Автор: Ичетовкина Наталья Станиславна
Должность: учителб математики
Учебное заведение: Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение "Специальная коррекционная школа № 209"
Населённый пункт: город Новосибирск
Наименование материала: статья
Тема: "Формирование математических компетенций у учащихся в системе личностно ориентированного обучения через поэтапное внедрение ФГОС. Внедрение современных технологий в образовательный процесс"
Раздел: среднее профессиональное
«Формирование математических компетенций у учащихся в системе
личностно ориентированного обучения через поэтапное внедрение ФГОС.
Внедрение современных технологий в образовательный процесс»
Н. С. Ичетовкина
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Специальная (коррекционная) школа № 209»
города Новосибирска
Аннотация:
Данная статья посвящена формированию условий для развития личности
школьника, работе над развитием способностей и интересов, раскрытия её
нравственного и интеллектуального потенциала, развития самостоятельности и
активности детей к обобщению и конкретизации, создания условий для
коррекции высших психических функций.
Ключевые
слова:
личностно-ориентированные
технологии,
нарушение
интеллекта, потенциал развития, эмоциональный фон урока, самореализация.
Актуальность темы:
Приоритетным направлением считаю создание условий для развития личности
школьника, а это напрямую зависит от уровня подготовки педагогов. Уровень
педагога должен постоянно расти, т.к. эффективность различных курсов
повышения
квалификации
невелика
без
процесса
самообразования.
Самообразование
учителя
есть
необходимое
условие
профессиональной
деятельности педагога.
В связи с переходом на новые образовательные стандарты, считаю необходимо
перестраивать свою работу и быть готовыми к работе с новым ФГОС. Для этого
надо изучать новые образовательные технологии, участвовать в разработке
рабочих программ по математике с требованиями ФГОС, повышать свою
квалификацию.
Цель:
создать
условия
в
соответствии
с
ФГОС
для
реализации
личности
обучающихся с учётом возможностей, склонностей, способностей и интересов
для раскрытия её нравственного и интеллектуального потенциала, для развития
самостоятельности и активности, требующих мобилизации знаний, умений,
способности
принимать
решения,
брать
на
себя
ответственность,
воспитывающих стремление к преодолению трудностей.
Функции урока в системе личностно-ориентированного обучения.
Система образования призвана обеспечить разностороннее и своевременное
развитие обучающихся, их творческих способностей, формирование навыков
образования, реализации личности.
Важнейшей составляющей педагогического процесса становится личностно-
ориентированное взаимодействие учителя и ученика.
Личностно-ориентированные технологии представляют собой воплощение
психологии и педагогики. В центре внимания личностно-ориентированных
технологий - обучающийся, который стремится к максимальной реализации
своих возможностей, открыт для восприятия нового опыта, способен на выбор
в разнообразных жизненных ситуациях.
Достижение обучающимся таких
качеств является целью воспитания в отличие от формальной передачи
обучающемуся знаний и социальных норм в традиционной технологии.
Необходимо определить, по меньшей мере, два уровня развития ребенка, без
знания которых мы не сумеем найти верное отношение между ходом детского
развития и возможностями его обучения в каждом конкретном случае.
Первый - это уровень актуального развития психических функций ребенка,
который сложился в результате определенных, уже завершившихся, циклов его
развития.
Здесь
речь
идет
об
уровне
подготовленности
ученика,
характеризуемом тем, какие задания он может выполнять самостоятельно, без
помощи взрослых.
Второй - это уровень, отражающий психический потенциал развития ребенка,
это зона ближайшего развития. Данный уровень свидетельствует о том, чего
ребенок не может выполнить самостоятельно, но с чем он справляется с
небольшой помощью. Зоны актуального и ближайшего развития у учеников
свои, а отсюда разная динамика (темпы) умственного развития.
Урок был и остается основным элементом образовательного процесса, но в
системе личностно-ориентированного обучения существенно меняется его
функция, форма организации. В этом случае урок подчиняется не сообщению и
проверке знаний, а выявлению опыта учеников по отношению к излагаемому
учителем материала. Для этого учитель, работая с классом, выделяет различные
индивидуальные мыслительные операции, которым и пользуются ученики,
работая с учебным материалом.
Урок – та учебная ситуация, где не только излагаются знания, но и
раскрываются,
формируются
и
реализуются
личностные
особенности
обучающихся.
Современный урок стал не только более гибким по целям, задачам,
вариативным формам и методам проведения, разнообразным по техническим
средствам, используемым учителем и учащимися; но и более интересным,
результативным, и, самое главное, личностно-ориентированным.
