Автор: Малюга Татьяна Сергеевна
Должность: учитель английского языка
Учебное заведение: МБОУ "СОШ № 8"
Населённый пункт: город Новокузнецк, Кемеровская область
Наименование материала: статья
Тема: Нетрадиционные формы урока иностранного языка как один из способов повышения эффективности обучения и интереса к иностранному языку
Раздел: среднее образование
Нетрадиционные формы урока иностранного языка как один из способов повышения
эффективности обучения и интереса к иностранному языку
В настоящее время большее внимание уделяется человеку как личности — его сознанию,
духовности, культуре, нравственности и интеллектуальному потенциалу. Соответственно,
внимание методистов и учителей направлено на поиск резервов для совершенствования урока
иностранного языка, на повышение его эффективности, а следовательно, и повышение качества
обучения. Всему этому способствует включение в учебный процесс нестандартных форм урока,
которые способствуют повышению уровня мотивации изучения иностранного языка на разных
этапах, связи учебного материала с жизненными ситуациями, развитию самостоятельности, и
творческой инициативы школьников. [1, с. 77]. В школах должен происходить постоянный поиск,
цель которого — найти новые формы и приемы, позволяющие слить в единый процесс работу по
образованию, развитию и воспитанию учащихся на всех этапах обучения. Пути и способы
реализации этих принципов должны быть в значимой степени творческими, нетрадиционными и в
то же время эффективными. Нетрадиционные формы урока английского языка реализуются, как
правило, после изучения какой-либо темы или несколько тем, выполняя функции обучающего
контроля. Такие уроки проходят в необычной, нетрадиционной обстановке. Подобная смена
привычной обстановки целесообразна, поскольку она создает атмосферу праздника при
подведении итогов проделанной работы, снимает психический барьер, возникающий в
традиционных условиях из-за боязни совершить ошибку. На таких уроках удается достичь разных
целей методического, педагогического и психологического характера. [4, с. 59]. Методически
высоко эффективными, реализующими нетрадиционные формы обучения, развития и воспитания
учащихся являются урок-спектакль, урок-праздник, видеоурок, урок-экскурсия, урок-интервью и
другие формы занятий. [1, с. 114].
Видеоурок
Важной задачей учителя является создание реальных и воображаемых ситуаций общения на
уроке иностранного языка с использованием различных приемов работы, так как овладеть
коммуникативной компетенцией на английском языке, не находясь в стране изучаемого языка,
весьма трудно. Не менее важным считается приобщение школьников к культурным ценностям
народа — носителя языка. В этих целях большое значение имеют аутентичные материалы, в том
числе видеофильмы. Их использованиеактивизирует мыслительную и речевую деятельность
учащихся, развивает их интерес к литературе, служит лучшему усвоению изучаемого материала, а
также углубляет знание материала, поскольку при этом происходит процесс запоминания. Во
время просмотра в классе возникает атмосфера совместной познавательной деятельности. [2, с.
39].
Урок-экскурсия
В наше время, когда все шире и шире развиваются связи между разными странами и народами,
знакомство с русской национальной культурой становится необходимым элементом процесса
обучения иностранного языка. Ученик должен уметь провести экскурсию по городу, рассказать
иностранным гостям о самобытности русской культуры. Принцип диалога культур предполагает
использование культуроведческого материала о родной стране, который позволяет развивать
культуру представления родной страны, а также формировать представления о культуре стран
изучаемого языка. [3, с. 13]. Урок-спектакль Эффективной и продуктивной формой обучения
является урок-спектакль. Использование художественных произведений зарубежной литературы
на уроках иностранного языка совершенствует произносительные навыки учащихся, обеспечивает
создание коммуникативной, познавательной и эстетической мотивации. Такой вид работы
активизирует мыслительную и речевую деятельность учащихся, развивает их интерес к
литературе, служит лучшему усвоению культуры страны изучаемого языка, а также углубляет
знание языка, поскольку при этом происходит процесс запоминания лексики.
Урок-праздник
Весьма интересной и плодотворной формой проведения уроков является урок-праздник. Эта
форма урока расширяет знания учащихся о традициях и обычаях, существующих в англоязычных
странах и развивает у школьников способности к иноязычному общению, позволяющих
участвовать в различных ситуациях межкультурной коммуникации.
Урок-интервью
Урок-интервью — это своеобразный диалог по обмену информацией. На таком уроке, как
правило, учащиеся овладевают определенным количеством частотных клише и пользуются ими в
автоматическом режиме. Оптимальное сочетание структурной повторяемости обеспечивает
прочность и осмысленность усвоения. [4, с. 60]. Подготовка и проведение урока подобного типа
стимулирует учащихся к дальнейшему изучению иностранного языка, способствует углублению
знаний в результате работы с различными источниками, а также расширяет кругозор.
Урок-мюзикл
Методические преимущества песенного творчества в обучении иностранному языку очевидны.
Известно, что в Древней Греции многие тексты разучивались пением, а во многих школах Франции
это практикуется сейчас. [5, с. 96]. Урок-мюзикл содействует эстетическому и нравственному
воспитанию школьников, более полно раскрывает творческие способности каждого ученика.
Литература:
Ю. К. Бабинский. Педагогика. М.: Просвещение, 1983.
Владимирова Л. П. Интернет на уроках иностранного языка // ИЯШ — 2002 —
№
3.
Елухина Н. В. Роль дискурса в межкультурной коммуникации и методика формирования
дискурсивной компетенции // ИЯШ — 2002 —
№
3.
Корнилова Л. А. Социокультурная компетенция как одна из составляющих профессионального
мастерства учителя иностранного языка. Международный сборник научных трудов / Отв. ред.: В.
М. Курицын. — Шуя: Изд-во Весть, ШГПУ, 2002.
Кулагин П. Г. Межпредметные связи в процессе обучения. — М.: Просвещение, 1980.