Автор: Стручкова Елена Александровна
Должность: учитель русского языка
Учебное заведение: Филиал МАОУСШ п. Пола в д. Новая Деревня
Населённый пункт: д. Новая Деревня
Наименование материала: статья
Тема: "Технологии формирования образовательных компетенций учащихся на уроке. Технология игрового обучения"
Раздел: среднее образование
«Технологии формирования образовательных компетенций
учащихся на уроке. Технология игрового обучения»
Игровая деятельность. Игра наряду с трудом и учением— один из основных видов
деятельности человека, удивительный феномен нашего существования. По
определению, игра — это вид деятельности в ситуациях, направленных на вос-
создание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совер-
шенствуется самоуправление поведением.
В человеческой практике игровая деятельность выполняет такие функции:
развлекательную (это основная функция игры — развлечь, доставить удо-
вольствие, воодушевить, пробудить интерес);
коммуникативную: освоение диалектики общения;
самореализации в игре как полигоне человеческой практики;
игротерапевтическую: преодоление различных трудностей, возникающих в
других видах жизнедеятельности;
диагностическую: выявление отклонений от нормативного поведения, са-
мопознание в процессе игры;
коррекции: внесение позитивных изменений в структуру личностных пока-
зателей;
— межнациональной коммуникации: усвоение единых для всех людей социально-
культурных ценностей;
— социализации: включение в систему общественных отношении, усвоение норм
человеческого общежития.
В структуру игры как деятельности органично входят целеполагание, планирование,
реализация цели, а также анализ результатов, в которых личность полностью
реализует себя как субъект. Мотивация игровой деятельности обеспечивается её
добровольностью, возможностями выбора и элементами соревновательности,
удовлетворения потребности в самоутверждении, самореализации.
В структуру игры как процесса входят: а) роли, взятые на себя играющими; б)
игровые действия как средство реализации этих ролей; в) игровое употребление
предметов, т.е. замещение реальных вещей игровыми, условными; г) реальные от-
ношения между играющими; д) сюжет (содержание) — область действительности,
условно воспроизводимая в игре.
Игру как метод обучения и воспитания, передачи опыта старших поколений
младшим люди использовали с древности. Широкое применение игра находит в
народной педагогике, в дошкольных и внешкольных учреждениях. В современной
школе, делающей ставку на активизацию и интенсификацию учебного процесса,
игровая деятельность используется в следующих случаях:
в качестве самостоятельных технологий для освоения понятия, темы и :даже
раздела учебного предмета;
как элементы (иногда весьма существенные) более обширной технологии;
в качестве технологии урока (занятия) или его фрагмента (введения, объ-
яснения, закрепления, упражнения, контроля);
как технология внеклассной работы (игры типа «Зарница», «Орлёнок», КТД и
др.).
Игровая форма занятий создаётся на уроках при помощи игровых приёмов и ситуаций,
которые выступают как средство побуждения, стимулирования учащихся к учебной
деятельности. Реализация игровых приёмов и ситуаций при урочной форме занятий
происходит по таким основным направлениям: дидактическая цель ставится перед
учащимися в форме игровой задачи; учебная деятельность подчиняется правилам
игры; учебный материал используется в качестве её средства, в учебную деятельность
вводится элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую;
успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом.
Место и роль игровой технологии в учебном процессе, сочетание элементов игры и
учения во многом зависят от понимания учителем функций и классификации
педагогических игр.
В отличие от игр вообще педагогическая игра обладает существенным признаком
— чётко поставленной целью обучения и соответствующими ей педагогическими
результатами, которые могут быть обоснованы, выделены в явном виде и
характеризуются учебно-познавательной направленностью.
Виды педагогических игр
В первую очередь следует разделить игры по виду деятельности на физические
(двигательные), интеллектуальные (умственные), трудовые, социальные и
психологические.
По характеру педагогического процесса выделяются следующие группы игр :
а) обучающие, тренировочные, контролирующие и обобщающие;
б) познавательные, воспитательные, развивающие, социализирующие;
в) репродуктивные, продуктивные, творческие;
г) коммуникативные, диагностические, профориентационные, психотехнические и
другие.
