Напоминание

"Моделирование, как одно из средств формирования связной речи в коррекционной работе с детьми"


Автор: Айдапкулова Альфия Курбангалиевна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МБДОУ "Непоседы"
Населённый пункт: г. Губкинский ЯНАО
Наименование материала: Статья
Тема: "Моделирование, как одно из средств формирования связной речи в коррекционной работе с детьми"
Раздел: дошкольное образование





Назад




«Моделирование, как одно из средств формирования связной речи в

коррекционной работе с детьми».

Автор: Айдапкулова А.К.

учитель-логопед МБДОУ «Непоседы»

ЯНАО г. Губкинский

Цель: выявить эффективность использования приемов моделирования

в развитии связной речи у детей.

Задачи:

1.

Повысить собственный уровень знаний путём изучения необходимой

литературы.

2.

Использовать в работе метод моделирования как эффективного

средства развития связной речи: диалогическая и монологическая речь;

составление рассказов по предметным, сюжетным картинам, картинам с

последовательно развивающими событиями, творческое рассказывание, из

личного опыта, пересказ сказок и рассказов, заучивание стихов.

3. Подготовить:

- презентацию или мастер-класс для педагогов на тему: «Использование

метода

моделирования на занятиях по развитию связной речи»;

- картотеки: таблицы, мнемодорожки, пиктограммы, предметные картинки

для

составления описательных рассказов, сюжетные картинки по русским

народным

сказкам, «Произведения для пересказа», «Сюжетные, пейзажные картины».

Обоснование выбранной темы: «Моделирование, как одно из средств

формирования связной речи в коррекционной работе с детьми» стала

актуальна в наши дни.

Внедрения

нетрадиционных

методов

в

образовательную

сферу

в

дошкольные учреждения стала так же востребована. Коррекция недостатков

речи дошкольников требует систематических занятий, отнимает много сил и

времени как у педагога, так и у детей. Большинство детей, посещающих

логопедические пункты, имеют проблемы в развитии восприятия, внимания,

памяти,

мыслительной

деятельности,

различную

степень

моторного

недоразвития и сенсорных функций, пространственных представлений,

особенности

приема

и

переработки

информации.

У

дошкольников

наблюдается

снижение

интереса

к

обучению,

нежелание

посещать

дополнительные занятия, повышение утомляемости. Чтобы заинтересовать

их,

сделать

обучение

осознанным,

нужны

нестандартные

подходы,

индивидуальные программы развития, новые технологии.

Использование нетрадиционных методов на занятиях по логопедии в

детском саду позволяет добиться устойчивого внимания и поддержания

интереса на протяжении всего занятия. Положительным моментом является и

то, что применение нетрадиционных методов направлено на включение в

работу всех анализаторных систем.

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного

образования

определяет

целевые

ориентиры,

т.е.

социальные

и

психологические характеристики личности ребёнка на этапе завершения

дошкольного

образования,

среди

которых

речь

занимает

одно

из

центральных мест, как самостоятельно формируемая функция, а именно: к

завершению дошкольного образования ребёнок хорошо понимает устную

речь и может выражать свои мысли и желания.

Для

достижения

целевых

ориентиров

необходима

систематическая

профилактика и коррекция речевых нарушений у детей. Но информационная

плотность дошкольной ступени обучения детей и подготовка их к школе

столь велика, что накладывает на учителя-логопеда комплекс сложных задач,

поиска таких форм и методов работы по исправлению речевых нарушений,

которые были бы эффективны, но не перегружали бы ребёнка.

Процесс подачи материала на логопедическом занятии должен быть

несколько другой, более индивидуализированный. Решить эту задачу можно

с помощью нетрадиционных методов работы.

Актуальность:

Ещё

К.

Д.

Ушинский

говорил:

«Учите

ребёнка

каким-нибудь

неизвестным ему пяти словам – он будет долго и напрасно мучится, но

свяжите двадцать таких же слов с картинками, и он их усвоит на лету». Ни

для кого не секрет, что в настоящее время всё чаще у детей наблюдаются

следующие проблемы: скудный словарный запас, неумение согласовывать

слава

в

предложении,

нарушение

звукопроизношения,

внимания,

несовершенно логическое мышление.

Специалисты

отмечают

рост

числа

дошкольников,

имеющих

нарушения речевого развития. Причинами этого роста являются:

общая соматическая ослабленность детей;

педагогическая некомпетентность родителей;

увеличение нарушений перинатального развития детей;

эмоциональные депривации в семье (

ребёнок

лишен эмоциональных

реакций, исходящих от других людей

), берущие начало еще в младенческом

возрасте.

