Напоминание

"Роль песочной терапии в развитии речи дошкольника"


Автор: Шибанова Наталья Владимировна
Должность: воспитатель детского сада
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад №17 "Ласточка"
Населённый пункт: НИЖЕГОРОДСКАЯ ОБЛАСТЬ, БОГОРОДСКИЙ РАЙОН, БОГОРОДСК
Наименование материала: статья
Тема: "Роль песочной терапии в развитии речи дошкольника"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Роль песочной терапии

в речевом развитии дошкольника

Особые дети, талантливые, познающие

компьютерные технологии одновременно с освоением

речи и прямохождением, - именно они ставят перед

современной педагогикой задачи, до настоящего

времени невиданные и пока нерешенные. В

растерянности находятся и семьи и образовательные

организации. Поэтому совершенно очевидно, что

довольно остро назрел вопрос о совершенствовании

дидактических приемов, методов образовательно-

информационной работы с современным

подрастающим поколением. При этом необходимо

учитывать и потребности семьи, т.е. создавать

технологии, применимые и доступные в семейном

образовании и воспитании.

Педагогический взгляд на психотерапевтическую

песочницу - довольно яркое и эффективное решение

этого вопроса. Песочная терапия становится

достаточно популярным и эффективным методом

коррекции, которая позволяет:

- расширить возможности педагогической песочницы;

- вооружить педагогов, логопедов, родителей

превосходной технологией сотворчества с детьми;

- привить детям желание решать познавательные

задачи;

- перевести" взор" ребенка от плоскости электронного

планшета на объемное пространство песочницы;

- решить множество коррекционных и

образовательных задач в обучающем процессе;

- вдохновить ребенка на рождение в себе Творца.

Что такое песочная терапия

Вы, наверное. замечали, что не только дети, но и

взрослые, оказавшись на пляже, вдруг начинают

увлеченно строить замки из песка? И это неслучайно.

Вспомните, как приятно ходить босиком по песку,

погружать в него руки и пропускать песчинки сквозь

пальцы. Эти мельчайшие частички активизируют

чувствительные нервные окончания на кончиках

пальцев и ладонях.

Песок - природный материал, обладающий

собственной энергетикой. По сравнению с другими

материалами для творчества - глиной, пластилином,

красками - он имеет ряд преимуществ. Создание

песочных композиций в отличие, например. от

рисунка не требует особых умений. Сделать что-то не

так невозможно, это особенно важно для тех, кто

привык строго оценивать себя. Песочные игры

подходят тем, кому трудно облечь свои переживания

(очень острые и болезненные), в слова, или просто

потому, что человек не обладает даром красноречия.

Песок - загадочный материал, обладающий

способностью завораживать человека - своей

податливостью, способностью принимать любые

формы: быть сухим, легким и ускользающим или

влажным, плотным и пластичным.

Песочная терапия - возможность выразить то, для

чего трудно подобрать слова, соприкоснуться с тем, к

чему трудно обратиться напрямую, увидеть в себе то,

что обычно ускользает от сознательного восприятия.

Игры с песком способны заинтересовать, отвлечь,

расслабить ребенка, а значит, обеспечить наиболее

успешное выполнение задания или же эффективный

способ подачи материала.

С учетом особенностей зрительного восприятия

предлагается использовать деревянный ящик (50-70-

10 см). Эти размеры отражают площадь зрительного

восприятия и дают представление "мира как на

ладони". Дно ящика, выкрашенное в голубой,

лазоревый, небесный цвет, обозначая воду, море;

голубые борта - воздух и небо ( можно использовать

оттенки зеленого). Второе дно можно покрасить в

основные цвета для решения сенсорных задач. На дно

насыпается мелкий песок слоем примерно 5 - 7 см.

Обязательный компонент для работы в песочнице

фигурки или их изображения ( люди разного возраста

и пола, профессий, с разным цветом кожи, в разных

эмоциональных состояниях; многообразие животных,

дома, постройки, различные виды транспорта, фигуры

деревьев, кустарников, цветов, бусы, пуговицы,

кристаллы, ракушки и т.д.).

Проводя педагогические, коррекционные

мероприятия в песочнице, мы даем ребенку новую

площадку, создаем мотив для получения знаний.

Однако работа с песком - искушение для ребенка, в

первую очередь за счет интереса и нестандартных

ощущений. Именно поэтому необходимо оговорить с

детьми общие правила поведения в песочнице (песок

не разбрасывать, не сыпать, не есть, не разрушать

постройки других, не заливать песочницу водой, не

уносить игрушки).

Развитие мелкой моторики

- действия с песком,

- отыскать в песочнице предметы (пуговицы, орешки,

др.),

- определенный предмет,

- предметы с определенными характеристиками

(гладкие - шершавые),

- найти предметы, расположенные в определенном

месте.

Упражнения на развитие мелкой моторики:

"Дорожки", "Заборчики", "Дожди", "Лесенки",

"Следы", "Волны", работа с контурами и шаблонами,

закрепление образа букв через "печатание" их на

песке.

Работа над фонетической стороной речи

Работа в песочнице позволяет не только решать

задачу развития фонематического слуха, но и

успешно автоматизировать и дифференцировать

поставленные логопедом или воспитателем звуки.

Для развития фонематического слуха детям

предлагают выбрать фигурки с определенным звуком,

для автоматизации то же задание можно использовать

с активным названием слов (фигурок). Игры можно

проводить с животными, растениями, одеждой,

предметами мебели и посуды.

Работа над лексической стороной речи

Обогащение и закрепление слов родного языка - одна

из самых важных задач развития или коррекции речи.

Что же можно делать в песочнице?

1. Расширять и активизировать лексику. связанную с

песочницей: песок, песчинка, дюны, барханы,

караваны.

2.Обогащать словарь глаголами, прилагательными.

3.Использовать сюжеты игр, побуждать к повторению

новых или редких слов.

4. Использовать операции классификации (включить

в задание ситуацию выбора).

Работа над грамматической стороной речи

Удачен опыт показа значений приставок на примере

действий с песком. Демонстрация и повторение

действия, сопровождаемое называнием, будет лучше

понято и усвоено. Нельзя забывать и о

положительном примере сверстников, которые рядом

выполняют требуемые движения. Дети также

упражняются в употребление приставки с

различными корнями. Актуально использование

педагогической песочницы для изучения приставок

способом, в основе которого наглядность и активное

участие в процессе.

Работа над формированием фразовой речи

При обучении рассказыванию в начале педагог может

создавать на глазах ребенка сказку или рассказ,

выступая в роли наблюдателя-рассказчика. Ребенок

слушает, переживает, может возразить. В положении

любознательного путешественника педагог может

задавать множество уточняющих вопросов. Начиная

со стандартного разговора между персонажами, мы

создаем ребенку мотив для активного говорения и

ставим его в ситуацию успеха. Драматизация

литературных произведений с последующим их

пересказом детьми - еще одна возможность развития

речи с использованием песочницы. В случае

повышения тревожности ребенок всегда может

успокоить себя ритмичными движениями в песке.

Помимо речи в песочнице можно развивать и

математические представления, и когнитивные, и

психические процессы.

Ритуал выхода из песочницы очень важен с

психологической стороны, особенно благодарность.

Получение положительного заряда в конце занятия

выгодно выделяет деятельность в песочнице и

закрепляет желание ее повторять.



В раздел образования