Напоминание

"СЮЖЕТНО-РОЛЕВЫЕ ИГРЫ В ЖИЗНИ СОВРЕМЕННОГО ДОШКОЛЬНИКА"


Авторы: Гардзюлис Татьяна Сергеевна, Ведерникова Светлана Викторовна
Должность: воспитатели
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад №36"
Населённый пункт: Новокузнецк
Наименование материала: Статья
Тема: "СЮЖЕТНО-РОЛЕВЫЕ ИГРЫ В ЖИЗНИ СОВРЕМЕННОГО ДОШКОЛЬНИКА"
Раздел: дошкольное образование





Назад




«СЮЖЕТНО-РОЛЕВЫЕ ИГРЫ В ЖИЗНИ СОВРЕМЕННОГО ДОШКОЛЬНИКА»

Значение сюжетно-ролевых игр для развития ребенка трудно переоценить. Исполняя ту

или иную роль в игре, дошкольник учится говорить и договариваться, следовать правилам

и принимать свои первые самостоятельные решения, переосмысливает все вокруг,

формирует собственное мнение о происходящих событиях, отношение к сверстникам и

взрослым.

Игра – это возможность для ребенка оказаться в мире взрослых, самому разобраться в

системе взрослых отношений . На раннем этапе ребенок учится подражать действиям

взрослых (мама кормит ребенка, ребенок кормит куклу). Со временем ребенок осознает,

что цепочка действий несколько сложнее, и он начинает воспроизводить ее (сначала

приготовить, потом покормить). Знания маленького человека о мире ежедневно

расширяются. Все увиденное ребенок начинает воспроизводить в игре.

С возрастом в игре начинают преобладать сложные многоплановые сюжеты.

Дошкольнику уже недостаточно манипуляций с игрушками, ему необходим полноценный

партнер, способный брать на себя ту ли иную роль. Найти себе такого партнера дома для

ребенка проблематично: родители много работают, братьев и сестер нет, или они

значительно отличаются по возрасту. Детский сад может и должен стать тем местом, где

ребенок сможет примерять на себя различные социальные роли. Игры детей в

дошкольных образовательных учреждениях напрямую зависят от их возрастных

особенностей. Так дети младшего возраста охотно играют в бытовые игры, где им нужно

подражать различным трудовым действиям взрослых. Обычно это игры в семью, врача,

водителя и т.д. Такие игры имеют достаточно простой сюжет. Действия, как правило,

однообразны и часто повторяются. Роли не всегда обозначены. По форме это игра рядом

или одиночная игра. Дети охотно играют со взрослым. Самостоятельней игра

кратковременна. В этом возрасте стимулом возникновения игры является игрушка или

предмет-заместитель, ранее использованный в игре. На этом этапе дети только учатся

самостоятельно выбирать себе роль, выполняют небольшую цепочку последовательных

действий. Ребенку младшего дошкольного возраста требуется помощь взрослого как в

придумывании сюжета, так и в выстраивании цепочки действий. Иногда возникает

необходимость показать, как следует выполнять те или иные трудовые действия. Дети

среднего возраста способны не только самостоятельно придумать сюжет и выполнить

последовательную цепочку действий, но и отразить в игре отношения взрослых. Они

учатся договариваться, командовать и подчинятся, уступать друг другу. Сюжеты

становятся сложнее и разнообразнее. На этом этапе взрослый помогает детям

разнообразить сюжеты игр. Воспитатель может и сам стать участником игры, взяв на себя

наиболее сложную роль, показав при этом, как еще

Можно играть. Впоследствии дети сами с удовольствием будут выбирать эту роль,

пользуясь полученным опытом. В старшей и подготовительной группах сюжетно-ролевые

игры достигают своего максимального развития. Дети могут играть в одну и ту же игру

достаточно продолжительное время. В играх отражаются не только бытовые и трудовые

ситуации, но и общественные, и экономические. Именно в этом возрасте дети начинают

задумываться над вопросом: кем я хочу стать, когда вырасту? В играх начинают

отражаться не только те ситуации, которые дети непосредственно видели, но и те, о

которых они узнали из телевидения, рассказов взрослых и т.д. На этом этапе взрослый

должен максимально разнообразить игру, подсказывая детям сюжеты, рассказывая им о

существующих профессиях.

