Авторы: Гардзюлис Татьяна Сергеевна, Ведерникова Светлана Викторовна
Должность: воспитатели
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад №36"
Населённый пункт: Новокузнецк
Наименование материала: Статья
Тема: "СЮЖЕТНО-РОЛЕВЫЕ ИГРЫ В ЖИЗНИ СОВРЕМЕННОГО ДОШКОЛЬНИКА"
Раздел: дошкольное образование
«СЮЖЕТНО-РОЛЕВЫЕ ИГРЫ В ЖИЗНИ СОВРЕМЕННОГО ДОШКОЛЬНИКА»
Значение сюжетно-ролевых игр для развития ребенка трудно переоценить. Исполняя ту
или иную роль в игре, дошкольник учится говорить и договариваться, следовать правилам
и принимать свои первые самостоятельные решения, переосмысливает все вокруг,
формирует собственное мнение о происходящих событиях, отношение к сверстникам и
взрослым.
Игра – это возможность для ребенка оказаться в мире взрослых, самому разобраться в
системе взрослых отношений . На раннем этапе ребенок учится подражать действиям
взрослых (мама кормит ребенка, ребенок кормит куклу). Со временем ребенок осознает,
что цепочка действий несколько сложнее, и он начинает воспроизводить ее (сначала
приготовить, потом покормить). Знания маленького человека о мире ежедневно
расширяются. Все увиденное ребенок начинает воспроизводить в игре.
С возрастом в игре начинают преобладать сложные многоплановые сюжеты.
Дошкольнику уже недостаточно манипуляций с игрушками, ему необходим полноценный
партнер, способный брать на себя ту ли иную роль. Найти себе такого партнера дома для
ребенка проблематично: родители много работают, братьев и сестер нет, или они
значительно отличаются по возрасту. Детский сад может и должен стать тем местом, где
ребенок сможет примерять на себя различные социальные роли. Игры детей в
дошкольных образовательных учреждениях напрямую зависят от их возрастных
особенностей. Так дети младшего возраста охотно играют в бытовые игры, где им нужно
подражать различным трудовым действиям взрослых. Обычно это игры в семью, врача,
водителя и т.д. Такие игры имеют достаточно простой сюжет. Действия, как правило,
однообразны и часто повторяются. Роли не всегда обозначены. По форме это игра рядом
или одиночная игра. Дети охотно играют со взрослым. Самостоятельней игра
кратковременна. В этом возрасте стимулом возникновения игры является игрушка или
предмет-заместитель, ранее использованный в игре. На этом этапе дети только учатся
самостоятельно выбирать себе роль, выполняют небольшую цепочку последовательных
действий. Ребенку младшего дошкольного возраста требуется помощь взрослого как в
придумывании сюжета, так и в выстраивании цепочки действий. Иногда возникает
необходимость показать, как следует выполнять те или иные трудовые действия. Дети
среднего возраста способны не только самостоятельно придумать сюжет и выполнить
последовательную цепочку действий, но и отразить в игре отношения взрослых. Они
учатся договариваться, командовать и подчинятся, уступать друг другу. Сюжеты
становятся сложнее и разнообразнее. На этом этапе взрослый помогает детям
разнообразить сюжеты игр. Воспитатель может и сам стать участником игры, взяв на себя
наиболее сложную роль, показав при этом, как еще
Можно играть. Впоследствии дети сами с удовольствием будут выбирать эту роль,
пользуясь полученным опытом. В старшей и подготовительной группах сюжетно-ролевые
игры достигают своего максимального развития. Дети могут играть в одну и ту же игру
достаточно продолжительное время. В играх отражаются не только бытовые и трудовые
ситуации, но и общественные, и экономические. Именно в этом возрасте дети начинают
задумываться над вопросом: кем я хочу стать, когда вырасту? В играх начинают
отражаться не только те ситуации, которые дети непосредственно видели, но и те, о
которых они узнали из телевидения, рассказов взрослых и т.д. На этом этапе взрослый
должен максимально разнообразить игру, подсказывая детям сюжеты, рассказывая им о
существующих профессиях.
