Напоминание

Диагностика уровня речевого развития детей


Автор: Семенова Ольга Владимировна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МБДОУ детский сад №59 города Белово
Населённый пункт: Белово
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Диагностика уровня речевого развития детей
Раздел: дошкольное образование





Назад




УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ

АДМИНИСТРАЦИИ БЕЛОВСКОГО ГОРОДСКОГО ОКРУГА

муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 59 «Рябинка» комбинированного вида города Белово»

(МБДОУ детский сад №59 города Белово)

Диагностика уровня речевого развития детей

Рекомендации для воспитателей.

учитель-логопед

Семенова О.В

2021

Беловский округ

Диагностика уровня речевого развития детей 1-ой младшей

группы.

Рекомендации для воспитателей.

1.

Обследование словарного запаса.

В первой младшей группе, в период от 2 лет до 3-х ,ребенок должен обладать

словарным запасом, состоящим из не менее 50 - 70 слов.

Для диагностики словарного запаса воспитатель использует картинки,

муляжи или игрушки из таких обобщающих групп: игрушки, одежда, овощи,

фрукты.

Нормальное речевое развитие детей этого возраста предполагает:

точное название всех предметов и их действий;

понимание слова-обобщения;

адекватное использование названия основных цветов (красный,

синий, желтый, зелёный);

употребление местоимения "Я";

понимание значения пространственных наречий и употребление их в

речи (высоко – низко, далеко – близко)

2.

Обследование звуковой культуры речи.

Нормальное речевое развитие детей этого возраста предполагает:

произношение твердых звуковС, 3, Ц;

правильное произношение звуков простых по артикуляции: П, Б, М,

В, Ф, К, Г, Х, Н;

Звуки [Р], [Л],[Ш], [Ж],[Ч],[Щ] заменяются на другие или

пропускаются.

Для диагностики используют предметные картинки: сок, заяц; кукла, платье,

банан, морковка, кофта, нога, голова, муха;рука, мышь, часы.

3. Обследование грамматического строя речи.

Нормальное речевое развитие детей этого возраста предполагает:

Согласование имен прилагательных с существительными в роде

(кроме среднего рода) красивый цветок, злая собака.

Согласование глаголов прошедшего времени с существительными в

роде (птичка улетела, щенок кушал);

Использование предложно-падежных конструкций (Упала игрушка,

дай игрушку, нет игрушки);

Употребление предлогов и союзов( На столе. Собака и кошка.

Чтобы не плакал).

Для диагностики лучше использовать игрушки, которыми можно

инсценировать различные ситуации.

4.

Обследование связной речи.

Нормальное речевое развитие детей этого возраста предполагает:

Использование диалогической речи как способ коммуникации (жесты,

мимика, слова).

Инициативность детей в общении со взрослыми и другими детьми.

Умение обращаться с просьбой и предложениями (дать что-либо,

поменяться игрушками) к взрослому и другому ребенку

Употребление развернутых высказываний;

Использование фразовой речи дляответов на вопросы,

Умение пересказывать простые, коротких произведения с помощью

воспитателя, с использованием различных театров (плоскостной,

настольный, бибабо).

Трехлетний ребенок сможет описать несколькими предложениями любимую

игрушку, рассказать о только что произошедшем событии, если его этому

учили.

Для диагностики связной речи можно использовать русские сказки «Курочка

Ряба», «Репка» и повседневные наблюдения за способами коммуникации

детей.

Диагностика уровня речевого развития детей 2-ой младшей

группы.

Рекомендации для воспитателей.

1.

Обследование словарного запаса.

Во второй младшей группе, в период от 3 лет до 4-х , словарный запас

составляет от 250 – 700 слов.

Для диагностики словарного запаса воспитатель использует предметные

картинки или предметы близкого окружения.

Нормальное речевое развитие детей этого возраста предполагает:

Употребление в активной речи слов - названий частей предметов (у

стула есть спинка, ножки, сиденье);

Понимание и использование в активной речи слова-обобщения;

2.

Обследование звуковой культуры речи.

Нормальное речевое развитие детей предполагает, что к 4-м годам ребенок:

Умеет различать слова, отличающиеся одной фонемой (типа жук - лук);

Произносит все звуки правильно, даже Ш, Ж, Щ,Ч;

Замечает неправильное звукопроизношение в собственной речи

Для диагностики в начале года используют предметные картинки без

Ш, Ж, Щ, Ч, Л, Р (сок, заяц; банан, кофта, нога, муха, вата, дом), в

конце года добавляют картинки: шапка, жаба, щенок, чайник.

3. Обследование грамматического строя речи.

Нормальное речевое развитие детей этого возраста предполагает:

Использование в речи приставочных глаголов (ушёл, пришёл, зашёл);

Использование в речи

уменьшительно-ласкательных суффиксов;

Появление в речи словотворчества;

Построение грамматически правильных предложений

Для диагностики лучше использовать игрушки по лексическойтеме: «Дикие

и домашние животные»

4.