И в итоге: в средней группе детского сада обнаруживается до 60%

воспитанников, имеющих нарушения речевого развития.

Так же у детей отмечаются нарушения формирования высших психических

функций,

что

препятствует

эффективной

коррекции

всей

речевой

деятельности:

– ограниченный объем зрительного и слухового восприятия усложняет

процесс запоминания и усвоения;

– нарушение внимания приводит к трудностям в выполнении заданий на

основе словесной инструкции;

– отставания в развитии мыслительных операций вызывают затруднения в

овладении анализом и синтезом, сравнением и обобщением.

Поэтому педагогическое воздействие при развитии речи дошкольников –

очень сложное дело. Необходимо научить детей связно, последовательно,

грамматически правильно излагать свои мысли, рассказывать о различных

событиях из окружающей жизни.

Работая по выбранной теме, я руководствовалась следующей идеей:

способность запоминать зависит в первую очередь не от памяти, а от

мышления и внимания. Нарушения в работе этих психических процессов

делают практически невозможным произвольное запоминание – мозг не

хранит информацию в привычном смысле слова, он способен сохранять

только внутренние связи между объектами.

Наглядно-действенное и особенно наглядно-образное мышление тесно

связаны с речью.

Для того чтобы слово стало употребляться как самостоятельное

средство

мышления,

позволяющее

решать

умственные

задачи

без

использования

образов,

ребёнок

должен

усвоить

выработанные

человечеством понятия, т. е. знания об общих и существенных признаках

предметов и явлений действительности, закреплённые в словах. А чтобы

дошкольнику было легче это усвоить, и используются схемы, модели и

мнемотаблицы.

Поэтому, взяв в основу исследования великих педагогов, как С.Л.

Рубинштейна,

А.М.

Леушиной

и

Л.С.

Выготского,

осознав

эффективность наглядного материала, пользуясь готовыми схемами,

изменяя

и

совершенствуя

их,

я

решила

использовать

приёмы

моделирования именно в своей коррекционной работе по развитию речи

детей.

Реализуя данную технологию, я поставила перед собой следующие

задачи:

– помочь детям в упорядочивании и систематизации познавательной

информации об окружающем;

– обогащать словарный запас детей, развивать связную речь;

– учить последовательности, логичности, полноте и связности изложения;

– развивать мышление, внимание, воображение, речеслуховую и зрительную

память;

– снять речевой негативизм, воспитать у детей потребность в речевом

общении для лучшей адаптации в современном обществе;

– развивать мелкую моторику у детей.

Наглядное

моделирование

это

воспроизведение

существенных

свойств

изучаемого

объекта,

создание

его

заместителя и работа с ним.

Моделирование состоит из следующих этапов:

— усвоение и анализ сенсорного материала;

— перевод его на знаково-символический язык;

— работа с моделью.

Формирование навыков наглядного моделирования происходит в определенной

последовательности с постоянным повышением доли самостоятельного участия

дошкольников.

При

развитии

навыков

наглядного

моделирования

решаются

следующие дидактические задачи:

- знакомство с графическим способом представления информации;

- развитие умения дешифровки модели;

- формирование навыка самостоятельного моделирования.

На разных возрастных этапах и в зависимости от индивидуальных

способностей

детей

используются

различные

приемы

наглядного

моделирования: пиктограммы, заместители, мнемотаблицы.

Демонстрация методов работы

Эффективные приемы работы на основе наглядного моделирования.

Один из приемов работы – использование пиктограмм.

Пиктограмма

символическое

изображение,

заменяющее

слова.

Пиктограммы относятся к невербальным средствам общения и могут

использоваться в следующих качествах:

– как средство временного общения, когда ребенок пока не говорит, но

в перспективе может овладеть звуковой речью;

– как средство, облегчающее развитие общения, речи, когнитивных

функций;

– как подготовительный этап к освоению письма и чтения детьми.

То есть, в старшем возрасте пиктограммы, обозначающие тот или иной

предмет, заменяются единым графическим символом – прямой линией. Это

позволяет ребёнку самостоятельно мыслить;

- Общим графическим символом к словам-признакам является волнистая

линия.

- Общим графическим символом к словам-действиям является стрелка.

Пиктограммы.

Слова - предметы: гриб, мост, заяц, человек, река;

Слова-признаки: большой, маленький, грустный, веселый;

Слова-действия: ползает, прыгает, летает, ходит, бегает, растет,

светит; указывает.