При подготовке и проведении такого урока возрастает роль дидактического и
наглядного материала, который обязательно должен включать в себя:
материал, который позволит выявить опыт ученика, который связан с
изучаемой на уроке темой; личностный смысл изучаемого; психическое
состояние ребёнка на уроке с последующей коррекцией;
материал, который позволит поддерживать в ходе урока высокий уровень
активности; провести подачу нового материала как совместного открытия в
ходе исследовательской деятельности; обеспечить индивидуальную работу
по закреплению изученного материала с предоставлением возможности
выбора вида и формы работы и уровня её сложности;
материал, который позволит использовать на уроке игровые формы
деятельности; прививать детям навыки совместной работы в группах, парах;
стимулировать саморазвитие, самовыражение;
материал, который позволит ученику активно участвовать в работе на
уроке вне зависимости от уровня его подготовки; приобрести навыки
самостоятельной работы; научиться выявлять и оценивать способы учебной
работы
одноклассников
и
собственные;
научиться
оценивать
и
корректировать своё эмоциональное состояние;
материал,
который
позволит
учителю
стимулировать
учеников
к
использованию различных приёмов выполнения заданий; показывать
яркими
примерами
возможность
разного
выполнения
задания;
своевременно оценивать учебную деятельность ученика и корректировать
её.
Учитель не сможет построить свою работу на уроке в русле личностно-
ориентированного
подхода,
не
зная
психологических
особенностей
учеников. Ведь дети очень разные. Один очень активно работает на уроке,
другой знает ответ, но боится отвечать, у одного проблемы с дисциплиной,
у другого со слуховой памятью и т.д. То есть учитель должен строить свою
работу, изучая своих учеников, изучая их личности.
Большое внимание уделяется коллективной деятельности учащихся: групповой
работе, работе в паре. Учитель проводит уроки в форме ролевых игр,
дискуссионных клубов, образовательных путешествий. Это дает возможность
не только получать теоретические знания, но и связывать их с практикой,
решать поставленные проблемы и задачи. На таких уроках дети из учеников
превращаются в учителей, продавцов, швей. Таким образом, создается
образовательное пространство, в котором дети хотят учиться и развиваться,
возрастает их учебная активность, формируется среда успешности каждого.
Что нужно для того, чтобы реализовать модель личностно-ориентированного
обучения в школе?
Во-первых, принять концепцию образовательного процесса не как соединение
обучения и воспитания, а как развитие индивидуальности, становления
способностей, где обучение и воспитание органически сливаются.
Во-вторых, выявить характер взаимоотношений основных участников учебного
процесса - администрации, учителей, учеников, родителей.
В-третьих, определить критерии эффективности инновационного процесса.
Поэтому личностно ориентированная система обучения стимулирует ученика к
совершению осознанных поступков за счет обеспечения постоянных условий
для самосовершенствования, самовоспитания.
Занимаясь по системе личностно ориентированной обучения, ученик:
- получает возможность сравнить себя с другими обучащимися, оценить свои
поступки и поведение, научиться принимать себя и других в целом;
- вырабатывает силу воли, учится управлять собой через постоянные влияния
на учебные и жизненные ситуации;
- учится преодолевать собственные эмоциональные барьеры;
- учится продуктивному общению путем достижения гармонии с окружением.
ФГОС
второго
поколения
дает
возможность
и
обязывает
педагогов
использовать
в
педагогической
деятельности
новые
современные
образовательные технологии и в первую очередь личностно-ориентированное
обучение, именно личностно-ориентированное обучение открывает новые
принципиальные подходы и тенденции к решению вопросов «чему» и «как»
учить сегодня.
Учитель «новой школы» - это человек творческий, мобильный, компетентный,
владеющий новыми технологиями. Он учит детей самостоятельно «добывать»
знания, учит учиться, под руководством учителя постигать их самостоятельно.
Дети не просто запоминают, накапливают информацию, а осваивают способы
работы с ней.
Можно сделать вывод, что личностно-ориентированное обучение играет
важную роль в системе образования.
Список литературы:
1.
Хуторской А.В. Ключевые компетенции как компонент личностно
ориентированной парадигмы образования // Ученик в обновляющейся
школе: Сб. науч. трудов / Под ред. Ю.И.Дика. А.В.Хуторского. М., 2002.
2.
Выготский Л.С. Лекции по психологии. С.- П., 1997.
3.
Шиф Ж.И. Особенности умственного развития учащихся
вспомогательных школ. М., 1965.
4.
Петрова В.Г. Практическая и умственная деятельность детей-
олигофренов. М., 1968.
5.
Новые педагогические и информационные технологии в системе
образования / под ред. Е.С. Полат-М.:2004