Обширна типология педагогических игр по характеру игровой методики.
Три большие группы составляют: игры с готовыми «жёсткими» правилами; игры
«вольные», правила которых устанавливаются по ходу игровых действий; игры,
которые сочетают и свободную игровую стихию, и правила, принятые в качестве
условия игры и возникающие по её ходу.
Важнейшие из других методических типов: предметные, сюжетные, ролевые, деловые,
имитационные и игры-драматизации.
По содержанию игры с готовыми правилами различают: все предметные (ма-
тематические, химические и т.д.), спортивные, подвижные, интеллектуальные (ди-
дактические), строительные и технические, музыкальные (ритмические, хороводные,
танцевальные), лечебные, коррекционные (психологические игры-упражнения),
шуточные (забавы, развлечения), ритуально-обрядовые и т.п.
По содержанию «вольные» (свободные) игры различают по той сфере жизни, которые
они отражают: военные, свадебные, театральные, художественные, бытовые игры в
профессию, этнографические и т.п.
Специфику игровой технологии в значительной степени
определяет игровая среда: различают игры с предметами и без предметов,
настольные, комнатные, уличные, на местности, компьютерные и с ТСО, а также с
разными средствами передвижения.
И, наконец, по форме (форма есть способ существования и выражения содержания)
можно выделить в самостоятельные типовые группы следующие игры: игры-
празднества, игровые праздники; игровой фольклор; театральные игровые действия;
игровые тренинги и упражнения; игровые анкеты, вопросники, тесты; эстрадные
игровые импровизации; соревнования, состязания, противоборства, соперничества;
конкурсы, эстафеты, старты; свадебные обряды, игровые обычаи; мистификации,
розыгрыши, сюрпризы; карнавалы, маскарады; игровые аукционы и т.д
Особенности игровых технологий
Все следующие за дошкольным возрастные периоды со своими ведущими видами
деятельности (младший школьный возраст — учебная деятельность, средний -
общественно полезная, старший школьный возраст — учебно-профессиональная
деятельность) не вытесняют игру, а продолжают включать её в процесс развития
ребёнка.
Оптимальное сочетание игры с другими формами учебно-воспитательного процесса
— одно из самых сложных действий педагогов.
Развивающий потенциал игры заложен в самой её природе. В игре одновременно
уживаются добровольность и обязательность, развлечение и напряжение, мистика и
реальность, обособленность от обыденного и постоянная связь с ним,
эмоциональность и рациональность, личная заинтересованность и коллективная
ответственность. Педагогическая ценность игры заключается в том, что она
становится сильнейшим мотивационным фактором, ребёнок руководствуется
личностными установками и мотивами.
Игра представляет проигрывание отношений, существующих в человеческой жизни.
Именно игровая ситуация с её двуплановым поведением, с возможностью условного
вхождения в роли, недоступные для человека в реальной действительности, позволяет
ему быть на голову выше своего обычного поведения, даёт возможность говорить с
собой на разных языках, по-разному интерпретируя своё собственное «я».
Игровые технологии в дошкольном периоде
Ролевой игрой ребёнок овладевает к третьему году жизни, знакомится с чело-
веческими отношениями, начинает различать внешнюю и внутреннюю сторону
явлений, открывает у себя переживания и начинает в них ориентироваться.
У ребёнка формируются воображение и символическая функция сознания, которые
позволяют ему переносить свойства одних вещей па другие, возникает ориентация в
собственных чувствах и формируются навыки их культурного выражения, что
позволяет ребёнку включаться в коллективную деятельность и общение.
В результате освоения игровой деятельности в дошкольном периоде формируется
готовность к общественно значимой и общественно-оцениваемой деятельности
учения.
