Напоминание

Деятельность службы постинтернатного сопровождения.


Автор: Уфимцева Елена Евгеньевна
Должность: руководитель службы постинтернатного сопровождения
Учебное заведение: КГКУ Детский дом 8
Населённый пункт: город Комсомольск-на-Амуре
Наименование материала: статья
Тема: Деятельность службы постинтернатного сопровождения.
Раздел: среднее профессиональное





Назад





Деятельность службы постинтернатного сопрововождения

выпускников Детского дома 8 г. Комсомольска-на-Амуре.
Одним из важнейших направлений государственной политики в сфере защиты прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из их числа, является совершенствование системы социальной адаптации выпускников учреждений, включая их постинтернатное сопровождение, обеспечение жильем, оказание содействия в получении профессионального образования и трудоустройстве. Был ты маленький шустрый Такой озорник ! Годы быстро промчались Вот и ты выпускник, Уходя не прощайся, Если будешь в беде В детский дом возвращайся Мы поможем тебе . Эти строчки обращены к выпускникам детского дома, которые ежегодно выпускаются в учебные заведения города и края. Вскоре у них возникает целый ряд социальных и психологических затруднений:  Жилищная неустроенность  Неумение реализовать свои социальные гарантии  Неготовность решать свои жизненные задачи  Отсутствие позитивных социальных связей и неразвитость социальной сети  Отсутствие мотивации к обучению и работе  Неумение создавать и сохранять свои семьи и т.д. Для того, чтобы эти и другие насущные проблемы и затруднения были решаемы, на базе нашего детского дома создано структурное подразделение-служба постинтернатного сопровождения выпускников. Нашему подразделению немногим более года и главными задачами являются: 
содействие Выпускникам в получении образования, трудоустройстве,

приобретении навыков адаптации в обществе;

содействие Выпускникам в защите прав и законных интересов, реализации

социальных гарантий;

содействие Выпускникам в получении консультативной, социально-правовой,

медико-социальной и психолого-педагогической помощи;

создание системы учета численности Выпускников в Хабаровском крае,

обратившихся за помощью и нуждающихся в постинтернатном

сопровождении.

обратите внимание на то , что красной нитью проходит слово»

«содействие», не

сделать за выпускника как часто порой мы решаем за воспитанников их

социальные вопросы, а именно содействовать (помогать, направлять).
Если говорить простым языком о начинаниях нашей службы, то : « Сначала наша служба пошла в народ: в учебные заведения города с презентацией, буклетами с целью оповещения о работе службы, а затем « народ» пошел к нам. Для этого мы заключили соглашения с учебными заведениями о сотрудничестве. Помогало и «сарафанное радио»: помоги одному и завтра придут еще двое. В нашем буклете есть такие стихи
Много дорог надо будет пройти, Которые жизнь вам проложит. Друга –наставника нужно найти, Кто словом и делом поможет. Я прямо скажу: помочь можно не всем А только кто этого хочет ! Идет на контакт, не бежит от проблем… Пустой болтовней не морочит. Наставника, помощь найдешь ты у нас, Скорей появись на пороге!
Ведь служба открыта такая для вас

