Напоминание

"Сказкотерапия как метод сохранения и укрепления здоровья детей в ДОО"


Авторы: Жоголева Елена Евгеньевна, Плотникова Елена Николаевна
Должность: воспитатель,воспитатель
Учебное заведение: ГБОУ ООШ №20 с/п "Детский сад "Василёк"
Населённый пункт: г.Новокуйбышевск,Самарская область
Наименование материала: статья
Тема: "Сказкотерапия как метод сохранения и укрепления здоровья детей в ДОО"
Раздел: дошкольное образование





Назад




«Сказкотерапия как метод сохранения и укрепления здоровья детей в

ДОО»

Жизнь ставит перед нами много новых проблем, среди которых самой

актуальной является проблема сохранения укрепления здоровья детей.

Важно помнить, что здоровье – это не просто отсутствие болезней; это ещё и

состояние полного психического, а также социального благополучия.

Ребенок появляется на свет не злым и не добрым. Каким человеком он будет

расти, зависит от окружающих, от того, как его будут воспитывать, чему его

будут

учить, какие усилия для этого будут прикладывать.

Поиск эффективных технологий, решающих внутренние проблемы ребёнка,

ориентировал нас на использование сказкотерапии.

Сказкотерапия

это

метод

работы

с

детьми,

который

помогает

скорректировать

их

поведение,

избавляет

их

от

страхов

и

способствует

здоровому

эмоциональному

развитию.

Цель сказкотерапии – формирование у детей необходимых знаний, умений и

навыков здорового образа жизни, а также использование полученных знаний

в общении

с окружающими людьми.

Задачи сказкотерапии:

– создание условий для развития творческого воображения, оригинальности

мышления ребенка;

– формирование позитивного отношения ребенка к своему «Я»;

– снижение уровня тревожности и агрессивности у детей;

– развитие умения преодолевать трудности и страхи;

– выявление и поддержка творческих способностей детей;

– развитие познавательных процессов.

Основные этапы работы со сказкой

Этап 1. Ритуал «вхождения в сказку».

Его цель – создать настрой на совместную работу, войти в сказку.

Ритуалы вхождения в сказку – это волшебные слова, за которыми скрывается

что-то необычное, загадочное, это интрига – что же будет дальше? Это может

быть

какое-то коллективное упражнение, музыкальное сопровождение, которое

поможет

детям настроиться на сказку. Например, можно использовать дорожку из

физкультурного оборудования, по которой дети должны пройти, чтобы

попасть в сказку:

Дорожка, дорожка,

Помоги немножко!

Ты, дорожка, не плутай,

Попасть в сказку помогай.

Или можно использовать сувенирную морскую ракушку:

Ракушка, ракушка,

Скажи нам на ушко,

Как там море шумит,

Что о сказке говорит?

Этап 2. Чтение или рассказывание сказки.

Рассказ

должен

содержать

актуальную

для

детей

проблему,

«зашифрованную» в

образном ряде сказки. При рассказывании и чтении сказки должны

передаваться подлинные эмоции и чувства.

Этап 3. Обсуждение сказки.

Вопросы должны быть построены и сформулированы так, чтобы побудить

детей

самостоятельно строить и прослеживать причинно-следственные связи.

Этап 4. Ритуал «выхода из сказки».

Цель – закрепление нового опыта, подготовка ребенка к взаимодействию в

привычной социальной среде. Например, если мы в сказку попали с

помощью волшебной

дорожки, то и выйти из сказки он нам тоже поможет:

Ты, дорожка, помоги –

Путь домой нам укажи!

Работу со сказкой можно продолжать и после прочтения.

Методов совместной увлекательной работы в сказкотерапии очень много.

Методы и приемы сказкотерапии

1. Прослушивание сказки и ее анализ.

Цель – осознание, интерпретация того, что стоит за каждой сказочной

ситуацией,

за сюжетом, за поведением героев. Например, для анализа выбирается

известная сказка.

2. Рассказывание сказок.

Этот прием помогает развивать фантазию, воображение. Можно предложить

ребенку рассказать сказку от имени других действующих лиц, участвующих

или не

участвующих в сказке. Например, спросить, как сказку о Колобке рассказала

бы Лиса,

Баба-Яга или Василиса Премудрая.

3. Пересказывание сказок.

Пересказать сказку можно:

– с помощью теневого театра;

– с помощью настольного театра;

– с помощью пальчикового театра;

– с помощью кукольного театра.

4. Проигрывание эпизодов сказки, драматизация.

Проигрывание эпизодов по ролям дает ребенку возможность почувствовать

некоторые эмоционально значимые ситуации и проиграть эмоции. Ребенок

интуитивно

выбирает для себя «исцеляющую» роль.

5. Постановка сказок с помощью кукол.

Работа с куклами позволяет проявлять через куклу те эмоции, которые

обычно

ребенок по каким-то причинам не может себе позволить проявить.

6. Сочинение сказки.

Сказки, сочиняемые детьми, не только отражают их внутреннюю реальность,

проблемы, волнующие их, но и активизируют бессознательные процессы,

способствующие их личностному развитию и разрешению затруднений.

7. Рисование по мотивам сказки.

Можно предложить ребенку выполнить

– иллюстрацию к наиболее значимому для него отрывку;

– рисунок любимого сказочного героя;

– рисунок сказочной страны.

Сказкотерапия проводится с небольшим количеством детей. Оптимальное

количество участников – 8–10 человек. Именно в этом случае эффекты

групповой сказкотерапии могут проявляться особенно ярко. Необходимо,

чтобы сказка подходила детям по возрасту.

Вся работа по формированию у детей необходимых знаний, умений и

навыков

здорового образа жизни, а также обучение использованию полученных

знаний в общении с окружающими людьми проводится совместно с

родителями: необходимо сообщать им о достижениях и проблемах детей,

беседовать с ними об индивидуальных

особенностях их ребенка, выявляя происхождение тормозящих развитие

факторов,

обучая самих родителей приемам и методам сказкотерапии; привлекать их к

изготовлению различных театров, к совместному с детьми сочинению сказок

и созданию иллюстраций к ним.

Если педагоги и родители смогут правильно использовать все возможности

сказкотерапии, то окажут своим детям неоценимую помощь в создании

прочного фундамента успеха во взрослой жизни.

Литература

1. Вологодина Н.В. Сказкотерапия, или Как стать победителем. Ростов-на-

Дону, 2006.

2. Голанов А.С. Я иду в детский сад : пособие для родителей и воспитателей.

М., 2002.

3. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Основы сказкотерапии. СПб., 2005.



В раздел образования