Игровые технологии в младшем школьном возрасте
Для младшего школьного возраста характерны яркость и непосредственность
восприятия, лёгкость вхождения в образы. Дети свободно вовлекаются в любую де-
ятельность, особенно в игровую, самостоятельно организуются в групповую игру,
продолжают игры с предметами, игрушками, появляются неимитационные игры.
В игровой модели учебного процесса проблемная ситуация создаётся через игровую
ситуацию: проблемную ситуацию участники проживают в её игровом воплощении,
основу деятельности составляет игровое моделирование, часть деятельности
происходит в условно-игровом плане.
Ребята действуют по игровым правилам (так, в случае ролевых игр — по логике
разыгрываемой роли, в имитационно-моделирующих играх наряду с ролевой позицией
действуют «правила» имитируемой реальности). Игровая обстановка трансформирует
и позицию учителя, который балансирует между ролью организатора, помощника и
соучастника общего действия.
Итоги игры выступают в двойном плане — как игровой и как учебно-познавательный
результат. Дидактическая функция игры реализуется через обсуждение игрового
действия, анализ соотношения игровой ситуации как моделирующей, её соотношения
с реальностью. Важнейшая роль в данной модели принадлежит заключительному
ретроспективному обсуждению, в котором учащиеся совместно анализируют ход
и результаты игры, соотношение игровой (имитационной) модели и реальности,
а также ход учебно-игрового взаимодействия. В арсенале педагогики начальной
школы содержатся игры, способствующие обогащению и закреплению у детей
бытового словаря, связной речи; игры, направленные на развитие числовых
представлений, обучение счёту, и игры, развивающие память, внимание,
наблюдательность, укрепляющие волю.
Результативность дидактических игр зависит, во-первых, от систематического их
использования; во-вторых, от целенаправленности программы игр в сочетании с
обычными дидактическими упражнениями.
Игровая технология строится как целостное образование, охватывающее опре-
делённую часть учебного процесса и объединённое общим содержанием, сюжетом,
персонажем. В неё включаются последовательно игры и упражнения, формирующие
умение выделять основные, характерные признаки предметов, сравнивать, сопостав-
лять их; группы игр на обобщение предметов по определённым признакам; группы
игр, в процессе которых у младших школьников развивается умение отличать реаль-
ные явления от нереальных; группы игр, воспитывающих умение владеть собой, бы-
строту реакции на слово, фонематический слух, смекалку и др. При этом игровой
сюжет развивается параллельно основному содержанию обучения, помогает активи-
зировать учебный процесс, осваивать учебные элементы. Составление игровых тех-
нологий из отдельных игр и элементов — забота каждого учителя начальной школы.
В отечественной педагогике есть немало таких игровых технологий («Сам Самыч»
В.В. Репкина, «Мумми-тролли» томских авторов, персонажи «Волшебника
Изумрудного города», «Приключений Буратино» и т.д.), встроенных в основное
содержание обучения.
Игровая методика обучения детей теории музыки В.В. Кирюшина. Основа этой
методики — соответствие каждому музыкальному понятию одушевлённого персонажа
(октава— жирафа, терция — сестрица, диссонанс — злой волшебник и т.п.). В
различных приключениях у героев проявляются их сущностные признаки и качества.
Вместе с героями дети с трёхлетнего возраста незаметно для себя усваивают самые
сложные музыкальные умения, понятия ритма, тональности, начала гармонии.
Игровые технологии в среднем и старшем школьном возрасте
В подростковом возрасте обостряются потребности в создании собственного мира, в
стремлении к взрослости, происходит бурное развитие воображения, фантазии,
появляются стихийные деловые и групповые игры.
Особенности игры в старшем школьном возрасте — нацеленность на самоут-
верждение перед обществом, ориентация на речевую деятельность, юмористическая
окраска, стремление к розыгрышу.
Из внутришкольных игровых технологий наиболее популярны учебные деловые игры.
Деловые игры
Деловая игра (по Г.П. Щедровицкому) — это:
— педагогический метод моделирования различных управленческих и произ-
водственных ситуаций, цель которых — обучение отдельных личностей и их групп
принятию решения;
особое отношение к окружающему миру;
субъективная деятельность участников;
социально заданный вид деятельности;
особое содержание усвоения;
социально-педагогическая «форма организации жизни».
