Автор: Барабанщикова Татьяна Николаевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад №369"
Населённый пункт: город Нижний Новгород, Нижегородская область
Наименование материала: Педагогическая находка
Тема: "КВЕСТ - ИГРОВАЯ ТЕХНОЛОГИЯ ОБУЧЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ ФГОС ДО"
Раздел: дошкольное образование
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Детский сад № 369»
Моя педагогическая находка:
«КВЕСТ -
ИГРОВАЯ ТЕХНОЛОГИЯ ОБУЧЕНИЯ
ДОШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ ФГОС ДО»
Выполнила:
Воспитатель 1 Категории
Барабанщикова
Татьяна Николаевна
г. Нижний Новгород, 2021
Основная задача педагога дошкольного учреждения – подобрать оптимальные
формы и методы организации работы с детьми, которые помогут в развитии
познавательной, поисковой и исследовательской деятельности дошкольника.
Моей педагогической находкой, для решения этой задачи, является Квест -
технология. Это игровая технология, которая имеет четко поставленное дидактическое
задание, игровой замысел, обязательно имеет ведущего (наставника) и четкие правила. В
ней задействуется одновременно и интеллект участников, их физические способности,
воображение и творчество.
Изучая информацию в сети интернет, методическую литературу и разработки
коллег я сделала несколько выводов:
1.
Квест-технология появилась на основе компьютерных игр жанра Quest. Квест (от
англ. Quest - «поиск, поиск предмета, приключений») – это вид сюжета, в котором
путешествие к намеченной цели проходит через преодоление ряда препятствий.
2.
Квест – это игровая деятельность, в которой мотивация у ребенка сохраняется на
протяжении всей игры.
3.
Использование квестов позволяет значительно расширить рамки образовательного
пространства.
4.
Форма проведения
образовательной деятельности в виде квеста нестандартна,
интересна и увлекательна для детей.
5.
Тщательно организованные Квест - игры актуальны в контексте требований ФГОС
ДО, так как они способствует развитию активной позиции ребенка в ходе решения
игровых поисковых задач.
Свою практическую деятельность по реализации Квест – технологии я начинаю с
составления плана проведения образовательной деятельности в форме Квест – игры,
ориентируясь на перспективно - календарное планирование. В этом учебном году мною
были разработаны и организованы такие мероприятия, как «Поможем Совунье Дусе
найти друзей» (необходимо было после длительного карантина помочь детям в
укреплении дружеских взаимоотношений ) , «День Народного Единства» (считаю, что
надо воспитывать интерес к истории своего региона на примере исторических событий и
личностей), «Мы за здоровый образ жизни» (приобщение детей к здоровому образу жизни
через спортивно - игровую деятельность)
Определившись с задачами, к
проведению квеста готовлюсь так:
1.
Выбираю сюжет и разрабатываю сценарий в соответствии с возрастом
воспитанников, используя разные виды детской деятельности.
2.
Подбираю реквизит, дидактические пособия, распечатываю раздаточный материал
для участников, подготавливаю предметно - пространственную среду.
3.
Нахожу музыкальное сопровождение для разных этапов Квеста.
4.
4.Логически продумываю организацию проведения игровых заданий. Рассчитываю
время на выполнение заданий, чтобы дети не переутомились и не потеряли интерес
к дальнейшему прохождению Квеста.
5.
Проделываю подготовительную работу с детьми (чтение книг, просмотр
мультфильмов, рассматривание дидактических пособий ,просмотр презентаций,
отгадывание кроссвордов и т.п.)
Первая Квест – игра «Поможем Совунье Дусе найти друзей»
Ее Цель: создание условий для развития эмоциональной сферы дошкольников в процессе
организации игровой деятельности.
Задачи:
Способствовать формированию двигательных умений и навыков, через игровую
деятельность.
Способствовать закреплению умения рассуждать, творчески решать логические
задачи.
Помогать в создание дружеской атмосферы, положительных эмоций, получение
радости от общения и коллективной деятельности.
Сюжетная линия: Во время чтения книги Алана Милана «Винни Пух и Все -все -все» в
группу залетает Совунья Дуся, она рассказывает, что тоже любит много читать, знает эту
сказку, но у нее нет столько друзей как у Винни Пуха. Она недавно прилетела в наш
город. Так же у нее сегодня День Рождение и ей даже некого пригласить на чай и
угостить тортиком. Ей грустно и одиноко.
