Напоминание

СОЗДАНИЕ УСЛОВИЙ ДЛЯ БЕЗОПАСНОГО ПРЕБЫВАНИЯ ДЕТЕЙ КОМПЕНСИРУЮЩЕЙ ГРУППЫ В ДОУ


Автор: Максакова Елена Борисовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МДОУ д/с " Челночок"
Населённый пункт: г.Балашов Саратовская область
Наименование материала: Консультация для воспитателей
Тема: СОЗДАНИЕ УСЛОВИЙ ДЛЯ БЕЗОПАСНОГО ПРЕБЫВАНИЯ ДЕТЕЙ КОМПЕНСИРУЮЩЕЙ ГРУППЫ В ДОУ
Раздел: дошкольное образование





Назад




СОЗДАНИЕ УСЛОВИЙ ДЛЯ БЕЗОПАСНОГО ПРЕБЫВАНИЯ

ДЕТЕЙ КОМПЕНСИРУЮЩЕЙ ГРУППЫ В ДОУ.

Одной из основных задач дошкольного образовательного учреждения

является охрана жизни и здоровья детей. Как много входит в это понятие!

И в первую очередь - это обеспечение безопасности.

Основным нормативно – правовым актом, содержащим положение об

обеспечении безопасности участников образовательного процесса,

является Федеральный закон № 273 « Об образовании в Российской

Федерации», который в пп.3 ч.32 устанавливает ответственность

образовательного учреждения за жизнь и здоровье воспитанников во

время пребывания в учреждении.

Безопасные условия пребывания детей в группе компенсирующей

направленности в образовательном учреждении – это условия

соответствующие противопожарным, санитарным и техническим нормам и

правилам, возрастным и индивидуальным особенностям воспитанников.

С целью обеспечения безопасного нахождения воспитанников в ДОУ

ведется видеонаблюдение, которое контролирует территорию учреждения,

входы и фиксирует всех посетителей. Территория ДОУ огорожена

забором, входные двери оборудованы кодовыми замками, автоматическая

пожарная сигнализация с голосовым оповещением в каждой группе,

группы укомплектованы первичными средствами пожаротушения в

соответствии с расчетом.

Безопасность воспитанников с ОВЗ в МДОУ уделяется особое

внимание. И это не только пандусы, поручни и какие-то другие

архитектурно - планировочные детали. В первую очередь создание в ДОУ

безбарьерной среды, позволяющей детям с ограниченными возможностями

здоровья получить современное дошкольное образование, направленное на

полноценную интеграцию воспитанников с ОВЗ в среду нормально

развивающихся сверстников.

Для

беспрепятственного

посещения

ребенком

с

ОВЗ

образовательной организации имеется пологий (10-12°) пандус у входа в

здание. Ширина дверных проёмов не менее 90 см. Вдоль коридоров и

лестниц

поручни, доступные по росту, чтобы обучающиеся могли

самостоятельно перемещаться по зданию. На дверях и крайних ступенях

лестниц сигнальная маркировка, тактильные ориентиры, использование

тактильной плитки с целью сообщения о направлении движения и

препятствиях на пути перемещения. Покрытие стен, мебели и пособий

матовое, чтобы не допускать бликов.

Мебель подбрана с учетом ее безопасности, то есть с закругленными

углами, в соответствии с возрастом и ростом детей. Оборудование и

игровой материал размещены таким образом, чтобы оставалось свободное

пространство, позволяющее детям безопасно, свободно и самостоятельно

передвигаться по группе.

Безопасность образовательного процесса в группе компенсирующей

направленности обеспечивается через безопасную среду. Ежедневно

педагоги перед началом работы визуально проверяют групповое

помещение, прогулочный участок на предмет безопасного состояния и

исправности оборудования, отсутствия подозрительных и опасных для

жизни и здоровья детей предметов и веществ, растений.

Воспитательно-образовательный процесс подчинен коррекции

имеющихся нарушений у детей с ограниченными возможностями

здоровья, становлению их личности; развитию их компентентности

(коммуникативной, интеллектуальной, физической), креативности,

инициативности, самостоятельности, произвольности, свободы и

безопасности поведения, самосознания и самооценки.

Периодически с воспитанниками проводят занятия по ОБЖ (с

учетом возрастных особенностей и индивидуального развития),

тренировки по эвакуации при пожаре, игры и беседы по охране здоровья и

безопасности, направленные на воспитание у детей сознательного

отношения к своему здоровью и жизни.

При организации образовательного пространства в группе

компенсирующей направленности для детей с овз воспитатели и

специалисты ДОУ руководствуются следующими принципами:

безопасности, вариативности, информативности, полифункциональности,

трансформируемости,интегративности.

В группе создана атмосфера психического комфорта и

эмоционального благополучия, формируем у ребенка образ безопасного

действия, навыка адаптивного и безопасного поведения, осознанного

отношения к различным ситуациям. В группе создано прозрачное

зонирование и оборудованы коррекционно-релаксационные пространства:

центр воды и песка, сенсорная комната, сенсорный дождь, уголок

уединения. Содержание материалов и оборудования, их размещение,

планировка помещений вызывает положительные эмоции, дает

возможность находить удобное место как для коллективной («свободная

площадь»), так и индивидуальной («уголок уединения» и пр.)

деятельности.

Правильно организованная предметно-развивающая среда является

одним из условий педагогического воздействия на психическое состояние

детей, она играет решающую роль в активизации следующих психических

процессов у ребенка: внимания, восприятия, интереса к окружающему,

эмоционального настроя.

С другой стороны, она способствует организации в процессе занятия

совместной содержательной деятельности взрослого с ребенком, а также

самостоятельной целенаправленной активности самого малыша. Для того

чтобы развивающий эффект предметно-развивающей среды был

максимально высоким, при ее создании необходимо соблюдать ряд

условий.