Деловая игра используется для решения комплексных задач усвоения нового,
закрепления материала, развития творческих способностей, формирования
общеучебных умений, даёт возможность учащимся понять и изучить учебный матери-
ал с различных позиций.
В учебном процессе применяются различные модификации деловых игр: ими-
тационные, операционные, ролевые игры, деловой театр, психо- и социодрама.
Имитационные игры. На занятиях имитируется деятельность какой-либо ор-
ганизации, предприятия или его подразделения, например профсоюзного комитета,
совета наставников, отдела, цеха, участка и т.д. Имитироваться могут события,
конкретная деятельность людей (деловое совещание, обсуждение плана, проведение
беседы и т.д.) и обстановка, условия, в которых происходит событие или осу-
ществляется деятельность (кабинет начальника цеха, зал заседаний и т.д.). Сценарии
имитационной игры, кроме сюжета события, содержит описание структуры и
назначения имитируемых процессов и объектов.
Операционные игры. Они помогают отрабатывать выполнение конкретных
специфических операций, например методики написания сочинения, решения задач,
ведения пропаганды и агитации. В операционных играх моделируется соот-
ветствующий рабочий процесс. Игры этого типа проводятся в условиях, имитиру-
ющих реальные.
Исполнение ролей. В этих играх отрабатываются тактика поведения, действий,
выполнение функций и обязанностей конкретного лица. Для игр с исполнением роли
разрабатывается модель-пьеса ситуации, между учащимися распределяются роли с
«обязательным содержанием».
«Деловой театр». В нём разыгрывается какая-либо ситуация, поведение человека в
этой обстановке. Здесь школьник должен мобилизовать весь свой опыт, знания,
навыки, суметь вжиться в образ определённого лица, понять его действия, оценить
обстановку и найти правильную линию поведения. Основная задача метода
инсценировки — научить подростка ориентироваться в различных обстоятельствах,
давать объективную оценку своему поведению, учитывать возможности других
людей, устанавливать с ними контакты, влиять на их интересы, потребности и
деятельность, не прибегая к формальным атрибутам власти, приказу. Для метода
инсценировки составляется сценарий, где описываются конкретная ситуация,
обозначаются функции и обязанности действующих лиц, их задачи
Психодрама и социодрама. Они весьма близки к «исполнению ролей» и «деловому
театру». Это тоже «театр», но уже социально-психологический, в котором
отрабатывается умение чувствовать ситуацию в коллективе, оценивать и изменять
состояние другого человека, умение войти с ним в продуктивный контакт.
Технология деловой игры состоит из следующих этапов:
Этапы
Деятельность участников
Этап
подготовки
Разработка
сценария (ав-
торы-
разработчики )
разработка сценария (проспекта) план деловой игры
общее описание игры содержание инструктажа
подготовка материального обеспечения
Ввод в игру
(руководитель)
«разогревающие» игровые эпизоды постановка
проблемы, целей условия, инструктаж регламент, правила
планируемый результат распределение ролей
формирование групп консультации
Этап
Групповая работа
над заданием
Виды работы: работа с источниками тренинг мозговой
штурм работа с игротехником активизация групповых
проведения
(тренеры, ко-
ординаторы)
ролей
Межгрупповая
дискуссия
(координаторы,
аналитики)
выступления групп защита результатов правила
дискуссии
Этап
анализа и
обобщения
Работа экспертов вывод из игры анализ, рефлексия оценка и самооценка
работы выводы и обобщения, итоги игры рекомендации
Этап подготовки. Подготовка деловой игры начинается с разработки сценария
— условного отображения ситуации и объекта. В содержание сценария входят
— учебная цель занятия, описание изучаемой проблемы, обоснование поставленной
задачи, план деловой игры, общее описание процедуры игры, содержание ситуации и
характеристик действующих лиц (групп).