Мы с ребятами думали и решали, как можно помочь Совунье:
1.
Решили для начала предложить свою дружбу. Сова с радостью ее приняла и
захотела поиграть с новыми друзьями. Проводились П.И. «Сова» и «Перебрось
другу мяч».
2.
Потом дети предложили еще нарисовать других совят - друзей. Каждый нарисовал
и подарил Совунье друга и рассказал, как его зовут и что он любит.
3.
Пообщавшись с ребятами, Сова сама решила поделиться с новыми друзьями своей
мудростью и помочь им в получении новых знаний.
4.
Проводились Д.И по ПДД «Как надо правильно переходить дорогу в детский сад»
и Д.И. по математике «Собери число»
5.
За детские успехи, Совунья подарила им карту- лабиринт «Как попасть в гости к
Совунье» и пригласила всех кто доберется к себе домой на чаепитие.
6.
Дети отгадывали «Лабиринт» и совместно развивали игровой сюжет в С.Р.И.
«День Рождение Совуньи Дуси»
Квест – игра «Поможем Совунье Дусе найти друзей» помогла мне добиться
положительных результатов в поставленных мною задач. Ребята проявили активность и
самостоятельность, используя дружеское взаимоотношение между собой. Усвоили, что
такое отзывчивость и взаимопомощь, забота о тех, кто нас окружает.
Следующая Квест – Игра «День Народного Единства»
Ее Цель: способствовать воспитанию интереса к истории своего региона на примере
исторических событий и личностей.
Задачи:
Обобщить и систематизировать знания детей о России, истории нашего
государства, празднике «Дне народного единства»,
Продолжать формировать чувства дружбы и взаимопомощи как основе братских
отношений между всеми людьми, населяющими нашу страну.
Способствовать развитию логического и пространственного мышления.
Сюжетная линия: Ребята, к нам на почту детского сада пришло письмо - загадка (видео с
родителем) Ребятам рассказывается история, как два человека спасли целое государство
(Минин и Пожарский) На вопрос: «Как им это удалось? Что у них был за секрет?» - ясного
ответа от детей не было. Решено было совместно узнать этот секрет, детям предлагается
разгадать для этого кроссворд. На доске прикреплен ватман с пустыми ячейками –
кроссворд.
Дети отгадывали загадки по горизонтали, а по вертикали из выделенных букв получалось
слово- загадка- секрет:
1.
Первая загадка была про символ России
– «Береза», ребята послушали небольшой
рассказ про березу и поводили хоровод «Во поле береза стояла»
2.
Вторая загадка про Дружбу
– Вспомнили пословицы и поговорки о дружбе.
Просмотрели иллюстраций и послушали небольшой рассказ о многонациональной
стране. Познакомились с П.И. разных народов мира: рус.игра. «Звонарь», Тат. Игра
«Тюбетейка», украин. игра «Колир»
3.
Следующая загадка про Кузьму Минина –
Просмотрели Видео фрагмент - где
родитель рассказывает о Кузьме Минине, кто был это человек, чем прославился.
Показ портрета Кузьмы Минина.
4.
Следующая строчка про месяц Ноябрь
– Уточняется у ребят помнят ли они месяц
памятных исторических событий, когда все присходило.
5.
С целью
расширить представления о столице нашей Родины - Москве, познакомить
с её достопримечательностями была показана презентация «Москва – столица
России»
6.
Загадка про Памятник
– Ребята собрали разрезные картинки «Памятник Минину и
Пожарскому», «Минин», которые находятся в Нижнем Новгороде.
7.
Следующая строчка и отгадка - Свобода
– такой вывод сделали ребята, после
рассуждения о том, для чего Минин и Пожарский освобождали Москву от поляков.
8.
На строчке Родина
– дети отгадывали загадки о Родине.
9.
Все горизонтальные строчки были отгаданы и записаны, по вертикали в
выделенном столбике появилось слово – отгадка - Единство – слово – секрет.
10. Выбирался один ребенок и с ним проводился эксперимент со стопкой бумаг –
разорвать их вместе у него не получилось, а если по одному листку, то все порвать
можно.
