Автор: Звягинцева Ирина Владимировна
Должность: методист, педагог-организатор
Учебное заведение: МАУ ДО "ДТДиМ"
Населённый пункт: г. Энгельса Саратовской области
Наименование материала: методическая разработка
Тема: сюжетно-образовательная, психологическая игра "Путешествие в большой мир"
Раздел: дополнительное образование
Звягинцева Ирина Владимировна,
методист
МАУ ДО «ДТДиМ»ЭМР
Саратовской области
«Путешествие в большой мир»
игра для детей и подростков
Цель: Овладение практическими знаниями и навыками эффективного взаимодействия в
незнакомой среде сверстников.
Задачи:
1 .Создание положительного эмоционального состояния.
2..Снятие мышечного и психоэмоционального напряжения, достижение состояния
релаксации и душевного равновесия.
3. Расширение понятийной лексики в области чувств.
4. Корректирующая социометрия «Рисунок планеты».
5. Сплочение и укрепление эмоциональных связей в группе.
Игра направлена на детей в возрасте 12-15 лет.
Оборудование и материалы: музыкальный центр, полотно «Звездное небо», светильник
«Луна», ватманы, фломастеры, краски, карандаши, шаблоны-заготовки инопланетян,
карточки с названиями профессий, карточки-осколки с добрыми качествами.
Игра №1 «Полет на голубом облаке».
Цель: 1) Формирование положительной мотивации на игру.
2) Снижение действия механизмов психологической
защиты.
Ожидаемый результат: Моделирование игрового пространства
для
достижения
доверительной
атмосферы,
мышечная
релаксация.
Оборудование: подсветка «Звездное небо», светильник «Луна»,
музыкальное сопровождение.
Ведущий: Дорогие ребята! Мы предлагаем совершить Вам увлекательное межгалактическое
путешествие. Давайте займем свои места на космическом корабле, возьмемся за руки, закроем
на секунду глаза и представим себя отважными путешественниками…(звучит «космическая»
мелодия гр. «Спейс»).
Ведущий: И вот мы приближаемся к неизвестной планете...
Как
любознательные
исследователи,
мы
с
Вами
должны
совершить
посадку,
и
познакомиться с ее обитателями, но перед началом экспедиции мы должны стать одной
сильной и сплоченной командой, где каждый выполняет свои функции.
Игра №2 «Кто есть кто?» (
Детям раздаются карточки с названием профессий, которые
они должны будут изобразить).
Цель: 1 расширение поведенческого репертуара участников.
2)Овладение навыками невербального общения.
3)Психокоррекция модели ожидаемого общения.
4) Формирование базового доверия к миру.
Ожидаемые результаты: принятие субъектами игры модели поведения, обусловленной
ролью, повышение эффективности целенаправленной групповой деятельности.
1.
Врач
2.
Модельер
3.
Повар
4.
Пилот-радист
5.
Бортмеханик
6.
Руководитель полета
В конце игры члены команды одновременно выполняют каждый свое действие.
Игра №3 «Эти неизвестные жители
планеты».
Цель:
Проективный
анализ
индивидуального
взаимодействия
несовершеннолетних
с
незнакомым объектом.
Ожидаемые результаты:
активизация творческого потенциала участников; рефлексия
проекции взаимодействия субъектов игры с потенциальным объектом (партнером).
Ведущий: Перед нашей высадкой давайте посмотрим, кто населяет эту планету. Взгляните
в иллюминаторы. Кого Вы там увидели?
(детям раздаются шаблоны и предлагают нарисовать инопланетян, кто каких увидел). По
окончании работы с каждым ребенком по кругу ведется обсуждение о характере
изображенного инопланетянина и ожиданиях от контакта с ним.
Иг
pa
№4
«Метеоритный дождь».
Цель:
коррекция
самооценки;
обучение
психологическому
переводу
негативного
восприятия жизненных ситуаций в позитивное.
Ожидаемые результаты: расширение понятийной лексики в области переживаемых чувств,
развитие навыков эффективного взаимодействия со взрослыми.
Ход игры:
Над планетой «Авзвяба» прошел метеоритный дождь, и множество его осколков
рассыпались по планете. Некоторые упали совсем рядом с нами, попробуйте их отыскать,
(психолог находит один из осколков). Когда все осколки собраны, ведущий рассматривает их
и замечает, что они странной формы и из странного материала.
Ведущий: Ребята! Когда-то давно в космосе существовало зеркало добра и любой
инопланетянин, посмотревшись в него, мог измениться в лучшую сторону. Трусливый
становился осторожным, застенчивый - скромным, ленивый бездельник превращался в
задумчивого мечтателя. И судя по всему, у вас в руках осколки именно этого зеркала.
Давайте посмотрим, что отразилось в них? ( Ведущий читает несколько качеств на
осколках с блестящей стороны). Да, ребята, это уже не то зеркало! Оно потеряло свою
волшебную силу, потому что не может помочь человеку измениться в лучшую сторону, но
может восстановить свои свойства в добрых руках. Попросим взрослых помочь нам
совершить чудо и превратить недостаток в достоинство, записав его на красной стороне
осколка. А теперь соединим волшебные качества и восстановим зеркало. (Дети собирают из
осколков целое зеркало).
Игра №5 Коллективная арт-терапия «Рисунок планеты».
Цель: 1 .Групповая и корректирующая социометрия.
2.Групповая сплоченность
3.Перенос эмоциональных переживаний в творческую деятельность.
Ожидаемые результаты:
1. Социометрическая модель группы.
2. Арт-терапевтическое и эмоциональное отреагирование.
Ведущий предлагает детям нарисовать планету, инопланетный дом, растительность,
инопланетян, но при этом соблюдать непременное условие: рисовать только оной краской.
Далее предлагается детям выбрать место на планете, прикрепив листок со своим именем.
Возвращение
.
Цель: Выход из игрового пространства, релаксация и рефлексия окружающих ценностей.
Ожидаемые результаты:
1. Достижение состояния релаксации и эмоционального равновесия.
2. Плавная подготовка к завершению игры.
Ведущий:
Мы думаем, вам понравилось путешествие по планете «Авзвяба», вы
познакомились с ее жителями. И нам грустно покидать ее. Но мы помним, что далеко-далеко
отсюда нас ждет наша родная голубая планета Земля, по которой мы уже успели соскучиться.
Нас ждут друзья, близкие люди, которых мы любим и которые любят нас. И мы
возвращаемся!
Игра №6 «Солнечные лучики».
Цель: 1. Закрепление положительных эмоций от чувства сопричастности с группой .
Ожидаемый результат: Развитие эмпатии.
Ведущий: Мы с Вами завершили путешествие, вернулись назад. Но мне кажется, что чего-
то не хватает на нашем небосводе. Что нас согревает, дарит жизнь, тепло, уют нашей
планете Земля? Конечно же, солнышко. Посмотрим внимательно на рисунок. ( Предлагается
рисунок солнца без лучиков). Чего-то не хватает в нашем солнце, не ощущается тепло
исходящее от него? (Дети определяют, чего же не хватает солнцу). Ребята, давайте нарисуем
нашему солнышку лучики, передадим
ему тепло своих ладошек (ведущий первым
прикладывает накрашенную ладошку к солнцу).
Рефлексия
Обмен впечатлениями: Что понравилось и тронуло больше всего? Какие задания было
трудно выполнять? Какие легко?