Далее идёт ввод в игру, ориентация участников и экспертов. Определяется режим
работы, формулируется главная цель занятия, обосновывается постановка проблемы и
выбора ситуации. Выдаются пакеты материалов, инструкций, правил, установок.
Собирается дополнительная информация. При необходимости ученики обращаются к
ведущему и экспертам за консультацией. Допускаются предварительные контакты
между участниками игры. Негласные правила запрещают отказываться от полученной
по жребию роли, выходить из игры, пассивно относиться к игре, подавлять
активность, нарушать регламент и этику поведения.
Этап проведения — процесс игры. С началом игры никто не имеет права вмешиваться
и изменять её ход. Только ведущий может корректировать действия участников, если
они уходят от главной цели игры. В зависимости от модификации деловой игры могут
быть введены различные типы групповых ролевых позиций участников. Позиции,
проявляющиеся по отношению к содержанию работы в группе: генератор идей,
разработчик, имитатор, эрудит, диагност, аналитик.
Организационные позиции: организатор, координатор, интегратор, контролёр, тренер,
манипулятор.
Позиции, проявляющиеся по отношению к новизне: инициатор, осторожный критик,
консерватор.
Методологические позиции: методолог, критик, методист, проблематизатор,
рефлексирующий, программист.
Социально-психологические позиции: лидер, предпочитаемый, принимаемый,
независимый, непринимаемый, отвергаемый.
Этап анализа и обобщения, обсуждения и оценки результатов игры. Выступления
экспертов, обмен мнениями, защита учащимися своих решений и выводов. В
заключение учитель констатирует достигнутые результаты, отмечает ошибки,
формулирует окончательный итог занятия. Обращается внимание на сопоставление
использованной имитации с соответствующей областью реального мира, установление
связи игры с содержанием учебного предмета.
Организационно-деятельностные игры (Г.П. Щедровицкий). Применяются для
решения реальных вопросов текущей деятельности или для развития конкретного
учреждения, а также для повышения квалификации работников непосредственно в
учреждении с использованием реального информационного материала. Одна из
основных характеристик ОДИ — активная, деятельностная включённость в работу
всех участников (коллективная мыследеятельностъ).
Основной акцент в ней делается на рефлексии. Причём ученик делает собственную
деятельность объектом своего активного воздействия: он изменяет, совершенствует
или заново выстраивает её. Акцент на рефлексии к ОДИ определяет соответствующий
эффект такой формы игры, который, как правило, рассматривается в трёх аспектах: 1)
познавательном; 2) развития мыслительных способностей и 3) аспекте
общепсихологического развития учащихся.
ОДИ отличается тем. что основной акцент в ней делается на рефлексии участниками
собственной деятельности и той ситуации, в которой эта деятельность
осуществляется. Причём ученик делает собственную деятельность объектом своего
активного воздействия: в ходе игры он изменяет, совершенствует или заново её
выстраивает.
Игротехник должен представить членам группы проблемное задание, т.е. перед
участниками игры ставится задача на поиск, а точнее, на изобретение нового
способа решения обсуждаемой проблемы.
В ОДИ приобретается способность к объективированию (или отстранению)
собственной деятельности в ходе её рефлексивного анализа. Объективация пред-
полагает выход субъекта в особую рефлексивную позицию, внешнюю по отношению
к нему самому, что расширяет его возможности адекватной оценки собственной
деятельности и ситуации.
Развитие учащихся проявляется прежде всего в изменении уровня притязаний,
самооценки и мотивации в учебной деятельности, которые становятся более
адекватными. Благодаря рефлексии ученик начинает более беспристрастно анали-
зировать собственную деятельность, объективно смотреть на себя со стороны.
