Автор: Максакова Елена Борисовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МДОУ д/с " Челночок"
Населённый пункт: г.Балашов Саратовская область
Наименование материала: Консультация для воспитателей
Тема: СОЗДАНИЕ УСЛОВИЙ ДЛЯ БЕЗОПАСНОГО ПРЕБЫВАНИЯ ДЕТЕЙ КОМПЕНСИРУЮЩЕЙ ГРУППЫ В ДОУ
Раздел: дошкольное образование
СОЗДАНИЕ УСЛОВИЙ ДЛЯ БЕЗОПАСНОГО ПРЕБЫВАНИЯ
ДЕТЕЙ КОМПЕНСИРУЮЩЕЙ ГРУППЫ В ДОУ.
Одной из основных задач дошкольного образовательного учреждения
является охрана жизни и здоровья детей. Как много входит в это понятие!
И в первую очередь - это обеспечение безопасности.
Основным нормативно – правовым актом, содержащим положение об
обеспечении безопасности участников образовательного процесса,
является Федеральный закон № 273 « Об образовании в Российской
Федерации», который в пп.3 ч.32 устанавливает ответственность
образовательного учреждения за жизнь и здоровье воспитанников во
время пребывания в учреждении.
Безопасные условия пребывания детей в группе компенсирующей
направленности в образовательном учреждении – это условия
соответствующие противопожарным, санитарным и техническим нормам и
правилам, возрастным и индивидуальным особенностям воспитанников.
С целью обеспечения безопасного нахождения воспитанников в ДОУ
ведется видеонаблюдение, которое контролирует территорию учреждения,
входы и фиксирует всех посетителей. Территория ДОУ огорожена
забором, входные двери оборудованы кодовыми замками, автоматическая
пожарная сигнализация с голосовым оповещением в каждой группе,
группы укомплектованы первичными средствами пожаротушения в
соответствии с расчетом.
Безопасность воспитанников с ОВЗ в МДОУ уделяется особое
внимание. И это не только пандусы, поручни и какие-то другие
архитектурно - планировочные детали. В первую очередь создание в ДОУ
безбарьерной среды, позволяющей детям с ограниченными возможностями
здоровья получить современное дошкольное образование, направленное на
полноценную интеграцию воспитанников с ОВЗ в среду нормально
развивающихся сверстников.
Для
беспрепятственного
посещения
ребенком
с
ОВЗ
образовательной организации имеется пологий (10-12°) пандус у входа в
здание. Ширина дверных проёмов не менее 90 см. Вдоль коридоров и
лестниц
поручни, доступные по росту, чтобы обучающиеся могли
самостоятельно перемещаться по зданию. На дверях и крайних ступенях
лестниц сигнальная маркировка, тактильные ориентиры, использование
тактильной плитки с целью сообщения о направлении движения и
препятствиях на пути перемещения. Покрытие стен, мебели и пособий
матовое, чтобы не допускать бликов.
Мебель подбрана с учетом ее безопасности, то есть с закругленными
углами, в соответствии с возрастом и ростом детей. Оборудование и
игровой материал размещены таким образом, чтобы оставалось свободное
пространство, позволяющее детям безопасно, свободно и самостоятельно
передвигаться по группе.
Безопасность образовательного процесса в группе компенсирующей
направленности обеспечивается через безопасную среду. Ежедневно
педагоги перед началом работы визуально проверяют групповое
помещение, прогулочный участок на предмет безопасного состояния и
исправности оборудования, отсутствия подозрительных и опасных для
жизни и здоровья детей предметов и веществ, растений.
Воспитательно-образовательный процесс подчинен коррекции
имеющихся нарушений у детей с ограниченными возможностями
здоровья, становлению их личности; развитию их компентентности
(коммуникативной, интеллектуальной, физической), креативности,
инициативности, самостоятельности, произвольности, свободы и
безопасности поведения, самосознания и самооценки.
Периодически с воспитанниками проводят занятия по ОБЖ (с
учетом возрастных особенностей и индивидуального развития),
тренировки по эвакуации при пожаре, игры и беседы по охране здоровья и
безопасности, направленные на воспитание у детей сознательного
отношения к своему здоровью и жизни.
При организации образовательного пространства в группе
компенсирующей направленности для детей с овз воспитатели и
специалисты ДОУ руководствуются следующими принципами:
безопасности, вариативности, информативности, полифункциональности,
трансформируемости,интегративности.
В группе создана атмосфера психического комфорта и
эмоционального благополучия, формируем у ребенка образ безопасного
действия, навыка адаптивного и безопасного поведения, осознанного
отношения к различным ситуациям. В группе создано прозрачное
зонирование и оборудованы коррекционно-релаксационные пространства:
центр воды и песка, сенсорная комната, сенсорный дождь, уголок
уединения. Содержание материалов и оборудования, их размещение,
планировка помещений вызывает положительные эмоции, дает
возможность находить удобное место как для коллективной («свободная
площадь»), так и индивидуальной («уголок уединения» и пр.)
деятельности.
Правильно организованная предметно-развивающая среда является
одним из условий педагогического воздействия на психическое состояние
детей, она играет решающую роль в активизации следующих психических
процессов у ребенка: внимания, восприятия, интереса к окружающему,
эмоционального настроя.
С другой стороны, она способствует организации в процессе занятия
совместной содержательной деятельности взрослого с ребенком, а также
самостоятельной целенаправленной активности самого малыша. Для того
чтобы развивающий эффект предметно-развивающей среды был
максимально высоким, при ее создании необходимо соблюдать ряд
условий.
