Автор: Шибанова Наталья Владимировна
Должность: воспитатель детского сада
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад №17 "Ласточка"
Населённый пункт: НИЖЕГОРОДСКАЯ ОБЛАСТЬ, БОГОРОДСКИЙ РАЙОН, БОГОРОДСК
Наименование материала: статья
Тема: "Роль песочной терапии в развитии речи дошкольника"
Раздел: дошкольное образование
Роль песочной терапии
в речевом развитии дошкольника
Особые дети, талантливые, познающие
компьютерные технологии одновременно с освоением
речи и прямохождением, - именно они ставят перед
современной педагогикой задачи, до настоящего
времени невиданные и пока нерешенные. В
растерянности находятся и семьи и образовательные
организации. Поэтому совершенно очевидно, что
довольно остро назрел вопрос о совершенствовании
дидактических приемов, методов образовательно-
информационной работы с современным
подрастающим поколением. При этом необходимо
учитывать и потребности семьи, т.е. создавать
технологии, применимые и доступные в семейном
образовании и воспитании.
Педагогический взгляд на психотерапевтическую
песочницу - довольно яркое и эффективное решение
этого вопроса. Песочная терапия становится
достаточно популярным и эффективным методом
коррекции, которая позволяет:
- расширить возможности педагогической песочницы;
- вооружить педагогов, логопедов, родителей
превосходной технологией сотворчества с детьми;
- привить детям желание решать познавательные
задачи;
- перевести" взор" ребенка от плоскости электронного
планшета на объемное пространство песочницы;
- решить множество коррекционных и
образовательных задач в обучающем процессе;
- вдохновить ребенка на рождение в себе Творца.
Что такое песочная терапия
Вы, наверное. замечали, что не только дети, но и
взрослые, оказавшись на пляже, вдруг начинают
увлеченно строить замки из песка? И это неслучайно.
Вспомните, как приятно ходить босиком по песку,
погружать в него руки и пропускать песчинки сквозь
пальцы. Эти мельчайшие частички активизируют
чувствительные нервные окончания на кончиках
пальцев и ладонях.
Песок - природный материал, обладающий
собственной энергетикой. По сравнению с другими
материалами для творчества - глиной, пластилином,
красками - он имеет ряд преимуществ. Создание
песочных композиций в отличие, например. от
рисунка не требует особых умений. Сделать что-то не
так невозможно, это особенно важно для тех, кто
привык строго оценивать себя. Песочные игры
подходят тем, кому трудно облечь свои переживания
(очень острые и болезненные), в слова, или просто
потому, что человек не обладает даром красноречия.
Песок - загадочный материал, обладающий
способностью завораживать человека - своей
податливостью, способностью принимать любые
формы: быть сухим, легким и ускользающим или
влажным, плотным и пластичным.
Песочная терапия - возможность выразить то, для
чего трудно подобрать слова, соприкоснуться с тем, к
чему трудно обратиться напрямую, увидеть в себе то,
что обычно ускользает от сознательного восприятия.
Игры с песком способны заинтересовать, отвлечь,
расслабить ребенка, а значит, обеспечить наиболее
успешное выполнение задания или же эффективный
способ подачи материала.
С учетом особенностей зрительного восприятия
предлагается использовать деревянный ящик (50-70-
10 см). Эти размеры отражают площадь зрительного
восприятия и дают представление "мира как на
ладони". Дно ящика, выкрашенное в голубой,
лазоревый, небесный цвет, обозначая воду, море;
голубые борта - воздух и небо ( можно использовать
оттенки зеленого). Второе дно можно покрасить в
основные цвета для решения сенсорных задач. На дно
насыпается мелкий песок слоем примерно 5 - 7 см.
Обязательный компонент для работы в песочнице
фигурки или их изображения ( люди разного возраста
и пола, профессий, с разным цветом кожи, в разных
эмоциональных состояниях; многообразие животных,
дома, постройки, различные виды транспорта, фигуры
деревьев, кустарников, цветов, бусы, пуговицы,
кристаллы, ракушки и т.д.).
Проводя педагогические, коррекционные
мероприятия в песочнице, мы даем ребенку новую
площадку, создаем мотив для получения знаний.
Однако работа с песком - искушение для ребенка, в
первую очередь за счет интереса и нестандартных
ощущений. Именно поэтому необходимо оговорить с
детьми общие правила поведения в песочнице (песок
не разбрасывать, не сыпать, не есть, не разрушать
постройки других, не заливать песочницу водой, не
уносить игрушки).
Развитие мелкой моторики
- действия с песком,
- отыскать в песочнице предметы (пуговицы, орешки,
др.),
- определенный предмет,
- предметы с определенными характеристиками
(гладкие - шершавые),
- найти предметы, расположенные в определенном
месте.
Упражнения на развитие мелкой моторики:
"Дорожки", "Заборчики", "Дожди", "Лесенки",
"Следы", "Волны", работа с контурами и шаблонами,
закрепление образа букв через "печатание" их на
песке.
Работа над фонетической стороной речи
Работа в песочнице позволяет не только решать
задачу развития фонематического слуха, но и
успешно автоматизировать и дифференцировать
поставленные логопедом или воспитателем звуки.
Для развития фонематического слуха детям
предлагают выбрать фигурки с определенным звуком,
для автоматизации то же задание можно использовать
с активным названием слов (фигурок). Игры можно
проводить с животными, растениями, одеждой,
предметами мебели и посуды.
Работа над лексической стороной речи
Обогащение и закрепление слов родного языка - одна
из самых важных задач развития или коррекции речи.
Что же можно делать в песочнице?
1. Расширять и активизировать лексику. связанную с
песочницей: песок, песчинка, дюны, барханы,
караваны.
2.Обогащать словарь глаголами, прилагательными.
3.Использовать сюжеты игр, побуждать к повторению
новых или редких слов.
4. Использовать операции классификации (включить
в задание ситуацию выбора).
Работа над грамматической стороной речи
Удачен опыт показа значений приставок на примере
действий с песком. Демонстрация и повторение
действия, сопровождаемое называнием, будет лучше
понято и усвоено. Нельзя забывать и о
положительном примере сверстников, которые рядом
выполняют требуемые движения. Дети также
упражняются в употребление приставки с
различными корнями. Актуально использование
педагогической песочницы для изучения приставок
способом, в основе которого наглядность и активное
участие в процессе.
Работа над формированием фразовой речи
При обучении рассказыванию в начале педагог может
создавать на глазах ребенка сказку или рассказ,
выступая в роли наблюдателя-рассказчика. Ребенок
слушает, переживает, может возразить. В положении
любознательного путешественника педагог может
задавать множество уточняющих вопросов. Начиная
со стандартного разговора между персонажами, мы
создаем ребенку мотив для активного говорения и
ставим его в ситуацию успеха. Драматизация
литературных произведений с последующим их
пересказом детьми - еще одна возможность развития
речи с использованием песочницы. В случае
повышения тревожности ребенок всегда может
успокоить себя ритмичными движениями в песке.
Помимо речи в песочнице можно развивать и
математические представления, и когнитивные, и
психические процессы.
Ритуал выхода из песочницы очень важен с
психологической стороны, особенно благодарность.
Получение положительного заряда в конце занятия
выгодно выделяет деятельность в песочнице и
закрепляет желание ее повторять.