Обследование связной речи.

Нормальное речевое развитие детей этого возраста предполагает, что к 4-м

годам ребенок:

Может пересказать знакомую сказку близко к тексту;

Побуждает взрослых играть с ним в сказки, распределяет роли,

изображает голосом различных героев сказки

Односложные ответы на вопросы взрослого, неумение сформулировать

предложение – признаки недоразвития связной речи у ребенка 3-4 лет.

Для диагностики лучше использовать сюжетные картинки из знакомых

сказок.

Диагностика уровня речевого развития детей средней

группы.

Рекомендации для воспитателей.

1.

Обследование словарного запаса.

К 5 годам количество слов, которыми оперирует ребенок, в норме составляет

2000 – 2500.

Для диагностики словарного запаса воспитатель использует предметные

картинки или муляжи по лексическим темам: «Овощи», «Фрукты», «Звери»,

«Птицы»

Нормальное речевое развитие детей этого возраста предполагает, что:

Дети знают и употребляют в речи обобщающие слова;

Начинают подбирать слова с противоположным значением (антонимы)

и близким (синонимы) только к 5 годам;

Пользуются предлогами, и употребляют их по назначению.

2.

Обследование звуковой культуры речи.

Нормальное речевое развитие детей предполагает, что к 4 годам у малышей

значительно улучшается звукопроизношение, полностью исчезают ошибки в

произношении мягких согласных звуков вместо твёрдых, редко наблюдается

пропуск звуков и слогов.

Однако малыши могут испытывать трудности при произнесении слов с

согласными звуками с, з, ш, р, р’, л, л’Для детей этого возраста характерна

неустойчивость произношения, которая заключается в том, что ребенок в

одном звукосочетании правильно произносит звуки, а в другом –

неправильно. Типична и обратная замена звуков:(шапка – сапка, жук – зук и

т.д.).

У пятилетнего малыша речь чистая, внятная, без нарушений звукопроизно-

шения.

Для диагностики звуковой культуры речи воспитатель подбирает

предметные картинки : снеговик, сом, жук, щавель, часы, рыболов, звери,

листья.

К 4годам 6 мес. ребенок определяет наличие определенного звука в слове;

Находит место звука в слове по трем позициям (начало, середина,

конец) к 5 годам

Замечает в словах отдельные звуки, a npocтые слова пробует

анализировать полностью.

Для диагностики фонематического восприятия воспитатель пользуется

предметными картинками и схемой 3-х звуковых слов типа: мак, суп, нос.

3. Обследование грамматического строя речи.

Нормальное речевое развитие детей этого возраста предполагает:

увеличение словаря и развитие связной речи нередко приводят к тому,

что дети начинают чаще допускать грамматические ошибки, например,

неправильно изменяют глаголы («хочут» вместо хотят), не

согласовывают слова в роде, в числе.

В усвоении грамматического строя речи происходят значительные

изменения: дети учатся согласовывать названия предметов с

прилагательными в роде, числе и падеже, ориентироваться на

окончания слов (красный шар, кранная шапка);

начинают активно использовать в речи предлоги (в, над, под, между,

около).

Употребление предложений более сложной структуры является причиной

встречающихся в речи ребенка пяти лет отдельных грамматических ошибок.

Для диагностики грамматического строя можно использовать игры «Один и

много», «Куда спрятались игрушки?», «Какой, какая, какие?»

4. Обследование связной речи.

Нормальное речевое развитие детей этого возраста предполагает, что к 4-м

годам:

Речь становится связной и последовательной.

Дети могут участвовать в коллективной беседе, пересказывать сказки и

короткие рассказы, составлять рассказы по картинкам, или серии

картинок.

Для диагностики можно использовать настольный театр или театр на

фланелеграфе. Когда ребенок передвигает фигурки по полю, его речь

становится более раскрепощенной.

Диагностика уровня речевого развития детей старшей

группы.

Рекомендации для воспитателей.

1.

Обследование словарного запаса.

У ребенка шестого года жизнив норме очень стремительно накапливается

словарный запас.За год он увеличивается на 1000-1200 слов по сравнению с

предшествующим возрастом и достигает 4000 слов.

Дети активно используют существительные с обобщающим, а также с

конкретным значением, обозначающие предметы, отдельные их части и

детали, качества и свойства; прилагательные, обозначающие материал,

свойства, качества, состояние предметов; широко употребляют глаголы с

различными приставками и суффиксами.

Кроме этого, дети учатся использовать в речи слова с противоположным

значением — антонимы (друг — враг, высокий — низкий, хорошо — плохо,

говорить — молчать); слова, близкие по смыслу, — синонимы (ходить —

идти, шагать; грустный — печальный, безрадостный).

Для диагностики словарного запаса воспитатель использует предметные

картинки по лексическим темам: «Одежда, обувь, головные уборы»,

«Человек, части тела»

2.