Хорошим подспорьем в организации сюжетно-ролевых игр детей старшего дошкольного

возраста могут стать очные или виртуальные экскурсии. Современные реалии, с которыми

предстоит встретиться маленькому человеку, сильно отличаются от тех, которые были,

например, всего 20-30-лет назад. Общество предъявляет к подрастающему поколению все

новые и новые требования. Наряду с ранней профориентацией, которая иногда начинается

раньше, чем малыш сядет за школьную парту, существует запрос на человека, способного

легко адаптироваться в современном быстроменяющемся мире. В наши дни уже сложно

найти того, кто отработал всю свою жизнь на одном месте, имеет лишь одну запись в

трудовой книжке. Люди часто меняют не только место работы, но и профессию. Учитывая

это, проигрывание дошкольником максимально возможного количества социальных ролей

становится просто жизненно необходимым. Утрата популярности, а иногда и полное

исчезновение некоторых профессий, появление новых родов деятельности, расширение

социальных контактов людей не могут не сказаться на детских играх. Так, наряду с

такими хорошо всем известными играми, как «Больница», «Аптека» и «Магазин»,

появляются игры «Турагентство», «Банк», «Агентство недвижимости» и другие.

Некоторые игры становятся редкими, а то и вовсе бесследно исчезают. Другие сюжетно-

ролевые игры претерпевают значительные изменения. Так на смену обычной игры

«Парикмахерская» приходит более современная и, вместе с тем, сложнее организованная

«Салон красоты». От игры «Больница» отделилась и стала самодостаточной игра

«Стоматолог». Производители современных детских товаров предлагают широкий спектр

игровых наборов, включающих в себя атрибуты различных профессий. Однако иногда

такие наборы являются лишь помехой для хорошей интересной игры, так как они

ограничивают ребенка, лишая его возможности придумать самому необходимые

элементы. Так, играя в повара с набором «фабрика мороженого», ребенок невольно

становится «заложником» игрушки, он готовит различные виды мороженого и ничего

больше. В таких случаях непосредственной задачей взрослого становится создание

игровой ситуации, вынуждающей дошкольника выйти за предложенные создателями

игрушки границы. Можно не просто производить мороженое, но и продавать его, можно

развозить мороженое по магазинам, а можно расширить ассортимент и производить не

только мороженое, но и другие продукты питания. В игре ребенок проявляет себя, он не

только примеряет на себя различные социальные роли, но и прорабатывает сложные или

не понятные для себя ситуации. С помощью игры ребенок стремится справиться со

своими проблемами. Иногда дошкольнику трудно рассказать взрослому о своих страхах и

обидах, но наблюдательный взрослый непременно увидит это в игре. И здесь важно

помочь ребенку правильно проиграть ситуацию, сделать ее понятной. Посредством игры

можно воздействовать на мироощущение малыша, бороться со страхами, преодолевать

неуверенность. Управляя игрой детей, можно влиять на их отношения и .

Для успешной социализации маленького человека необходимо, чтобы сотрудники

дошкольного образовательного учреждения и его родители двигались в одном

направлении, были верными союзниками в вопросах воспитания. Без взаимодействия с

семьей работа воспитателя получается неполноценной. Поэтому, безусловно, важной

является просветительская работа с родителями. Многие родители думают, что игра – это

что-то неважное. Они наполняют жизнь малыша всевозможными развивающими

занятиями, забывая о том, что главная деятельность ребенка дошкольного возраста –

игровая. Еще одна проблема заключается в том, что зачастую родители не столько не

хотят, сколько не умеют играть. Поэтому необходимо ненавязчиво объяснить родителям,

какую важную роль в жизни ребенка играют сюжетно-ролевые игры. Необходимо

проводить консультации, на которых родители смогут ознакомиться с основными,

подходящими по возрасту их ребенку играми. Картотеки игр можно размещать и в

раздевалках, где родители ежедневно проводят некоторое количество времени, ожидая,

пока малыш поест или соберет игрушки. Таким образом, сюжетно-ролевые игры по-

прежнему занимают важное место в жизни современного ребенка. Посредством игры

дошкольник знакомится со сложным многогранным миром, учится жить в этом мире,

познает себя и окружающих. Активно играющий в детстве ребенок вырастет

самостоятельным инициативным взрослым.

Список литературы 1. Богачкина Н.А., Молодцова Л.А. Ролевые игры для детей. Москва.

Научная школа, 2009. Стр. 25-56. 2. Бойченко Н.А. « Сюжетно ролевые игры

дошкольников», Киев «Радянская школа», 2008. Стр. 18-26. 3. Краснощекова Н.В.

Сюжетно-ролевые игры для детей дошкольного возраста. Издание 3-е. Ростов на Дону,

2008.



В раздел образования