Автор: Благова Галина Викторовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "детский сад № 69"
Населённый пункт: г. Дзержинск Нижегородской обл.
Наименование материала: статья
Тема: Как помочь ребёнку с помощью сказки.
Раздел: дошкольное образование
Какие сказки читать детям
Как бы стремительно ни развивалось общество, как бы ни изменялись
взгляды на воспитание, ценности и установки, мы не можем представить
детство без сказки. И это абсолютно правильно, ведь сказка просто
необходима для гармоничного развития маленького человечка.
Главное предназначение сказок – поведать ребёнку об устройстве мира, о
том, по каким законам осуществляется жизнь в обществе. Другими словами,
сказки готовят ребёнка к будущей взрослой жизни. Кроме того, сказки
формируют нравственные ориентиры, прививая ребёнку представления о
хорошем и плохом, о добре и зле.
«Проживая» сюжет сказки, ребенок развивается эмоционально, учится
сопереживать, радоваться, огорчается вместе с героями, ищет выход из
проблемных ситуаций. Выходит, что чтение сказок для ребёнка – это не
просто отдых, это обучение в школе жизни. Именно поэтому родителям
стоит серьезно и с ответственностью подходить к сказкам в жизни малыша.
Психологи озвучивают мнение о том, что сказки даже в какой-то мере
формируют жизненный сценарий человека, ведь через сказки ребенок
усваивает стереотипы поведения, со сказок «считывает» модели социальных
ролей. Родителей подобные заявления очень впечатляют, и они порой
начинают жёстко фильтровать всё, что читается ребёнку.
Девочка через сказку усваивает роль хорошей хозяйки, желанной
женщины и доброй матери. Отрицательные героини тоже важны для девочек.
Например, злая мачеха в сказках – это так называемый «социальный тренер»,
который критикует, выказывает недовольство, наказывает. Это человек,
рядом с которым тренируются такие качества как терпение, умение прощать,
и эта мысль хорошо показана в сказке: если падчерица пойдёт на открытый
конфликт с мачехой – она останется ни с чем.
У мальчиков тоже есть свои роли: роль кормильца, роль мужчины,
способного принимать решения, роль защитника слабых и мастера своего
дела. Мальчик через сказки постигает те мужские задачи, которые
возложены на него обществом. Конечно, деление сказок на сказки для
девочек и сказки для мальчиков условное. И те, и другие нужно читать детям
обоих полов, ведь в каждом из нас есть и женское, и мужское начало.
Сказки настолько сильно влияют на сознание ребёнка, что в психологии
появилось целое направление «сказкотерапия», в рамках которого с
помощью сказок психологи работают с сильными эмоциями, страхами,
обидами ребёнка, помогают наладить отношения в семье и со сверстниками.
Помочь ребёнку с помощью сказки может не только специалист, но и мама.
Сборники с психологическими сказками, подобранными по разным темам,
можно найти в любом книжном магазине. Чаще всего в домашней практике
используются сказки от капризов, слёз, сказки для засыпания.
И для волшебных, и для «воспитательных» сказок справедливо правило:
чтобы сказка имела эффект, её нужно не только читать, но и обсуждать. Чем
старше ребёнок, тем более сложные и глубокие обсуждения нужны после
прочтения. Обсуждать можно героев, их качества, поступки, фантазировать
на тему сюжета (что было бы, если бы герой поступил по-другому). Причём
если ребенок не умеет читать сам, важно, чтобы сказку именно читали или
рассказывали взрослые, а не проигрывающие устройства.
Существуют сказки народные и авторские: И те, и другие несомненно
заслуживают внимания.
Народные сказки складывались веками, и, несмотря на внешнюю
простоту, все они имеют глубокий философский, психологический смысл.
Конечно, в первую очередь ребёнка нужно знакомить со сказками своего
народа: так он приобщается к родной культуре, усваивает национальные
ценности. Однако ограничивать ребёнка только сказками своего этноса не
стоит, тем более в наши дни, когда национальная идентичность в обществе
не так ярко выражена и есть тенденция к глобализации.
Авторские сказки тоже нужны и важны, но к ним родителям стоит
быть более критичными, потому что авторское произведение – это всегда
результат субъективного восприятия жизни и личные взгляды одного
конкретного человека, и мама с папой могут их не разделять.
Что касается признаков «правильной» сказки, то их можно выделить три:
1.
Добро всегда побеждает зло. Этот принцип не распространяется
на сказки-предупреждения, где лиса съела Колобка, мышка разбила
золотое яичко, а теремок рушится. У таких сказок особое назначение.
2.
Образный ряд. Слушая сказку, ребенок идентифицирует себя с
героями, поэтому их образы должны быть понятны, близки и симпатичны
маленькому человечку, кроме того, в них должен быть заложен глубокий
смысл.
3.
Стиль изложения. Даже народные сказки сейчас мы читаем уже
в чьей-то авторской обработке. Красивый язык сказок воспитывает в
ребёнке эстетическое чувство и помогает развитию речи.
При умелом использовании сказка действительно становится мощным
инструментом воспитания и развития ребёнка, но гнаться за воспитательным
эффектом не стоит. Для ребёнка чтение сказок – это увлекательная игра,
которая должна быть приносить удовольствие.