Напоминание

"Формирование математических компетенций у учащихся в системе личностно ориентированного обучения через поэтапное внедрение ФГОС. Внедрение современных технологий в образовательный процесс"


Автор: Ичетовкина Наталья Станиславна
Должность: учителб математики
Учебное заведение: Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение "Специальная коррекционная школа № 209"
Населённый пункт: город Новосибирск
Наименование материала: статья
Тема: "Формирование математических компетенций у учащихся в системе личностно ориентированного обучения через поэтапное внедрение ФГОС. Внедрение современных технологий в образовательный процесс"
Раздел: среднее профессиональное





Назад




«Формирование математических компетенций у учащихся в системе

личностно ориентированного обучения через поэтапное внедрение ФГОС.

Внедрение современных технологий в образовательный процесс»

Н. С. Ичетовкина

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Специальная (коррекционная) школа № 209»

города Новосибирска

Аннотация:

Данная статья посвящена формированию условий для развития личности

школьника, работе над развитием способностей и интересов, раскрытия её

нравственного и интеллектуального потенциала, развития самостоятельности и

активности детей к обобщению и конкретизации, создания условий для

коррекции высших психических функций.

Ключевые

слова:

личностно-ориентированные

технологии,

нарушение

интеллекта, потенциал развития, эмоциональный фон урока, самореализация.

Актуальность темы:

Приоритетным направлением считаю создание условий для развития личности

школьника, а это напрямую зависит от уровня подготовки педагогов. Уровень

педагога должен постоянно расти, т.к. эффективность различных курсов

повышения

квалификации

невелика

без

процесса

самообразования.

Самообразование

учителя

есть

необходимое

условие

профессиональной

деятельности педагога.

В связи с переходом на новые образовательные стандарты, считаю необходимо

перестраивать свою работу и быть готовыми к работе с новым ФГОС. Для этого

надо изучать новые образовательные технологии, участвовать в разработке

рабочих программ по математике с требованиями ФГОС, повышать свою

квалификацию.

Цель:

создать

условия

в

соответствии

с

ФГОС

для

реализации

личности

обучающихся с учётом возможностей, склонностей, способностей и интересов

для раскрытия её нравственного и интеллектуального потенциала, для развития

самостоятельности и активности, требующих мобилизации знаний, умений,

способности

принимать

решения,

брать

на

себя

ответственность,

воспитывающих стремление к преодолению трудностей.

Функции урока в системе личностно-ориентированного обучения.

Система образования призвана обеспечить разностороннее и своевременное

развитие обучающихся, их творческих способностей, формирование навыков

образования, реализации личности.

Важнейшей составляющей педагогического процесса становится личностно-

ориентированное взаимодействие учителя и ученика.

Личностно-ориентированные технологии представляют собой воплощение

психологии и педагогики. В центре внимания личностно-ориентированных

технологий - обучающийся, который стремится к максимальной реализации

своих возможностей, открыт для восприятия нового опыта, способен на выбор

в разнообразных жизненных ситуациях.

Достижение обучающимся таких

качеств является целью воспитания в отличие от формальной передачи

обучающемуся знаний и социальных норм в традиционной технологии.

Необходимо определить, по меньшей мере, два уровня развития ребенка, без

знания которых мы не сумеем найти верное отношение между ходом детского

развития и возможностями его обучения в каждом конкретном случае.

Первый - это уровень актуального развития психических функций ребенка,

который сложился в результате определенных, уже завершившихся, циклов его

развития.

Здесь

речь

идет

об

уровне

подготовленности

ученика,

характеризуемом тем, какие задания он может выполнять самостоятельно, без

помощи взрослых.

Второй - это уровень, отражающий психический потенциал развития ребенка,

это зона ближайшего развития. Данный уровень свидетельствует о том, чего

ребенок не может выполнить самостоятельно, но с чем он справляется с

небольшой помощью. Зоны актуального и ближайшего развития у учеников

свои, а отсюда разная динамика (темпы) умственного развития.

Урок был и остается основным элементом образовательного процесса, но в

системе личностно-ориентированного обучения существенно меняется его

функция, форма организации. В этом случае урок подчиняется не сообщению и

проверке знаний, а выявлению опыта учеников по отношению к излагаемому

учителем материала. Для этого учитель, работая с классом, выделяет различные

индивидуальные мыслительные операции, которым и пользуются ученики,

работая с учебным материалом.

Урок – та учебная ситуация, где не только излагаются знания, но и

раскрываются,

формируются

и

реализуются

личностные

особенности

обучающихся.

Современный урок стал не только более гибким по целям, задачам,

вариативным формам и методам проведения, разнообразным по техническим

средствам, используемым учителем и учащимися; но и более интересным,

результативным, и, самое главное, личностно-ориентированным.

