Напоминание

Нетрадиционные формы урока иностранного языка как один из способов повышения эффективности обучения и интереса к иностранному языку


Автор: Малюга Татьяна Сергеевна
Должность: учитель английского языка
Учебное заведение: МБОУ "СОШ № 8"
Населённый пункт: город Новокузнецк, Кемеровская область
Наименование материала: статья
Тема: Нетрадиционные формы урока иностранного языка как один из способов повышения эффективности обучения и интереса к иностранному языку
Раздел: среднее образование





Назад




Нетрадиционные формы урока иностранного языка как один из способов повышения

эффективности обучения и интереса к иностранному языку

В настоящее время большее внимание уделяется человеку как личности — его сознанию,

духовности, культуре, нравственности и интеллектуальному потенциалу. Соответственно,

внимание методистов и учителей направлено на поиск резервов для совершенствования урока

иностранного языка, на повышение его эффективности, а следовательно, и повышение качества

обучения. Всему этому способствует включение в учебный процесс нестандартных форм урока,

которые способствуют повышению уровня мотивации изучения иностранного языка на разных

этапах, связи учебного материала с жизненными ситуациями, развитию самостоятельности, и

творческой инициативы школьников. [1, с. 77]. В школах должен происходить постоянный поиск,

цель которого — найти новые формы и приемы, позволяющие слить в единый процесс работу по

образованию, развитию и воспитанию учащихся на всех этапах обучения. Пути и способы

реализации этих принципов должны быть в значимой степени творческими, нетрадиционными и в

то же время эффективными. Нетрадиционные формы урока английского языка реализуются, как

правило, после изучения какой-либо темы или несколько тем, выполняя функции обучающего

контроля. Такие уроки проходят в необычной, нетрадиционной обстановке. Подобная смена

привычной обстановки целесообразна, поскольку она создает атмосферу праздника при

подведении итогов проделанной работы, снимает психический барьер, возникающий в

традиционных условиях из-за боязни совершить ошибку. На таких уроках удается достичь разных

целей методического, педагогического и психологического характера. [4, с. 59]. Методически

высоко эффективными, реализующими нетрадиционные формы обучения, развития и воспитания

учащихся являются урок-спектакль, урок-праздник, видеоурок, урок-экскурсия, урок-интервью и

другие формы занятий. [1, с. 114].

Видеоурок

Важной задачей учителя является создание реальных и воображаемых ситуаций общения на

уроке иностранного языка с использованием различных приемов работы, так как овладеть

коммуникативной компетенцией на английском языке, не находясь в стране изучаемого языка,

весьма трудно. Не менее важным считается приобщение школьников к культурным ценностям

народа — носителя языка. В этих целях большое значение имеют аутентичные материалы, в том

числе видеофильмы. Их использованиеактивизирует мыслительную и речевую деятельность

учащихся, развивает их интерес к литературе, служит лучшему усвоению изучаемого материала, а

также углубляет знание материала, поскольку при этом происходит процесс запоминания. Во

время просмотра в классе возникает атмосфера совместной познавательной деятельности. [2, с.

39].

Урок-экскурсия

В наше время, когда все шире и шире развиваются связи между разными странами и народами,

знакомство с русской национальной культурой становится необходимым элементом процесса

обучения иностранного языка. Ученик должен уметь провести экскурсию по городу, рассказать

иностранным гостям о самобытности русской культуры. Принцип диалога культур предполагает

использование культуроведческого материала о родной стране, который позволяет развивать

культуру представления родной страны, а также формировать представления о культуре стран

изучаемого языка. [3, с. 13]. Урок-спектакль Эффективной и продуктивной формой обучения

является урок-спектакль. Использование художественных произведений зарубежной литературы

на уроках иностранного языка совершенствует произносительные навыки учащихся, обеспечивает

создание коммуникативной, познавательной и эстетической мотивации. Такой вид работы

активизирует мыслительную и речевую деятельность учащихся, развивает их интерес к

литературе, служит лучшему усвоению культуры страны изучаемого языка, а также углубляет

знание языка, поскольку при этом происходит процесс запоминания лексики.

Урок-праздник

Весьма интересной и плодотворной формой проведения уроков является урок-праздник. Эта

форма урока расширяет знания учащихся о традициях и обычаях, существующих в англоязычных

странах и развивает у школьников способности к иноязычному общению, позволяющих

участвовать в различных ситуациях межкультурной коммуникации.

Урок-интервью

Урок-интервью — это своеобразный диалог по обмену информацией. На таком уроке, как

правило, учащиеся овладевают определенным количеством частотных клише и пользуются ими в

автоматическом режиме. Оптимальное сочетание структурной повторяемости обеспечивает

прочность и осмысленность усвоения. [4, с. 60]. Подготовка и проведение урока подобного типа

стимулирует учащихся к дальнейшему изучению иностранного языка, способствует углублению

знаний в результате работы с различными источниками, а также расширяет кругозор.

Урок-мюзикл

Методические преимущества песенного творчества в обучении иностранному языку очевидны.

Известно, что в Древней Греции многие тексты разучивались пением, а во многих школах Франции

это практикуется сейчас. [5, с. 96]. Урок-мюзикл содействует эстетическому и нравственному

воспитанию школьников, более полно раскрывает творческие способности каждого ученика.

Литература:

Ю. К. Бабинский. Педагогика. М.: Просвещение, 1983.

Владимирова Л. П. Интернет на уроках иностранного языка // ИЯШ — 2002 —

3.

Елухина Н. В. Роль дискурса в межкультурной коммуникации и методика формирования

дискурсивной компетенции // ИЯШ — 2002 —

3.

Корнилова Л. А. Социокультурная компетенция как одна из составляющих профессионального

мастерства учителя иностранного языка. Международный сборник научных трудов / Отв. ред.: В.

М. Курицын. — Шуя: Изд-во Весть, ШГПУ, 2002.

Кулагин П. Г. Межпредметные связи в процессе обучения. — М.: Просвещение, 1980.



В раздел образования