(Подумайте, какие слова-действия обозначены этими пиктограммами)

Для создания пиктограмм к предлогам можно взять за основу квадрат.

Местоположение

точки

или

стрелки

подсказывает,

какой

предлог

используется.

Символы-предлоги: в, от, над, на, через, из и т.д;

Пользуясь такими пиктограммами, мы побуждаем ребёнка к речевой

активности.

Следующий прием моделирования – это мнемоквадраты.

Мнемоквадраты

-

отдельный

схематичный

рисунок

с

определенной информацией. Применяют их обычно для младших групп.

Это яркие одиночные изображения, которые могут обозначать какое-то

слово, словосочетание, характеристику предмета или образ действия. После

усвоения простых карточек педагог усложняет задание, предлагая ребенку

готовую мнемодорожку, — квадрат из 4 картинок. «Прогуливаясь» по ним

ребенок учится составлять простой рассказ в два-три предложения.

Следующий прием моделирования это – мнемотаблицы.

Мнемотаблица – это схема, в которую заложена определенная

информация. Что можно изобразить на мнемотаблице? В мнемотаблице

можно изображать практически все – т.е. производится графическое или

частично графическое изображение персонажей сказки, явлений природы,

некоторых действий, т.е. можно нарисовать то, что посчитаете нужным. Но

изобразить так, чтобы нарисованное было понятно детям. Для детей

младшего и среднего дошкольного возраста я рекомендую использовать

цветные мнемотаблицы, т.к. еще идет формирование сенсорных эталонов.

Последовательность работы с мнемотаблицами:

– рассматривание таблицы;

– перекодирование информации, преобразование предложенного материала

из символов в образы;

– воспроизведение материала (пересказ, заучивание текста, составление

рассказа…)

Мнемотаблицы могут быть предметные, предметно - схематические и

схематические. Если дети, справились с предметной моделью, то задание

усложняется:

даётся

предметно

схематическая

модель.

Этот

вид

мнемотаблиц включает меньшее количество изображений. И только после

этого дается схематическая мнемотаблица.

Критериями

усвоения

являются:

правильное

воспроизведение

материала, умение самостоятельно расшифровывать символы.

Мнемотаблицы используются для:

Заучивания стихов, загадок, пословиц;

Пересказа текстов;

Составления описательных рассказов;

Составления рассказов по сюжетной и пейзажной картине

Мнемотаблицы так же эффективны при разучивании стихотворений.

Суть заключается в том, что на каждое слово или маленькое словосочетание

придумывается картинка – символ, изображающая действие или предмет;

таким образом, все стихотворение зарисовывается схематически.

Этапы работы над стихотворением:

1. Взрослый выразительно читает стихотворение.

2. Взрослый сообщает, что это стихотворение ребенок будет учить

наизусть. Затем еще раз читает стихотворение с опорой на мнемотаблицу.

3. Взрослый задает вопросы по содержанию стихотворения, помогая

ребенку уяснить основную мысль.

4. Взрослый выясняет, какие слова непонятны ребенку, объясняет их

значение в доступной для ребенка форме.

5.

Взрослый читает отдельно каждую строчку стихотворения.

Ребенок повторяет ее с опорой на мнемотаблицу.

6. Ребенок рассказывает стихотворение с опорой на мнемотаблицу.

Пример стихотворений:

Осень.

"Осень, осень" (для детей старшей группы)

Осень, осень к нам идет,

Что же осень нам несет?

Листики цветные,

Ягоды лесные,

Овощи к обеду,

Много туч на небе.

Мнемотаблица к стихотворению «В руки фрукты мы берем ...»

В руки фрукты мы берем

И в корзинку их кладем:

Слива, персик, апельсин,

Груша, киви, мандарин.

Пересказ - более легкий вид монологической речи, так как он

придерживается авторской композиции произведения, в нем используется

готовый авторский сюжет и готовые речевые формы и приемы. Это в какой-

то степени отраженная речь с известной долей самостоятельности. В

процессе обучения пересказу ребенок получает элементарные знания о

строении связного высказывания, набирает практический опыт говорения,

что является своего рода ступенькой к достижению главной цели -

овладению связной монологической речью.

Картинно-графический план, выполненный в виде мнемотаблицы,

помогает детям запомнить и воспроизвести заданный рассказ, не «потерять»

значимые его части, служит стимулирующим средством, как и любая

наглядность, повышает познавательный интерес и мотивацию к учебной

деятельности, побуждает ребенка анализировать и рассуждать.