11. Аналогия – Когда мы все вместе дружны и едины, нас нельзя победить, если мы
будем по одному, как листок бумаги, то победить нас будет легко.
Для развития и укрепления дружеских отношений проводились П.И. «Собери друзей»,
«Передай мяч», «Помощники»
Самое важное, это завершение квеста, результат совместных усилий. В этом Квесте нет
нахождение клада, потерянной вещи, но есть самое главное и ценное, что нельзя
потрогать или попробовать на вкус. Это ценности, на которых базируется духовно
развитая личность, уважение, единство, миролюбие.
Следующая Квест – игра «Мы за здоровый образ жизни»
Ее Цель: приобщение детей к здоровому образу жизни через спортивно - игровую
деятельность.
Задачи:
Продолжать знакомить с правилами Здорового образа жизни.
Создавать условия для совершенствования двигательных умений и навыков во
время проведения игр и состязаний.
Совершенствовать координацию движений, умение преодолевать препятствия.
Воспитывать в детях чувство коллективизма, взаимопомощи во время проведения
спортивных игр.
Сюжетная линия: Игра начинается с введения в ситуацию. Пришло послание (видео –
участие родителя) от Доктора Айболита, он предлагает ребятам с сегодняшнего дня вести
здоровый образ жизни. Если у них все получится, то он подарит всем полезные подарки.
Для того, чтобы завершить игру и дойти до финала, ребятам необходимо собрать
пирамиду из составляющих здорового образа жизни. В итоге игры с обратной стороны
пирамиды обнаружится карта расположения клада Доктора Айболита. Совместно было
решено –клад отыскать, а для начала уточнить, что такое ЗОЖ и как его придерживаться.
1.
Для выяснения названия нижнего основания пирамиды здоровья проводилось
беседа «Что советовал всем ребятам МойДодыр?» - «Надо, надо умываться по
утрам и вечерам». Вспомнили с детьми пословицы про чистоту, про воду, про
закалку организма, обсудили мыльные принадлежности для закаливания и
чистоты. Провели эстафету «Найди и принеси» где надо было выбрать предметы ,
которые помогут совершенствовать культурно-гигиенические навыки.
2.
Обсуждение с детьми ,что обязательно надо делать после закаливания, как можно
еще сохранять и укреплять свое здоровья? Второй снизу блок пирамиды здоровья
– это Зарядка – Провели вместе утреннюю зарядку.
3.
Третий блок пирамиды здоровья это Витамины
– Разгадывали загадки про фрукты
и овощи. Вспоминали название витаминов, и в каком овоще или фрукте его
содержание больше. Проводилась д.и. «Витамины», эстафета «Разбери правильно –
в компот или в суп»
4.
Следующий блок пирамиды это Спорт
– Рассуждение с детьми о том, что кто
больше двигается и занимается спортом, тот дольше остается здоровым, а тот кто
много времени смотрит телевизор и играет в компьютерные игры, тот часто болеет.
Беседа о пользе спорта, эстафеты «Передача эстафетной палочки», «Мы сильные и
смелые»
5.
Предпоследний блок пирамиды здоровья это Прогулка
– Вопросы к детям о пользе
свежего воздуха, важности прогулок на природе. Проводились П.И. по выбору
детей «Замри», «Золотые ворота», «Кошки - мышки»
6.
Завершающий блок пирамиды здоровья это Сон
– Релаксация под спокойную
музыку, восстановление дыхания после подвижных игр, отдых под аудио- сказку
от родителя (небольшой записанный фрагмент) «Доктор Айболит»
7.
Пирамида построена, Угощение найдено, дети с удовольствием подкрепились
витаминами от доктора Айболита – яблоками.
Родители моей группы являются активными участниками Квест – мероприятий.
Некоторые очень артистичны и не против показать себя, всегда откликаются на просьбы о
помощи.
Разработанные мною Квесты не похожи друг на друга, но их объединяют одни и те же
преимущества:
1.
Такие игры очень нравятся детям, что позволяет в непринужденной форме
развивать познавательный интерес воспитанников.
2.
В ходе игры дети получают одинаковые впечатления, которые могут потом
совместно обсудить.
3.
Игровой процесс позволяет преподнести порой скучные и неинтересные знания в
такой форме, что дети с удовольствием запоминают новый материал.