Работа с группой ведётся по следующей схеме: проигрывание игрового эпизода,
обеспечивающего включённость участников в игру на эмоциональном и по-
веденческом уровнях. После проигрывания игротехник задаёт членам группы во-
просы, выводя их в область причинно-следственных связей, заставляя анализировать
своё и чужое поведение в только что разыгранной сценке, инициируя таким образом
их рефлексию. Каждая группа в результате должна выйти на фиксированные заранее
точки обсуждения. При этом игротехнику надо содействовать проявлению
анализирующей активности членов группы, помогать делать выводы, находить
причинно-следственные связи, видеть новые проблемы. Игротехник должен играть
роль «пытливого исследователя», пытающегося понять вместе с другими членами его
группы суть только что проигранной ситуации.
Ассистенты игротехников: фиксируют проявления рефлексии у членов групп в ходе
анализа проигранных ситуаций; а также отслеживают активизацию проявлений
рефлексии у участников с позиции «критика», «наблюдателя», «эксперта».
Работа разбивается на три части: подготовительную, игровое исполнение, ана-
литическую разборку.
Технология развивающих игр Б.П. Никитина. Программа игровой деятельности
состоит из набора развивающих игр, которые при всем своём разнообразии имеют
общую идею и обладают характерными особенностями.
Каждая игра — это набор задач, которые ребёнок решает с помощью кубиков,
кирпичиков, квадратов из картона или пластика, деталей из конструктора-механика и
т.д.
В своих книгах Никитин предлагает развивающие игры с кубами, узорами, рамками и
вкладышами Монтессори, уникубом, планами и картами, квадратами, наборами
«Угадай-ка», таблицами сотни, «точечками», «часами», термометром, кирпичиками,
кубиками, конструкторами. Дети играют с мячами, верёвками, резинками, камушками,
орехами, пробками, пуговицами, палками и т.д. и т.п.
Предметные развивающие игры лежат в основе строительно-трудовых и технических
игр, и они напрямую связаны с интеллектом.
Задачи даются ребёнку в различной форме: в виде модели, плоского рисунка
геометрии, чертеже, письменной пли устной инструкции и т.п., и таким образом
лакомят его с разными способами передачи информации.
Задачи имеют очень широкий диапазон трудностей: от доступных иногда двух-
трёхлетнему малышу до непосильных среднему взрослому. Поэтому игры могут
возбуждать интерес в течение многих лет (до взрослости). Постепенное возрастание
трудности задач в играх позволяет ребёнку идти вперёд и совершенствоваться
самостоятельно, т.е. развивать свои творческие способности, в отличие от
обучения, где всё объясняется и где формируются в основном только исполнительские
черты в ребёнке.
Школа-театр. Ни один праздник, ни одно традиционное мероприятие не обходятся
без театрализации. Театр — это устойчивая и социально принятая форма игры.
Театральные формы обучения проникают на уроки, причём не только на уроки
литературы и истории, но и на такие, казалось бы, строгие дисциплины, как
математика, физика или химия.
Драматизация (все виды воспроизведения в лицах) становится лучшей школой
эстетического воспитания. Она даёт ребёнку огромное количество разнообразных
практических навыков и умений, знакомит его со свойствами и употреблением
предметов окружающего мира.
Драматизация творчески упражняет и развивает самые разнообразные способности и
функции: речь, интонацию, воображение, память, наблюдательность, внимание,
ассоциации, технические и художественные способности (работа над сценой,
бутафорией, костюмами, декорациями), двигательный ритм, пластичность и т.д.,
благодаря этому расширяет творческую личность ребёнка.
Драматизация развивает эмоциональную сферу, тем самым обогащая личность;
развивает симпатию, сострадание, нравственное чувство, воспитывая способность
перевоплощаться в других, жить их жизнью, чувствовать их радость и горе.
Драматизация как метод преподавания даёт ребёнку активное, действенное
природосообразное восприятие знаний, вместо сухого усвоения яркий образ, глубокое
и живое переживание, она привлекает к работе всю личность ребёнка: ум, чувства,
воображение, волю.
Внеклассные ролевые игры. Игра для детей — это способ познания мира и своего
места в нём, и потому она необходима для развития их личности. Игра — это
деятельность, цель которой — сама эта деятельность. При таком подходе к играм, в
которые играет большинство взрослых, можно отнести и театр, и кино, и политику, и
многое другое. Особое место занимают здесь театральные ролевые игры. В настоящее
время ролевые игры приобрели характер молодёжного общественного движения.