Одно из них – это безопасность; учет возрастных, физиологических и
психологических особенностей детей с ОВЗ. Игровой материал и
оборудование для занятий должны быть безопасны и способствовать
всестороннему психическому развитию детей с ОВЗ, в том числе
двигательному, сенсорному и речевому развитию.
Важным
являются
условия
эстетического
благополучия
и
гармоничного цветового решения. Единые стилистическое и цветовое
решения обеспечивают высокую концентрацию внимания детей с ОВЗ на
действиях взрослого и игровом материале в течение занятия. Постоянство
обстановки создают у детей положительный эмоциональный настрой,
располагают к определенному виду деятельности, вызывают чувство
защищенности и безопасности.
Условие
разнообразия
и
многофункциональности
игрового
материала подразумевает что предметы и пособия для занятия:
подбираются
в
соответствии
с
поставленными
коррекционно-
педагогическими задачами,
способствуют перспективному развитию навыков и умений ребенка,
отвечают возрастным и индивидуальным потребностям детей,
одновременно воздействуют на несколько анализаторов,
соответствуют санитарно-гигиеническим требованиям и правилам охраны
жизни и здоровья детей.
Для проведения коррекционно-педагогических занятий используем
вариативность
и
гибкое
зонирование
предметно-развивающего
пространства.
Площадь игрового пространства обеспечиавет ребенку возможность
безопасного свободного передвижения в нем. Условное выделение
разнообразных игровых зон позволяет менять деятельность ребенка в
процессе занятия, использовать каждую из зон как средство
педагогического воздействия на определенную линию развития:
сенсорную (контрастно оформленный уголок с музыкальными игрушками
и звучащими пособиями), двигательную (зона на ковре с набором
объемных модулей и приспособлений для развития основных движений),
речевую (среда, оборудованная зеркалом и игрушками-персонажами),
социальную (игровые зоны). Каждая из этих зон не пересекается с другой,
вариативна в своем назначении, является составной частью единого
образовательного пространства.
Следует помнить об оптимальной насыщенности развивающей
среды предметами, несущими в себе безопасную, диагностическую и
развивающую функции. Предметно-развивающее пространство оснащено
небольшим
количеством
предметов,
каждый
из
которых
способен
привлечь внимание и вызвать познавательный интерес у ребенка, может
быть применен в целях диагностики его уровня психического развития,
доступен в использовании самим ребенком. Чрезмерное наполнение
пространства игровой комнаты различными пособиями и игрушками
может оказывать на ребенка излишнее возбуждающее действие.
Игровой
материал
и
пособия
для
занятий
подбирается
в
соответствии с целью и задачами коррекционно-развивающего обучения
на текущем этапе развития ребенка. Игрушки с разной степенью
интенсивности воздействия (обычной, усиленной, высокой) способствует
формированию
компенсаторных
механизмов,
развитию
ведущей
и
типичных видов детской деятельности.
Материально-техническое оснащение (стулья, кровати, укладки, цвет
стен и т.д.) способствует восстановлению и сохранению здоровья детей,
использоваться
в
качестве
средства
познания
окружающей
действительности,
развития
коммуникативной
деятельности
и
социализации детей с ОВЗ.
Созданы условия для самостоятельного передвижения ребенка, в
пределах тех помещений, в которых он часто находится (гардеробная
комната, групповая, умывальная, туалетная и т. п.). Эти помещения, где
дети осуществляют различные виды деятельности (бытовую, игровую,
учебную), должны иметь неизменяемое расположение мебели и
оборудования, быть оснащены ориентирами, помогающими детям
свободно передвигаться и находить необходимые им зоны группы и
расположенные в них предметы (например, аппликационные картинки
(фото детей) на шкафчиках для одежды, для туалетных принадлежностей,
на стульчиках; выполненные таким же способом метки на стенах
помещений и т. п.). В случаях необходимости перестановки мебели,
оборудования или изменения местоположения игрового материала детей
предупреждают об этом, показывают им все, что изменилось (вместе с
ними обследуют окружающее пространство и находящиеся в нем
предметы). В гуппе имеются крупные мягкие модули – постройки (домики,
горки, сухой бассейн), различные пособия для развития фантазии ,
творчества и движений.
В основе концепции основной общеобразовательной программы
дошкольного образования определено: дети развиваются наилучшим
образом тогда, когда они действительно увлечены, заинтересованы
процессом обучения. Тщательно продуманная безопасная
среда сама
побуждает детей к исследованию, активности, проявлению инициативы и
творчества.
При этом:
- формируется обстановка и предоставляются детям интересные,
увлекательные для них материалы;
- детям обеспечивается система интересов развивающего характера;
- поддерживается в детях самостоятельность, естественная
любознательность, инициатива, активность в освоении окружающей
действительности.
На основе такого подхода дети:
- активно развиваются, усваивая информацию об окружающем мире в ходе
игр и др. видов детской деятельности;
- проходят через закономерные стадии развития;
- обеспечены социальным взаимодействием направленным на
эмоциональное и когнитивное развитие;
- неповторимо индивидуальны и развиваются каждый в своем темпе.
Таким образом, построение развивающей среды с учетом
перечисленных выше принципов обеспечивает воспитанникам чувство
психологической защищенности, безопасности, помогает формированию
личности, развитию способностей, овладению разными способами
деятельности. Созданная безопасная среда вызывает у детей чувство
радости, эмоционально положительное отношение к детскому саду,
желание посещать его, обогащает новыми впечатлениями и знаниями,
побуждает к активной творческой деятельности, способствует
интеллектуальному развитию.