуации,
поисковые вопросы, загадки, поощрения, похвала.
Предварительная работа: разнообразные игры с логическими блоками
Дьенеша: « Цепочка», « Второй ряд», « Домино», « Помоги Незнайке», игры
с одним и двумя обручами, использование пособий « Давай поиграем», «
Спасатели идут на помощь» и др…
Материал: комплект блоков Дьенеша, медвежата, замки ( для каждого
ребенка), 2 обруча, фланелеграф, сугроб, письмо, картинки с изображением
Герды, Кая, Маленькой разбойницы, цифры.
Музыкальный материал: метель, голос Снежной Королевы.
Ход.
Стук в дверь. Почтальон принес письмо от Герды.
В. Давайте его прочитаем. « Ребята, снежная Королева забрала моего друга
Кая. Помогите мне его найти».
В. Поможем?
Ответы детей.
В. А в письме Герда еще что – то прислала ( показывает цифры).
В. Эти цифры нужно расположить в порядке убывания. И если мы правильно
выполним задание, то перевернув, получим слово. И тогда мы узнаем, куда
Снежная Королева увезла Кая.
Дети выполняют, получается слово « Север».
В. А как, вы, думаете, на чем мы отправимся на Север? А вот и подсказка.
Нужно соединить цифры второго десятка в правильном порядке. Что вы
видите?
Д. Лыжи.
В. Давайте встанем на лыжи и поедем спасать Кая. На Севере очень много
снега, холодно и кругом снег. Посмотрите, что это такое?
Ответы детей. Сугроб, берлога.
В. А, кто там может жить?( ответы детей).
В. Посмотрите да это же медвежата. Они, наверное голодные. Давайте их
покормим. А угощать наших медвежат, мы будем за столами. А чем же, мы
их угостим?( ответы детей).
В. Наши медвежата – сладкоежки, очень любят сладкое печенье, причем
разного цвета и разной формы. Какой материал нам удобнее превратить в
печенье? Конечно блоки, давайте угостим медвежат:
1. Печенье, в левой и правой лапах, должно отличаться , только формой.
2. Печенье, в левой и правой лапах, отличаются только цветом.
3. Печенье, в лапах, отличается только по размеру.
В. Медвежата наелись и захотели спать. Давайте их вернем в берлогу, пусть
спят до весны.
В. а мы с вами поедем дальше. Посмотрите, что – то вдалеке показалось. Да
это же Снежный город. Как вы думаете, кто может жить в Снежном городе?
Когда Снежная Королева пролетала над ним, она его разрушила, остался
только один замок. Давайте поможем жителям Снежного города и построим
новые замки по чертежам. Нам снова придут на помощь наши блоки –
льдинки.
Дети подходят и по схемам строят свои замки.
В. Молодцы, ребята! Вот какой новый город у нас получился. А наше
путешествие продолжается снова. Мы будем продвигаться все дальше и
дальше на Север, вслед за Снежной Королевой. ( Едут на « лыжах»).
В. Посмотрите, кто это? ( Маленькая разбойница).
Что – то она грустная. Давайте узнаем, что же случилось?
М.Р. Я шла по лесу и нашла 1 рубль. А если бы я пошла со своей мамой –
старой разбойницей, то, сколько бы мы нашли денег? ( Ответы детей).
В. Не расстраивайся, Маленькая Разбойница, вот видишь какие ребята у нас
догадливые. А нам пора в путь дальше ( дети едут на « лыжах» дальше).
В. Вот мы почти и приехали, уже показались чертоги Снежной Королевы.
Только в какой башне спрятан Кай? Я точно знаю, что он не в 1 и не в самой
высокой и не в самой низкой. Как, вы, думаете, где же он? ( Ответы детей).
В. А вот и Снежная Королева нас, сама встречает.( Аудиозапись голоса
Снежной Королевы: « Вы, молодцы, маленькие дети! Не побоялись
трудностей, преодолели все преграды. А теперь выполните мое задание –
выложите цветные льдинки, как я хочу.И я, так и быть, верну Кая, этой
маленькой девчонке, Герде.)
В. Ну как, ребята, не побоимся самой Снежной Королевы? Вот ее задание:
1. Расположите все льдинки так, чтобы внутри синего обруча оказались все
синие фигуры, а внутри желтого – все желтые.
В. Какие фигуры лежат внутри синего обруча? ( Синие).
Какие фигуры лежат внутри желтого обруча? ( Желтые).
Какие фигуры лежат вне обоих обручей?( красные).
Почему общая часть осталась пустой?( Потому что, фигуры не могут быть
одновременно и синими и желтыми).
2. Расположите все льдинки так, чтобы внутри желтого обруча оказались все
желтые льдинки, а внутри синего – все квадратные.
В. Какие фигуры лежат внутри обоих обручей? ( желтые, квадратные
фигуры). Какие фигуры лежат внутри желтого, но вне синего обруча?
( желтые неквадратные фигуры).
Какие фигуры лежат внутри синего, но вне желтого обруча?( не желтые,
квадратные фигуры).
Какие фигуры - вне обоих обручей?( не желтые, не квадратные).
В. Ну вот, мы и выполнили твое задание, Снежная Королева, а ты выполни
свое обещание.
В. Давайте посмотрим последнюю страницу книжки и узнаем, вместе Кай и
Герда или нет.
( Открывает последнюю страницу, где изображены Кай и Герда вместе).
Воспитатель благодарит детей за помощь, угощает и все возвращаются
домой.