Хорошим подспорьем в организации сюжетно-ролевых игр детей старшего дошкольного
возраста могут стать очные или виртуальные экскурсии. Современные реалии, с которыми
предстоит встретиться маленькому человеку, сильно отличаются от тех, которые были,
например, всего 20-30-лет назад. Общество предъявляет к подрастающему поколению все
новые и новые требования. Наряду с ранней профориентацией, которая иногда начинается
раньше, чем малыш сядет за школьную парту, существует запрос на человека, способного
легко адаптироваться в современном быстроменяющемся мире. В наши дни уже сложно
найти того, кто отработал всю свою жизнь на одном месте, имеет лишь одну запись в
трудовой книжке. Люди часто меняют не только место работы, но и профессию. Учитывая
это, проигрывание дошкольником максимально возможного количества социальных ролей
становится просто жизненно необходимым. Утрата популярности, а иногда и полное
исчезновение некоторых профессий, появление новых родов деятельности, расширение
социальных контактов людей не могут не сказаться на детских играх. Так, наряду с
такими хорошо всем известными играми, как «Больница», «Аптека» и «Магазин»,
появляются игры «Турагентство», «Банк», «Агентство недвижимости» и другие.
Некоторые игры становятся редкими, а то и вовсе бесследно исчезают. Другие сюжетно-
ролевые игры претерпевают значительные изменения. Так на смену обычной игры
«Парикмахерская» приходит более современная и, вместе с тем, сложнее организованная
«Салон красоты». От игры «Больница» отделилась и стала самодостаточной игра
«Стоматолог». Производители современных детских товаров предлагают широкий спектр
игровых наборов, включающих в себя атрибуты различных профессий. Однако иногда
такие наборы являются лишь помехой для хорошей интересной игры, так как они
ограничивают ребенка, лишая его возможности придумать самому необходимые
элементы. Так, играя в повара с набором «фабрика мороженого», ребенок невольно
становится «заложником» игрушки, он готовит различные виды мороженого и ничего
больше. В таких случаях непосредственной задачей взрослого становится создание
игровой ситуации, вынуждающей дошкольника выйти за предложенные создателями
игрушки границы. Можно не просто производить мороженое, но и продавать его, можно
развозить мороженое по магазинам, а можно расширить ассортимент и производить не
только мороженое, но и другие продукты питания. В игре ребенок проявляет себя, он не
только примеряет на себя различные социальные роли, но и прорабатывает сложные или
не понятные для себя ситуации. С помощью игры ребенок стремится справиться со
своими проблемами. Иногда дошкольнику трудно рассказать взрослому о своих страхах и
обидах, но наблюдательный взрослый непременно увидит это в игре. И здесь важно
помочь ребенку правильно проиграть ситуацию, сделать ее понятной. Посредством игры
можно воздействовать на мироощущение малыша, бороться со страхами, преодолевать
неуверенность. Управляя игрой детей, можно влиять на их отношения и .
Для успешной социализации маленького человека необходимо, чтобы сотрудники
дошкольного образовательного учреждения и его родители двигались в одном
направлении, были верными союзниками в вопросах воспитания. Без взаимодействия с
семьей работа воспитателя получается неполноценной. Поэтому, безусловно, важной
является просветительская работа с родителями. Многие родители думают, что игра – это
что-то неважное. Они наполняют жизнь малыша всевозможными развивающими
занятиями, забывая о том, что главная деятельность ребенка дошкольного возраста –
игровая. Еще одна проблема заключается в том, что зачастую родители не столько не
хотят, сколько не умеют играть. Поэтому необходимо ненавязчиво объяснить родителям,
какую важную роль в жизни ребенка играют сюжетно-ролевые игры. Необходимо
проводить консультации, на которых родители смогут ознакомиться с основными,
подходящими по возрасту их ребенку играми. Картотеки игр можно размещать и в
раздевалках, где родители ежедневно проводят некоторое количество времени, ожидая,
пока малыш поест или соберет игрушки. Таким образом, сюжетно-ролевые игры по-
прежнему занимают важное место в жизни современного ребенка. Посредством игры
дошкольник знакомится со сложным многогранным миром, учится жить в этом мире,
познает себя и окружающих. Активно играющий в детстве ребенок вырастет
самостоятельным инициативным взрослым.
Список литературы 1. Богачкина Н.А., Молодцова Л.А. Ролевые игры для детей. Москва.
Научная школа, 2009. Стр. 25-56. 2. Бойченко Н.А. « Сюжетно ролевые игры
дошкольников», Киев «Радянская школа», 2008. Стр. 18-26. 3. Краснощекова Н.В.
Сюжетно-ролевые игры для детей дошкольного возраста. Издание 3-е. Ростов на Дону,
2008.