История ролевого движения начинается с того момента, когда около 20 человек
собрались под Казанью, чтобы прожить несколько дней в мире, именуемом
Средиземье (J.R.R Tolkien “The Lord of the Rings”). Так состоялись первые
«Хоббитские игры».
Современное движение ролевых игр нельзя назвать толкиенистским, так как его
участники играют буквально во всё: от «Курочки Рябы» до «Перекрёстка» (игра, в
которой в идеале участвуют литературные персонажи всех времён и народов) и от
«Вавилона-5» (известный футуристический сериал) до «Валинорки» («Сотворение
мира»).
Ролевая игра — это процесс создания игрового мира с погружением в него игрока как
самостоятельной личности.
Роль может стать мощным стимулом к самовоспитанию. Многие игроки, которым их
роли нравятся, продолжают придерживаться их и в повседневной жизни (например,
эльфы очищают от мусора ближайшие леса и парки).
Глобальная цель ролевой игры заключается в том, чтобы устранить несоответствие
между отдельно взятой личностью и окружающим её миром.
Возможны два варианта снятия этого противоречия: надо изменить личность, чтобы
она стала соответствовать миру, либо преобразовать мир, чтобы в нём стало хорошо
данной личности.
Организаторы игры и игроки могут ставить перед собой и конкретные задачи:
познавательные («как это было?»);
эстетические («мир прекрасен»);
обучающие («как это делать?» — в игре можно быть следопытом, корабелом,
воином, монахом буддийского монастыря и т.п.);
этические («это наш мир» — проведение в жизнь некоторой системы мо-
ральных ценностей);
компенсаторные («всё было не так» — игры такого плана предполагают
обязательный литературный или, реже, кинематографический источник);
структурирование времени («как здорово, что все мы здесь сегодня собрались»
— это задача начинающих игроков).
Организация игры начинается с её замысла. Основное внимание при этом должно
быть уделено следующим моментам. Во-первых, задуманный мир должен быть
целостным, но допускать множество различных ситуаций. Во-вторых, уточняется
продолжительность игры.
Определяется форма проведения игры: полигонная или кабинетная. Если игра
полигонная, то определяются основные характеристики места игры.
Обычно реальное количество участников бывает в 1,5-3 раза меньше заявленного.
Следующий важный момент — подбор организаторов игры и создание команды
мастеров. Её задача — разработка замысла игрового мира, подготовка к игре, контроль
за её ходом и (в случае необходимости) защита игрового мира от неадекватных ему
действий игроков.
Команда на небольшую игру состоит обычно из 5-7 человек, но не больше 10.
Команда должна создать командную легенду — историю изображаемого народа,
города и т.п., описание современного состояния (кому, сколько лет, кто что делает, в
каких родственных или иных отношениях состоит) — и материализовать задуманный
имидж команды.
Начало игры должно быть по возможности красивым и эффектным. Часто для этого
проводят парад участников игры или устраивают вводное театральное действо.
Литература
Баев П.М. Играем на уроках русского языка. М., 1989.
Газман О.С. и др. В школу — с игрой. М., 1991.
Журавлёв АЛ. Языковые игры на компьютере. М., 1988.
Зак А.З. Развитие интеллектуальных способностей у детей 9 .чет. М.: Новая школа, 1996.
Занько С.Ф. и др. Игра и ученье. М., 1992.
Кэрролл Л. Логическая игра. М., 1991.
Мипкин Е.М. От игры к знаниям. М., 1983.
Никитин Б.П. Ступеньки творчества, или Развивающие игры. М., 1990.
Озеркова И.А. Ролевые игры как технология самовоспитания // Школьные техполо-,И11.2000.№2.
Спивакооский Л. С. Игра — это серьёзно. М., 1981.
Яновская М.Г. Творческая игра в воспитании младшего школьника. М., 197