Чтоб было вам легче в дороге!
Наши специалисты осуществляют прием обратившихся выпускников за помощью . Первая консультация заключается в проведении подготовительной, разъяснительной работы по постинтернатному сопровождению, установление проблем данного выпускника и пути их решения. После первичной консультации выпускник определяется с подписанием договора о постинтернатном сопровождении. Бывает, что уже во время первого посещения выпускник готов подписать договор, но чаще все-таки это происходит во время 2 встречи. После подписания договора и согласия на обработку персональных данных мы совместно разрабатываем индивидуальный план по решению насущной проблемы. Договора с несовершеннолетними мы составляем в 3х экземплярах и согласовываем в отделе опеки и попечительства города, с совершеннолетними гораздо проще: подписывает выпускник и служба постинтернатного сопровождения. После подписания договора на каждого выпускника заводится личное дело в котором хранятся все необходимые документы. С выпускником, заключившим договор, параллельно начинает работать психолог, хотя редко кто из выпускников понимает значимость консультаций психолога для решения своих вопросов. Мы помогаем в сборе документов в разные учреждения, но выпускники хотят, чтобы мы их туда еще и сопровождали. Бывают случаи, что мы водим выпускников буквально за руку, но все-таки стараемся чтобы они сами презентовали себя в учреждениях и организациях, расписываем маршрут пошагово ,находимся в это время на телефонной связи. Бывали случаю когда выпускники давали оператору трубку и говорили : « Сейчас вам скажут, чего мне надо!» Проводим беседы с выпускниками по социально-правовым вопросам, распространяем среди них буклеты молодежного социального медико-педагогического центра, особенно, что касается планирования семьи и отказа от вредных привычек. Специалисты нашей службы взаимодействуют с учебными заведениями города, ведут контроль посещаемости. Если выпускник ,находящийся на сопровождении не посещает занятия преподаватели нам звонят и мы в свою очередь пытаемся найти ребенка, узнать что случилось и позвонить в учебное заведение. Проводим мы и посещение выпускников в учебных заведениях, беседуем с преподавателями. На сопровождении у нас есть работающие, с их работодателями мы не связывались так как особой необходимости в этом не было, мы знаем, что они действительно работают, ответственно относятся к трудовому распорядку , иногда приходим к ним на работу в качестве покупателей, посетителей ( у нас много работают в сфере обслуживания.) и наблюдаем за ними со стороны, если есть такая возможность, то беседуем. В сферу организации свободного времени выпускников мы внедряемся с особой деликатностью, так как у нас большая часть выпускников с 18-23 летнего возраста, у некоторых есть дети и они уже сами планируют свой досуг. А мы уважаем их личное пространство. Конечно организовываем мероприятия например: « Встречи выпускников» с чаепитием, конкурсами, концертными номерами, но это бывает не слишком часто. Один раз в квартал вполне достаточно.
Очень много консультаций даем по телефону, пришлось заводить тетрадь для регистрации разовых консультаций по телефону. Нам звонят выпускники, которые в данное время находятся за пределами города (на вахте, в гостях и т.д.) Но есть еще и интернет. Многие задают просто массу вопросов в «Одноклассниках». Стараемся отвечать всем и приглашать на консультации. Обязательно проводим акты обследования жилищно-бытовых условий проживания выпускников. При обследовании условий выявляются другие проблемы , о которых выпускник может и не сказать на консультациях. Самое пожалуй трудное, это отслеживать результаты своей деятельности. Ведь мы порой не можем быть объективны: Бывает, что проделывается очень большая работа, а выпускник не может социализироваться в силу заболевания или каких-то других причин. За время существования службы решено много проблем с которыми обращались выпускники, а обратилось их уже более 60 человек. Из них 36 выпускников заключили договоры сроком на 1 год. Но я думаю, что наша работа не проходит бесследно, помогая выпускнику решить даже одну проблему, мы вдохновляем его на решение остальных затруднений по аналогии, мы стараемся быть не просто специалистами, неприступными тетеньками со стороны , а выступать в роли его компетентных наставников, по матерински отогревая душу, пусть уже большого, но все-таки ребенка. Все выпускники пришли с проблемами и вопросами. Но выделяется среди них основная проблема-это жилье. Но ведь выпускник, который приходит с одной проблемой, на самом деле несет с собой шлейф сопутствующих проблем и чтобы разобраться с главной из них , нужно решить много предварительных вопросов. ( проблема получения льгот может тянуть за собой получение нового паспорта, восстановление каких-то документов, а о включении в список нуждающихся в МЖКХ и говорить излишне, каждый из вас это отлично знает.) Совершеннолетние выпускники обращаются и заключают договоры в 6 раз чаще чем несовершеннолетние. Почему так происходит? Причин на мой взгляд несколько: Во-первых: На сегодняшний день большая часть выпускников остается проживать в детском доме до 18 лет. За несколько дней до совершеннолетия мы проводим с воспитанником первичную консультацию. Более обстоятельно и глубоко объясняем о нашей службе и ее предназначении. Поскольку выход из детского дома является для них стрессовой ситуацией и дети считают нашу службу единственной нитью связывающей их с детским домом в постинтернатный период , поэтому сразу изъявляют желание подписать договор о сопровождении.. Во вторых: Дети до 18 лет обязательно обучаются в профессиональных учреждениях, а там как мы знаем есть социальные педагоги, мастера которые решают некоторые проблемы на месте и обучающимся выпускникам нет особой нужды заключать договоры с нами, тем более, что попечителем таких детей является ни кто иной, как отдел опеки и попечительства. Но когда выпускникам исполняется 18 лет , тогда они идут в нашу службу поскольку идти с проблемами им больше некуда. В – третьих: Как только проблемы совершеннолетним перестают решаться взрослыми, то они нарастают как снежный ком, выпускники оглядывается вокруг себя и начинают понимать, что нужно куда-то идти и что-то предпринимать ( что-то делать с жильем, устраивать свой быт, создавать семью, получить, положенную законом, помощь социальной защиты населения по вступлению в брак, рождению ребенка, увольнению в запас и т.д.) -После 18 лет выпускники, включенные в список, имеют право на получение жилого помещения, у них возникает потребность получить быстро и сейчас, а жилья не хватает. Поэтому выпускники приходят с этой злободневной проблемой и служба наша выступает
как посредник между выпускником и теми структурами от кого зависит предоставление жилья. Очень большая методическая помощь оказывается координационным центром по постинтернатному сопровождению. Координаторы приглашают нас на обучающие семинары, разрабатывают для нас методические рекомендации для специалистов служб и социальный навигатор для выпускников. Так как служба только начинает свою работу, то и проблем конечно много организационного характера , но это со временем все решится. - В службу как в последнюю инстанцию приходят выпускники , которым уже исполнилось 23 года, в основном это те которые остались без жилья и приходится помогать им обращаться в суд , собирать необходимые документы, мы не можем им не помочь, но показать в своей работе это мы не можем. - Очень низкая организованность не дает возможности собрать всех выпускников на массовые мероприятия. Охотнее они идут на индивидуальные консультации. У некоторых выпускников нет особого желания встречаться с остальными. Может они стыдятся своей неуспешности, неустроенности, этот вопрос еще стоит изучить, но факт остается фактом. У многих выпускников, находящихся на сопровождении, отсутствует деловая ответственность. Сбор документов и справок идет очень медленно, даже для включения в список по жилью, пока они несут одну справку у другой выходит срок годности, приходится специалистам включаться , какие-то документы брать на себя. Проблема отсутствия денежных средств для сбора документов у выпускников тоже не новая, у службы тоже нет таких средств. Со справками из БТИ пока нам помогает отдел опеки и попечительства, за что мы им благодарны. На базе нашего детского дома нет кризисной комнаты. Проблема пока в недостатке свободных помещений. Нет у нас пока и добровольческого постинтернатного кураторства. Если ребенок с 16-18 лет то его берут на попечение с раздельным проживанием за денежное вознаграждение, после 18 лет кураторов на добровольной основе нет. В заключении хочу сказать: жизнь уготовила нашим выпускникам с детства большие испытания, но не смотря ни на что многие из них пытаются быть счастливыми, чего-то добиться в жизни и наша главная задача помочь им в этом Руководитель постинтернатной службы Е.Е.Уфимцева Социальный педагог Н.Ю. Воробьева


В раздел образования