Одно из них – это безопасность; учет возрастных, физиологических и

психологических особенностей детей с ОВЗ. Игровой материал и

оборудование для занятий должны быть безопасны и способствовать

всестороннему психическому развитию детей с ОВЗ, в том числе

двигательному, сенсорному и речевому развитию.

Важным

являются

условия

эстетического

благополучия

и

гармоничного цветового решения. Единые стилистическое и цветовое

решения обеспечивают высокую концентрацию внимания детей с ОВЗ на

действиях взрослого и игровом материале в течение занятия. Постоянство

обстановки создают у детей положительный эмоциональный настрой,

располагают к определенному виду деятельности, вызывают чувство

защищенности и безопасности.

Условие

разнообразия

и

многофункциональности

игрового

материала подразумевает что предметы и пособия для занятия:

подбираются

в

соответствии

с

поставленными

коррекционно-

педагогическими задачами,

способствуют перспективному развитию навыков и умений ребенка,

отвечают возрастным и индивидуальным потребностям детей,

одновременно воздействуют на несколько анализаторов,

соответствуют санитарно-гигиеническим требованиям и правилам охраны

жизни и здоровья детей.

Для проведения коррекционно-педагогических занятий используем

вариативность

и

гибкое

зонирование

предметно-развивающего

пространства.

Площадь игрового пространства обеспечиавет ребенку возможность

безопасного свободного передвижения в нем. Условное выделение

разнообразных игровых зон позволяет менять деятельность ребенка в

процессе занятия, использовать каждую из зон как средство

педагогического воздействия на определенную линию развития:

сенсорную (контрастно оформленный уголок с музыкальными игрушками

и звучащими пособиями), двигательную (зона на ковре с набором

объемных модулей и приспособлений для развития основных движений),

речевую (среда, оборудованная зеркалом и игрушками-персонажами),

социальную (игровые зоны). Каждая из этих зон не пересекается с другой,

вариативна в своем назначении, является составной частью единого

образовательного пространства.

Следует помнить об оптимальной насыщенности развивающей

среды предметами, несущими в себе безопасную, диагностическую и

развивающую функции. Предметно-развивающее пространство оснащено

небольшим

количеством

предметов,

каждый

из

которых

способен

привлечь внимание и вызвать познавательный интерес у ребенка, может

быть применен в целях диагностики его уровня психического развития,

доступен в использовании самим ребенком. Чрезмерное наполнение

пространства игровой комнаты различными пособиями и игрушками

может оказывать на ребенка излишнее возбуждающее действие.

Игровой

материал

и

пособия

для

занятий

подбирается

в

соответствии с целью и задачами коррекционно-развивающего обучения

на текущем этапе развития ребенка. Игрушки с разной степенью

интенсивности воздействия (обычной, усиленной, высокой) способствует

формированию

компенсаторных

механизмов,

развитию

ведущей

и

типичных видов детской деятельности.

Материально-техническое оснащение (стулья, кровати, укладки, цвет

стен и т.д.) способствует восстановлению и сохранению здоровья детей,

использоваться

в

качестве

средства

познания

окружающей

действительности,

развития

коммуникативной

деятельности

и

социализации детей с ОВЗ.

Созданы условия для самостоятельного передвижения ребенка, в

пределах тех помещений, в которых он часто находится (гардеробная

комната, групповая, умывальная, туалетная и т. п.). Эти помещения, где

дети осуществляют различные виды деятельности (бытовую, игровую,

учебную), должны иметь неизменяемое расположение мебели и

оборудования, быть оснащены ориентирами, помогающими детям

свободно передвигаться и находить необходимые им зоны группы и

расположенные в них предметы (например, аппликационные картинки

(фото детей) на шкафчиках для одежды, для туалетных принадлежностей,

на стульчиках; выполненные таким же способом метки на стенах

помещений и т. п.). В случаях необходимости перестановки мебели,

оборудования или изменения местоположения игрового материала детей

предупреждают об этом, показывают им все, что изменилось (вместе с

ними обследуют окружающее пространство и находящиеся в нем

предметы). В гуппе имеются крупные мягкие модули – постройки (домики,

горки, сухой бассейн), различные пособия для развития фантазии ,

творчества и движений.

В основе концепции основной общеобразовательной программы

дошкольного образования определено: дети развиваются наилучшим

образом тогда, когда они действительно увлечены, заинтересованы

процессом обучения. Тщательно продуманная безопасная

среда сама

побуждает детей к исследованию, активности, проявлению инициативы и

творчества.

При этом:

- формируется обстановка и предоставляются детям интересные,

увлекательные для них материалы;

- детям обеспечивается система интересов развивающего характера;

- поддерживается в детях самостоятельность, естественная

любознательность, инициатива, активность в освоении окружающей

действительности.

На основе такого подхода дети:

- активно развиваются, усваивая информацию об окружающем мире в ходе

игр и др. видов детской деятельности;

- проходят через закономерные стадии развития;

- обеспечены социальным взаимодействием направленным на

эмоциональное и когнитивное развитие;

- неповторимо индивидуальны и развиваются каждый в своем темпе.

Таким образом, построение развивающей среды с учетом

перечисленных выше принципов обеспечивает воспитанникам чувство

психологической защищенности, безопасности, помогает формированию

личности, развитию способностей, овладению разными способами

деятельности. Созданная безопасная среда вызывает у детей чувство

радости, эмоционально положительное отношение к детскому саду,

желание посещать его, обогащает новыми впечатлениями и знаниями,

побуждает к активной творческой деятельности, способствует

интеллектуальному развитию.



В раздел образования