При подготовке и проведении такого урока возрастает роль дидактического и

наглядного материала, который обязательно должен включать в себя:

материал, который позволит выявить опыт ученика, который связан с

изучаемой на уроке темой; личностный смысл изучаемого; психическое

состояние ребёнка на уроке с последующей коррекцией;

материал, который позволит поддерживать в ходе урока высокий уровень

активности; провести подачу нового материала как совместного открытия в

ходе исследовательской деятельности; обеспечить индивидуальную работу

по закреплению изученного материала с предоставлением возможности

выбора вида и формы работы и уровня её сложности;

материал, который позволит использовать на уроке игровые формы

деятельности; прививать детям навыки совместной работы в группах, парах;

стимулировать саморазвитие, самовыражение;

материал, который позволит ученику активно участвовать в работе на

уроке вне зависимости от уровня его подготовки; приобрести навыки

самостоятельной работы; научиться выявлять и оценивать способы учебной

работы

одноклассников

и

собственные;

научиться

оценивать

и

корректировать своё эмоциональное состояние;

материал,

который

позволит

учителю

стимулировать

учеников

к

использованию различных приёмов выполнения заданий; показывать

яркими

примерами

возможность

разного

выполнения

задания;

своевременно оценивать учебную деятельность ученика и корректировать

её.

Учитель не сможет построить свою работу на уроке в русле личностно-

ориентированного

подхода,

не

зная

психологических

особенностей

учеников. Ведь дети очень разные. Один очень активно работает на уроке,

другой знает ответ, но боится отвечать, у одного проблемы с дисциплиной,

у другого со слуховой памятью и т.д. То есть учитель должен строить свою

работу, изучая своих учеников, изучая их личности.

Большое внимание уделяется коллективной деятельности учащихся: групповой

работе, работе в паре. Учитель проводит уроки в форме ролевых игр,

дискуссионных клубов, образовательных путешествий. Это дает возможность

не только получать теоретические знания, но и связывать их с практикой,

решать поставленные проблемы и задачи. На таких уроках дети из учеников

превращаются в учителей, продавцов, швей. Таким образом, создается

образовательное пространство, в котором дети хотят учиться и развиваться,

возрастает их учебная активность, формируется среда успешности каждого.

Что нужно для того, чтобы реализовать модель личностно-ориентированного

обучения в школе?

Во-первых, принять концепцию образовательного процесса не как соединение

обучения и воспитания, а как развитие индивидуальности, становления

способностей, где обучение и воспитание органически сливаются.

Во-вторых, выявить характер взаимоотношений основных участников учебного

процесса - администрации, учителей, учеников, родителей.

В-третьих, определить критерии эффективности инновационного процесса.

Поэтому личностно ориентированная система обучения стимулирует ученика к

совершению осознанных поступков за счет обеспечения постоянных условий

для самосовершенствования, самовоспитания.

Занимаясь по системе личностно ориентированной обучения, ученик:

- получает возможность сравнить себя с другими обучащимися, оценить свои

поступки и поведение, научиться принимать себя и других в целом;

- вырабатывает силу воли, учится управлять собой через постоянные влияния

на учебные и жизненные ситуации;

- учится преодолевать собственные эмоциональные барьеры;

- учится продуктивному общению путем достижения гармонии с окружением.

ФГОС

второго

поколения

дает

возможность

и

обязывает

педагогов

использовать

в

педагогической

деятельности

новые

современные

образовательные технологии и в первую очередь личностно-ориентированное

обучение, именно личностно-ориентированное обучение открывает новые

принципиальные подходы и тенденции к решению вопросов «чему» и «как»

учить сегодня.

Учитель «новой школы» - это человек творческий, мобильный, компетентный,

владеющий новыми технологиями. Он учит детей самостоятельно «добывать»

знания, учит учиться, под руководством учителя постигать их самостоятельно.

Дети не просто запоминают, накапливают информацию, а осваивают способы

работы с ней.

Можно сделать вывод, что личностно-ориентированное обучение играет

важную роль в системе образования.

Список литературы:

1.

Хуторской А.В. Ключевые компетенции как компонент личностно

ориентированной парадигмы образования // Ученик в обновляющейся

школе: Сб. науч. трудов / Под ред. Ю.И.Дика. А.В.Хуторского. М., 2002.

2.

Выготский Л.С. Лекции по психологии. С.- П., 1997.

3.

Шиф Ж.И. Особенности умственного развития учащихся

вспомогательных школ. М., 1965.

4.

Петрова В.Г. Практическая и умственная деятельность детей-

олигофренов. М., 1968.

5.

Новые педагогические и информационные технологии в системе

образования / под ред. Е.С. Полат-М.:2004



В раздел образования