Напоминание

ИГРА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЕ ИНИЦИАТИВЫ И ЛЮБОЗНАТЕЛЬНОСТИ У ДЕТЕЙ


Автор: Еловская Наталья Васильевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ №96
Населённый пункт: город Иркутск, Иркутская область
Наименование материала: статья
Тема: ИГРА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЕ ИНИЦИАТИВЫ И ЛЮБОЗНАТЕЛЬНОСТИ У ДЕТЕЙ
Раздел: дошкольное образование





Назад




Еловская Наталья Васильевна

МБДОУ №96

г. Иркутск

Игра – это огромное, светлое окно, через

которое в духовный мир ребенка вливается

живительный поток представлений, понятий

об окружающем мире. Игра – это искра,

зажигающая огонек пытливости и любознательности.

В.А. Сухомлинский

ИГРА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЕ ИНИЦИАТИВЫ И

ЛЮБОЗНАТЕЛЬНОСТИ У ДЕТЕЙ

Игра – самая любимая

и естественная деятельность детей дошкольного

возраста, это их образ жизни, наиболее отвечающий жизненно важным

потребностям. Игра помогает воспитателю успешно решать задачи развития

детей и организации жизни в детском саду.

В социальном воспитании игра в жизни ребенка имеет исключительное

педагогическое значение. С помощью игры можно изучить ребенка, так как

здесь легче всего выявляются его индивидуальные особенности. С.Т. Шацкий

утверждал, что игры дают колоссальный материал педагога: в них ребенок

непосредствен, так как нет ни одной стороны характера, которая бы

не

затрагивалась. К.Д. Ушинский придавал большое значение игре как средству

воспитания.

Он

рассматривал

ее

как действительность

ребенка

с его

действиями и переживаниями, подчеркивал. Что она более интересна ребенку,

чем окружающая его жизнь, потому что более понятна. Дошкольник

знакомиться

с

окружающим,

пробует

свои

силы

и

самостоятельно

распоряжается предметами, в то время как на самом деле у него еще нет

никакой самостоятельной деятельности. По мнению К.Д. Ушинского, игры не

проходят бесследно для будущей жизни ребенка и в известной мере формируют

его личность. Существенное влияние оказывают игры на развитие детского

воображения, особенно в дошкольном возрасте. По мнению А.С. Макаренко,

игры – средство подготовки ребенка к жизни, переходная ступень к трудовой

деятельности. В них у детей воспитываются активность, инициатива, чувство

коллективизма. Но не всякая игра имеет воспитательное значение, а только та,

которая носит активный характер.

Поскольку игра – ведущая деятельность дошкольников, значит, что она также

выступает и средством обучения самостоятельности. В новом обществе

появляется и новый формат игр, которые не просто доставляют удовольствие,

но и заставляют думать, позволяют провести эксперимент, опыт, проверить

свои догадки, сделать вывод, дают научные знания об окружающем мире.

Такие игры способствуют развитию любознательности, пытливости ума,

позволяют самоутвердиться, воспитывают лидерские качества, развивают

мышление, самостоятельность, интерес. Мастерство воспитателя ярче всего

проявляется в организации самостоятельной деятельности детей. Как направить

ребенка на полезную и интересную игру, не подавляя его активности и

инициативы? Как чередовать игры и распределять детей в групповой комнате,

на участке, чтобы им было удобно играть, не мешая друг другу? Как устранять

возникшие между ними недоразумения и конфликты?

Создание

различных

ситуаций

в

игровой

деятельности

дошкольников

способствует проявлению самостоятельности. Этому помогает созданная в

ДОО предметно-игровая среда, где каждый ребенок находит себе дело, может

проявить себя при помощи сюжетно-ролевых игра. Дидактические и ролевые

игры

подразумевают

не

только

игровые

действия

по

установлению

взаимоотношений, но и преследуют воспитательные и обучающие цели,

являясь частью сенсорного восприятия, без которого невозможно развитие,

учитывающее возрастные особенности, включающее принцип добровольности

и самостоятельного выбора. Главный принцип ФГОС заключается в том, что

любая деятельность ребенка должна быть разнообразной. Этому способствуют

целевые ориентиры дошкольного развития, как в младенческом и раннем

возрасте, так и на этапе перехода к младшему школьному возрасту.

Целевые ориентиры:

Инициативность и самостоятельность в разных видах деятельности;

Способность выбирать себе род занятий;

Уверенность в своих силах, открытость внешнему миру, положительное

отношение к себе и окружающим;

Обладание чувством собственного достоинства;

Взаимодействие со сверстниками и взрослыми;

Проявление в различных видах деятельности воображения, фантазии,

творчества;

Подчинение разным правилам и социальным нормам;

Способность к волевым усилиям, принятию собственных решений;

Проявление любознательности;

Чтобы помочь детям вырасти самостоятельными, даже в игровой деятельности,

мы должны «встать на цыпочки», «дотянуться» и подержать малыша для того

чтобы он «раскрылся» и смело усвоил принципы самостоятельной игры при

формировании игровых умений. Значит, игра в жизни дошкольника – самая

главная ступенька, с которой начинается формирование самостоятельности и

инициативности.

Список литературы

1.Модель Н.А.

Поддержка детской инициативы и самостоятельности на основе детского

творчества: в 3 ч. Ч.1. – М.: ТЦ Сфера, 2016. – 128 с. – (Библиотека

Воспитателя). (10)

2.Бабенкова Е.А., Параничева Т.М.

Подвижные игры на прогулке. – М.: ТЦ Сфера, 2012. – 96 с. (Модули

программы ДОУ)

3.Развитие личности ребенка в проектной деятельности: познавательно-

творческие, игровые, экологические проекты / авт.-сост. Т,А. Иваничкина (и

др.). – Волгоград: Учитель. – 122 с.



В раздел образования