Если на первоначальном этапе обучения детям даётся готовая

мнемотаблица, то в последующем, ребёнок может сам с помощью

пиктограмм,

символов

составить

для

себя

план

пересказа.

Важно

проконтролировать, чтобы последовательность событий не была упущена.

Наглядная схема выступает в качестве плана речевого высказывания.

Ребенок знает, с чего он может начать, чем продолжить и уточнить свой

рассказ, а также как его завершить.

Составление рассказов

значительно сложнее пересказа готового

текста и в известной степени базируется на овладении навыками пересказа.

Дети испытывают трудности в построении сюжета, и снова им на помощь

приходит картинно-графический план или мнемотаблица.

Она служит

моделью рассказа, и ребенку, при наличии наглядной опоры остается

самостоятельно подобрать лексический материал, построить предложения.

Особенно ощутимую помощь картинно-графический план оказывает в

составлении описательных рассказов.

Описание

задействует

все

психические

функции

(восприятие,

внимание, память, мышление). Дети не располагают теми знаниями, которые

приобретают в течение жизни. Чтобы описать предмет, его надо осознать, а

осознание - это анализ. Что ребенку очень трудно. Здесь важно научить

ребенка сначала выделять признаки предмета.

Примеры мнемотаблиц:

-для описания предмета;

-для описания овощей (фруктов);

-для описания одежды;

-для описания времени года.

Для рассказа по сюжетной картине

картинно-графический план

просто

необходим.

Ребенку

трудно

«сконструировать

ситуацию»,

изображенную на картине, придумать развитие событий и грамотно

закончить свой рассказ. В практике работы в детском саду самым сложным

является

рассказывание

по

картине

какого-либо

художника.

После

совместного рассматривания картины можно даже нужно дать картинно-

графический план. Даже если ребенок скажет по одному предложению по

каждому пункту плана, уже получится небольшой рассказ.

Нельзя не отметить, что не менее эффективным

использованием

приема моделирования, как в коррекции лексико-грамматической стороны

речи и на индивидуальных логопедических занятиях по автоматизации и

дифференциации звуков, в работе с детьми отмечается, что для точного

повторения стихотворного текста, скороговорок достаточно схематичного

изображения отдельных частей Мнемотаблиц.

Как показывает практика, использование системы мнемотехники

позволяет

ускорить

процесс

по

автоматизации

и

дифференциации

поставленных

звуков,

облегчит

запоминание

и

последующее

воспроизведение целостного образа в рифмованной форме.

Таким образом, постепенно осуществляется переход от творчества

педагога к совместному творчеству ребенка со взрослым.

Объяснение причин интереса к данной теме, её актуальность

Как я уже говорила, одна из актуальных проблем при переходе детей из

детского

сада

в

школу

это

качество

связной

речи

будущих

первоклассников. В зоне особого внимания находятся монологические

способности:

программирование

высказывания,

составление

рассказов,

пересказ.

Использование приёмов моделирования вызывает у детей интерес к

словотворчеству.

Эмоциональное

отношение

к

речевой

деятельности

повышает

их

познавательный

интерес

и

оказывает

положительное

воздействие на процесс формирование связной речи. Кроме этого работа с

моделями

оказывает

положительное

воздействие

на

все

стороны

психического развития детей.

Использование

приемов

наглядного

моделирования

помогает

задействовать все виды памяти (зрительную, слуховую, двигательную при

использовании приема зарисовки таблицы с детьми), таким образом, с

помощью мнемотаблиц, схем - моделей удаётся достичь следующих

результатов:

у детей увеличивается круг знаний об окружающем мире;

появляется желание пересказывать тексты, придумывать интересные

истории;

появляется интерес к заучиванию стихов и потешек;

словарный запас выходит на более высокий уровень;

дети преодолевают робость, застенчивость, учатся свободно держаться

перед аудиторией

.

поддерживается

интерес

дошкольников

к

активной

речевой

деятельности.

Я считаю, моделирование можно и нужно использовать на всех этапах

обучения для облегчения процесса становления осмысленного связного

высказывания у дошкольников.

Но

всё

же

хочется

подчеркнуть,

что

мнемотехникой

не

ограничивается вся работа по развитию связной речи у детей. Это –

прежде

всего

как

начальная,

«пусковая»,

наиболее

значимая

и

эффективная работа,

так как использование приёмов моделирования

позволяет

детям

легче

воспринимать

и

перерабатывать

зрительную

информацию, сохранять и воспроизводить её.



В раздел образования