Обследование звуковой культуры речи.

К 5 годам у детей улучшается фонематическое восприятие, заканчивается

правильное звукопроизношение и ребенок уже в норме должен говорить

чисто.

3. Обследование грамматического строя речи.

Нормальное речевое развитие детей этого возраста предполагает, что к 5

годам они:

Правильно согласовывают прилагательные с существительными в

роде, числе, падеже (красное платье, красный пиджак, красная юбка,

красные носки, нет красного платья, подойдет к красному цвету,

мечтаю о красном пиджаке, говорим про красную юбку);

существительные с числительными (один карандаш, два карандаша,

пять карандашей);

правильно употребляют предлоги в речи, простые и сложные (из-за, из-

под, между, через);

Имеют навыки словообразования;

Словообразование - способность образовывать новое слово, например:

кричать – крик, путь – путник, грузовой – грузовик; слабый – слабость;

бежать – вбежать, выбежать, прибежать. Лед колоть – ледокол, книги

любить - книголюб.

Нормой грамматического строя речи в этом возрасте является увеличение

количества грамматических ошибок, таких как неправильное образование

формы родительного падежа множественного числа существительных.

Кроме этого, дети могут неправильно согласовывать глаголы с

существительными, у некоторых может нарушаться структура в

образовании сложных предложений.

4.

Обследование связной речи.

Дети 5 лет, при нормальном речевом развитии , пересказывают знакомую

сказку, короткий текст (дважды прочитанный), выразительно читают

стихотворения; составляют рассказ по картине и серии сюжетных картин;

довольно подробно рассказывают об увиденном или услышанном; спорят,

рассуждают, мотивированно отстаивают свое мнение, убеждают товарищей.

Диагностика уровня речевого развития детей

подготовительной группы.

Рекомендации для воспитателей.

1.

Обследование словарного запаса.

Считается, что после 6 лет среднестатистический ребенок знает более 6 тыс.

слов.В речи детей подготовительной группы присутствуют образные слова и

выражения, устойчивые словосочетания (ни свет ни заря, на скорую руку и

др.)

Для диагностики словарного запаса воспитатель использует предметные

картинки по лексическим темам: «Мебель», «Транспорт», «Инструменты»,

«Профессии»

2.

Обследование звуковой культуры речи.

К 5 годам у детей заканчивается правильное звукопроизношение и ребенок

уже в норме должен говорить чисто.

3. Обследование грамматического строя речи.

Нормальное речевое развитие детей этого возраста предполагает, что все

грамматические правила изменения слов и соединения их в предложении

усвоены.

4.

Обследование связной речи.

При норме развития: От 4-х до 6 лет ребенок учится составлять связные

рассказы. В подготовительной группе оцениваются его навыки.

Связной считается такая речь, которая организована по законам логики и

грамматики, представляет единое целое, систему, обладает относительной

самостоятельностью, законченностью и расчленяется на более или менее

значительные части, связанные между собой (А.В.Текучев).

Анализ детских пересказов и рассказов проводится:

по показателям содержательности (насколько полно и интересно

ребенок передавал содержание готового литературного текста и

собственного рассказа);

логической последовательности (логичный переход от одной

части рассказа к другой, умение начать и правильно закончить

рассказ, не допуская излишний вставок и повторений, не

пропуская существенных эпизодов);

грамматической правильности речи (правильное построение

предложений, связь предложений, т.е. грамотное оформление

высказывания);

точности речи (умение передать мысль в соответствии с

излагаемым текстом);

богатства

языковых

средств,

т.е.использование

в

речи

разнообразных

лексических

оборотов,

сравнений,

метафор,

(«звезда экрана», «народу море», «золотые руки»).

5.

Подготовка к обучению грамоте.

Задачи, реализуемые на занятиях в процессе подготовки к обучению грамоте,

можно сформулировать следующим образом:

1.

знакомить детей с понятиями «звук», «слог», «слово», «предложение»;

2.

знакомить дошкольников с основными свойствами фонематического

(звукового) строения слова;

3.

знакомить детей с моделями (схемами) слов и предложений,

специальными символами для обозначения звуков;

4.

научить детей называть и подбирать слова, обозначающие названия

предметов, действий, признаков предмета;

5.

научить детей сравнивать звуки по их качественным характеристикам

(гласные, твердые и мягкие согласные, глухие и звонкие согласные),

сопоставлять слова по звуковому составу;

6.

научить детей слоговому членению слов, выделению слогов из слова,

постановке ударения в словах, определению ударного слога;

7.

научить различать в предложении слова на слух, определять их

количество и последовательность, составлять предложения, в том

числе и с заданным количеством слов.

Для диагностики уровня подготовки ребенка к обучению грамоте

воспитатель пользуется предметными и сюжетными картинками, звуко-

слоговыми схемами и схемами предложений.

учитель-логопед Семенова О.В.



В раздел образования