Напоминание

Как помочь ребёнку с помощью сказки.


Автор: Благова Галина Викторовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "детский сад № 69"
Населённый пункт: г. Дзержинск Нижегородской обл.
Наименование материала: статья
Тема: Как помочь ребёнку с помощью сказки.
Раздел: дошкольное образование





Назад




Какие сказки читать детям

Как бы стремительно ни развивалось общество, как бы ни изменялись

взгляды на воспитание, ценности и установки, мы не можем представить

детство без сказки. И это абсолютно правильно, ведь сказка просто

необходима для гармоничного развития маленького человечка.

Главное предназначение сказок – поведать ребёнку об устройстве мира, о

том, по каким законам осуществляется жизнь в обществе. Другими словами,

сказки готовят ребёнка к будущей взрослой жизни. Кроме того, сказки

формируют нравственные ориентиры, прививая ребёнку представления о

хорошем и плохом, о добре и зле.

«Проживая» сюжет сказки, ребенок развивается эмоционально, учится

сопереживать, радоваться, огорчается вместе с героями, ищет выход из

проблемных ситуаций. Выходит, что чтение сказок для ребёнка – это не

просто отдых, это обучение в школе жизни. Именно поэтому родителям

стоит серьезно и с ответственностью подходить к сказкам в жизни малыша.

Психологи озвучивают мнение о том, что сказки даже в какой-то мере

формируют жизненный сценарий человека, ведь через сказки ребенок

усваивает стереотипы поведения, со сказок «считывает» модели социальных

ролей. Родителей подобные заявления очень впечатляют, и они порой

начинают жёстко фильтровать всё, что читается ребёнку.

Девочка через сказку усваивает роль хорошей хозяйки, желанной

женщины и доброй матери. Отрицательные героини тоже важны для девочек.

Например, злая мачеха в сказках – это так называемый «социальный тренер»,

который критикует, выказывает недовольство, наказывает. Это человек,

рядом с которым тренируются такие качества как терпение, умение прощать,

и эта мысль хорошо показана в сказке: если падчерица пойдёт на открытый

конфликт с мачехой – она останется ни с чем.

У мальчиков тоже есть свои роли: роль кормильца, роль мужчины,

способного принимать решения, роль защитника слабых и мастера своего

дела. Мальчик через сказки постигает те мужские задачи, которые

возложены на него обществом. Конечно, деление сказок на сказки для

девочек и сказки для мальчиков условное. И те, и другие нужно читать детям

обоих полов, ведь в каждом из нас есть и женское, и мужское начало.

Сказки настолько сильно влияют на сознание ребёнка, что в психологии

появилось целое направление «сказкотерапия», в рамках которого с

помощью сказок психологи работают с сильными эмоциями, страхами,

обидами ребёнка, помогают наладить отношения в семье и со сверстниками.

Помочь ребёнку с помощью сказки может не только специалист, но и мама.

Сборники с психологическими сказками, подобранными по разным темам,

можно найти в любом книжном магазине. Чаще всего в домашней практике

используются сказки от капризов, слёз, сказки для засыпания.

И для волшебных, и для «воспитательных» сказок справедливо правило:

чтобы сказка имела эффект, её нужно не только читать, но и обсуждать. Чем

старше ребёнок, тем более сложные и глубокие обсуждения нужны после

прочтения. Обсуждать можно героев, их качества, поступки, фантазировать

на тему сюжета (что было бы, если бы герой поступил по-другому). Причём

если ребенок не умеет читать сам, важно, чтобы сказку именно читали или

рассказывали взрослые, а не проигрывающие устройства.

Существуют сказки народные и авторские: И те, и другие несомненно

заслуживают внимания.

Народные сказки складывались веками, и, несмотря на внешнюю

простоту, все они имеют глубокий философский, психологический смысл.

Конечно, в первую очередь ребёнка нужно знакомить со сказками своего

народа: так он приобщается к родной культуре, усваивает национальные

ценности. Однако ограничивать ребёнка только сказками своего этноса не

стоит, тем более в наши дни, когда национальная идентичность в обществе

не так ярко выражена и есть тенденция к глобализации.

Авторские сказки тоже нужны и важны, но к ним родителям стоит

быть более критичными, потому что авторское произведение – это всегда

результат субъективного восприятия жизни и личные взгляды одного

конкретного человека, и мама с папой могут их не разделять.

Что касается признаков «правильной» сказки, то их можно выделить три:

1.

Добро всегда побеждает зло. Этот принцип не распространяется

на сказки-предупреждения, где лиса съела Колобка, мышка разбила

золотое яичко, а теремок рушится. У таких сказок особое назначение.

2.

Образный ряд. Слушая сказку, ребенок идентифицирует себя с

героями, поэтому их образы должны быть понятны, близки и симпатичны

маленькому человечку, кроме того, в них должен быть заложен глубокий

смысл.

3.

Стиль изложения. Даже народные сказки сейчас мы читаем уже

в чьей-то авторской обработке. Красивый язык сказок воспитывает в

ребёнке эстетическое чувство и помогает развитию речи.

При умелом использовании сказка действительно становится мощным

инструментом воспитания и развития ребёнка, но гнаться за воспитательным

эффектом не стоит. Для ребёнка чтение сказок – это увлекательная игра,

которая должна быть приносить удовольствие.



В раздел образования